Время души в лирике Жуковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 17:46, реферат

Описание

О творчестве В. А. Жуковского на сегодняшний день написано немало научных работ, рассматривающих его с разных точек зрения и изучающих достаточно различные аспекты. Все исследователи безоговорочно подтверждают огромное значение творчества и всей просветительской деятельности этого поэта для развития русского романтизма и всей русской литературы в целом.

Содержание

Введение ………………………………………………………………...…… 3

Глава 1. Время души в лирике Жуковского ………………………..……… 8

Глава 2. Историческое время в поэзии Жуковского ……………….……. 33

Заключение ………………………………………………………….……… 43

Примечания …………………………………………………………….…... 46

Библиография …………………………………………………...………….. 49

Работа состоит из  1 файл

жуковский.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение ………………………………………………………………...…… 3

Глава 1. Время души в лирике Жуковского ………………………..……… 8

Глава 2. Историческое время в поэзии Жуковского ……………….……. 33

Заключение ………………………………………………………….……… 43

Примечания …………………………………………………………….…... 46

Библиография …………………………………………………...………….. 49

Введение

О творчестве В. А. Жуковского на сегодняшний день написано немало научных работ, рассматривающих  его с разных точек зрения и  изучающих достаточно различные  аспекты. Все исследователи безоговорочно  подтверждают огромное значение творчества и всей просветительской деятельности этого поэта для развития русского романтизма и всей русской литературы в целом.

Вот что писал о  нем В. Г. Белинский: «Неизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе!.. Подвиг, которому награда - не простое упоминание в истории отечественной литературы, но вечное славное имя из рода в род». Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина ст. // Полное собрание сочинений. М., 1948. Т. 3. С. 255.

В. Г. Белинский был  одним из первых известных русских критиков и исследователей, проанализировавших творчество В. А. Жуковского, утверждавшим, что именно Жуковский «привел в русскую поэзию романтизм <…> путем подражания и заимствования - единственно возможного пути для литературы, не имевшей <…> корня в общественной почве и истории своей страны». Там же. С. 329.

Позднее изучением  творчества В. А. Жуковского занимались: А. Н. Веселовский, Г. А. Гуковский, В. В. Афанасьев, М. Бессараб, И. М. Семенко, В. И. Коровин, Р. В. Иезутитова, М. Янушевич и др.

Книга А. Н. Веселовского о В. А. Жуковском - это полное описание жизни и творчества поэта, анализ его лирики, определение круга  образов, наиболее характерных для  В. А. Жуковского. Ю. Манн утверждает, что  А. Н. Веселовский «… открыл своей работой «Поэзия чувства и сердечного воображения» собственно поэтическое изучение русского романтизма в целом». Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. М., 1995. С. 67. Выводы, сделанные А. Н. Веселовским в ходе изучения творчества В. А. Жуковского: «Поэзия Жуковского - это поэзия сентиментальной карамзинской эпохи, прожившая на островах блаженных в ожидании будущего…». Веселовский А. Н. Поэзия чувств и сердечного воображения. М., 1968. С. 21. Биографизм признается А. Н. Веселовским одним из формообразующих моментов поэтики. «Так сложилась из форм сентиментализма и ранних опытов сердца уныло мечтательная, личная поэтика В. А. Жуковского», Там же. С. 22. - пишет он.

Г. А. Гуковский однозначно считает В. А. Жуковского романтиком, в чьем творчестве романтизм «углубился в характер». Исследователь изучает стиль В. А. Жуковского, понимая под стилем широкий аспект элементов поэтики: и выбор предмета изображения, отношение к моментам действия, характер интроспекции. Гуковский считает: «Психологический романтизм Жуковского воспринимает весь мир через проблематику интроспекции». Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. С. 35.

И Веселовский и  Гуковский отмечают существование  в лирике В. А. Жуковского слов-символов, знаков состояния души, «clichй» - как  называет их А. Н. Веселовский.

И. ИМ. Семенко анализирует  творчество В. А. Жуковского с точки  зрения развития романтизма в целом  в Европе. Она подчеркивает, что  основной принцип романтической  поэтики - это дуализм - безысходный  конфликт либо внешнего мира и личности, это одна ветвь романтизма, либо внешнего и внутреннего мира, это вторая ветвь романтизма, т. е. философское двоемирие. В. А. Жуковского она причисляла, конечно, к представителям второй ветви.

Вот что пишет И. М. Семенко: «Идеей двоемирия проникнуты и элегии и баллады и песни Жуковского. Жуковский видит в образах природы присутствие тайной, мистической жизни, видит «душу», с которой может общаться его душа… От романтического образа, сокрытого под корой души, прямая линия ведет к Тютчеву». Семенко И. М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.

Работы В. В. Афанасьева, Б. Зайцева, М. Бессараб, Р. В. Иезуитовой включают в себя много биографического  материала, раскрывающего не только душевные метания поэта, но и историческую обстановку того времени.

Е. А. Маймин изучает развитие романтизма в русской литературе и высоко оценивает значение творчества В. А. Жуковского и его влияние на творчество многих русских поэтов.

Ю. Манн в своей  работе «Динамика русского романтизма»  так говорит о дуализме В. А. Жуковского: «У Жуковского часть сталкивается с целым, а неподвижное - с движущимся. С одной стороны нечто дышащее, волнующее, т. е. живущее, с другой стороны длинная цепь актов, обступившая живую стихию, стремление ее поймать… и заковать в слово или определение». Манн Ю. Динамика русского романтизма. М., 1995.

В. М. Жирмунский анализирует  стихи В. А. Жуковского с точки  зрения интонации, музылккальности, исследуя фонетику и лексику.

А. М. Гуревич восхищается  поэтом как величайшим певцом русской  природы.

Помогают определить характерные черты поэтики В. А. Жуковсокго, обозначить круг тем его лирики такие работы как «Романтизм Жуковского» С. Е. Шаталова; «О лирике» Л. Я. Гинзбург; «Учитель поэтов» Вл. Лазарева; «Портреты русских писателей» Ю. Айхенвальда.

Исходя из вышеперечисленного, следует сказать, что поэзия В. А. Жуковского как некая цельная система достаточно ярко представлена в литературоведении. Вместе с тем, отдельные ее элементы могут стать предметом специального анализа. В данной работе это категория времени.

Категория времени все чаще выдвигается на один из первых планов в литературоведческих исследованиях, что обусловлено настоятельно ощущаемой в последнее время потребностью «более глубокого изучения тех постоянных отношений и функций, которые обеспечивают специфику художественной (в частности, литературной) действительности». Чередниченко В. И. Типология временных отношений в лирике. Тбилиси, 1986. С. 25.

Теоретические исследования В. И. Чередниченко Чередниченко В. И. Типология  временных отношений в лирике. Тбилиси, 1986. С. 25. и Н. И. Джохадзе, Джохадзе Н. И. К методологии исследования проблемы времени в искусстве и эстетике // Вопросы философии. 1983. № 1. С. 130 - 138. рассматривает общие вопросы отражения категории времени в литературе на самых различных примерах, В. А. Жуковский в этой работе лишь упоминается в ряду других авторов.. Некоторым образом проблема времени в поэзии поэтов эпохи романтизма поднимается такими исследователями, как В. Ванслов Ванслов В. Эстетика романтизма. М, 1966. Ю. В. Манн, Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. В. Э. Вацуро Вацуро В. Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». СПб., 1994. в контексте общего направления поэтов-романтиков, в том числе и В. А. Жуковского. Вместе с тем, специального анализа творчества В. А. Жуковского в аспекте проблемы художественного времени этими исследователями также не проводится.

И. А. Поплавская Поплавская И. А. Мотив покоя в раннем творчестве В. А. Жуковского // Вестник Томского Государственного Университета. Т. № 268. 1999. Ноябрь. Филология, литературоведение. и Т. Розанова Розанова Т. Мотив смерти как конструирующее начало метатекста (на материале лирики В. А. Жуковского и Е. А. Баратынского) // Русская филология 9: Сборник научных работ молодых филологов. Тарту, 1998. применительно к творчеству В. А. Жуковского рассматривают отдельные категории, тесно соприкасающиеся с категорией времени - покоя и смерти, однако для выявления своеобразия художественного времени в поэзии В. А. Жуковского это все же лишь частные вопросы, на основе которых невозможно представить полную картину отражения времени в творчестве поэта.

Таким образом, актуальность и новизна нашей работы объясняются, во-первых, спецификой категории времени в литературе, как одной из самых плодотворных литературоведческих категорий и, во-вторых, отсутствием специальных работ по этой проблеме применительно к творчеству В. А. Жуковского.

Этими соображениями  определяет цель дипломной работы, которая заключается в комплексном изучении особенностей художественного и исторического времени в поэтических произведениях В. А. Жуковского.

Для достижения поставленной цели перед автором дипломного сочинения  были поставлены следующие задачи:

1) изучить особенности  реализации художественного времени  в поэзии В. А. Жуковского, выделив  существующие временные оппозиции;

2) проанализировать  личное время («время души»)  в лирике В. А. Жуковского;

3) рассмотреть, как  представлено в поэзии В. А.  Жуковского историческое время.

Поставленными задачами определяется и структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и научно-справочного аппарата проведенного исследования.

Предметом исследования является поэзия В. А. Жуковского.

Объект исследования - литературная категория художественного времени.

В работе использовались историко-функциональный и структурно-семантический методы анализа.

Глава 1. Время души в лирике Жуковского

Время -- важнейшая  для Жуковского категория, относительно которой только и может быть виден  человек.

Категория времени  в поэзии имеет свою специфику. Время в лирике особенно субъективно. Как правило, время в поэтических произведениях передано, как личное. Чаще всего время в лирике не развернуто в подробную картину, кроме случаев, когда время выступает как тема (например, в поэтических размышлениях о скоротечности времени, смысле жизни, тщете бытия и т. д.)

Важнейшими составляющими  этой категории в лирике Жуковского являются понятия вечности, покоя, смерти и памяти, имеющие корни, с одной  стороны, в восприятии поэтом античного  наследия, а с другой - его христианским мировоззрением.

Античное восприятие смерти глубоко повлияло на мировосприятие Жуковского. В статье «О меланхолии в жизни и в поэзии» поэт писал: «Меланхолия - грустное чувство, объемлющее душу при виде изменяемости и неверности благ житейских… Таким чувством была проникнута светлая жизнь языческой древности, светлая, как украшенная жертва, ведомая на заклание. Эта незаменяемость здешней жизни, раз утраченной, есть характер древности и ее поэзии, эта незаменяемость есть источник глубокой меланхолии, никогда не выражающейся в жизни, но всегда соприсутственной тайно, зато весьма часто выражающейся в поэзии». Пример такой поэзии для Жуковского - творчество Горация. «Антологическая» лирика самого Жуковского в какой-то мере подражание поэтам эллинистической Греции, отразившим в своих стихах ощущение уходящей жизни, неизбежности смерти.

Эти настроения и восприятие времени как рока, приближения  смерти как неизбежности и радостного ее восприятия, отразились в одной  из ярчайших баллад античного цикла - «Ахилле». Тема баллады - судьба Ахилла, одного из героев троянского цикла, выделяющегося и своей резко очерченной индивидуальностью, позволявшей романтической критике видеть в нем ярчайшего выразителя античного романтизма, и своей трагической судьбой. Ахиллес как орудие судьбы, его обреченность и гибель были уже изображены Жуковским в "Кассандре". В "Ахилле" продолжается тема трагической обреченности романтического героя, но уже не в эпическом, а в лирико-психологическом плане, в форме его раздумья о своей судьбе и грядущей гибели, о недавней смерти Патрокла и гибели Гектора от его, Ахилловой, руки.

Этот сюжет привлек  Жуковского самой темой - выбора жизненного пути. Согласно мифу, Ахиллу было дано на выбор: короткая и бурная жизнь  героя или долгое, но незаметное существование. Ахилл знал, что конец его последует вскоре за смертью Гектора, - и умертвил Гектора, мстя за друга, Патрокла.

Этот миф стал для  Жуковского точкой приложения романтических  представлений. Герой, добровольно  избравший смерть, полон не только предчувствия, но и сознания своей обреченности, и это придает его размышлениям о родине, отце, сыне особенно возвышенный и трогательный характер.

Собственная обреченность, заведомо известная герою, позволила  поэту интерпретировать античный миф в христианском духе. Таким образом, балладное по теме и конструкции стихотворение об Ахилле представляет собой одно из характернейших и глубоко субъективных лирических произведений, в центре которого не эпический герой "Илиады" (от которого образ, созданный поэтом, отличен по своей психологической сложности), но страдающий и мыслящий человек, принадлежащий одновременно и античности, и раннему, развивающемуся романтизму с его христианской направленностью.

Вообще следует  сказать, что античные и языческие мифы (от «Кассандры» до «Спящей красавицы») Жуковский преломлял сквозь призму христианского мировоззрения, придавая тем самым идее многомерную объемность и многоплановость.

Несомненно, творчество В. А. Жуковского должно быть рассмотрено  в традиционном, бытовом и евангельском контекстах, особенно категория покоя, во многом объясняющая своеобразие жанрово-стилевых поисков поэта и этапы его творческой эволюции. Категория покоя в контексте его временного понимания получает в русской культуре как религиозно-онтологическое, так и художественное осмысление. Поплавская И. А. Мотив покоя в раннем творчестве В. А. Жуковского // Вестник Томского Государственного Университета. Т. № 268. 1999. Ноябрь. Филология, литературоведение.

Информация о работе Время души в лирике Жуковского