Анализ потребительских свойств, ассортимента и качества водки, вырабатываемой на ОАО «Усадский спиртзавод», оценка конкурентоспособност

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание

Цель работы согласуется с государственными программами: «Улучшение качества алкогольной продукции, выпускаемой предприятиями РФ», «Об усилении контроля над алкогольными интоксикациями среди населения, за качеством и безопасностью производимой и реализуемой в РФ алкогольной продукции». Целью настоящей работы, явилась товароведная оценка видов водок особых, с улучшенными потребительскими свойствами за счет обогащения их пищевыми и биологически активными добавками вырабатываемых на предприятии Усадский спиртзавод.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4
1.Теоретическая часть
1.1.Потребительские свойства водки и пути их совершенствования………………………………………………………………7
1.2.Классификация…………………………………………………………….13
1.3.Пути совершенствования ассортимента и новые виды водки………………………………………………………………………………16
1.4.Требования и качество водки……………………………………………..17
1.5.Хранение водки и процессы происходящие при хранении.…………….21
1.6.Сертификация водки……………………………………………………….23
2.Практическая часть
2.1.Краткая характеристика деятельности базового предприятия Филиала ОАО «Татспиртпром» «Усадский спиртзавод»…………………………………28
2.2.Основные поставщики сырья для производства…………...…………….30
2.3.Общая схема производства «Усадский спиртзавод»………...…………..30
2.4.Анализ ассортимента водки вырабатываемых на предприятии «Усадский спиртзавод»………………………………………………………….……………33
2.5.Качество водки………………………………………………………….…36
2.5.1.Организации контроля качества водки на Усадском спиртзаводе…………………………………………………………………….....37
2.5.2.Ответственность за нарушение требований по безопасности……………………………………………………………………..39
2.5.3.Оценка конкурентоспособности водки вырабатываемых на Усадском спиртзаводе………………………………………………………………………40
2.5.4. Соответствие упаковки, маркировки: современным требованиям………………………………………………………………………41
2.6.Хранение и реализация продукции………………………………………43
Вывод и предложения………………………………………………………….45
Заключение.…………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………….…47

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 84.10 Кб (Скачать документ)

 Качество напитков оценивается аналитически и органолептически. Соответствие содержания спирта, экстрактивных веществ, сахара, органических кислот, эфирного масла и некоторых  других составных частей устанавливается методами химического анализа. Значительно труднее объективно оценить вкус и аромат напитков, которые являются решающими показателями  их потребительского качества. До сих пор это делается древним и субъективным – органолептическим методом, широко использующимся в пищевой промышленности.

Определяется органолептически на основе дегустации и аналитически путем лабораторных испытаний. При  этом требования к качеству водок, производимых для потребления внутри страны, задаются ГОСТ 12712-80, на экспорт - ГОСТ 27907-88.

Органолептическими показателями водки являются: а) внешний вид; б) цвет; в) вкус и аромат. Согласно названным  ГОСТам, требования к органолептическим  показателям водок, произведенных  для потребления внутри страны и  идущих на экспорт, идентичны: водка  должна представлять собой прозрачную жидкость без посторонних включений  и осадка; должна быть бесцветной; иметь  вкус и аромат, характерные для  данного типа водки, и не иметь  постороннего привкуса и аромата. На практике органолептические показатели оценивают по десятибалльной шкале. Высшая оценка - 10 баллов присваивается  водке, имеющей безукоризненную  прозрачность и хрустальный блеск (2 балла); не имеющей сладкого, жгучего  или горького привкуса (4 балла); не имеющей  запаха спирта и других посторонних  веществ и при характерном  для водки данного типа аромате (4 балла).

Водки имеют определенный срок хранения. Согласно ГОСТ 12712-80 гарантированный  срок хранения для водок - 12 мес, водок, предназначавшихся для Министерства обороны СССР, - 18 мес, водок особых - 6 мес со дня их розлива.

Оценка качества водок  проводится в соответствии с требованиями, приведенными в таблице 12.

Таблица 12– Оценка качества водок

Наименование

 показателя

Органолептическая характеристика

Балльная оценка

Примечание

Прозрачность и цвет

 

Бесцветная, прозрачная

с блеском жидкость

2,0

(отлично, хорошо)

-

Бесцветная, прозрачная

без блеска жидкость

1,5 (удовлетворительно)

-

Мутная или 

подкрашенная жидкость

ниже 1,5 (неудовлетворительно)

снимается с дегустации

Аромат

Характерный для данной

группы,

ярко выраженный

3,6-4,0

(отлично)

-

Характерный для данной

группы, хороший

3,0 - 3,5

(хорошо)

-

Характерный для данной группы, слабо выраженный

2,5 – 2,9 (удовлетворительно)

-

Не характерный для  данной группы, имеет посторонний  грубый аромат

ниже 2,5 (неудовлетворительно)

снимается с дегустации

Вкус

Характерный для данной группы, чистый, мягкий

3,6 - 4,0

(отлично)

-

Характерный для данной группы, но несколько резковатый

3,0 - 3,5

(хорошо)

-

Характерный для данной группы, но резкий, жгучий

2,5-2,9 (удовлетворительно)

-

Не характерный для  данной группы, имеет грубый по­сторонний привкус

ниже 2,5 (неудовлетвори­тельно)

снимается с дегустации


 

При производстве водки используют спирт ректификат сортов «Базис», «Альфа», «Люкс», «Экстра» высшей очистки.

Существенно влияет на смягчение  резкого вкуса и запаха который  присвоен этиловому спирту- ректификату, очистка водно спиртовой смеси. Для этого водку фильтруют  через отмытый зернистый кварцевый песок свободный от известковых загрязнений. Отстаивают для выделения минеральных осадков, фильтруют через древесный активированный уголь и перед розливом пропускают через песочный фильтр. Скорость фильтрации особенно через активированный уголь имеет большое значение для качества водки.

При ее контакте с активированным углем частично адсорбируются сивушные масла, уксусный альдегид, при этом улучшается ее вкус и аромат, чем медленнее фильтруется водка и чем дольше она соприкасается с углем, тем выше качество готового продукта. Очищенную водку подвергают окончательному лабораторному контролю по крепости и показателям безопасности после чего ее разливают.

Требования  к воде для ликеро-водочного производства

В ликероводочном производстве расходуется значительное количество воды:  около 9–12 дал на 1 дал переработанного  спирта в расчете на 100%-ый. Из этого  количества 1,5–2,0 дал идет на приготовление  водно-спиртовых растворов, 5–6 дал  на мытье бутылок, около 1 дал –  на получение пара и остальное  количество – на хозяйственные цели.

Наряду со спиртом вода является главной составной частью всех алкогольных напитков. От состава  ее примесей в значительной мере зависит  прозрачность, вкус и стойкость этих напитков при хранении. Поэтому понятно, что качеству воды в ликероводочном производстве уделяется большое  внимание.

Поскольку ликероводочные заводы расположены в городах и крупных  промышленных центрах, то они обычно пользуются питьевой водой из коммунального  водопровода или из артезианских скважин. Не по всем показателям качества, особенно по жесткости и солевому составу, питьевая вода удовлетворяет  требования ликеро-водочного производства.

Если общая жесткость  питьевой воды не должна превышать 7 ммоль/дм3, то для приготовления ликеро-водочной продукции, вода должна иметь общую  жесткость не выше 0,2 ммоль/дм3, а  вода для бутылкомоечных машин –  не выше 1,8 ммоль/дм3.

Использование воды с такой  небольшой жесткостью объясняется  несколькими причинами, основной из них является уменьшение растворимости  и выпадение кальциевых солей  в осадок при смешивании воды со спиртом. Так показали исследования, осадок состоит из СаСО3, МgСО3, СаSО4 и MgSО4 с преобладанием СаСО3.

Вкус воды зависит от растворенных в ней газов и солей. Установлено, что он улучшается с увеличением  содержания кислорода. Свободный углекислый газ положительно влияет на органолептику  некоторых спиртных напитков.

Азот, как инертный газ, на вкус воды не влияет.

Аммиаки сероводород вызывают неприятные вкус и запах. В водах  поверхностных источников сероводород  не содержится, т.к. легко окисляется. Присутствие его в подземных водах объясняется восстановлением и разложением гипса, серного колчедана и др.

В воде могут присутствовать органические вещества. Они обычно придают воде сладковатый вкус, а  гуминовые вещества еще окрашивают ее в желтый цвет.

Особенно большое влияние  на вкус воды оказывают минеральные  вещества. Присутствие в значительных количествах хлористого натрия придает  ей солоноватый привкус, сульфатов  натрия и магния – горьковатый, сульфата кальция и солей цинка –  вяжущий, квасцов – кисловатый, солей  двухвалентного железа – железистый, солей меди – металлический и  т.д.

Роль минеральных веществ  в органолептике водок изучалась  Я.В.Зельцером, А.С.Егоровым, Г.И.Фертманом, Н.Я.Савченко и д.р.  Единого мнения об оптимальном солевом составе  воды еще нет, но несомненно, что  гидрокарбонаты натрия и калия и  в небольшом количестве гидрокарбонаты кальция и хлориды натрия и  калия играют положительную роль.

  Питьевая вода, предназначенная  для приготовления водок и  ликероводочных изделий, должна  быть бесцветной, прозрачной, без  постороннего вкуса и запаха.

В зависимости от состава  исходной воды процесс водоподготовки на ликероводочных и водочных предприятиях может включать одну или несколько  технологических операций: коагуляцию, содоизвесткование, умягчение на Na-катионитовых фильтрах, деминерализацию с использованием катионообменных и анионообменных  смол, обессоливание методом обратного  осмоса.

 

 

 

1.5. Хранение и  процессы происходящие при хранении.

 

 

Потребительской тарой для  водки служат бутылки из полубелого или обесцвеченного стекла. Лишь некоторые  высококачественные напитки разливают в художественно оформленные (сувенирные) стеклянные, фарфоровые и фаянсовые бутылки и графины различной формы. Для водки используют бутылки вместимостью 0,05; 0,1; 0,25; 0,38; 0,5 и 0,75 л;

Стекло бутылок должно быть термически и химически устойчивым. Стандарты предусматривают допустимые отклонения фактического объема бутылок  от номинального.

Бутылки с водкой укупоривают  цветными пластмассовыми и алюминиевыми (завинчивающимися и незавинчивающимися) колпачками с внутренней прокладкой из пластмассы или картона, покрытого  целлофаном. Алюминиевые колпачки бывают снаружи окрашены в различные  цвета, что не только украшает бутылку, но и позволяет по цвету отличить одну группу напитков от другой.

На этикетке, наклеиваемой на каждую единицу расфасовки, указываются  подчиненность предприятия-изготовителя, наименование изделия, его крепость в объемных процентах, вместимость  посуды, номер ГОСТа или СТБ. При  расфасовке в фигурную посуду этикетку наклеивают на горлышко или привязывают  к нему цветной лентой или шнуром. На обратной стороне этикеток штампом  проставляют дату розлива, номер  бригады и бракера, там же указывают  и название предприятия-изготовителя.

При производстве водок на экспорт на плечики бутылок выше основной этикетки наклеивают дополнительную этикетку - кольеретку с надписью «Выдержанный», «Экстра» и т. д. Полностью оформленные  бутылки с водкой укладывают в  деревянные, металлические, пластмассовые, картонные гнездовые открытые и  закрытые ящики.

Водки и водки особые хранят при температуре от минус 5 до плюс 25. При этом минимальный срок хранения - не меньше 12 месяцев. Оптимальная температура  хранения водочных изделий 10-20°С, относительная  влажность воздуха не выше 85%. При  перевозке, как и на складе, водочные бутылки должны находиться в вертикальном положении. В процессе транспортирования  и погрузочно-разгрузочных операций изделия предохраняют от действия света, низких температур, атмосферных осадков. Поставщик должен гарантировать  соответствие изделий стандарту  при соблюдении потребителем условий  хранения.

Водки и водки особые хранят при температуре от минус 5 до плюс 25°С. При этом минимальный срок хранения - не меньше 12 месяцев.

Таким образом, из вышеприведенной  информации следует, что качество первичного сырья и жесткое соблюдение регламентированной технологии производства играют решающую роль в формировании качества водки. Упаковка и хранение также оказывают  своё влияние, однако оно не играет такой решающей роли.

 

 

 

1.6. Сертификация  водки

 

 

В  условиях  рыночных  отношений  возникает  необходимость  в обеспечении  защиты  потребителя  от  некачественной  продукции.  Для  этого  необходимо  получить  достоверную  информацию  о  качестве  выпускаемой  продукции  и  о  ее  соответствии  мировым  стандартам.  В  связи  с  этим  в  нашей  стране  введена  обязательная  сертификация  продукции.

 Сертификация  базируется  на  экономическом  интересе  заявителя.  Это  средство  уничтожения   барьеров  между  торговлей,  производителем  и  потребителем.

 В  соответствии  с  определением  Международной   организации  (ИСО)  сертификация  —  это  деятельность  по  подтверждению  соответствия  продукции  установленным   требованиям.  Сертификация основана  на  вероятном  подходе,  т.  е.,  проверяя  продукцию  выборочно,  делают  заключение  о  том,  что  вся  она  соответствует   конкретным  требованиям.

 Сертификации  подлежит  продукция,  в  стандартах  на  которую содержатся  обязательные  требования,  обеспечивающие  безопасность  жизни  и  здоровья  людей.  На  водочную  и  ликеро-водочную  продукцию  показателем  безопасности  является  отсутствие  в  ней  следующих  токсичных  элементов:  ртути,  кадмия,  свинца,  мышьяка  и  метилового  спирта,  а   также  радионуклидов.

 Каждое  предприятие,  выпускающее  пищевую  продукцию,  в  первую  очередь  должно  пройти  аттестацию  производства.  Для  проведения  аттестации  предприятие  разрабатывает  комплекс  мероприятий по  обеспечению  стабильности  выпуска  качественной  продукции.

 Испытательный  центр  (Госстандарт  России  или   территориальные  центры  стандартизации  и  метрологии,  аккредитованные   на право  проведения  сертификационных  испытаний)  проводит  обследование  предприятия  с  последующей   оценкой  производства.  Оцениваются   состояние  нормативной  документации  на  выпускаемую продукцию;  состояние   и  организация  технологического  процесса,  эффективность  производственного   контроля;  наличие  метрологического  обеспечения  производства  продукции   и  метрологической аттестации  производственной  лаборатории.

 Кроме  этих  обследований  проводятся  сертификационные  испытания   продукции  в  независимом   испытательном  центре.

 Сертификацию  продукции   проводит  заявитель  через   аккредитованные  Органы  по  сертификации,  получившие  в   установленном порядке  право   осуществления  работ  по  сертификации  пищевой продукции.

 При  проведении  сертификационных  испытаний   Орган  по  сертификации  проводит  проверку  состояния  упаковки  и  маркировки изделия  в   соответствии  с  требованиями  Закона  Российской  Федерации   «О  защите  прав  потребителей»   и  нормативных  документов,  а затем  идентификацию   продукции  на  соответствие  указанному  наименованию  путем   анализа  представленных  заявителем  документов на  продукцию  и   визуального  осмотра  образцов.

 К  идентифицирующим  критериям  ликеро-водочной  продукции  относятся:  крепость,  массовая  концентрация  сахара  и  общего  экстракта.

 Затем  Орган   по  сертификации  выбирает  схему   сертификации.

 Орган  по  сертификации  проводит  отбор  проб  для   испытаний  согласно  требованиям   действующих  государственных   стандартов  и оформляет  акт.  Пробы  упаковывают,  пломбируют  или  опечатывают на  месте   отбора.

 Отобранные  пробы   направляют  на  анализ  в   испытательную  лабораторию,  аккредитованную  на  техническую   компетентность  и независимость.  Одну  пробу  образца  как   контрольную  оставляют  в  Органе  по  сертификации  для   хранения  на  случай  возникновения   и решения  разногласий.  Срок  хранения  контрольных  проб  должен соответствовать  сроку  действия  сертификата  или  сроку  годности продукции.

Информация о работе Анализ потребительских свойств, ассортимента и качества водки, вырабатываемой на ОАО «Усадский спиртзавод», оценка конкурентоспособност