Изучение ассортимента и экспертиза качества молока питьевого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание

Классификация продовольственных товаров – это распределение их на группы или классы по общим и наиболее характерным признакам /1/. В основу классификации могут быть положены различные признаки: происхождение товаров, их химический состав, назначение и т.д.

Содержание

Введение
1. Изучение ассортимента и принципов классификации продовольственных товаров…………………………………………………………….
1.1 Анализ действующих классификаций молока питьевого……..
1.2 Характеристика ассортимента и потребительских свойств молока питьевого.
1.3 Состояние рынка производства и потребления молока питьевого.
2. Показатели ассортимента продовольственных товаров.
2.1 Структура ассортимента и ее составляющие.
2.2 Показатели ассортимента и их расчет.
3. Экспертиза качества молока питьевого.
3.1 Анализ нормативно-технической базы.
3.2 Изучение правил приемки, методов отбора проб, особенности маркировки потребительской тары.
3.3 Органолептические методы экспертизы качества.
3.4 Лабораторные методы экспертизы.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Молоко питьевое 1111.doc

— 465.00 Кб (Скачать документ)

    Важными направлениями развития молочной промышленности являются оснащение предприятий  высокопроизводительным оборудованием, модернизация имеющегося оборудования и реконструкция самих предприятий. Очень важен переход от механизации отдельных процессов к комплексной механизации и автоматизации всего производства. Ускорение научно-технического прогресса и рост эффективности производства непосредственно связаны с улучшением качества продукции. Существенное значение имеет рациональное использование сырья, и в первую очередь внедрение малоотходной и безотходной технологии переработки.

    Чрезвычайно важным направлением совершенствования  технологии производства в пищевой промышленности является использование холода. Это позволит удлинить сроки хранения сырья и готовых изделий, снизить потери и устранить сезонность производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Состояние рынка производства и потребления молока питьевого

    Россия  входит в десятку  мировых потребителей молока и молочной продукции /6/ и представляет собой крупный молочный рынок. При этом она остается одним из наиболее перспективных с точки зрения роста потребления молочной продукции, особенно в сегменте молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью. Объем потребления  молока и молочной продукции в натуральном выражении в России устойчиво растет в среднем на 9% в год на протяжении последних пяти лет. В настоящее время емкость рынка молока составляет около 7,5 млн. тонн и оценивается по различным  источникам от 4,5 до 6 млрд. долларов США в год.

    Молочный  рынок представляет трехслойную  структуру: производители - предприятия  и частные хозяйства, переработчики - операторы и сбытчики - магазины и торговые сети. Как отмечают эксперты, на рынке торговых сетей складывается олигополия, где главенствуют крупные игроки, которые предъявляют особые требования к продуктам – качеству, условиям поставок и т.д. Легче всего их выполнить крупным переработчикам. И акцент делается на цене. Торговые сети борются за клиента руками переработчиков, снижая у них закупочные цены. Соответственно, и переработчики идут этим же путем – устанавливают минимально низкие возможные цены для молочных ферм, в результате молоко производить почти невыгодно. Таким образом, монополизм в отрасли является источником понижения цены, что само по себе парадоксально.

    На  рынках традиционных молочных продуктов   основными российскими производителями являются компании, такие как Юнимилк, а также более мелкие компании, работающие на региональном уровне. На рынке обогащенных молочных продуктов основным из игроков является компания Данон. На рынке йогуртов и десертов, а также в некоторой степени на рынке детских молочных продуктов конкурируют зарубежные фирмы, например, Данон, Кампина и Эрман, указанные фирмы продолжают осуществлять инвестиции в свою хозяйственную деятельность в России.

    Самой крупной на рынке молока является Группа Вимм Билль Данн, по некоторым  оценкам занимаемая компанией доля составляет 35%. Группа является одним из наиболее крупных производителей молочных продуктов и соков. Более 89% выручки группы Вимм Билль Данн составляют доходы от продажи молочных продуктов. С момента основания в 1992 году Вимм Билль Данн занимает ведущее положение на российском рынке продуктов питания и молока. У группы есть ряд преимуществ по сравнению с другими российскими производителями. К этим преимуществам относятся: имеющиеся большие не до загруженные производственные мощности, это дает потенциал для роста без дополнительных капиталовложений, более высокое качество выпускаемых продуктов, высокая степень инноваций, имеются возможности по разработке новых продуктов и профессиональный маркетинг. Другими важными конкурентными преимуществами Вимм Билль Данн, которые позволят ей, по мнению специалистов, удерживать ведущие позиции на российском рынке молока, молочных продуктов и соков, являются: сильные и диверсифицированные товарные бренды (Домик в деревне), стабильный доступ к источникам сырья, акцент на разработку новых продуктов, современная производственная база и технологии, также у компании существуют возможности по привлечению внешнего финансирования. Группа Вимм Билль Данн пользуется своими преимуществами путем воплощения стратегии продвижения своих товарных брендов с акцентом на лучшее качество продукции, на разработку новых продуктов, которые по своему вкусу и консистенции не будут уступать продукции западного производства. Однако, некоторые российские производители имеют определенные преимущества, по сравнению Вимм Билль Данн, связанные с более низкой себестоимостью их продукции, в частности, за счет более низких рекламных и транспортных затрат. Отраслевые тенденции, получившие развитие за последнее время, также свидетельствуют о том, что консолидация отрасли может привести к появлению крупных отечественных производителей, способных составить значительную конкуренцию Вимм Билль Данн на рынке молочных продуктов.

    Эксперты  считают, что одним из основных конкурентов  на рынке молока является французская  Данон. Самая активная из зарубежных производителей молока, компания проводит агрессивную рекламную политику. Данон владеет молочным комбинатом в Поволжье, где делается натуральный йогурт, йогурт с фруктовыми добавками и кефир, кроме этого компания имеет молочный комбинат в Московской области. Продукция Данон как произведенная в России, так и импортируемая, продается под маркой Данон на территории всей России через собственную дистрибьюторскую сеть.

    Юнимилк – это холдинговая компания, второй по величине российский производитель молочной продукции. Компании Юнимилк принадлежит более 25 предприятий по производству молочной продукции в России и два предприятия на Украине. Крупнейшее предприятие Петмол, входящее в холдинг Юнимилк, расположено в Санкт-Петербурге, оно выпускает широкий ассортимент молочных продуктов.

    Эрман, немецкая компания – производитель  йогуртов, которые изготавливаются  на комбинате, расположенном в Московской области. Фирменные бренды Эрман: Эрмигурт, Йогуртович, Фруктович и Услада были специально разработаны с расчетом на российского потребителя. 
 
 
 
 
 
 
 

      

    Рис. 1 – Сегментация рынка по производителям молока

     (доля на рынке, %) 
 
 
 

      

    Рис. 2 – Структура потребления молока по сегментам рынка

    (доля  рынка, %) 
 
 
 
 
 

    

    Рис. 3 - Сегментация рынка по видам  продукции из молока

    (доля  на рынке, %) 

    Вывод:

    Исходя  их выше изложенного, нельзя не проанализировать период лета 2010 года. Влияние  аномальной жары этого лета существенно повлияло на российский рынок молочной продукции.

    Давид Якобашвили, руководитель крупнейшей компании ОАО «Вимм-Биль-Данн» отметил /6/, что «последствия аномальной жары этого лета, конечно, будут сказываться в следующем году, но мы справимся с этим». «У нас есть возможность закупать молоко за границей, а также готовую продукцию в Европе», - сообщил председатель Совета Российского союза предприятий молочной отрасли. «Правительство в настоящее время занимается этими вопросами», - добавил Давид Якобашвили. Комментируя рост продаж Вимм-Билль-Данн, Давид Якобашвили сообщил, что «рост потребления в этом году составил 12%, - Это было для нас успехом». «В то же время, рост производства сырья составил не более 1 %, - рассказал бизнесмен. - Между потреблением и производством возникла разница, которую нам потребовалось покрыть - около 50%-60% наших продаж это молоко». «Сейчас нам важно нарастить производство сырья, и мы находимся в поиске решений по увеличению и улучшению производства сырья, - отметил топ-менеджер ОАО «Вимм-Билль-Данн». - Поэтому мы начали смотреть за границу и искать возможности по строительству новой инфраструктуры для производства молока». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Показатели ассортимента  продовольственных  товаров.

    2.1 Структура ассортимента и ее составляющие

    Одной из важнейших характеристик товаров  является ассортиментная, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований /7/.

    Ассортимент товаров - набор товаров, формируемый  по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

    Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

    Показатели  структуры ассортимента могут иметь  натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Ассортимент питьевого молока, реализуемого магазином  «Как раз». 

    Магазин "Как Раз", находящегося по адресу: г.Иваново, пр-т Строителей, д. 26, осуществляет розничную продажу пастеризованного и стерилизованного молока. Ассортимент  молока, реализуемого в магазине "Как  Раз"  представлен в таблице. 

    Таблица 1 - Ассортимент молока, реализуемого в магазине "Как Раз».

 
    Наименование
Жир-

ность, %

Термическая обработка     Упаковка Цена, руб. Производитель
Вид Объём
    1   2 3 4 5       6 7
1. Молоко

1.1 «Простоквашино»

1.2 «Простоквашино»

 
2,5

3,2

Пастеризованное Полиэтиленовая  бутылка 0,95 л  
36,97

39,10

«Юнимилк»
2. Молоко

2.1 «Домик в  деревне»

2.2 «Домик в  деревне»

2.3 «Домик в  деревне»

    
 
1,5

3,2

3,2

 
Пастеризованное

Пастеризованное

Топленое

 
Тетрапак 

Тетрапак 

Тетрапак

 
0,95 л
 
47,92

51,80

44,50

ОАО Лианозовский молочный комбинат, ОАО Вимм-Билль-Данн.
3. Молоко

3.1 «Летний день»

3.2 «Летний день»

3.3 «Летний день»

 
1,5

2,5

3,2

 
Пастеризованное

Пастеризованное

Пастеризованное

 
Тетрапак

Тетрапак

Тетрапак

 
0,95 л
 
39,95

42,95

43,95

«Юнимилк»
4. Молоко
    1. «Веселый молочник»
    2. «Веселый молочник»
    3. «Веселый молочник»
    4. «Веселый молочник»
 
3,5

2,5

3,5

3,7

 
Отборно пастер-е 

Стерилизованное

Стерилизованное

Стерилиз-е  отборное

 
Тетрапак 

Тетрапак

Тетрапак

Тетрапак

 
0,95 л
 
35,10

34,60

38,90

33,80

ОАО Лианозовский молочный комбинат, ОАО Вимм-Билль-Данн.
  1. Молоко
5.1 «Био-Макс»

5.2 «Био-Макс»

5.2 «Био-Макс»

 
1,5

3,5

2,5

Стерилизованное с биоволокнами

Детское

С кальцием

 
Тетрапак

Тетрапак

Тетрапак

 
0,95 л
 
51,80

54,75

54,85

ОАО Лианозовский молочный комбинат, ОАО Вимм-Билль-Данн.
 
 

    Структура ассортимента молока по производителям представлена в таблице 2 

    Таблица 2 - Структура ассортимента молока по производителям

    Производитель     Количество  наименований, шт.     Удельный  вес, %
    «Юнимилк»     5     33,3
    ОАО Лианозовский молочный комбинат,

     ОАО Вимм-Билль-Данн.

    10     66,7
    Всего     15     100
 

    ОАО Лианозовский молочный комбинат, ОАО Вимм-Билль-Данн поставляют по 66,7 % от объёма молока, реализуемого магазином. На долю «Юнимилк» приходится по 33,3 % от общего объёма молока, реализуемого магазином ООО «Как Раз».

    Структура ассортимента молока по жирности представлена в таблице 3

    Таблица 3- Структура ассортимента молока по жирности.

    Жирность     Количество  наименований, шт.     Удельный  вес, %
    1,5 %     3     20
    2,5 %     4     26,7
    3,2 %     4     26,7
    3,5 %     3     20
    3,7 %     1     6,6
    Всего     15     100
 

    Как видно из данных, представленных в таблице 3, наибольший вес в ассортименте занимает молоко жирностью 2,5 % и 3,2 % - 4 наименования или 26,7 % от общего количества наименований.

    Структура ассортимента молока по способу выработки  представлена в таблице 4.

Информация о работе Изучение ассортимента и экспертиза качества молока питьевого