Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:50, реферат
Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой – одновременно и отрицательным (негативным).
Введение………………………………………………………………...…2
Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций……………………3
Характеристика основных средств защиты населения в ЧС…………..5
Предупреждение ЧС. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций…….8
Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС……………………………………………………………………13
Тактика действий при ликвидации ЧС………………………………….16
Заключение………………………………………………………………..19
Список используемой литературы………………………………………20
Прогнозирование
техногенных ЧС включает выявление
и аттестацию потенциально опасных
объектов, оценку возможных последствий
аварий и катастроф на потенциально
опасных объектах, предупреждение органов
управления о возможных ЧС.
Решение
задач прогнозирования
Прогнозирование
природных ЧС является наиболее сложной
проблемой в силу их больших масштабов
и значительной неопределенности в
возникновении и развитии процессов.
Прогнозирование природных ЧС осуществляется
в масштабе страны, а в некоторых случаях
и во взаимодействии с международными
организациями. Руководство всей системой
наблюдений, прогноза метеорологических
и гидрологических ЧС, а также массовых
лесных пожаров в стране возложено на
Государственный комитет РФ по гидрометеорологии
и контролю природной среды (Госкомгидромет
РФ). Для прогноза землетрясений на территории
страны развернута Единая система сейсмических
наблюдений (ЕССН), включающая региональные
центры. Региональные центры имеют сети
сейсмических станций и вычислительные
центры.
Прогноз
возникновения и развития природных
ЧС проводится в Гидрометцентре страны
и его региональных центрах и
доводится до территориальных и
ведомственных ОУ ГОЧС по системе
предупреждения в различные сроки.
Наиболее часто используется форма представления
в виде карт заблаговременного прогноза
на определенный период (год, сезон) или
срочной информации по средствам связи.
Прогнозирование
ЧС для военного времени осуществляется
на основе оценки военно-политической
обстановки в стране и регионах, проводимых
периодически в Генеральном штабе и штабах
военных округов.
На
основе этой информации в департаментах
предупреждения и ликвидации ЧС, гражданской
обороны, а также в региональных
центрах осуществляется прогноз
наиболее опасных ЧС в данном вооруженном
конфликте или войне. По существующим
методикам оцениваются масштабы очагов
поражения, возможные потери населения
и материальный ущерб. Данные прогнозирования
используются для проведения заблаговременных
мероприятий защиты по обеспечению устойчивости
объектов территорий, войск ГЗ, формирований
РСГЗ, а также подготовки населения, войск
и формирований к действиям с началом
вооруженного конфликта, войны.
Основу
прогнозирования биолого-
Прогноз
возникновения экологических ЧС в определенном
районе или на объекте осуществляется
на основе непрерывного наблюдения и контроля
за характеристиками экологической обстановки
и соответствия её критериям безопасности.
Организацию прогноза ЭЧС осуществляет
Государственный комитет по охране окружающей
среды и его региональные и местные экологические
службы.
В
последние годы в МЧС России, учитывая
важность прогнозирования для снижения
рисков катастроф, создается общегосударственная
система мониторинга ЧС природного
и техногенного характера. Эта система
включает ведомственные и региональные
подсистемы мониторинга ЧС.
Под
мониторингом понимают систему наблюдений
и анализа изменений состояния
окружающей среды, вызванных антропогенными
и природными причинами, которая
позволяет прогнозировать развитие этих
изменений, в том числе и приводящих к
ЧС. Термин «мониторинг» (от лат. monitor) означает
«впередсмотрящий» и переводится как
«наблюдающий» или «предостерегающий».
Мониторинг включает наземные, воздушные
и космические средства наблюдения. Мониторинг
может организовываться на глобальном,
государственном, региональном, территориальном
и местном уровне. Создание системы мониторинга
МЧС явилось одной из основных задач Федеральных
целевых программ РФ, возложенных на МЧС.
Учитывая важность этой задачи, решением
Межведомственной комиссии по предупреждению
и прогнозированию ЧС создано Агентство
по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных
ситуаций МЧС России. В состав этого агентства
вошли 25 различных научных учреждений
и организаций.
Таким
образом, прогнозирование является
базовым процессом, обеспечивающим
предупреждение ЧС на этапе проведения
мероприятий заблаговременной защиты.
На
каждом объекте защищаемой территории
для повышения их устойчивости проводятся
мероприятия на случай прогнозируемых
аварий и природных бедствий. Эти мероприятия
будут различны в зависимости от возможных
ЧС.
По характеру решаемых задач их можно объединить в следующие группы:
Мероприятия
и способы этого периода этапа
непосредственной защиты могут проводиться
и реализоваться при условии
наличия времени от момента возникновения
угрозы до возникновения ЧС. В этих
условиях могут проводиться следующие
группы мероприятий:
Мероприятия
информационного обеспечения
Мероприятия
усиления безопасности имеют цель провести
защитные действия до возникновения
ЧС на защищаемой территории, что позволит
снизить ущерб, смягчить последствия
ЧС и уменьшить потери людей. Мероприятия
этой группы, в основном, сводятся к рассредоточению
людей, техники и завершению мероприятий
заблаговременной подготовки.
Завершение
организационных мероприятий
Непосредственная
подготовка населения и персонала объектов
имеет цель обеспечить уверенность в возможности
успешной защиты, предотвратить этим возможную
панику и психологическую неустойчивость.
Особое внимание уделяется напоминаниям
и инструктажам о правилах действий при
возникновении конкретно угрожаемой ЧС.
Непосредственная
подготовка войск ГО и специальных
формирований объектов имеет цель обеспечить
их полную готовность к выполнению
задач по предназначению. К этой
группе мероприятий, прежде всего, относятся
сбор сил и средств, уточнение плана действий,
подготовка техники и т.п.
Завершение
материально-технического обеспечения
имеет цель создать все условия
для эффективного действия войск, формирований
и населения в условиях конкретной
ЧС и непрерывно обеспечивать их по
всем вопросам жизнедеятельности.
5.
Организация аварийно-спасительных
и других неотложных
работ в зоне ЧС.
Уровень
организации аварийно-
При возникновении производственной аварии немедленно проводится оповещение рабочих и служащих предприятия об опасности. Если на предприятии во время аварии произошла утечка (выброс) сильнодействующих ядовитых веществ, то оповещается также и население, проживающее в непосредственной близости от объекта и в направлениях возможного распространения ядовитых газов.
Руководитель
объекта — начальник ГО (председатель
КЧС объекта) докладывает об аварии
и принимаемых мерах в вышестоящие органы
управления (власти) по производственной
подчиненности и территориальному принципу
КЧС. Немедленно организует разведку,
оценивает обстановку, принимает решение,
ставит задачи и руководит аварийно-спасательными
и другими неотложными работами.
Аварийно-спасательные работы
Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" устанавливает ряд важных принципов деятельности аварийно-спасательных служб и формирований. Это:
В соответствии с положением
о РСЧС руководство работами
по ликвидации ЧС, т.е. прежде
всего проведение АСДНР,
Вместе
с тем Федеральным законом "Об
аварийно-спасательных службах и
статусе спасателей" установлено,
что руководители аварийно-спасательных
служб и формирований, прибывшие
в зону ЧС первыми, принимают на себя полномочия
руководителя ликвидации ЧС, установленные
в соответствии с Законодательством РФ.