История развития доктрины международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение основных положений деятельности Международного коммерческого арбитража. Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
1. изучение понятия арбитражного разбирательства и видов международных коммерческих арбитражей;
2. изучение правовых оснований и последствий обращения к международному коммерческому арбитражу;
3. изучение вынесения решения в международном коммерческом арбитраже и его признании.

Работа состоит из  1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО.docx

— 39.76 Кб (Скачать документ)

Между тем однозначного представления о том, что включается в понятие АРС, ни доктрина, ни практика не выработали. Одни относят к ним традиционные несудебные методы урегулирования гражданско-правовых споров (арбитраж, посредничество, переговоры); другие - любые частные средства, возникающие в противовес публичному порядку разрешения споров; третьи - комбинированные варианты основных "альтернативных" и судебных средств, квалифицируемые как "комплексные" и образующие новые формы, известные как mini-trail ("мини-суд"), в которых отражаются потребности совершенствования альтернативных систем разрешения конфликтных ситуаций между субъектами частного права.  

Наиболее распространенным является деление АРС на три основных вида:  

1) переговоры (negotiation) - урегулирование спора непосредственно сторонами без участия третьих лиц;  

2) посредничество (mediation) - урегулирование спора с помощью независимого нейтрального лица (посредника), который способствует достижению сторонами соглашения;  

3) арбитраж (arbitration) - разрешение спора с помощью независимого нейтрального лица (арбитра), который выносит обязательное для сторон решение <1>.  

Особое место в  системе АРС занимает международный  коммерческий арбитраж.  

Под арбитражным  разбирательством в международном  частном праве понимается рассмотрение споров в третейских судах, избираемых или специально создаваемых сторонами  внешнеэкономических контрактов для  рассмотрения возникающих между ними споров. См. Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Норма, 2008. С. 564. Из этого следует, что международный коммерческий арбитражный суд - это орган, предназначенный для разрешения споров с участием иностранных фирм и организаций. По своей юридической природе - это третейский суд.  

Термин «международный коммерческий арбитраж» используется как для обозначения в целом  этого специфического механизма  рассмотрения споров, так и для  обозначения конкретного органа, созданного для рассмотрения таких  споров. 

Международные коммерческие арбитражные суды отличаются от обычных  третейских судов не только тем, что  они не могут рассматриваться  в качестве альтернативной формы  разрешения споров в досудебной стадии, а тем, что при обращении к  таким судам исключается возможность  обращения в принципе к государственному правосудию. 

В российском законодательстве проводится различие между третейскими  судами общего характера и международными коммерческими арбитражными судами. В ст. 1 Закона о третейских судах 2002 г. прямо предусмотрено, что он «...не распространяется на международный  коммерческий арбитраж». См. Федеральный  закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // СЗ РФ от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3019 Из этого исходит и Арбитражный процессуальный кодекс (далее - АПК) РФ. Следует также иметь в виду, что в российском законодательстве, в частности в АПК РФ, под понятием «иностранные арбитражные решения» понимаются не решения судов иностранных государств, а решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и экономической деятельности. 

Международные коммерческие арбитражные суды, к которым прибегают  юридические лица различных государств для рассмотрения их споров, отличаются от третейских судов, рассматривающих споры, сторонами в которых являются государства и международные организации. К разряду таких судов относятся Постоянная палата третейского суда в Гааге, различные арбитражи, создаваемые для рассмотрения конкретных споров между государствами, специальные арбитражи, предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., Договором о Всемирной торговой организации (ВТО), в рамках Всемирной организации по интеллектуальной собственности (ВОИС). 

По своим целям  и назначению международные коммерческие арбитражные суды, рассматривающие  споры в странах СНГ, следует  отличать от Экономического суда СНГ См.: Симонян Г.В.Проблемы компетенции Экономического суда СНГ в условиях реформирования СНГ // Вестник ВАС РФ. 1999. N 6. С.103-112.. 

Обращение сторон не к государственному, а к третейскому  суду в области международных  экономических связей объясняется  тем, что одна из сторон не верит  в объективность судопроизводства в другой стране. Это может быть связано и с языковым барьером, и с трудностью ознакомления с  чуждыми ей правовыми, в том числе  и процессуальными, традициями и  правилами. 

Преимущества арбитража  как процедуры разрешения споров состоит в следующем. Система  государственных судов характеризуется  инстанционностью - наличием нескольких инстанций, позволяющих несколько раз пересматривать одно дело, что влечет определенную задержку в исполнении решения и неопределенность в положении сторон. Арбитраж в этом смысле является более привлекательным, поскольку он не имеет вышестоящих инстанций; его решение окончательно и не подлежит изменению. Рассмотрение спора в арбитраже носит чрезвычайно демократичный характер: стороны избирают состав суда, стороны вправе выбрать место проведения арбитража и даже определить частично или полностью саму процедуру арбитраж, а кроме того, вовсе изъять спор из-под действия права и рассмотреть его по справедливости. Процедура арбитража проста, она не регламентирована многочисленными процессуальными правилами. Это обеспечивает сравнительную быстроту рассмотрения дела, что для коммерсантов, ведущих торговые и иные операции, имеет весьма важное значение. Арбитраж, в отличие от государственного (арбитражного суда), проводит рассмотрение споров на закрытых заседаниях, что гарантирует сохранение производственных и коммерческих тайн предпринимателей; посторонние лица допускаются к участию в арбитраже только с согласия обеих сторон; публикация решений арбитража без согласия сторон запрещена. Стоимость арбитражного разбирательства сравнительно невысока, во многих случаях она бывает ниже, нежели судебная процедура в государственном (арбитражном) суде. 

Достоинства арбитража - есть обратная сторона его недостатков. К недостаткам арбитражного порядка  рассмотрения спора относят: во-первых, быстроту рассмотрения спора в жертву которой приносятся процессуальные гарантии сторон разбирательства; во-вторых, то обстоятельство, что не все арбитры выносят обоснованные решения - зачастую мотивировка решения неизвестна публике; в-третьих, решение может быть вынесено без обращения к нормам права, а основано на принципах справедливости (если такой порядок предусмотрели стороны) и т.п. См. Рожкова М.А.Возможности разрешения и урегулирования коммерческих споров // Правосудие в Поволжье. № 5. 2004. С. 45. 

В международной  практике известны два вида третейских судов: так называемые изолированные  и постоянно действующие (институционные). Изолированный третейский суд создается  сторонами специально для рассмотрения конкретного спора. Стороны сами определяют порядок создания третейского  суда и правила рассмотрения в  нем дела. После вынесения решения  по делу такой суд прекращает свое существование. Он получил также  название третейского суда ad hoc (буквально - «для этого», т.е. для рассмотрения данного дела). 

В отличие от третейских судов ad hoc постоянно действующие третейские суды создаются при различных организациях и ассоциациях, при торгово-промышленных и торговых палатах. Их часто называют арбитражными центрами.

    3. Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом

    1. Правовое положение  российских граждан за рубежом  определяется как российским  законодательством, так и многочисленными  актами законодательства страны  пребывания (конституциями, законами  о правах иностранцев и др.).

    Российские граждане, проживающие за рубежом, находятся  в двойственном положении: с одной  стороны, их правовой статус определяется соответствующим иностранным законодательством, с другой - они пользуются правами  и несут обязанности наравне с российскими гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ и законодательством России. Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством России.

    В одних странах  правовые нормы, определяющие правовое положение иностранцев, традиционно  включаются в международное частное  право (например, во Франции). В большинстве  государств материально-правовые нормы, определяющие правовое положение иностранцев, содержатся в различных законодательных  актах в основном административно-правового  характера, устанавливающих особые условия или ограничения в  отношении прав, которыми могут пользоваться иностранцы. Они касаются, в частности, права собственности на земельные участки (например, в Польше, Литве, Латвии, Эстонии). В ряде стран имеются отдельные законы об иностранцах, содержащие нормы административно-правового характера (например, в ФРГ).

    Российские граждане, находящиеся за границей, пользуются защитой и покровительством России. Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ "Российская Федерация гарантирует своим  гражданам защиту и покровительство  за ее пределами".

    Не умаляя значения различных общественных организаций (российских общин) за рубежом, выполнение этой задачи должно обеспечиваться посольствами и консульскими учреждениями России в соответствующих странах. К  основным задачам и функциям посольств  относится защита в государстве  их пребывания прав и интересов российских граждан и российских юридических  лиц с учетом законодательства государства  пребывания (п. 6 Положения о Посольстве Российской Федерации 1996 г.). На российские консульства возложены обязанности  принимать меры к тому, чтобы российские граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются Россия и государство пребывания, а также международными обычаями. В случае, если консулом будет установлено нарушение каких-либо прав российских граждан, он должен принять меры для восстановления нарушенных прав.

    Кроме того, консульские  учреждения РФ за пределами ее территории осуществляют ряд функций, непосредственно  связанных с обеспечением прав российских граждан. Они производят государственную  регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, а также смерти; по заявлениям российских граждан и лиц без гражданства  принимают решения о внесении исправлений и изменений в  записи актов гражданского состояния, составленные на территории РФ; вносят исправления и изменения в  записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении, и выдают на основании этих записей  повторные свидетельства о государственной  регистрации актов гражданского состояния.

    Должностные лица консульских учреждений выполняют  целый ряд нотариальных действий, в частности, они:

    - удостоверяют  сделки (кроме договоров об отчуждении  недвижимого имущества, находящегося  на территории Российской Федерации);

    - принимают меры  к охране наследственного имущества;  выдают свидетельства о праве  на наследство; выдают свидетельства  о праве собственности на долю  в общем имуществе супругов; свидетельствуют  верность копий документов и  выписок из них; свидетельствуют  верность перевода документов  с одного языка на другой.

    2. На вопросах, касающихся прав соотечественников,  следует остановиться особо. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" выделяет категорию соотечественников, под которыми понимает лиц, родившихся в одном государстве, проживающих либо проживавших в нем и обладающих признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиции и обычаев, а также потомков указанных лиц по прямой нисходящей линии. Под "соотечественниками за рубежом" в Законе подразумеваются: российские граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из России и Советского Союза, ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащих к указанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (титульной нацией в законе обозначается часть населения государства, национальность которой определяет его официальное наименование).

    В Законе 1999 г. предусматриваются, в частности, меры по поддержке соотечественников  в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической  и социальной областях. Для достижения целей государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом российским физическим и юридическим лицам, иностранным лицам и организациям, оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддержку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества наравне с соотечественниками и их организациями на основании законодательства РФ.

    3. Большое значение  для обеспечения соблюдения законных  прав и интересов граждан и  соотечественников за границей  имеют положения международных  договоров РФ с иностранными  государствами. Предоставление в  договорном порядке на основе  взаимности определенного режима  преследует цель предотвращения какой бы то ни было дискриминации российских граждан, изменения их правового положения в одностороннем порядке.

    Было заключено  большое число как многосторонних, так и двусторонних договоров, направленных на обеспечение прав и свобод человека в государствах СНГ. К ним относятся прежде всего документы многостороннего характера: Соглашение о создании СНГ 1991 г., Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и 2002 г.

Информация о работе История развития доктрины международного частного права