Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:23, курсовая работа
Целью работы является изучение основных положений деятельности Международного коммерческого арбитража. Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
1. изучение понятия арбитражного разбирательства и видов международных коммерческих арбитражей;
2. изучение правовых оснований и последствий обращения к международному коммерческому арбитражу;
3. изучение вынесения решения в международном коммерческом арбитраже и его признании.
Между тем однозначного
представления о том, что включается
в понятие АРС, ни доктрина, ни практика
не выработали. Одни относят к ним традиционные
несудебные методы урегулирования гражданско-правовых
споров (арбитраж, посредничество, переговоры);
другие - любые частные средства, возникающие
в противовес публичному порядку разрешения
споров; третьи - комбинированные варианты
основных "альтернативных" и судебных
средств, квалифицируемые как "комплексные"
и образующие новые формы, известные как
mini-trail ("мини-суд"), в которых отражаются
потребности совершенствования альтернативных
систем разрешения конфликтных ситуаций
между субъектами частного права.
Наиболее распространенным
является деление АРС на три основных
вида:
1) переговоры (negotiation)
- урегулирование спора непосредственно
сторонами без участия третьих лиц;
2) посредничество (mediation)
- урегулирование спора с помощью независимого
нейтрального лица (посредника), который
способствует достижению сторонами соглашения;
3) арбитраж (arbitration) -
разрешение спора с помощью независимого
нейтрального лица (арбитра), который выносит
обязательное для сторон решение <1>.
Особое место в
системе АРС занимает международный
коммерческий арбитраж.
Под арбитражным
разбирательством в международном
частном праве понимается рассмотрение
споров в третейских судах, избираемых
или специально создаваемых сторонами
внешнеэкономических контрактов для
рассмотрения возникающих между ними
споров. См. Богуславский М.М. Международное
частное право. М.: Норма, 2008. С. 564. Из этого
следует, что международный коммерческий
арбитражный суд - это орган, предназначенный
для разрешения споров с участием иностранных
фирм и организаций. По своей юридической
природе - это третейский суд.
Термин «международный
коммерческий арбитраж» используется
как для обозначения в целом
этого специфического механизма
рассмотрения споров, так и для
обозначения конкретного
Международные коммерческие
арбитражные суды отличаются от обычных
третейских судов не только тем, что
они не могут рассматриваться
в качестве альтернативной формы
разрешения споров в досудебной стадии,
а тем, что при обращении к
таким судам исключается
В российском законодательстве
проводится различие между третейскими
судами общего характера и международными
коммерческими арбитражными судами.
В ст. 1 Закона о третейских судах
2002 г. прямо предусмотрено, что он
«...не распространяется на международный
коммерческий арбитраж». См. Федеральный
закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских
судах в Российской Федерации» //
СЗ РФ от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3019 Из этого
исходит и Арбитражный процессуальный
кодекс (далее - АПК) РФ. Следует также иметь
в виду, что в российском законодательстве,
в частности в АПК РФ, под понятием «иностранные
арбитражные решения» понимаются не решения
судов иностранных государств, а решения
третейских судов и международных коммерческих
арбитражей, принятых ими на территориях
иностранных государств по спорам и иным
делам, возникающим при осуществлении
предпринимательской и экономической
деятельности.
Международные коммерческие
арбитражные суды, к которым прибегают
юридические лица различных государств
для рассмотрения их споров, отличаются
от третейских судов, рассматривающих
споры, сторонами в которых являются государства
и международные организации. К разряду
таких судов относятся Постоянная палата
третейского суда в Гааге, различные арбитражи,
создаваемые для рассмотрения конкретных
споров между государствами, специальные
арбитражи, предусмотренные Конвенцией
ООН по морскому праву 1982 г., Договором
о Всемирной торговой организации (ВТО),
в рамках Всемирной организации по интеллектуальной
собственности (ВОИС).
По своим целям
и назначению международные коммерческие
арбитражные суды, рассматривающие
споры в странах СНГ, следует
отличать от Экономического суда СНГ См.:
Симонян Г.В.Проблемы компетенции Экономического
суда СНГ в условиях реформирования СНГ
// Вестник ВАС РФ. 1999. N 6. С.103-112..
Обращение сторон не
к государственному, а к третейскому
суду в области международных
экономических связей объясняется
тем, что одна из сторон не верит
в объективность
Преимущества арбитража
как процедуры разрешения споров
состоит в следующем. Система
государственных судов
Достоинства арбитража
- есть обратная сторона его недостатков.
К недостаткам арбитражного порядка
рассмотрения спора относят: во-первых,
быстроту рассмотрения спора в жертву
которой приносятся процессуальные гарантии
сторон разбирательства; во-вторых, то
обстоятельство, что не все арбитры выносят
обоснованные решения - зачастую мотивировка
решения неизвестна публике; в-третьих,
решение может быть вынесено без обращения
к нормам права, а основано на принципах
справедливости (если такой порядок предусмотрели
стороны) и т.п. См. Рожкова М.А.Возможности
разрешения и урегулирования коммерческих
споров // Правосудие в Поволжье. № 5. 2004.
С. 45.
В международной
практике известны два вида третейских
судов: так называемые изолированные
и постоянно действующие (институционные).
Изолированный третейский суд создается
сторонами специально для рассмотрения
конкретного спора. Стороны сами
определяют порядок создания третейского
суда и правила рассмотрения в
нем дела. После вынесения решения
по делу такой суд прекращает свое
существование. Он получил также
название третейского суда ad hoc (буквально
- «для этого», т.е. для рассмотрения данного
дела).
В отличие от третейских судов ad hoc постоянно действующие третейские суды создаются при различных организациях и ассоциациях, при торгово-промышленных и торговых палатах. Их часто называют арбитражными центрами.
3. Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом
1. Правовое положение
российских граждан за рубежом
определяется как российским
законодательством, так и
Российские граждане,
проживающие за рубежом, находятся
в двойственном положении: с одной
стороны, их правовой статус определяется
соответствующим иностранным
В одних странах правовые нормы, определяющие правовое положение иностранцев, традиционно включаются в международное частное право (например, во Франции). В большинстве государств материально-правовые нормы, определяющие правовое положение иностранцев, содержатся в различных законодательных актах в основном административно-правового характера, устанавливающих особые условия или ограничения в отношении прав, которыми могут пользоваться иностранцы. Они касаются, в частности, права собственности на земельные участки (например, в Польше, Литве, Латвии, Эстонии). В ряде стран имеются отдельные законы об иностранцах, содержащие нормы административно-правового характера (например, в ФРГ).
Российские граждане, находящиеся за границей, пользуются защитой и покровительством России. Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ "Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами".
Не умаляя значения
различных общественных организаций
(российских общин) за рубежом, выполнение
этой задачи должно обеспечиваться посольствами
и консульскими учреждениями России
в соответствующих странах. К
основным задачам и функциям посольств
относится защита в государстве
их пребывания прав и интересов российских
граждан и российских юридических
лиц с учетом законодательства государства
пребывания (п. 6 Положения о Посольстве
Российской Федерации 1996 г.). На российские
консульства возложены
Кроме того, консульские
учреждения РФ за пределами ее территории
осуществляют ряд функций, непосредственно
связанных с обеспечением прав российских
граждан. Они производят государственную
регистрацию рождения, заключения брака,
расторжения брака, усыновления (удочерения),
установления отцовства, перемены имени,
а также смерти; по заявлениям российских
граждан и лиц без гражданства
принимают решения о внесении
исправлений и изменений в
записи актов гражданского состояния,
составленные на территории РФ; вносят
исправления и изменения в
записи актов гражданского состояния,
находящиеся у них на хранении,
и выдают на основании этих записей
повторные свидетельства о
Должностные лица консульских учреждений выполняют целый ряд нотариальных действий, в частности, они:
- удостоверяют
сделки (кроме договоров об
- принимают меры
к охране наследственного
2. На вопросах,
касающихся прав
В Законе 1999 г. предусматриваются, в частности, меры по поддержке соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях. Для достижения целей государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом российским физическим и юридическим лицам, иностранным лицам и организациям, оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддержку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества наравне с соотечественниками и их организациями на основании законодательства РФ.
3. Большое значение
для обеспечения соблюдения
Было заключено
большое число как
Информация о работе История развития доктрины международного частного права