Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:58, курс лекций
Содержание и цель изучения БЖД.
Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека.
Задачи БЖД.
Правовые и нормативно-технические основы обеспечения БЖД.
Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами в соответствии с подчиненностью.
Общественный контроль — ФНП в лице профсоюзных комитетах, находящихся на каждом предприятии.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для студентов - заочников всех специальностей
Ростов – на – Дону
2010
Составители: профессор. Аствацатуров А.Е.
доцент, к.х.н. Лоскутников
ст.преп. Богданова И.В.
доцент, к.т.н. Петинова М.П.
доцент, к.ф.н. Басилиа М.А
Предназначена для студентов всех специальностей заочной формы обучения.
Печатается по решению методической комиссии гуманитарного факультета.
Научный редактор – профессор Аствацатуров А.Е.
Рецензент – проф., д.т.н. Палагнюк Г.Г.
© Издательский центр ДГТУ,
2010
Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, их жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высшей работоспособности и продуктивности.
Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек — среда обитания".
Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности — предупреждение потенциальной опасности. Потенциальная опасность является универсальным свойством в процессе взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и технологии), кроме положительных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы. При этом новый положительный результат, как правило, соседствует с новой потенциальной опасностью или группой опасностей.
В современном мире к опасным и вредным факторам естественного происхождения (повышенные и пониженные температуры воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды и др.) прибавились многочисленные опасные и вредные факторы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные с производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.
Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современный специалист должен быть в достаточной степени подготовлен к соответствующей обстановке для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности тех или иных контингентов работающих, всего производственного персонала и населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Подготовке такого специалиста способствует изучение в учебных заведениях дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", которая помогает выработать идеологию безопасности, навыки конструктивного мышления и поведения с целью безопасно осуществлять свои профессиональные и социальные функции.
Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой его обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
Дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" дает специалисту следующие знания: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек—среда обитания"; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, их идентификацию; средства и методы повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Тема 1. БЖД – определение, цель, задачи и научное содержание курса
Комплексный характер дисциплины, место в системе наук. Основные термины и определения. Учения, внесшие вклад в развитие безопасности деятельности человека. Понятие о ЧС. Опасность: номенклатура, таксономия и идентификация опасностей. Основные положения теории БЖД и теории риска. Риск как количественная оценка опасности. Концепция приемлемого риска. Управление риском. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности.
Рекомендуемая литература:1-12; 37; 53.
Тема 2. Правовые и организационные вопросы
Нормы и правила в области охраны труда. Охрана труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью. Государственный надзор и общественный контроль в БЖД труда. Обязанности администрации предприятия (учреждения) в обеспечении безопасных и здоровых условий труда и осуществлении контроля.
Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности. Природо- и трудоохранное законодательство РФ. Нормативная и нормативно-техническая документация. Система стандартов безопасности труда. Организация и функция служб охраны труда на предприятии. Пропаганда охраны труда, обучение и инструктаж при поступлении на работу и рабочем месте.
Производственный травматизм. Порядок расследования и учёта несчастных случаев, связанных с производством. Ответственность должностных лиц предприятий и учреждений за нарушение законов, актов, норм и правил по охране труда.
Регистрация, учет и расследование несчастных случаев на производстве. Анализ причин и предупреждение травматизма, профессиональных заболеваний.
Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции. Правовое обеспечение экологического контроля. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Рекомендуемая литература:1-9; 26; 41.
Тема 3. Обеспечение комфортных условий труда
Физиолого-гигиенические
основы труда. Классификация основных форм трудовой деятельности.
Профилактика утомления и пути повышения
работоспособности. Эргономические и
инженерно-психологические основы БЖД.
Информационная, биофизическая, энергетическая,
пространственно-
Рекомендуемая литература:1-11; 21; 26; 37; 52-54.
Тема 4. Оздоровление воздушной среды и нормализация параметров микроклимата
Причины и характер загрязнений воздушной среды в производственных условиях. Профессиональные заболевания и отравления от действия производственных вредностей, загрязняющих воздушную среду. Допустимая концентрация вредных примесей в воздухе производственных помещений, в окружающей среде, атмосфере, воздухе, поступающем в помещение и выбрасываемом из помещения.
Основные параметры микроклимата: температура, относительная влажность и скорость движения воздуха, барометрическое давление. Профзаболевания при нарушении параметров микроклимата. Тепловой баланс и терморегуляция человеческого организма, нормирование параметров микроклимата. Классификация систем вентиляции.
Принцип устройства естественной вентиляции (аэрация, дефлекторы и др.). Приточная, вытяжная и приточно-вытяжная вентиляция, кондиционирование воздуха.
Очистка воздуха от пыли и газа. Центробежные и инерционные пылеотделители. Пористые и масляные фильтры. Фильтры периодического и непрерывного действия. Электрические, ультразвуковые фильтры.
Устройства местной вентиляции: местные отсосы, вытяжные шкафы, вытяжные зонты, бортовые отсосы, герметизированные кабины, воздушные души, воздушные и тепловые завесы, обдувающие вентиляторы.
Системы отопления (воздушная, водная, паровая, комбинированная) и требования к ним.
Средства индивидуальной зашиты: спецодежда, спец.обувь, головные уборы, защитные очки, защитные пасты. Респираторы, фильтрующие и изолирующие противогазы.
Рекомендуемая литература:1-9; 15; 21; 28; 30-33; 35; 38; 48-53.
Тема 5. Производственное освещение
Основные световые величины и параметры, определяющие зрительные условия работы. Виды и системы производственного освещения: естественное, искусственное и совмещенное; рабочее, аварийное и специальное: общее, комбинированное, совмещенное; боковое и верхнее. Требования к производственному освещению. Нормирование искусственного освещения. Источники искусственного света. Светильники, их классификация и характеристики.
Средства индивидуальной защиты органов зрения. Контроль освещения в производственных условиях. Эксплуатация осветительных установок.
Рекомендуемая литература:1-9; 15; 28; 30; 34; 46.
Тема 6. Защита от производственной вибрации
Причины возникновения и физические характеристики (параметры) вибрации.
Действие вибрации на человека. Вибрационная болезнь. Санитарно-гигиеническое и техническое нормирования вибрации. Общие методы борьбы с вредным воздействием вибрации. Уравнение движения колеблющегося тела. Виброизоляция машин. Виды виброизоляторов, их преимущества и недостатки; оценка эффективности виброизоляции, порядок выбора виброизоляторов. Средства индивидуальной защиты от вредного воздействия вибрации. Измерение вибраций и виброизмерительная аппаратура.
Рекомендуемая литература:1-9; 30-33; 45; 53.
Тема 7. Защита от шума
Физические характеристики звукового поля: интенсивность звука и ее уровень, звуковое давление и его уровень. Связь уровня звукового давления с уровнем интенсивности звука. Частота звука: широкополосные, постоянные и непостоянные.
Действие шума на организм человека. Нормирование шума посредством предельных спектров и эквивалентных уровней звука в децибелах. Механический шум и методы его снижения. Аэро- и гидродинамический шум. Меры снижения аэродинамического шума.
Акустические принципы планировки предприятий и цехов. Звукоизолирующие ограждения. Расчет звукоизоляции. Звукопоглащаюшие облицовки. Глушители шума.
Индивидуальные средства защиты от шума. Измерение шума на рабочих местах.
Рекомендуемая литература:1-9; 15-16; 30-33; 36; 44; 53.
Тема 8. Защита от электромагнигных полей
Источник электромагнитных полей. Классификация по частоте. Зоны индукции и излучения. Напряженность поля и плотность потока мощности.
Действие электромагнитных полей на человека. Нормирование электромагнитных полей. Защита от воздействия электромагнитных излучений уменьшением мощности источника поля, экранировкой источника поля и рабочего места. Средства индивидуальной защиты электромагнитных полей. Измерение напряженности электрических и магнитных полей и удельной плотности потока мощности.
Опасные и вредные производственные факторы, возникающие при работе с компьютером. Экологическая безопасность компьютера.
Рекомендуемая литература:1-9; 28; 30-33;48; 53.
Тема 9. Защита от действия ионизирующих излучений
Виды ионизирующих излучений, их физическая природа и особенности распространения. Основные единицы измерения радиоактивности и дозы излучений.
Биологическое воздействие ионизирующих излучений. Воздействие на организм внешнего облучения. Внутреннее облучение. Нормирование предельно допустимой дозы облучения (ПДД). Нормирование предельно допустимых концентраций (ПДК) радиоактивных веществ в атмосфере и водоемах. Нормирование предельно допустимых уровней (ПДУ) загрязненности радиоактивными веществами рук, одежды, обуви работающих, а также рабочих поверхностей.
Средства индивидуальной защиты от ионизирующих излучений. Дозиметрический контроль.
Рекомендуемая литература:1-9; 15; 30-33; 39; 48; 53.
Тема 10. Электробезопасность
Действие электрического тока на организм человека и виды поражения. Влияние на исход воздействия электрического тока: силы тока, сопротивления тела человека, продолжительности воздействия, пути прохождения тока, частоты и рода тока, способа контакта с токоведущими частями. Влияние индивидуальных свойств человека. Пepвая помощь пострадавшим от электрического тока.
Анализ опасности поражения током при прикосновении к токоведущим частям в трехфазных сетях с изолированной и глухо заземленной нейтралью. Выбор режима нейтрали трехфазных сетей.
Явления при стекании тока в землю. Сопротивление заземлителя растеканию тока. Напряжение прикосновения и шаговое напряжение. Классификация помещений по степени электрической опасности. Допустимые напряжения в зависимости от класса помещений. Устройство, принцип действия и область применения защитного заземления. Нормирование параметров защитного заземления и порядок его расчета. Принцип действия и область применения защиты занулением. Его устройство и требования к нему. Защитное отключение. Его назначение, принцип действия и требования к нему.
Информация о работе Курс лекций по предмету "Безопасность жизнедеятельности"