Курс лекций по предмету "Безопасность жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:58, курс лекций

Описание

Содержание и цель изучения БЖД.
Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека.
Задачи БЖД.
Правовые и нормативно-технические основы обеспечения БЖД.
Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами в соответствии с подчиненностью.
Общественный контроль — ФНП в лице профсоюзных комитетах, находящихся на каждом предприятии.

Работа состоит из  10 файлов

ЛЕКЦИИ В ЦДО.doc

— 610.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МУ к выполнению контрольной работы по БЖД.doc

— 494.00 Кб (Скачать документ)

Причины возникновения статического электричества и способы борьбы с ним.

Электрические защитные средства: изолирующие, ограждающие и вспомогательные.

Рекомендуемая литература:1-9; 13-15; 17; 28-33; 43; 53.

 

Тема 11. Безопасность систем, находящихся под давлением

Причины аварий систем, находящихся под давлением. Системы, подлежащие регистрации и особому контролю Госгортехнадзора. Безопасность эксплуатации емкостей со сжатыми, сжиженными и растворенными газами. Классификация емкостей  (баллоны, газгольдеры, ресиверы, котлы и др.) по назначению, давлению и объему. Безопасная арматура для емкостей и контрольно-измерительные приборы (КИП). Проверка и окраска емкостей.

Безопасность эксплуатации компрессорных установок. Безопасная арматура и КИП для компрессорных  установок (правила приемки и испытания). Основные опасности системы газоснабжения. Правила безопасной эксплуатации газовых коммуникаций в производственных установках.

Классификация устройств с вакуумом по их опасности. Защитные мероприятия.

Рекомендуемая литература:1-9; 30-33; 53.

Тема 12. Пожарная профилактика

Горение и пожароопасные  свойства веществ. Виды горения. Температура  самовоспламенения. Самовозгорание. Воспламенение. Взрыв смеси газов и паров  с воздухом: пределы воспламенения (взрыва), температуры взрыва, температурные пределы воспламенения, температура вспышки.

Профилактика пожаров  в здании. Понятие об огнеопасности  и возгораемости строительных конструкций. Огнезащита строительных конструкций. Противопожарные преграды. Пожарная профилактика при проектировании.

Соответствие противопожарным требованиям приборов отопления, установок кондиционирования воздуха, электрического оборудования, наличие в помещениях вентиляционных систем по удалению пожаро- и взрывоопасных паров, газов и пылевидных горючих производственных отходов. Пожарная безопасность технологических процессов производства.

Средства тушения пожаров, пожарная сигнализация. Огнегасительные  вещества: вода, негорючие газы, пены, порошковые составы, составы на основе галоидированных углеводородов. Противопожарное водоснабжение. Первичные средства тушения пожаров. Стационарные установки пожаротушения: спринклерные и дренчерные (водяные и пенные), объемного (газового) тушения. Средства пожарной сигнализации: типы извещателей-датчиков, системы пожарной сигнализации, принцип действия.

Функции и права органов  Государственного пожарного надзора.

Рекомендуемая литература:1-9; 17; 28-33; 40; 42; 53.

Тема 13. Безопасность устройства и эксплуатации механизмов и машин

Требования безопасности, предъявляемые к конструкциям и  оборудованию. Порядок учета требований охраны труда при разработке, изготовлении и испытании опытных образцов новых машин и передаче их в серийное производство.

Опасные зоны оборудования. Оградительные устройства. Защитные устройства. Предохранительные устройства. Введение слабого звена. Дистанционное управление. Блокировочные и сигнализирующие устройства. Основные требования безопасности к конструкциям подъемно-транспортных механизмов и машин. Приборы и устройства безопасности и принципы их действия.

Вопросы охраны труда при механизации и автоматизации производства. Требования безопасности к конструкции промышленных роботов. Опасные и вредные производственные факторы в ВЦ. Меры безопасности при эксплуатации вычислительной техники. Требования к помещениям с ЭВМ.  Обеспечение безопасности технологического оборудования и производственных процессов (в соответствии со специальностью студента).

Рекомендуемая литература:1-9; 15; 28-33; 48; 50-54.

  Тема 14. Требования охраны труда к устройству и содержанию промышленных предприятий и цехов

Санитарно-гигиеническая  классификация и основные характеристики машиностроительных предприятий. Природная среда и её загрязнения. Биосфера и место в ней человека. Атмосфера, вода, почва: их загрязнения и последствия загрязнений. Техногенное воздействие на природу. Средства защиты окружающей среды (экобиозащитная техника) от вредных факторов. Выбор площадки для промышленного предприятия. Санитарно-защитная зона. Размещение производственных зданий на территории промышленного предприятия. Санитарные разрывы. Классификация производственных зданий и сооружений (основного, вспомогательного и подсобного назначения). Основные требования к вспомогательным и подсобным помещениям.

Системы водоснабжения, канализации и очистки промышленных сточных вод. Газоочистка. Благоустройство территории предприятия.

Рекомендуемая литература:1-9; 18-23; 30; 32; 35; 38; 50-54.

  Тема 15. БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций

Стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы, применение противником во время войны различных видов оружия, создающего ситуации, опасные для жизни и здоровья значительных групп населения. Безопасность населения и территории в ЧС. Общие сведения о ЧС, их классификация. Причина и профилактика ЧС. Характеристика и классификация ЧС техногенного происхождения. Устойчивость промышленных объектов. ЧС природного происхождения. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Организация работы комиссии ЧС объекта. Осуществление мероприятий по защите персонала объекта и угрозе возникновения ЧС.

Рекомендуемая литература:1-9;24-27;54.

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Создание здоровых и  безопасных условий труда имеет  свою специфику в каждой отрасли  народного хозяйства. Естественно, отразить эту специфику в настоящем объеме методических указаний не представляется возможным. Поэтому методические указания составлены в плане общих вопросов безопасности жизнедеятельности, охватывающих все машиностроительные специальности указанной группы. Специфика курса «Безопасность жизнедеятельности» каждой специальности отражается в рабочей программе курса. В течение учебного года и в период экзаменационно-лабораторной сессии организуется чтение обзорных лекций по курсу и проводятся лабораторные занятия. Количество выполняемых одним студентом лабораторных работ определяется учебным планом, исходя из того, что на одну лабораторную работу отводится два академических часа. Выбор лабораторных работ определяет кафедра «Охраны труда и Окружающей среды», учитывая профиль подготовки инженера в данном вузе.

Учебное пособие предназначено  для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения к лабораторно-экзаменационной сессии. Работа включает перечень контрольных вопросов по разделам курса охрана труда на предприятии любой формы собственности, экологическая безопасность предприятия, мероприятия безопасности в чрезвычайных ситуациях, задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности в конкретных производственных ситуациях и методические разработки по - инженерным решениям этих задач.

           Контрольная работа (решение задач и ответы на вопросы) выполняется по варианту, номер которого совпадает с последней цифрой учебного шифра студента, а вариант в рамках каждой задачи выбирается по предпоследней цифре учебного шифра. Необходимые данные приведены в таблицах к каждой задаче.

     Если работа получила положительную оценку, студент допускается к сдаче экзамена по курсу. Основная задача контрольной работы - оказание помощи студенту при самостоятельном изучении учебного материала. В рецензии на контрольную работу преподаватель указывает студенту, на что нужно обратить внимание. Экзамен принимается у студента при условии представления контрольной работы и рецензии из нее с положительной оценкой, а также зачета по лабораторным работам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа состоит из решения трех задач  и ответов на четыре вопроса.

     

Задачи

Вопросы

Все специальности

№ варианта

 

 

№ варианта

Ф–та Технологии машиностроения

Конструкторского

ф–та

Гуманитарного

ф–та

Ф–та Автоматизации и информатики

Ф–та  Технологии машиностроения

Конструкторского

ф–та

Гуманитарного

ф–та

Ф–та Автоматизации

и информатики

1

1; 11; 10.

16; 8; 9.

19; 28; 25.

7; 28; 24.

1; 26; 17; 57.

12; 20; 49; 61.

5; 13; 30; 52.

3; 34; 50; 66.

2

2; 20; 24.

17;11; 14.

18; 27; 24.

15; 27; 10.

2; 27; 18; 58.

11; 21; 50; 62.

4; 14; 32; 53.

5; 35; 49; 65.

3

3; 26; 17.

18; 3; 8.

17; 26; 22.

1; 20; 14.

3; 28; 19; 59.

10; 22; 30; 63.

1; 15; 33; 54.

6; 32; 36; 64.

4

4; 27; 10.

7; 20; 24.

16; 20; 21.

2; 11; 21.

4; 29; 23; 60.

8; 24; 32; 64.

2; 16; 25; 55.

10; 37; 33; 63.

5

6; 28; 22.

1; 26; 9.

15; 8; 14.

5; 13; 24.

5; 13; 25; 61.

6; 26; 33; 65.

3; 34; 17; 56.

11; 38; 30; 62.

6

7; 11; 10.

3; 27; 22.

12; 11; 25.

16; 20; 22.

6; 14; 30; 62.

5; 27; 23; 66.

12; 18; 35; 57.

4; 39; 25; 61.

7

15;14;

20;.

4; 28; 21.

7; 20; 21.

17; 26; 25.

8; 15; 32; 63.

4; 21; 17; 57.

10; 36; 19; 58.

1; 40; 23; 60.

8

16; 6;

21

5; 8; 14

6; 26; 22.

19; 27; 10.

10; 6; 33; 64.

3; 24; 18; 58.

6; 37; 49; 59.

8; 41; 19; 59.

9

17; 7;

10

7; 11; 8

3; 27; 24.

7; 28; 14.

11; 1; 49; 65.

2; 28; 19; 59.

8; 29; 50; 60.

12; 18; 42; 58.

0

1; 28;

24

15;13; 9

1; 28; 21.

19; 13; 24.

12; 4; 50; 66.

1; 29; 25; 60.

11; 31; 23; 61.

2; 46; 17; 57.


 

Решения задач и ответы на вопросы должны сопровождаться ссылками из литературных источников, а также эскизами, выполненными карандашом в соответствии с правилами  технического черчения и рисования. На каждой странице оставляются поля для замечаний рецензента.

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ  КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

  1. Что изучает БЖД, каковы цели, задачи и научное содержание дисциплины. Какое место занимает БЖД в системе наук, в чем заключается комплексный характер дисциплины.
  2. Что такое опасность, как классифицируются опасности по происхождению и видам. Что является количественной мерой опасности. С какой целью вводится концепция приемлемого риска.
  3. Факторы, воздействующие на формирование условий труда. Производственные факторы. Вредные и опасные производственные факторы. Оптимальные, комфортные, экстремальные и сверх экстремальные производственные факторы.
  4. В чем суть основных положений теории БЖД. На какие группы и классы подразделяются принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Раскрыть их содержание.
  5. Что изучает физиология труда. Что такое утомление и переутомление? Причины утомления и переутомления. Каким образом можно оптимизировать режим труда и отдыха, наилучшим образом организовать рабочее место, провести профилактику утомления.
  6. Охарактеризовать психологию безопасности деятельности и психологического состояния при ЧС.
  7. Какие законы составляют основу российского природо- и трудо-охранного законодательства и в чем их основное содержание. Каковы основные нормативные и нормативно-технические документы в области охраны труда.
  8. Понятие производственной травмы и производственного травматизма. Охарактеризуйте методы анализа причин производственного травматизма.
  9. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Классификация условий труда по травматизму. Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Формы Федерального Государственного статистического наблюдения за травматизмом на производстве и инструкции по их заполнению.
  10. В чем заключаются основные задачи службы охраны труда на предприятии. Планирование мероприятий по охране труда. Виды и содержание инструктажей, а также другие формы обучения работников по технике безопасности. Контроль за охраной труда.
  11. Какие законодательно-правовые акты обеспечивают защиту населения и территории в ЧС природного и техногенного характера.
  12. В чем заключаются общие санитарно-технические требования к производственным мощностям и рабочим местам на машиностроительных предприятиях (согласно специальности студента).
  13. Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести, напряженности трудового процесса.
  14. Микроклимат. Параметры микроклимата. Как осуществляется нормирование параметров микроклимата. Каким образом можно нормализовать его параметры.
  15. Воздействие температуры, влажности на организм человека. Принцип нормирования параметров микроклимата в зависимости от условий работы.
  16. Классификация систем вентиляции. Выбор системы вентиляции. Конструктивные особенности локальной системы вентиляции.
  17. Мероприятия по улучшению параметров микроклимата. Методы расчета воздухообмена рабочей зоны.
  18. Принцип нормирования ПДК. Расчет воздухообмена по видам загрязнения воздуха рабочей зоны.
  19. Классы опасности вредных веществ. Расчет воздухообмена по загазованности при наличии в воздухе рабочей зоны веществ всех классов опасностей.
  20. С помощью каких качественных и количественных величин можно охарактеризовать освещение, их определение и единицы измерения.
  21. Каковы основные виды, типы и системы освещения. Их преимущества и недостатки. Производственное освещение. Классификация.
  22. В чем заключается влияние освещения на условия деятельности человека. Разряды зрительных работ. Разряды и подразряды зрительных работ. Принцип нормирования освещенности.
  23. Естественное освещение. Нормирование естественного освещения. Расчет естественного освещения.
  24. Искусственное освещение. Выбор системы производственного освещения. Источники света. Характеристика источников света. Светильники. Классификация светильников. Компоновка светильников.
  25. Каков алгоритм расчета искусственного  освещения.
  26. Вибрация. Величины, характеризующие вибрацию, влияние на человека.
  27. Каким образом нормируется вибрация. Методы и средства защиты от вибрации.
  28. Шум. Физические характеристики шума. Воздействие шума на человека.  Методы измерения уровней шума.
  29. Методы защиты от шума. Принцип нормирования параметров шума в производственных и общественных помещения.
  30. Расчет уровня шума в производственных помещениях.
  31. Характеристика инфра- и ультразвука. Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки .
  32. Шумопоглощающие материалы. Акустический расчет.
  33. Расчет виброизолирующих прокладок.
  34. ЭМП. Какова физическая природа явления. Как  осуществляется нормирование ЭМП, в чем проявляется характер воздействие на человека.
  35. Электромагнитные поля. Классификация электромагнитных полей. Каковы основные сре<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0442_0443_043f_043e_043c__Char" style=" font-size: 10pt; font-weight: normal; te

БЖД УМ Пос. 2011.doc

— 4.85 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

Вопросы к экзамену (зачету).doc

— 36.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тесты для самоконтроля.doc

— 83.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МУ к выполнению лаб. раб. Микроклимат.doc

— 274.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МУ к выполнению Лаб. работа защитн.откл..doc

— 1.44 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

МУ к выполнению Лаб.раб Исследование Шума.doc

— 432.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МУ к выполнению Лаб.работа 3х фазн.сети.doc

— 1.62 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

МУ Несчастный случай.doc

— 137.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Курс лекций по предмету "Безопасность жизнедеятельности"