Лекции по БЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:54, лекция

Описание

Работа содержит курс лекций по "Безопасности жизнедеятельности".

Работа состоит из  22 файла

Лекция 05_Психофизиологические характеристики.doc

— 178.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 02_Негативные факторы.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

Лекция 2

Негативные факторы среды обитания

 

  1. Негативные воздействия в среде «Человек-Среда обитания»

Виды, источники и уровни негативных факторов    производственной  и бытовой среды.

  1. Поражающие факторы ЧС
  2. Критерии негативного воздействия в системе «Человек-Среда обитания».

1. Негативные факторы  среды обитания

1.1 Негативные воздействия в системе «Человек-среда обитания»

 

Взаимодействие человека со средой обитания сопряжено с отрицательными (негативными)  воздействиями как со стороны окружающей среды на человека, так и со стороны человека на окружающую среду (антропогенное воздействие).  Такие воздействия обусловлены самой сущностью физического мира, состоящего из систем,  которые содержат в себе различные виды энергии (химическую, электрическую, ядерную и др.). При неконтролируемом выходе энергии, опасных веществ реализуются различного рода опасности как для человека так и для окружающей среды. Человек, как и любое живое существо, всегда подвергался отрицательным воздействиям среды обитания. В основном это были природные опасности: морозы и зной, наводнения, землетрясения, нападения хищников, болезни, а также агрессия со стороны других людей. Новые опасности появились с развитием орудий труда, первого примитивного производства. На протяжении всего времени своего существования человека  он оказывал определенное воздействие на природную среду. Было бы ошибкой считать детство человечества золотой порой полной гармонии с природой. Охота и рыболовство приводили к истощению природной среды, исчезновению целых видов животных, скотоводство в конечном итоге вело к разрушению естественной растительности, опустыниванию территорий.

Если в ранний период своего развития человек испытывал негативные воздействия  естественного (природного) происхождения: атмосферные осадки, грозовые разряды, стихийные бедствия, холод, жара, контакты с дикими животными, паразитами, болезнетворными микроорганизмами, то в условиях современного мира к ним прибавились многочисленные факторы техногенного происхождения: вибрация, шум, загрязненный воздух, ионизирующие излучения, воздействие магнитных полей.

Таксономия опасностей. Таксономия (>греч. taxis  - расположение в порядке + nomos - закон), или систематика - наука о классификации сложных явлений , понятий , объектов. Поскольку опасности носят сложный, комплексный характер, имеют иерархическую структуру, обладают множеством признаков, их таксономирование выполняет важную роль в организации научного значения в области безопасности жизнедеятельности и позволяет глубже познать природу опасности .

Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана. В настоящее время принято таксономирование опасностей по следующим  признакам.

По  происхождению опасности  подразделяются на природные,     техногенные,  экологические и  смешанные.

По времени проявления отрицательных  последствий можно говорить о  импульсных, т.е. проявляющихся мгновенно и   кумулятивных опасных воздействиях, реализующиеся постепенно по мере накопления.

По локализации в геосфере различают литосферные, гидросферные, атмосферные и космические опасности.

По вызываемым последствиям различают негативные воздействия вызывающие утомление, заболевания, травмы, смерть, вызывающие аварии, пожары и т.д.

1.2. Виды, источники и уровни негативных  факторов

         производственной  и бытовой среды

 

Производственная среда. Носителями опасных и вредных факторов в производственной среде могут быть машины, оборудование, предметы труда, технологические процессы, источники энергии, опасные вещества, нарушение технологических режимов, ошибки работников.

Опасные и вредные  факторы. Одна из составляющих безопасности жизнедеятельности - охрана труда использует понятия опасных и вредных факторов. Система стандартов безопасности труда (ССБТ) дает следующие определения.

Опасным называется производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому резкому ухудшению здоровья.

Вредным называется производственный фактор, воздействие которого на работающего  в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности (ГОСТ 12.0.002-80).  

Опасные и вредные факторы в  зависимости от  характера воздействия  подразделяются на     

  • активные - проявляющиеся благодаря заключенной в них энергии (ионизирующие излучения, вибрация и т.п.);
  • активно - пассивные - проявляющиеся благодаря энергии, заключенной в самом человеке (примером могут служить опасности скользких поверхностей, работы на высоте, острых углов и плохо обработанных поверхностей оборудования и т.п.).
  • пассивные - проявляющиеся опосредствованно, как например, усталостное разрушение материалов, образоование накипи в сосудах и трубах, коррозия и т.п.

Активные факторы могут, таким  образом быть классифицированы по виду связанной с ними энергии. Такую  классификацию дает ГОСТ 12.0.003-74. В соответствии с ним опасные и вредные факторы подразделяются на четыре группы:

  • физические (движущие машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, разрушающиеся конструкции; повышенная  запыленность  воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура поверхностей  оборудования, материалов, шум, электромагнитные излучения промышленных и радиочастот, инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, лазерное излучение, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные температура, влажность воздуха, повышенная скорость движения воздуха, электрический ток, статическое электричество и т.п.)
  • химические (химические вещества, присутствующие в воздухе, воде, почве, продуктах питания);
  • биологические (болезнетворные микроорганизмы, вирусы, грибы);
  • психофизиологические (стресс, монотония, утомление, сонливость, алкогольное опьянение и т.п.);

Бытовая среда. В условиях современной техносферы, в которых проживает бóльшая часть человечества порой трудно разделить негативные факторы производственной и бытовой среды. Вне помещений мы подвергаемся воздействию загрязняющих веществ, присутствующих в атмосфере, водоемах, опасность представляют движущиеся транспортные средства. При использовании электротранспорта, авариях на линиях электопередач, возникает опасность поражения электрическим током. Определенную опасность представляют электромагнитные излучения линий электропередач, антенн радио- и телевизионных станций, радиоактивное загрязнение. В целом можно сказать, что уровни воздействия негативных факторов вне производственной среды в среднем на 50% ниже, однако для ряда факторов уровни воздействия на производстве и в быту оказываются соизмеримыми.  В частности, статистика случаев поражения электрическим током в промышленно развитых странах свидетельствует о том, что число смертельных электротравм на производстве и в быту  примерно одинаково, а в ряде случаев электротравматизм в быту оказывается выше.

Можно с уверенностью сказать, что  в быту человек подвергается практически всем видам опасных и вредных факторов: физическим, химическим, биологическим и психофизиологическим. Так, например, ежедневно в  техносфере используются сотни тысяч химических веществ. Множество непредвиденных химических реакций между этими веществами, их индивидуальные и комбинированные токсические эффекты практически невозможно контролировать.

К наиболее существенным негативным факторам бытовой среды следует отнести следующие факторы.

  1. Тяжелые металлы, которые содержатся в красках, препаратах декоративной косметики, полимерных материалах, питьевой воде, пище. Свое название они получили из-за высоких значений атомной массы. В небольших количествах некоторые тяжелые металлы, например, медь, цинк, марганец, железо, кобальт, молибден и др. необходимы для жизнедеятельности человека. Их нехватка приводит к нарушению нормальных функций организма. Однако увеличение их содержания выше нормы вызывает токсический эффект и приводит к нарушению нормальных функций организма. Кроме того, существует около 20 металлов, которые совсем не нужны организму. Среди них – ртуть, свинец, кадмий и мышьяк. Так, повышенное содержание свинца связывают с ростом заболеваемости детей, пониженным умственным развитием. Ртуть, являясь чрезвычайно токсичным веществом, вызывает необратимые изменения в нервной системе. Воздействие кадмия на организм приводит к нарушению работы почек и вызывает изменения в скелете. Потребление воды, содержащей повышенное (более 0,1 мкг/л) мышьяка вызывает гиперпигментацию, кератоз (ороговение) и даже рак кожи.
  2. Летучие органические соединения, представляющие собой токсичные газообразные вещества. Источниками этих веществ в быту являются   растворители, чистящие и дезинфицирующие средства, краски, клеи, а также пестициды, применяемые для борьбы с насекомыми;
  3. Формальдегид (источники: прессованные плиты, применяемые в конструкциях настила полов, панелей, столов, шкафов и другой мебели). Кроме того, пары формальдегида могут выделяться из различных видов клеев, текстильных изделий, дезинфицирующих средств. Формальдегид может вызывать ощущения головокружения, слабости и тошноты, воздействовать на органы дыхания. Есть данные о канцерогенности формальдегида, т.е. его  способности вызывать рак. Следует отметить, что домашние растения хорошо поглощают формальдегид, равно как и другие загрязняющие воздух вещества.
  4. Пестициды. Поскольку окружающая среда в настоящее время значительно загрязнена пестицидами, эти вещества попадают в организм человека с пищей, водой. Кроме того, пестициды используются в борьбе с бытовыми насекомыми.

5. Побочные  продукты сгорания. К токсичным веществам, образующимся при сгорании, относятся прежде всего моноксид углерода (СО), диоксид углерода (СО2), диоксид азота (NO2) и диоксид серы (SO2). При неполном сгорании органических веществ, содержащих углерод и водород, образуются полициклические ароматические углеводороды (ПАУ). Таким образом, при готовке пищи на газовой плите и недостаточной вентиляции помещения воздух на кухне может быть значительно загрязнен этими веществами. Кроме того, при горении природного газа расходуется значительное количество кислорода. ПАУ обнаруживаются также в табачном дыме, жареных, копченых и печеных пищевых продуктах. ПАУ могут вызывать бронхиты, дерматиты, кроме того, многие ПАУ являются канцерогенами. Безусловно вредным (в том числе и канцерогенным) действием обладает и табачный дым, который помимо ПАУ содержит тяжелые металлы, некоторое количество радиоактивного элемента полония, моноксид углерода, оксид углерода и другие побочные продукты горения. Наибольший вред сигаретный дым наносит детям, в том числе и в период внутриутробного развития.

6. Пыль (твердые частицы размером более 1 мкм). В зависимости от состава пыли она может вызывать те или иные нарушения в организме. В целом можно сказать, что пыль в любом случае раздражает органы дыхания, может стать причиной аллергических заболеваний. Известны и канцерогенные свойства пыли.

7. Болезнетворные микроорганизмы. Бактерии и вирусы, микроскопические грибки, а также простейшие представляют постоянную угрозу здоровью людей как на работе так и дома. В домашних условиях места наиболее высоких концентраций микроорганизмов – это кухня, ванная, туалет. Протирание поверхностей влажной тряпкой без мыла и дезинфицирующих средств приводит лишь к перемещению микробиологических загрязнений с места на место.

8. Электромагнитные неионизирующие излучения. Источниками электромагнитных полей в быту являются электропроводка, электрические приборы, бытовая электроника.

9. Ионизирующие  излучения. Источниками ионизирующих излучений в быту являются радиоактивный газ радон в воздухе жилых помещений, строительные конструкции, содержащие радионуклиды, табачный дым, светящиеся краски, например, в циферблатах часов. Особенное внимание в последнее время привлекает так называемая радоновая проблема. Радон, являющийся продуктом распада радия, и торон, образующийся при распаде тория проникают в помещения из почвы, содержащие радий и торий, и накапливаются в нем, в особенности в подвальных и первых этажах, создавая радиационный фон, в разной степени превышающий естественный уровень радиации. Радиоактивные газы могут выделяться также из строительных конструкций, попадать в помещение с водопроводной водой. Лучшим способом борьбы с радоновым загрязнением является интенсивное проветривание помещений.

 10. Электрический ток. Поражение электрическим током в быту происходит при возникновении неисправностей в электропроводке, бытовых электроприборах, нарушении правил эксплуатации электроприборов. Наиболее опасными помещениями при этом являются помещения с повышенной влажностью: ванная комната, кухня.

1.3 Поражающие факторы чрезвычайных  ситуаций

 

Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94  поражающий  фактор  источника  ЧС  это  составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами. При этом  выделяют первичные и вторичные поражающие факторы.

Воздушно-ударная волна. Одним из наиболее мощных поражающих факторов при авариях на пожаро-, взрывоопасных объектах является воздушно-ударная волна. Она образуется в результате внезапного выделения в ограниченном пространстве большого количества энергии, что обусловливает резкое повышение температуры и давления. Последующее быстрое расширение газов в зоне взрыва вызывает сильное его сжатие в примыкающих областях,  порождая воздушную ударную волну (БУВ). Она распространяется во все стороны со сверхзвуковой скоростью, что вызывает возникновение уплотнения (избыточного давления) на ее передней движущейся границе, называемой фронтом ударной волны, за которым давление постепенно снижается. 

Тепловые и осколочные поля. Энергоносители (в первую очередь, углеводородные топлива) способны гореть и взрываться, т.е. создавать  воздушно-ударную волну и тепловые поражающие поля. Технологическое оборудование при действии на него тепловых и ударных нагрузок разрушается с образованием осколочных полей. Дальность разлета осколков зависит от массы, размеров, начальной скорости. Радиус разлета фрагментов  и осколков технологических установок подчиняется нормальному закону распределения вероятности, причем 45% всех фрагментов и осколков находится в пределах окружности радиуса 700 м.

Огневой шар. Облако пара или топливовоздушной смеси, переобогащенное топливом, и, поэтому, не способное объемно детонировать, начинает гореть вокруг своей внешней оболочки, образуя огневой шар. Такие шары, вызванные горением углеводородов, светятся и излучают тепло, что может причинить смертельные ожоги и вызвать возгорание горючих веществ. Поднимаясь, огневой шар образует грибовидное облако, ножка которого - это сильное восходящее конвективное течение. Такое течение может всасывать отдельные предметы, зажигать их и разбрасывать горящие предметы на большие площади.

Пожары и взрывы на промышленных предприятиях могут приводить к образованию поражающих факторов как на территории предприятия, так и в на прилегающих территориях населенных пунктов.

Лекция 04_Эргатические системы.doc

— 305.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 20_Пожаробезопасность.doc

— 78.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 19._ЧС_Поражающие факторы.doc

— 89.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 18_ЧС_Основные понятия.doc

— 68.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 16_Электробезопасность.doc

— 373.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 15-Воздействие электрического тока.doc

— 1.52 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 13_ИИ.doc

— 232.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 12_ЭМИ.doc

— 157.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 11_Шум-Вибрация.doc

— 704.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 10_Шум.doc

— 112.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

БЖД13.DOC

— 35.50 Кб (Скачать документ)

БЖД10.DOC

— 59.50 Кб (Скачать документ)

БЖД8.DOC

— 25.50 Кб (Скачать документ)

БЖД9.DOC

— 399.00 Кб (Скачать документ)

Информация о работе Лекции по БЖД