Лекции по БЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:54, лекция

Описание

Работа содержит курс лекций по "Безопасности жизнедеятельности".

Работа состоит из  22 файла

Лекция 05_Психофизиологические характеристики.doc

— 178.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 02_Негативные факторы.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

 Эффект «домино». Эффектом «домино» называется комплексный поражающий фактор, под которым понимается механизм вовлечения новых опасностей  (ядовитые вещества, возникновение воздушной ударной волны (ВУВ), взрывы облаков топливно-воздушных смесей (ТВС), тепловое излучение огневых шаров и горящих разлитий, осколочные поля при полном разрушении сосудов под давлением и т.п.).  “Эффект домино”  наблюдается не только в ЧС техногенного характера, к инициированию этого эффекта могут приводить землетрясения, наводнения, ураганы, лавины и т.п.

При эффекте “домино” наблюдаются  массовые пожары, уничтожающие 80-90% основных производственных фондов.

Выброс  химически  опасных веществ. Особенности современного производства и потребления связаны с переработкой, хранением, использованием в различных технологических процессах огромного количества опасных для жизнедеятельности веществ, т. е. - веществ, которые заражают воздух в опасных концентрациях, способных вызвать массовые поражения людей, животных и растений. К таким веществам относятся хлор, аммиак, сернистый ангидрид, трихлорфенол, или диоксин, метилизоцианат. В современной классификации  такие вещества называются АХОВ (аварийно  химически опасные вещества). Ранее для таких веществ использовалась аббревиатура СДЯВ.  В настоящее время употребляют общий термин «химически опасные вещества» (ХОВ), подразделяя их на «отравляющие вещества» (ОВ), т.е. боевые отравляющие вещества и АХОВ.

Выброс радиоактивных  веществ. Развитие ядерной энергетики, разнообразных технологий, приборов и аппаратов, использующих радиоактивные вещества, а также военное производство создает в техносфере дополнительный источник опасности - радиационные аварии, сопровождающиеся выбросом радиоактивных веществ (радионуклидов в окружающую среду). При радиационных авариях образуются такие основные поражающие факторы, как радиационное воздействие (проникающая радиация), радиоактивное заражение (загрязнение). Кроме того, как и при авариях на химически опасных объектах, радиационные аварии могут сопровождаться пожарами и взрывами с образованием тепловых и осколочных полей. Следует различать радиационное воздействие, или проникающую радиацию и радиоактивное загрязнение.

Проникающая радиация воздействует на людей, животных,  растения, а также на технику, содержащую чувствительные к излучению электронные устройства. Проникающая радиация представляет собой электромагнитное гамма-излучение, интенсивность которого убывает пропорционально квадрату расстояния. Проникающая радиация приводит к внешнему облучению людей и животных. Основным источником проникающей радиации при авариях на атомных электростанциях обычно является так называемое облако выброса - часть продуктов деления ядерного топлива, находящаяся в парообразном или аэрозольном состоянии.

Радиоактивному заражению подвергаются большие территории, как непосредственно прилегающие к месту аварии, так и отделенные от него на сотни километров («пятна» радиоактивного загрязнения). Радиоактивное заражение как поражающий фактор воздействует только на людей и другие живые организмы. Поражающее действие радиоактивного заражения продолжается в течение длительного времени (в зависимости от состава радионуклидов от нескольких суток, месяцев до десятков и даже сотен лет). При употреблении загрязненных радионуклидами пищи и воды, вдыхании радиоактивной пыли человек и животные подвергаются внутреннему облучению.

Более подробно поражающие факторы ЧС будут рассмотрены нами позже,в разделе «Безопасность в ЧС».

3. Критерии негативного  воздействия 

        в системе «Человек-среда обитания»

 

В качестве критериев  оценки неблагоприятных процессов  в окружающей среде (критериев негативного воздействия)  предлагается использовать показатели, характеризующие состояние здоровья человека и состояние (качество) окружающей среды. Соответственно, целью процесса обеспечения безопасности является достижение максимально благоприятных показателей здоровья человека и высокого качества окружающей среды.

Здоровье человека – это функциональное состояние его организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, самочувствие и функцию воспроизводства здорового потомства.

Общественное здоровье – такой  интегральный показатель (характеристика динамической совокупности индивидуальных уровней здоровья членов общества, который отражает степень вероятности достижения максимального уровня здоровья, а также жизнеспособность и рост общества. Продолжительность жизни в различных странах зависит не только от успехов медицины, то и от уровня социально-экономического развития общества и состояния природной среды.

Существуют и другие важные медико-демографические показатели, такие как:

заболеваемость

детская смертность

медико-генетические нарушения

специфические и онкологические экологозависимые заболевания

Так как целью безопасности является не только защита здоровья населения, но и защита окружающей среды, необходимо определить показатель, которые бы количественно оценили состояние и качество последней.

Для непосредственной оценки состояния  окружающей среды используются санитарно-гигиенические показатели, такие как:

снижение качества питьевой воды (вследствие  изменения ее  органолептических свойств и появления веществ, вредных для человека, животных, птиц, рыб, кормовых и промысловых организмов (в зависимости от вида водопользования, а также повышение температуры воды, изменяющей условия для нормальной жизнедеятельности водных организмов).

химическое загрязнение почв,

радиоактивное загрязнение почв,

коллективная эффективная доза облучения,

 и собственно экологические показатели, такие как:

критические уровни (максимальные значения концентраций) загрязняющих веществ,

степень истощения водных ресурсов,

степень деградации почв,

степень загрязнения почв,

состояние растительности,

состояние животного мира,

изменение биологического состава  среды,

степень деградации наземных экосистем.

 

Для количественной оценки безопасности труда на предприятиях определяются следующие показатели:

а) показатель частоты производственного  травматизма КЧ , который показывает число несчастных случаев, приходящихся на 1000 человек среднесписочного состава работающих на предприятии за отчетный период и определяется по форму 

                                             ПЧ = ,                                        (1.2.1)

где Т- количество несчастных случаев за отчетный период с потерей трудоспособности свыше трех рабочих дней;

СР - среднесписочный  состав работающих за тот же отчетный период;

 

б) показатель тяжести травматизма ПТ , который показывает среднее количество дней нетрудоспособности, приходящееся на одну травму за расчетный период и рассчитывается по формуле:

                ,                                                                (1.2.2)

где ДН - общее количество рабочих дней нетрудоспособности из-за несчастных случаев за отчетный период;

в) показатель нетрудоспособности

 

                                                                (2.2)

 

Контрольные вопросы

 

  1. Объясните причины негативных воздействий в системе «Человек-среда обитания».
  2. Что такое опасный фактор, вредный фактор? Какой документ определяет эти понятия?
  3. Приведите классификацию опасных и вредных факторов.
  4. Какие факторы можно отнести к физическим? К химическим? К биологическим? К психофизиологическим?
  5. Назовите источники опасных и вредных факторов производственной среды.
  6. Назовите виды и источники опасных и вредных факторов бытовой среды.
  7. Что подразумевается под уровнем негативного фактора?
  8. Что такое поражающий фактор?
  9. Назовите поражающие факторы чрезвычайных ситуаций.
  10. Что такое «огневой шар»?
  11. Что такое «эффект домино»?
  12. Объясните аббревиатуру «АХОВ». Приведите примеры АХОВ.
  13. Поясните термины «здоровье человека», «общественное здоровье».
  14. Назовите медико-демографические показатели негативных воздействий в системе «Человек-среда обитания»
  15. Какие санитарно-гигиенические и экологические показатели используются для оценки состояния окружающей среды?
  16. Какими показателями оценивается безопасность труда на предприятиях?

 

 


Лекция 04_Эргатические системы.doc

— 305.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 20_Пожаробезопасность.doc

— 78.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 19._ЧС_Поражающие факторы.doc

— 89.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 18_ЧС_Основные понятия.doc

— 68.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 16_Электробезопасность.doc

— 373.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 15-Воздействие электрического тока.doc

— 1.52 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 13_ИИ.doc

— 232.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 12_ЭМИ.doc

— 157.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 11_Шум-Вибрация.doc

— 704.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 10_Шум.doc

— 112.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

БЖД13.DOC

— 35.50 Кб (Скачать документ)

БЖД10.DOC

— 59.50 Кб (Скачать документ)

БЖД8.DOC

— 25.50 Кб (Скачать документ)

БЖД9.DOC

— 399.00 Кб (Скачать документ)

Информация о работе Лекции по БЖД