Лекции по БЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:54, лекция

Описание

Работа содержит курс лекций по "Безопасности жизнедеятельности".

Работа состоит из  22 файла

Лекция 05_Психофизиологические характеристики.doc

— 178.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 02_Негативные факторы.doc

— 78.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 04_Эргатические системы.doc

— 305.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 20_Пожаробезопасность.doc

— 78.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 19._ЧС_Поражающие факторы.doc

— 89.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 18_ЧС_Основные понятия.doc

— 68.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 16_Электробезопасность.doc

— 373.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 15-Воздействие электрического тока.doc

— 1.52 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 13_ИИ.doc

— 232.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 12_ЭМИ.doc

— 157.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 11_Шум-Вибрация.doc

— 704.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Лекция 10_Шум.doc

— 112.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

БЖД13.DOC

— 35.50 Кб (Скачать документ)

БЖД10.DOC

— 59.50 Кб (Скачать документ)

БЖД.doc

— 2.53 Мб (Скачать документ)

20. Структура системы стандартов  безопасности труда (ССБТ).

Система Стандартов Безопасности Труда - комплекс мер, направленных на обеспечение БТ.

Структура Госта:

Подсистема 0. Организационно-методические стандарты основ построения системы, устанавливающие цели, задачи, структуру ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных производственных факторов и др. Подсистема 1. Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, устанавливающие требования по видам факторов и предельно допустимые значения их параметров, характеристик, а также методы контроля. Подсистема 2. Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию, устанавливающие общие требования к оборудованию в целом и к отдельным группам оборудования, а также к методам контроля. Подсистема 3. Стандарты требований безопасности к производственным процессам, устанавливающие общие требования к производственным процессам в целом и к отдельным группам производственных процессов, а также к методам контроля. Подсистема 4. Стандарты требований к средствам защиты работающих, устанавливающие классификацию средств защиты, требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты, а также методы их контроля и оценки. Подсистема 5. Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям. Подсистемы 6–9 являются резервными для дальнейшего развития ССБТ. Стандарты ССБТ могут быть государственными (ГОСТ), отраслевыми (ОСТ), республиканскими (РСТ), стандартами предприятия (СТП). К нормативно-технической документации по охране руда также относятся правила, нормы, инструкции. Правила и нормы подразделяются на межотраслевые и отраслевые. Межотраслевые правила и нормы являются обязательными для всех предприятий и организаций независимо от их ведомственного подчинения. Отраслевые правила и нормы распространяются только на отдельные отрасли. Нормы – перечень требований безопасности по производственной санитарии и гигиене труда. (СН 245-71 Санитарные Нормы проектирования пром. предприятий.) Правила – перечень мер по технике безопасности. (ПУЭ-85 Правила Устройств Электроустановки.)

21.Система управления охраной  труда в РФ, регионах и на  предприятиях.

Реально 3 органа БЖД: 1) органы управления охраной труда 2) органы управления экологической безопасностью 3) органы управления защитой в ЧС (или от ЧС). Они занимаются в основном проблемой ликвидации последствий аварий, помощью пострадавшим. У нас есть отдел по предотвращению ЧС в РБ. Органы ОТ в РБ возникли в 94г. – управление ОТ при министерстве труда, занятости и соц. защиты населения. Экологическая безопасность – гос. комитет (в РФ). В РБ – минлесхоз. Рассмотрим организацию и управление на примере ОТ. Структура органов управления ОТ в РФ:

Структура управления ОТ на предприятии:

На крупном предприятии этим всем может заниматься гл. инженер (субъект управления), а все остальное – объект управления. ООТ учреждается на предприятии, если там работает > 100 чел., а если < - только инженер по ОТ. ООТ занимается: 1) контроль за исполнением законодательства и иных НПА по ОТ руководителями подразделений предприятия. 2) планирование мероприятий по улучшению условий и ОТ. 3) организация обучения и повышения квалификации по ОТ рабочих, специалистов, организация лекций, обмен опытом и т.п. 4) вводный инструктаж принимаемых на работу. Руководитель подразделения несет ответственность за безопасность в своем подразделении, а также контролирует деятельность руководителей участков, подчиненных ему (мастеров, разл. специалистов…). I уровень – уровень руководителя участка, который исполняет функции управления. Функции управления – объективно необходимые формы действий, с помощью которых решаются задачи управления. Функции: 1 – контроль, измерение; 2 – анализ; 3 – принятие решений; 4 – планирование управляющих воздействий; 5 – управляющие воздействия. Эти функции являются универсальными. Стрелки – потоки информации. А – обратная связь (осведомительная информация). Б – директивная информация. В – распорядительная информация. Руководитель предприятия через ООТ управляет работой руководителей подразделений… Руководитель подразделения не может подменять руководителя участка (у рабочих д.б. только один начальник). Система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем. Для управления необходима цель управления. Получаемая информация д.б. достоверной, своевременной, полной. (В РБ вероятность смертельного исхода 10-4, а норматив 10-6). Требования к цели: достижимость, измеримость (можно оценить), конкретность. Д.б. механизм контроля за выполнением цели. Методы управления м.б. организационно-распорядительные (через приказы – волевые методы) и экономические (направленные на обеспечение заинтересованности органов управления в обеспечении безопасности, в т.ч. рабочих). Закон об ОТ предусматривает ряд льгот для работодателей, расходующих средства на обеспечение ОТ, а к нарушителям применяются санкции. Это разновидность административных методов.

22. Вопросы охраны труда в  трудовом кодексе РБ

Статья 173. Требования по охране труда: 1. На всех предприятиях должны быть созданы условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Статья 174. Соблюдение требований охраны труда при строительстве и эксплуатации производственных зданий, сооружений и оборудования. Статья 175. Запрещение ввода в эксплуатацию предприятий, не отвечающих требованиям охраны труда. Статья 176. Запрещение передачи в серийное производство образцов новых машин и другого оборудования, не отвечающих требованиям охраны труда. Статья 177. Гарантии права работника на охрану труда 1. Работодатель обязан обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие единым межотраслевым и отраслевым правилам по охране труда, санитарным правилам и нормам, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном законодательством. 2. При отсутствии в правилах требований, соблюдение которых при производстве работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда, работодатель по согласованию с представительным органом работников принимает меры, обеспечивающие безопасные условия труда. 3. На время приостановки работ на предприятии (его подразделении) или рабочем месте вследствие нарушения требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняются место работы, должность и средний заработок. 4. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелый работ и работ с вредными и опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, а также при необеспечении его средствами индивидуальной защиты, не влечет для работника каких-либо последствий. Статья 178. Инструктаж работников по технике безопасности и производственной санитарии Статья 179. Инструкции по охране труда, обязательные для работников Статья 180. Контроль за соблюдением требований инструкций по охране труда Статья 181. Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный работникам повреждением их здоровья. Статья 182. Средства на мероприятия по охране труда Статья 183. Выдача специальной одежды и других средств индивидуальной защиты Статья 184. Выдача мыла и обезвреживающих средств Статья 185. Выдача молока и лечебно-профилактического питания Статья 186. Обеспечение работников горячих цехов газированной соленой водой Статья 187. Перерывы, включаемые в рабочее время Статья 188. Медицинские осмотры работников некоторых категорий Статья 189. Перевод на более легкую работу Работника, нуждающегося по состоянию здоровья в предоставлении другой работы, работодатель обязан перевести на такую работу в соответствии с медицинским заключением временно или без ограничения срока. При отсутствии такой работы либо при отказе работника от перевода на такую работу трудовой договор прекращается по пункту 2 статьи 39 настоящего Кодекса.

23. Расследование, регистрация и  учет несчастных случаев на  производстве.

Несчастным случаем на производстве называется случай воздействия на работающего опасного производственного фактора. По тяжести исхода различают НС: 1) c легким исходом: без утраты трудоспособности .(микротравмирование);с временной частичной утратой трудоспособности (временный перевод на другую работу), с временной полной утратой трудоспособности; 2) с тяжелым исходом (неполное восстановление здоровья по окончании лечения, инвалидность); 3) со смертельным исходом; 4) с особо тяжелыми последствиями (гибель пяти и более человек). По количеству травмированных различают несчастные случаи одиночные и групповые (когда травмируются два человека и более Расследование и учет несчастных случаев на производстве проводят согласно “Положению о расследовании и учете несчастных случаев на производстве”. Расследованию подлежат несчастные случаи, происшедшие: на территории предприятия; вне территории при выполнении работы по заданию предприятия, а также при следовании на предоставленном предприятием транспорте на работу или с работы. Специальному расследованию подлежат: групповые несчастные случаи - независимо от тяжести исхода; несчастные случаи с тяжелым исходом; несчастные случаи со смертельным исходом. При несчастном случае администрация предприятия создает комиссию в составе начальника цеха (подразделения), инженера но охране труда и общественного инспектора по охране труда, которая обязана в течение 24 часов расследовать обстоятельства и причины несчастного случая, составить акт по спец. Форме Н-1 в четырех экземплярах, разработать мероприятия по предупреждению несчастных случаев и передать их руководителю предприятия на утверждение. Расследование и учет тяжелых, смертельных и групповых (с 2 пострадавшими и более) несчастных случаев производятся комиссией в составе технического инспектора труда, представителя вышестоящей организации, руководителя предприятия и представителя профсоюзного комитета, а также инспектора органа государственного надзора. Анализ состояния травматизма проводится различными методами. Наиболее распространенным является статистический метод. Он дает представление о количестве и тяжести несчастных случаев путем наблюдений, накопления статистического материала. Для более общего представления, оценки и сопоставления состояния травматизма пользуются показателями: коэффициентом частоты Кч и коэффициентом тяжести Кт. Коэффициент частоты определяет количество несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за отчетный период: Кч= =Т*1000/Р, где Т–общее количество пострадавших за отчетный период; Р – среднесписочное количество работающих на предприятии за тот же период. Коэффициент тяжести определяет среднюю длительность временной нетрудоспособности, приходящуюся на каждого пострадавшего при несчастном случае; Кт =Д/Т, где Д– суммарное количество дней временной нетрудоспособности по всем несчастным случаям Т. Для оценки уровня производственного травматизма также применяется показатель общего травматизма: Кобщ=Кч*Кт,=Д*1000/Р. Монографический метод заключается в углубленном изучении объекта обследования в совокупности со всей производственной обстановкой. При изучении выявляются скрытые опасные факторы, могущие привести к несчастным случаям. Эргономический метод основан на комплексном изучении системы “человек–машина–производственная среда”, с учетом функциональных возможностей человека в процессе труда. Топографический метод изучает причины и обстоятельства, при которых произошли несчастные случаи по месту их происшествия. Групповой метод позволяет установить повторяемость несчастных случаев по отдельным однородным признакам: времени травмирования; квалификации и специальности пострадавших; видам работ; возрасту и т. п. Экономический метод заключается в определении экономического ущерба от травматизма и определении экономической эффективности выполненных мероприятий по охране труда.

24.Специальное расследование несчастных  случаев.

Несчастным случаем на производстве называется случай воздействия на работающего опасного производственного фактора. По тяжести исхода различают НС: 1) c легким исходом: без утраты трудоспособности .(микротравмирование);с временной частичной утратой трудоспособности (временный перевод на другую работу), с временной полной утратой трудоспособности 2) с тяжелым исходом (неполное восстановление здоровья по окончании лечения, инвалидность); 3) со смертельным исходом; 4) с особо тяжелыми последствиями (гибель пяти и более человек). По количеству травмированных различают несчастные случаи одиночные и групповые (когда травмируются два человека и более). Расследование и учет несчастных случаев на производстве проводят согласно “Положению о расследовании и учете несчастных случаев на производстве”. Расследованию подлежат несчастные случаи, происшедшие: на территории предприятия; вне территории при выполнении работы по заданию предприятия, а также при следовании на предоставленном предприятием транспорте на работу или с работы. Специальному расследованию подлежат: групповые несчастные случаи - независимо от тяжести исхода; несчастные случаи с тяжелым исходом; несчастные случаи со смертельным исходом. При несчастном случае администрация предприятия создает комиссию в составе начальника цеха (подразделения), инженера но охране труда и общественного инспектора по охране труда, которая обязана в течение 24 часов расследовать обстоятельства и причины несчастного случая, составить акт по спец. Форме Н-1 в четырех экземплярах, разработать мероприятия по предупреждению несчастных случаев и передать их руководителю предприятия на утверждение. Расследование и учет тяжелых, смертельных и групповых (с 2 пострадавшими и более) несчастных случаев производятся комиссией в составе технического инспектора труда, представителя вышестоящей организации, руководителя предприятия и представителя профсоюзного комитета, а также инспектора органа государственного надзора.

25. Ответственность собственника  и работодателя за соблюдение  нормативных требований по безопасности  труда и охране окружающей  среды.

Лица, виновные в нарушении законодательства о труде, правил, норм и инструкций по охране труда, в невыполнении обязательства по коллективным договорам, привлекаются к ответственности: общественной, дисциплинарной, административной, материальной, уголовной. Общественная ответственность заключается в отчете работающих перед общественными организациями, общим собранием коллектива или товарищеским судом. Дисциплинарная ответственность заключается в строгом выполнении требований трудовой и производственной дисциплины. При нарушениях мерами наказания могут быть: замечание, выговор, строгий выговор; перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение с должности сроком до 3 месяцев для рабочих и служащих и до одного года для должностных лиц; увольнение. Административная ответственность - это ответственность перед органами государственного надзора, технической и правовой инспекциями труда; предусматривает наложение штрафа на виновных в размере от 10 до 100 рублей и выше, в зависимости от меры вины. Материальная ответственность заключается в полном или частичном возмещении виновным суммы причиненного ущерба. К уголовной ответственности привлекают в соответствии с уголовными кодексами союзных республик. В зависимости от степени виновности должностное лицо наказывается: штрафом; исправительными работами на срок до 2 лет; увольнением от должности; лишением свободы на срок до 5 лет.

26. Подготовка и повышение квалификации  кадров по безопасности жизнедеятельности.

Повышение знаний по охране труда.

Обучение рабочих, инженерно-технических работников и служащих безопасности труда проводят при: подготовке новых кадров; проведении различных видов инструктажа; повышении квалификации. Организация инструктажа работающих по безопасности труда проводится согласно ГОСТ 12.0.004– 79. По характеру и времени проведения инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий. Вводный инструктаж проводят со всеми принимаемыми на работу, а также с командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится со всеми вновь принятыми на предприятие, переведенными из одного подразделения в другое, командированными; с работниками, выполняющими новую для них работу; учащимися и студентами, прибывшими на практику. Повторный инструктаж проходят все работающие не реже чем через шесть месяцев. Внеплановый инструктаж проводят при: изменении правил по охране труда, изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда; нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару; перерывах в работе - для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ – 60 дней. Текущий инструктаж проводится с работниками перед производством работ, на которые оформляется наряд - допуск. Проведение данного инструктажа отмечается в наряде - допуске на производство работ. Проведение всех видов инструктажа и проверку знаний регистрируют в специальном журнале.

28. Экологический кодекс РБ.

Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающем природной среды в Республике Башкортостан в интересах нынешнего и будущих поколений. Статья 1. Задачи экологического законодательства Республики Башкортостан Задачами экологического законодательства Республики Башкортостан являются правовое регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности. предупреждение и ликвидация отрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов м других природных комплексов, уникальных территорий и природных объектов, связанных с историко-культурным наследием. Статья 2. Законодательство регулирующее экологические отношения в Республике Башкортостан. Отношения в области охраны окружающей природной среды в Республике Башкортостан регулируются Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Кодексом и иными актами экологического законодательства Республики Башкортостан. Статье 3 Основные принципы охраны окружающей природной среды Основными принципам охраны окружающей природной среды, которыми обязаны руководствоваться при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на состояние окружающей природной среда все государственные органы и общественные организации, предприятия, учреждения и организации, а также граждане Республики Башкортостан, иностранные юридические лица и граждане, лица баз гражданства, являются: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдение требований экологического законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения; гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении экологических задач, международное сотрудничество в охране окружающей природной среды. Статья 6. Государственная система охраны окружающей природной среды. Охрана окружающей природной среды в Республика Башкортостан обеспечивается системой правовых, экономических, организационных, технических и иных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий взаимодействия природы и общества. Она включает в себя научно обоснованную организацию учета экономической оценки природных объектов и ресурсов республики, прогнозирование, планирование, материально-техническое обеспечение м финансирование природоохранных мероприятий, нормирование и регулирование природопользования, оценку воздействия народнохозяйственного комплекса Республики Башкортостан на окружающую природную среду, экологическое просвещение и образование, государственный и общественный контроль за выполнением экологических программ. ЭК содержит ряд статей, определяющих компетенцию Совета министров РБ, Государственного Комитета РБ по экологии и природопользованию в области разработки, принятия и реализации экологических законов и программ, а также компетенцию городов, районов и поселков той же на местном уровне. ЭК рассматривает права граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду и их обязанности в области охраны окружающей среды. Статья 17. Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своими задачами: планирование и финансирование природоохранительных мероприятий; эколого-экономическая экспертиза проектов развития и размещения производств, отдельных производственно-технических решений; составление прогнозов, схем, целевых комплексных программ и других предплановых документов; проведение всех видов работ, связанных с функционированием фондов охраны окружающей среды; установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов; установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов; выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды; возмещение в установленном порядка вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Один из разделов ЭК посвящен нормированию качеств ОС, в котором рассматривается порядок определения нормативов ПДК выбросов вредных веществ, ПДУ радиационного воздействия; уровней шума, вибраций и др. вредных физических воздействий; предельно допустимых норм применения агрохимикатов в с/х и ПДК остаточных количеств веществ в продуктах. ЭК включает в себя положения о Государственной Экологической Экспертизе. Большое внимание в ЭК уделено определению экологических требований при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и др. объектов. В ЭК определяется статус Государственных природных заповедников, заказников, национальных природных парков, памятников природы и содержит статьи об охране природы курортных, лечебно-оздоровительных и зеленых зон. Также ЭК рассматривает вопросы экологического контроля; экологического воспитания, образования, научных исследований; вопросы разрешения споров в области охраны ОС, ответственности за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями; вопросы международного сотрудничества в области ООС. Данный кодекс введен в действие с 1 января 1993г. постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан.

БЖД8.DOC

— 25.50 Кб (Скачать документ)

БЖД9.DOC

— 399.00 Кб (Скачать документ)

Информация о работе Лекции по БЖД