Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:37, курс лекций
Выход человечества в XXI век – это переход в период грандиозных социальных, технических и культурных перемен, называемый учеными глобальной революцией. На смену двум первым «волнам цивилизации» (аграрной и индустриальной) пришла третья волна, характеризуемая достижениями мощных технологий, демократизацией общества, интеграцией человечества (информационной, экономической, культурной и т. п.), а также необходимостью обеспечения безопасности от жизнедеятельности человека.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ» …………………………………………………………...
7
1.1. 1Цель, задачи курса, объекты и предметы изучения …………………….. 7
1.2. Опасность, риск, безопасность, чрезвычайные ситуации …………... 8
1.3. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности…………... 10
1.4. Опасные и вредные факторы среды обитания……………………….. 11
1.4.1. Факторы производственной среды…………………………….... 11
1.4.2. Факторы бытовой (жилой) среды……………………………….. 12
2. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА, ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА………………………
13
2.1.. Труд как высшая форма деятельности человека ………………………. 13
2.2.. Классификация трудовой деятельно-сти……………………………… 14
2.3.. Энергетические затраты организма челове-ка………………………… 16
2.4. Структурно-функциональные системы восприятия и компенса-ции организмом человека факторов среды обитания ……………………...
18
2.5. Эргономические аспекты деятельности челове-ка……………………. 22
3. Микроклимат производственных и непроизводственных помещений …… 24
3.1. Климат помещений, его парамет-ры………………………………………. 24
3.2. Теплообмен организма человека со средой обитания ……………….. 25
3.3. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений……………………………………………………… 26
3.4. Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха . 28
4. ВРЕДНЫЕ, ОТРАВЛЯЮЩИЕ И ЯДОВИТЫЕ ВЕЩЕСТВА (ВОЯВ)…… 28
4.1. Классификация ВОЯВ……………………………………………………... 29
4.2. Пути проникновения ВОЯВ в организм и механизм их действия…. 30
4.3. Основные источники химического загрязнения воздуха бытовой среды… 31
4.4. Нормирование и контроль запыленности и загазованности воздуш-ной среды …………………………………………………………………… 33
4.5. Вентиляционные системы как средство нормализации параметров воздушной среды …………………………………………………………... 34
4.5.1. Классификация систем вентиляции…………………………. 34
4.5.2. Оборудование вентиляционных систем……………………….. 37
5. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ …………………………………… 39
5.1. Основные светотехнические величины ………………………………… 39
5.2. Классификация систем освещения………...…………………………. 41
5.3. Нормирование освещения ………………………………………………... 43
6. АКУСТИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ………………… 45
6.1. Шум слышимого диапазона 45
6.2. Ультразвук………………………………………………………………….. 50
6.3. Инфразвук…………………………………………………………………… 52
6.4. Методы и средства защиты от шумовых воздействий ………………. 52
7. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ………………………………………………. 55
7.1. Источники, параметры, действие вибрации……………………………. 55
7.2. Нормирование вибраций…………………………………………………... 58
7.3. Методы и средства защиты от вибрационных нагрузок …………… 58
8. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОЛЯ ………………………………………………. 59
8.1. Виды и источники электромагнитных полей……………………………. 59
8.1.1. Электростатические поля……………………………………...…. 61
8.1.2. Электромагнитные поля промышленной частоты…………… 62
8.1.3. Электромагнитные поля радиочастот………………………….. 63
8.2. Средства защиты от электромагнитных излучений………..…………. 65
8.3. Магнитные поля мобильной связи………………………………………. 65
8.4. Лазерные излучения………………………………………………………... 67
8.5. Ультрафиолетовые излучения………………………………………… 68
9. ИОНИЗИРУЮЩИЕ ИЗЛУЧЕНИЯ……………………………………………... 69
9.1. Виды и источники ионизирующих излучений………………………… 69
9.2. Критерии опасности ионизирующих излучений……………………… 71
9.3. Воздействие ионизирующих излучений………………………………… 72
9.4. Защита от действия ионизирующих излучений……………………….. 73
10. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ……………………………….. 74
10.1. Электробезопас-ность…………………………………………………… 74
10.1.1. Действие электрического тока на организм человека………. 74
10.1.2. Факторы, влияющие на степень поражения электрическим током.………………………………………………………………… 75
10.1.3. Условия поражения электрическим током………….………… 77
10.1.4. Профилактика электротравматизма…………………………... 82
10.1.5. Оказание первой помощи пострадавшему от электрического тока…………………………………………………………… 86
10.2. Безопасность эксплуатации установок, работающих под давлением 88
10.2.1. Меры безопасности при эксплуатации паровых и водогрей-ных котлов……………………………………………………… 88
10.2.2. Меры безопасности при эксплуатации сосудов и баллонов, работающих под давлением…………………………………… 90
10.3. Безопасность производства погрузочно-разгрузочных и подъёмно-транспортных работ…………………………………………………… 92
11. МОЛНИЕЗАЩИТА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ………………………… 94
12. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 96
12.1. Чрезвычайные ситуации, их классификация………………………... 96
12.1.1. Чрезвычайные ситуации естественного происхождения…. 96
12.1.2. Чрезвычайные ситуации техногенного происхожде-ния…………………………………………………………..….. 107
12.2. Устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. 125
12.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. 129
12.3.1. Структура РСЧС……………………………………………….. 129
12.3.2. Режимы функционирования РС……………………………… 132
12.3.3. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций….…………………………………………………… 133
12.4. Организация гражданской обороны (ГО)……………………………. 134
13. ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ Б
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
6 | |||
1. |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА
«БЕЗОПАСНОСТЬ |
7 | ||
1.1. |
1Цель, задачи курса,
объекты и предметы изучения …… |
7 | ||
1.2. |
Опасность, риск, безопасность, чрезвычайные ситуации …………... |
8 | ||
1.3. |
Принципы, методы и средства
обеспечения безопасности………….. |
10 | ||
1.4. |
Опасные и вредные
факторы среды обитания…………………… |
11 | ||
1.4.1. |
Факторы производственной среды…………………………….... |
11 | ||
1.4.2. |
Факторы бытовой (жилой) среды……………………………….. |
12 | ||
2. |
Основы
физиологии труда, особенности структурно- |
13 | ||
2.1.. |
Труд как высшая форма деятельности человека ………………………. |
13 | ||
2.2.. |
Классификация трудовой деятельности……………………………… |
14 | ||
2.3.. |
Энергетические затраты организма человека………………………… |
16 | ||
2.4. |
Структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека факторов среды обитания ……………………... |
18 | ||
2.5. |
Эргономические аспекты деятельности человека……………………. |
22 | ||
3. |
Микроклимат производственных и непроизводственных помещений …… |
24 | ||
3.1. |
Климат помещений, его параметры………………………………………. |
24 | ||
3.2. |
Теплообмен организма человека со средой обитания ……………….. |
25 | ||
3.3. |
Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений……………………………………………………… |
26 | ||
3.4. |
Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха . |
28 | ||
4. |
Вредные, отравляющие и ядовитые вещества (ВОЯВ)…… |
28 | ||
4.1. |
Классификация ВОЯВ……………………………………………………... |
29 | ||
4.2. |
Пути проникновения ВОЯВ в организм и механизм их действия…. |
30 | ||
4.3. |
Основные источники химического загрязнения воздуха бытовой среды… |
31 | ||
4.4. |
Нормирование и контроль запыленности и загазованности воздушной среды …………………………………………………………………… |
33 | ||
4.5. |
Вентиляционные системы как средство нормализации параметров воздушной среды …………………………………………………………... |
34 | ||
4.5.1. |
Классификация систем вентиляции…………………………. |
34 | ||
4.5.2. |
Оборудование вентиляционных систем……………………….. |
37 | ||
5. |
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ освещение …………………………………… |
39 | ||
5.1. |
Основные светотехнические величины ………………………………… |
39 | ||
5.2. |
Классификация систем освещения………...…………………………. |
41 | ||
5.3. |
Нормирование освещения ………………… |
43 | ||
6. |
Акустические
колебания воздушной среды ………… |
45 | ||
6.1. |
Шум слышимого диапазона |
45 | ||
6.2. |
Ультразвук…………………………………………………… |
50 | ||
6.3. |
Инфразвук…………………………………………………… |
52 | ||
6.4. |
Методы и средства защиты от шумовых воздействий ………………. |
52 | ||
7. |
Механические колебания………………………………………………. |
55 | ||
7.1. |
Источники, параметры, действие вибрации……………………………. |
55 | ||
7.2. |
Нормирование вибраций……………………… |
58 | ||
7.3. |
Методы и средства защиты от вибрационных нагрузок …………… |
58 | ||
8. |
Электромагнитные поля ………………………………………………. |
59 | ||
8.1. |
Виды и источники электромагнитных полей……………………………. |
59 | ||
8.1.1. |
Электростатические поля………………… |
61 | ||
8.1.2. |
Электромагнитные поля промышленной частоты…………… |
62 | ||
8.1.3. |
Электромагнитные поля радиочастот………………………….. |
63 | ||
8.2. |
Средства защиты от электромагнитных излучений………..…………. |
65 | ||
8.3. |
Магнитные поля мобильной связи………………………………………. |
65 | ||
8.4. |
Лазерные излучения……………………………… |
67 | ||
8.5. |
Ультрафиолетовые излучения………… |
68 | ||
9. |
Ионизирующие излучения……………………………………………... |
69 | ||
9.1. |
Виды и источники ионизирующих излучений………………………… |
69 | ||
9.2. |
Критерии опасности ионизирующих излучений……………………… |
71 | ||
9.3. |
Воздействие ионизирующих излучений………………………………… |
72 | ||
9.4. |
Защита от действия ионизирующих излучений……………………….. |
73 | ||
10. |
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ… |
74 | ||
10.1. |
Электробезопасность…………………………… |
74 | ||
10.1.1. |
Действие электрического тока на организм человека………. |
74 | ||
10.1.2. |
Факторы, влияющие на степень поражения
электрическим током.……………………………………………………………… |
75 | ||
10.1.3. |
Условия поражения электрическим током………….………… |
77 | ||
10.1.4. |
Профилактика электротравматизма………………………….. |
82 | ||
10.1.5. |
Оказание первой помощи пострадавшему от электрического тока…………………………………………………………… |
86 | ||
10.2. |
Безопасность эксплуатации установок, работающих под давлением |
88 | ||
10.2.1. |
Меры безопасности при эксплуатации паровых и водогрейных котлов……………………………………………………… |
88 | ||
10.2.2. |
Меры безопасности при эксплуатации сосудов и баллонов, работающих под давлением…………………………………… |
90 | ||
10.3. |
Безопасность производства погрузочно-разгрузочных и подъёмно-транспортных работ…………………………………………………… |
92 | ||
11. |
МОЛНИЕЗАЩИТА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ………………………… |
94 | ||
12. |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ |
96 | ||
12.1. |
Чрезвычайные ситуации, их классификация………………………... |
96 | ||
12.1.1. |
Чрезвычайные ситуации естественного происхождения…. |
96 | ||
12.1.2. |
Чрезвычайные ситуации техногенного
происхождения…………………………………………… |
107 | ||
12.2. |
Устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. |
125 | ||
12.3. |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. |
129 | ||
12.3.1. |
Структура РСЧС……………………………………………….. |
129 | ||
12.3.2. |
Режимы функционирования РС……………………………… |
132 | ||
12.3.3. |
Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций….…………………………………………………… |
133 | ||
12.4. |
Организация гражданской обороны (ГО)……………………………. |
134 | ||
13. |
Правовые,
нормативно-технические и |
138 | ||
13.1. |
Основные принципы государственной политики……………………….. |
138 | ||
13.2. |
Государственное управление охраной труда…………………………. |
139 | ||
13.2.1. |
Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и охраной труда……………………… |
140 | ||
13.2.2. |
Органы государственного специализированного надзора….. |
142 | ||
13.2.3. |
Государственная экспертиза условий труда…………………. |
142 | ||
13.2.4. |
Организация общественного контроля……………………….. |
143 | ||
13.3. |
Система стандартов безопасности труда…………………………………. |
144 | ||
13.4. |
Организация работ по охране труда на предприятии………………… |
146 | ||
13.4.1. |
Планирование и финансирование мероприятий по охране труда………………………………………………………………… |
147 | ||
13.4.2. |
Организация обучения и проведения инструктажей по охране труда…………………………………………………………... |
147 | ||
13.4.3. |
Аттестация рабочих мест по условиям труда……………….. |
151 | ||
14. |
Производственный травматизм……………………………………. |
152 | ||
14.1. |
Порядок расследования, оформления и
учета несчастных случаев на производстве……………………………………………… |
153 | ||
14.2. |
Классификация причин производственного травматизма…………... |
154 | ||
14.3. |
Методы изучения причин производственного травматизма………... |
154 | ||
14.4. |
Система обязательного социального страхования
от несчастных случаев на производстве……………………………………………… |
156 | ||
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………… |
158 |
Введение
Выход человечества в XXI век – это переход в период грандиозных социальных, технических и культурных перемен, называемый учеными глобальной революцией. На смену двум первым «волнам цивилизации» (аграрной и индустриальной) пришла третья волна, характеризуемая достижениями мощных технологий, демократизацией общества, интеграцией человечества (информационной, экономической, культурной и т. п.), а также необходимостью обеспечения безопасности от жизнедеятельности человека.
Жизнедеятельность человека обусловила появление таких глобальных проблем, как угроза экологической катастрофы от техногенной деградации природной среды, угроза планетарной катастрофы от демографического взрыва и междоусобной борьбы народов, государств за ресурсы и за выживание с использованием мощного оружия.
Для выживания в сегодняшних условиях каждому человеку нужно ориентироваться в опасных ситуациях, уметь практически защитить себя, своих близких, своих подчиненных и сослуживцев.
Сможет ли человек обеспечить безопасность своей жизни от собственной жизнедеятельности? Сможет ли человек сознательно строить свою деятельность, при которой безопасность станет не только индивидуальной, но интегральной, комплексной? Ответ на эти вопросы будет положительным, если люди изменят свое сознание, свою психологию, свой менталитет. Человеческое общество должно перестать быть стихийным «обществом потребления», оно должно стать обществом, управляемым разумом, быть обществом «личностей безопасного типа». Человечество находится уже в такой стадии развития, что обеспечение его безопасности становится более важным, чем дальнейший прогресс.
В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».
В настоящее время
реально существуют следующие основные
системы и направления обеспече
В рамках одного издания трудно охватить все эти направления. В силу этого данное учебное пособие включает лишь теоретические основы курса «Безопасность жизнедеятельности», оценку действия вредных, опасных производственных факторов, средства защиты от них, а также вопросы обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, правовые, нормативные и организационные принципы обеспечения безопасности человека в процессе его жизнедеятельности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Цель, задачи
курса, объекты и предметы изуч
Безопасность
Для современного состояния БЖД как научной дисциплины характерно объединение таких наук, как охрана труда, охрана окружающей среды, гражданская оборона, эргономика, инженерная психология, гигиена труда, физиология, социология, акустика, теория надежности и др.
Как всякая наука, БЖД имеет свою цель, задачи, объект и предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических задач.
Цель курса «Безопасность жизнедеятельности» исходит из определения БЖД и представляет собой достижение социально приемлемого уровня безопасности человека в любой среде обитания.
Достижение сформулированной цели курса БЖД осуществляется путем решения трех задач.
1. Идентификация опасности.
Идентификация опасности – процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.
В целях адекватной идентификации опасности систему «человек – среда обитания» в процессе анализа подвергают декомпозиции на элементы, позволяющие однозначно определять опасности и их опасные сочетания (рис. 1.1). В условиях определенной деятельности эти элементы конкретизируются. Поэтому при проектировании деятельности необходимо с достаточной степенью детализации выделить элементы и, пользуясь соответствующим источником информации, найти их опасные свойства.
1 – человек
2 – предметы труда
3 – средства труда
4 – энергия
5 – технология
6 – продукт труда
n – другие элементы (флора, фауна, информация, коллектив, климатические условия и др.)
Рис. 1.1. Схематическое изображение элементов системы «человек – среда обитания»
2. Защита от опасности (разработка средств и методов защиты).
3. Ликвидация потенциальных опасностей (предотвращение возможных ситуаций, при которых опасности могут проявиться).
Каждая из трех задач может быть и научной, и практической. К научной задаче относится получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде закона, теоретического описания технологического процесса, математического описания явления и т. п. К практической задаче относится разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий, при сохранении его здоровья и работоспособности. Задачи курса решаются при помощи соответствующих средств познания (теория, практика, лаборатория).
Объектом изучения БЖД является среда обитания человека. По происхождению (генезису) среда классифицируется на производственную и непроизводственную.
Предметами изучения
БЖД являются: объективные закономерности
возникновения опасных и
1.2. Опасность, риск, безопасность, чрезвычайные ситуации
Понятие опасности. У каждого человека свое, субъективное представление об опасностях и их возможных последствиях. Мы по-разному относимся к одной и той же опасности, а нередко не придаем ей должного значения и поступаем себе во вред. Так, более половины дорожных происшествий происходят по вине пешеходов.
Опасность – это такое воздействие, которое может причинить человеку боль, вызвать повреждение органов, стать причиной заболевания, травмы. Опасность может проявиться и в отдаленном временном периоде.
Опасности разделяются на природные и антропогенные.
Природные опасности: землетрясения, грозы, наводнения, сели, ураганы. Особый вид опасностей связан с флорой и фауной. Некоторые микро- и макроорганизмы могут вызывать опасные заболевания. Человек может быть источником опасности для других людей.
Антропологические опасности связаны с определенным видом деятельности человека, т. е. имеют свою «профессию». К ним относятся техногенные, химические, социальные и пр.
Опасности бывают непосредственные и косвенные.
Повышенная температура, влажность, скорость движения воздуха, чрезмерный шум и вибрация, электрический ток, ионизирующие излучения и т. п. действуют на живой организм непосредственно, вызывая те или иные ощущения.
Косвенные опасности воздействуют на человека не сразу, а через какой-то промежуток времени или через другие объекты и явления.
Опасности различают по величине, длительности действия, вероятности возникновения, наносимому ущербу.
Все опасности носят стохастический характер, т. е. они могут проявляться или не проявляться по отношению к человеку. Следовательно, возникает проблема определения допустимого (приемлемого) риска.
Риск – количественная оценка опасностей. Это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени (год, месяц, час). При оценке риска могут приниматься во внимание различные категории последствий: смертельные травмы, тяжелые травмы, заболевания, материальный ущерб и т. п.
Пример 1. Ежегодно в условиях производства России погибает 8 тыс. человек. Общая численность работающих – 80 млн. человек. Риск гибели человека на производстве
Пример 2. Ежегодно в России вследствие несчастных случаев, аварий, стихийных бедствий и прочих происшествий погибает 300 тыс. человек. Общая численность населения 140 млн. человек. Риск гибели жителей страны
Пример 3. Ежегодно в условиях производства России травмируется 400 тыс. человек. Общая численность работающих 80 млн. человек. Риск травмирования человека на производстве
Имеются данные значений риска смерти человека для различных видов деятельности. По данным ВОЗ для группы стран (США, Швеция, Великобритания, Франция) среднее значение риска смерти мужчин составляет: от болезней – 1 × 10-4, вследствие природных катастроф 0,1 × 10-4, в результате несчастных случаев 9 × 10-4. Сравнение значений уровней риска, их анализ позволяют делать заключения о состоянии безопасности того или иного вида деятельности с учетом экономических, технических и гуманистических соображений.
Безопасность – состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью (риском) исключается реализация потенциальной опасности.
Чрезвычайная ситуация – это внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка, характеризующаяся резким нарушением установившегося процесса или явления и оказывающая значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность населения, функционирование экономики, на социальную сферу и окружающую среду.
Стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, применение противником в случае войны различных видов оружия создают ситуации, опасные для жизни и здоровья значительных групп населения. Все эти бедствия принято объединять понятием чрезвычайной ситуации (ЧС). Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои причины возникновения, движущие силы, особенности воздействия на человека и среду его обитания.
1.3. Принципы, методы
и средства обеспечения
Принципы обеспечения безопасности. Французский философ Гельвеций, живущий в XVIII веке, писал: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов» (Соч. «Об уме»).
Принципы (лат. Principium – начало, основа) обеспечения безопасности по признаку их реализации условно делятся на 4 класса: ориентирующие, технические, управленческие, организационные.
Ориентирующие принципы представляют собой основополагающие идеи, определяющие направление поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой. К ним относятся принципы системности, деструкции, ликвидации и снижения опасности, информации, классификации, нормирования, замены оператора.