Лекции по "БЖД"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:37, курс лекций

Описание

Выход человечества в XXI век – это переход в период грандиозных социальных, технических и культурных перемен, называемый учеными глобальной революцией. На смену двум первым «волнам цивилизации» (аграрной и индустриальной) пришла третья волна, характеризуемая достижениями мощных технологий, демократизацией общества, интеграцией человечества (информационной, экономической, культурной и т. п.), а также необходимостью обеспечения безопасности от жизнедеятельности человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ» …………………………………………………………...
7
1.1. 1Цель, задачи курса, объекты и предметы изучения …………………….. 7
1.2. Опасность, риск, безопасность, чрезвычайные ситуации …………... 8
1.3. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности…………... 10
1.4. Опасные и вредные факторы среды обитания……………………….. 11
1.4.1. Факторы производственной среды…………………………….... 11
1.4.2. Факторы бытовой (жилой) среды……………………………….. 12
2. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА, ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА………………………
13
2.1.. Труд как высшая форма деятельности человека ………………………. 13
2.2.. Классификация трудовой деятельно-сти……………………………… 14
2.3.. Энергетические затраты организма челове-ка………………………… 16
2.4. Структурно-функциональные системы восприятия и компенса-ции организмом человека факторов среды обитания ……………………...
18
2.5. Эргономические аспекты деятельности челове-ка……………………. 22
3. Микроклимат производственных и непроизводственных помещений …… 24
3.1. Климат помещений, его парамет-ры………………………………………. 24
3.2. Теплообмен организма человека со средой обитания ……………….. 25
3.3. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений……………………………………………………… 26
3.4. Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха . 28
4. ВРЕДНЫЕ, ОТРАВЛЯЮЩИЕ И ЯДОВИТЫЕ ВЕЩЕСТВА (ВОЯВ)…… 28
4.1. Классификация ВОЯВ……………………………………………………... 29
4.2. Пути проникновения ВОЯВ в организм и механизм их действия…. 30
4.3. Основные источники химического загрязнения воздуха бытовой среды… 31
4.4. Нормирование и контроль запыленности и загазованности воздуш-ной среды …………………………………………………………………… 33
4.5. Вентиляционные системы как средство нормализации параметров воздушной среды …………………………………………………………... 34
4.5.1. Классификация систем вентиляции…………………………. 34
4.5.2. Оборудование вентиляционных систем……………………….. 37
5. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ …………………………………… 39
5.1. Основные светотехнические величины ………………………………… 39
5.2. Классификация систем освещения………...…………………………. 41
5.3. Нормирование освещения ………………………………………………... 43
6. АКУСТИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ………………… 45
6.1. Шум слышимого диапазона 45
6.2. Ультразвук………………………………………………………………….. 50
6.3. Инфразвук…………………………………………………………………… 52
6.4. Методы и средства защиты от шумовых воздействий ………………. 52
7. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ………………………………………………. 55
7.1. Источники, параметры, действие вибрации……………………………. 55
7.2. Нормирование вибраций…………………………………………………... 58
7.3. Методы и средства защиты от вибрационных нагрузок …………… 58
8. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОЛЯ ………………………………………………. 59
8.1. Виды и источники электромагнитных полей……………………………. 59
8.1.1. Электростатические поля……………………………………...…. 61
8.1.2. Электромагнитные поля промышленной частоты…………… 62
8.1.3. Электромагнитные поля радиочастот………………………….. 63
8.2. Средства защиты от электромагнитных излучений………..…………. 65
8.3. Магнитные поля мобильной связи………………………………………. 65
8.4. Лазерные излучения………………………………………………………... 67
8.5. Ультрафиолетовые излучения………………………………………… 68
9. ИОНИЗИРУЮЩИЕ ИЗЛУЧЕНИЯ……………………………………………... 69
9.1. Виды и источники ионизирующих излучений………………………… 69
9.2. Критерии опасности ионизирующих излучений……………………… 71
9.3. Воздействие ионизирующих излучений………………………………… 72
9.4. Защита от действия ионизирующих излучений……………………….. 73
10. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ……………………………….. 74
10.1. Электробезопас-ность…………………………………………………… 74
10.1.1. Действие электрического тока на организм человека………. 74
10.1.2. Факторы, влияющие на степень поражения электрическим током.………………………………………………………………… 75
10.1.3. Условия поражения электрическим током………….………… 77
10.1.4. Профилактика электротравматизма…………………………... 82
10.1.5. Оказание первой помощи пострадавшему от электрического тока…………………………………………………………… 86
10.2. Безопасность эксплуатации установок, работающих под давлением 88
10.2.1. Меры безопасности при эксплуатации паровых и водогрей-ных котлов……………………………………………………… 88
10.2.2. Меры безопасности при эксплуатации сосудов и баллонов, работающих под давлением…………………………………… 90
10.3. Безопасность производства погрузочно-разгрузочных и подъёмно-транспортных работ…………………………………………………… 92
11. МОЛНИЕЗАЩИТА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ………………………… 94
12. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 96
12.1. Чрезвычайные ситуации, их классификация………………………... 96
12.1.1. Чрезвычайные ситуации естественного происхождения…. 96
12.1.2. Чрезвычайные ситуации техногенного происхожде-ния…………………………………………………………..….. 107
12.2. Устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. 125
12.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. 129
12.3.1. Структура РСЧС……………………………………………….. 129
12.3.2. Режимы функционирования РС……………………………… 132
12.3.3. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций….…………………………………………………… 133
12.4. Организация гражданской обороны (ГО)……………………………. 134
13. ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ Б

Работа состоит из  1 файл

конспект лекций БЖД.doc

— 5.74 Мб (Скачать документ)

Технические принципы направлены на непосредственное предотвращение действия опасных факторов, они основаны на использовании физических законов. К ним относятся принципы защиты расстоянием, экранирования, прочности, слабого звена, недоступности, блокировки, герметизации, компрессии, вакуумирования, дублирования и пр.

Управленческими называют принципы, определяющие взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним относятся принципы плановости, контроля, управления, обратной связи, эффективности, подбора кадров, ответственности, стимулирования.

Организационные принципы реализуют положения научной организации труда. К ним относятся принципы эргономичности, защиты временем, рациональной организации труда, компенсации, несовместимости и пр.

Принципы обеспечения безопасности образуют систему, в то же время каждый принцип обладает относительной самостоятельностью. В зависимости от конкретных условий одни и те же принципы реализуются по-разному.

Методы обеспечения  безопасности. Метод – это путь, способ достижения цели, исходящей из знаний общих закономерностей. Обеспечение безопасности достигается тремя основными методами: Метод А стоит в пространственном или временном разделении гомо- и ноксосферы.

Гомосфера – пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.

Ноксосфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.

Метод А должен обеспечивать невозможность совмещения гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации и др.

Метод Б состоит в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования и др.

Метод В включает приемы и средства, направленные на адаптацию человека к соответствующей среде и повышение его защищенности. Этот метод реализует возможности профотбора, обучения, психологического воздействия, средств индивидуальной защиты и др. В реальных условиях реализуется комбинация названных методов.

Средства обеспечения  безопасности. Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). Средства обеспечения безопасности – это конструктивное, организационное, материальное воплощение, конкретная реализация принципов и методов.

Принципы, методы, средства – это логические этапы обеспечения  безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев.

 

1.4. Опасные  и вредные факторы среды обитания

 

Опасные и вредные  факторы, обусловленные деятельностью  человека и продуктами его труда, называются антропогенными.

Основная часть жизнедеятельности  человека проходит именно в условиях антропогенных систем, так или  иначе связанных с общественным производством и потреблением. В настоящее время перечень реально действующих негативных факторов значителен и насчитывает более 100 видов.

 

1.4.1. Факторы производственной среды

 

Производственная среда  характеризуется различными уровнями опасных и вредных производственных факторов, а также системой информации, приходящей извне (приказы, распоряжения, инструкции и пр.).

Опасным фактором называется такое воздействие на человека, которое в определенных условиях приводит к травмам или резкому ухудшению здоровья. Если же воздействие приводит к заболеванию или снижению работоспособности, то его называют вредным фактором.

Нет строгого разделения факторов на опасные и вредные. При  определенных условиях, в зависимости  от длительности действия и интенсивности воздействия, тот или иной вредный фактор может стать опасным (например, шум, недостаточная освещенность и пр.).

По природе действия опасные и вредные производственные факторы подразделяются на группы (ГОСТ 12.0.003-74): физические, химические, биологические и психофизиологические факторы.

Физические  факторы – это движущиеся машины и механизмы и их незащищенные подвижные части; повышенная запыленность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура рабочей зоны; повышенный уровень шума, инфразвука, ультразвука, вибрации, электромагнитного излучения, статическое электричество, повышенное напряжение электрической цепи, отклонение от нормы параметров освещения.

Химические факторы  подразделяются:

  • по характеру воздействия на организм человека (общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию);
  • по пути проникновения в организм (через дыхательные пути, пищеварительную систему, кожный покров).

Биологические факторы – патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности.

Психофизиологические  факторы подразделяются на физические и нервно-психические перегрузки. К физическим относятся статические, динамические перегрузки; к нервно-психическим – умственное перенапряжение; перенапряжение анализаторов; монотонность труда; эмоциональные перегрузки.

 

1.4.2. Факторы бытовой (жилой) среды

 

По определению ВОЗ  понятие жилища не ограничивается стенами здания, оно выходит за его рамки и включает придомовую территорию, микрорайон, жилой район со всеми учреждениями обслуживания. Таким образом, внутрижилищная и городская среды, тесно связанные и взаимозависимые, образуют систему «человек – жилая ячейка – здание – микрорайон – жилой район города», называемую бытовой (жилой) средой.

Бытовая (жилая) среда характеризуется:

  • искусственностью, созданной деятельностью человека;
  • расширенным числом потребностей людей (трудовая, общественная деятельность, учеба и самообразование, культурное развитие, развлечения, оздоровительный и спортивный отдых);
  • созданием новых сооружений и коммуникаций, обеспечивающих удовлетворение настоящих и будущих потребностей людей;
  • непрерывным динамизмом среды, ее изменчивостью, порождающей новые проблемы, позитивные и негативны факторы.

В быту нас сопровождает большая гамма негативных факторов: продукты сгорания природного газа, выбросы  ТЭС, промышленных предприятий, автотранспорта, мусоросжигающих устройств; вода с  избыточным содержанием вредных  примесей; недоброкачественная пища; шум, ультразвук, вибрация, электромагнитное поле от синтетических материалов, бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств; ионизирующее излучение в виде естественного фона, от медицинского обследования, от строительных материалов, приборов и предметов быта; медикаменты при избыточном и неправильном их применении; алкоголь, табачный дым, бактерии, аллергены и др.

По степени опасности факторы  бытовой среды могут быть разделены  на две основные группы:

  • факторы, являющиеся действительными причинами заболеваний;
  • факторы, являющиеся условиями развития заболеваний, вызываемых другими причинами.

В большинстве случаев  факторы бытовой среды обладают малой интенсивностью. Они служат условиями для возникновения  ряда заболеваний, и в этом их опасность.

Кроме того, неблагоприятные  воздействия жилой среды на здоровье человека проявляются комплексно, для  них характерен синергизм – усиление взаимного действия факторов на организм, что затрудняет оценку качества жилой среды.

Шумовое загрязнение среды обитания – это физическое загрязнение окружающей среды, адаптация к которому практически невозможна. В городах уровни промышленных и транспортных шумов возрастают за каждые 5-10 лет в среднем на 5-10 дБ. Большую опасность представляют инфразвуки, проникающие через самые толстые стены и вызывающие многие нервные болезни городских жителей.

Искусственные электромагнитные излучения во много раз превышают  средние уровни естественных полей. Источниками ЭМП являются радиопередающие  устройства, линии электропередач и другие устройства. ЭМП нарушают физические функции живого организма, они особенно опасные для эмбрионов.

Энергетический уровень  естественных факторов практически  стабилен, в то время как антропогенные  факторы характеризуются непрерывным  повышением своих энергетических показателей.

 

2. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ  ТРУДА, ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

 

2.1. Труд как  высшая форма деятельности человека

 

Деятельность – это целенаправленный процесс взаимодействия человека с природной и антропогенной средой, это свойство, отличающее человека от представителей животного мира.

Деятельность охватывает интеллектуальные, духовные и физические процессы, т. е. работу, отдых, быт, развлечения  людей.

Труд – это целенаправленная деятельность, в процессе которой человек приспосабливает предметы природы для удовлетворения своих потребностей, применяя изготовленные им самим орудия труда. В процессе труда расходуется физическая, умственная, нервная энергия человека.

Одной из особенностей любого вида деятельности, в том числе и труда, является то, что всякая деятельность потенциально опасна (аксиома о потенциальной опасности). Проявлением опасностей являются общие и профессиональные заболевания, снижение работоспособности, несчастные случаи, травмы.

Обеспечить безопасность человека необходимо как в производственных, так и в бытовых или любых  других условиях его жизни и деятельности. Поэтому в дальнейшем, говоря о  безопасности труда, будем иметь  в виду безопасность в самом широком  смысле слова.

 

2.2. Классификация трудовой деятельности

 

Характер и организация  трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального  состояния организма человека и  определяются физическими перегрузками, статическими и динамическими, физически  недостаточной двигательной активностью и нервно-психическими перегрузками.

Физический труд характеризуется  в первую очередь повышенной нагрузкой  на опорно-двигательный аппарат и  его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную и т.д.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего, это социальная неэффективность физического труда, связанная с его низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном (до 50 % рабочего времени) отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и  переработкой информации, требующие  преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования СС патологии у лиц, связанных с умственной деятельностью. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объём, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое количество ошибок).

Умственная работа включает мыслительный и эмоциональный компоненты.

Различие трудовых процессов при  их осуществлении проявляется лишь в преобладании деятельности мышечной или ЦНС.

Различают следующие формы трудовых процессов.

Труд, характеризующийся  значительным мышечным напряжением (землекоп, грузчик, кузнец). Энергозатраты рабочих этих профессий достигают 4000-6000 ккал в сутки (16760- 25140 кДж).

Различают три вида мышечной работы:

– динамическую положительную, при которой производится перемещение груза в направлении, противоположном действию силы тяжести (подъем груза), или перемещение по горизонтали;

– динамическую отрицательную, когда движение производится в направлении силы тяжести (опускание груза);

– статическую, при которой перемещение груза не производится, а мышечное усилие направлено на поддержание его или обеспечение связанного с работой положения тела.

Механизированные  производственные процессы (в основном станочники). Особенностью механизированных форм труда являются изменение характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами.

Однообразие простых и большей  частью локальных действий, однообразие  и малый объём воспринимаемой в процессе труда информации приводят к монотонности труда. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакции и быстро наступает утомление.

Полуавтоматические  и автоматические производственные процессы. Роль человека ограничивается при автоматическом производстве обслуживанием станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь.

Информация о работе Лекции по "БЖД"