Охрана труда и ее обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание

Основной целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ правовых аспектов, касающихся охраны труда.
Задачей данной работы является обзор всех основных вопросов касающихся охраны труда:
понятие охраны труда;
источников норм регулирующих вопросы охраны труда;
прав отдельных категорий работников (женщин, молодежи, инвалидов);
ответственности за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....2
1.Охрана труда……………………………………………………………5
2. Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда……………………………………………………………..8
3. Организация охраны труда…………………………………………….11
4. Охрана труда отдельных категорий работников……………………..14
4.1. Охрана труда женщин………………………………………………..14
4.2.Охрана труда молодежи………………………………………………16
4.3.Охрана труда инвалидов……………………………………………...17
5. Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда……………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………..19
Список использованных источников……………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Содержание МОЙ КУРСАЧ.docx

— 48.08 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….....2

1.Охрана труда……………………………………………………………5

2. Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда……………………………………………………………..8

3. Организация охраны труда…………………………………………….11

4. Охрана труда отдельных категорий работников……………………..14

4.1. Охрана труда женщин………………………………………………..14

4.2.Охрана труда молодежи………………………………………………16

4.3.Охрана труда инвалидов……………………………………………...17

5. Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда……………………………………………………………………..18

Заключение………………………………………………………………..19

Список использованных источников……………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Полностью безвредных и безопасных производств не существует.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда  № 155 "О безопасности и гигиене  труда и производственной среде", ратифицированной Законом Республики Беларусь от 5 мая 1999 г., государство  обязано разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды. При разработке такой политики должны быть определены соответствующие  функции и обязанности государственных  органов, предпринимателей, трудящихся и других лиц в области охраны труда.

Отсутствие элементарной дисциплины становится основной причиной чрезвычайных происшествий, аварий, несчастных случаев на производстве и в быту. Во многих организациях пренебрегают элементарными требованиями техники  безопасности, не соблюдают технологические  нормы производства, смирились с  низкой трудовой и исполнительской  дисциплиной, упускают из виду, что  укрепление дисциплины и правопорядка - важнейшая основа обеспечения общественной безопасности, ускорения социально-экономического развития страны, улучшения жизни  людей. Основными причинами травматизма  с тяжелыми последствиями стали: неудовлетворительное содержание и  недостатки в организации рабочих  мест, эксплуатация неисправных, не соответствующих  требованиям безопасности машин, механизмов и оборудования, недостатки в обучении и инструктировании потерпевших  по охране труда, нарушение ими трудовой и производственной дисциплины, нормативных  правовых актов по охране труда, невыполнение руководителями и специалистами  обязанностей по охране труда, несоответствие требованиям безопасности технологических  процессов.

Изучение и решение  проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в  которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в  разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление  возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин позволяют создать безопасные и  благоприятные условия для труда  человека. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.

Обеспечение конституционного права граждан на трудовые и безопасные условия труда является важнейшей  обязанностью нанимателей, других субъектов  правоотношений в этой области.

Создание таких условий  труда обеспечивается системой мер, заключающих правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства. Требования охраны труда должны соблюдаться на всех стадиях организации и осуществления производственной деятельности. Многонаправленность функций и задач, которые необходимо решать при управлении охраной труда, а также множественность нормативных правовых актов, регулирующих эти вопросы, осложняют работу руководителей и специалистов в этой области, требуют от них соответствующих знаний.

Основной целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ правовых аспектов, касающихся охраны труда.

Задачей данной работы является обзор всех основных вопросов касающихся охраны труда:

понятие охраны труда;

источников норм регулирующих вопросы охраны труда;

прав отдельных категорий  работников (женщин, молодежи, инвалидов);

ответственности за нарушение  законодательства о труде и правил охраны труда.

 

Перечень используемых сокращений:

ТК - Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 №218-З (в ред. от 17.07.2009)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Охрана труда

 

Конституция Республики Беларусь от 24.11.1996 г. в качестве одного из основных прав граждан закрепила право  на охрану здоровья (ст.45).

Естественным производным  из этого является и право работника  на здоровые и безопасные условия  труда, которые также в качестве отдельных принципов и в форме  субъективного права закреплены в статьях Конституции, право  на труд (ст.41), на отдых (ст.43), на обеспечение  в старости и в случае болезни (ст.47).

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" охрана труда - это система обеспечения  безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства [2, ст.1].

Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Выраженные в правовой форме и в первую, очередь закрепленные в трудовом законодательстве, все  эти нормы образуют, важнейший  правовой институт особенной части  трудового права, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, что под  охраной труда в широком смысле слова следует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы  направлены на защиту интересов всех работающих.

В узком смысле слова под  охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Он включает следующие группы норм:

1. правила по технике  безопасности и производственной  санитарии;

2. специальные нормы охраны  труда лиц, работающих в тяжелых,  вредных и опасных производственных  условиях;

3. нормы по охране труда  женщин, несовершеннолетних и лиц  с пониженной трудоспособностью;

4. нормы, регулирующие  деятельность органов государственного  надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность  за нарушения законодательства  об охране труда

5. нормы, регулирующие  планирование и организацию работы  по охране труда.

Эти нормы, объединенные одной  целью, могут приниматься как  на локальном уровне, так и в  централизованном порядке.

 

Так, первые четыре группы должны приниматься в централизованном порядке, чтобы установить единые стандарты  вредности, тяжести и других неблагоприятных  условий в обществе и возможности  их устранения и нейтрализации, так  же как и нормы, регулирующие деятельность органов надзора - единых органов  в рамках государства. Однако третья устанавливает в централизованном порядке лишь минимум гарантий, которые  могут быть повышены в локальных  актах при условии финансовых возможностей предприятий.

Нормы же, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда, наоборот, в большинстве случаев  имеют локальный характер, содержатся в коллективных договорах и соглашениях.

Особый характер имеют  нормы, устанавливающие ответственность  за нарушение правил охраны труда. В  отличие от всех других, составляющих рассматриваемый институт охраны труда, они также входят и в институты  других отраслей права, ибо санкции, предусмотренные за соответствующие  правонарушения, содержатся не только в трудовом, но и в административном и даже в уголовном отраслях права.

С учетом содержания норм всего  этого института, а также формы  источников нормативные акты по охране труда включают:

  • стандарты Системы стандартов безопасности труда (государственные, отраслевые, стандарты предприятия);
  • санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;
  • правила устройства и безопасной эксплуатации (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво и электро безопасности);
  • правила по охране труда и инструкции по охране труда.

Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда - это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.

Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению  производительности, удовлетворенности  работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата  в трудовых коллективах, что ведет  к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов.

Кроме этого, несчастные случаи, как правило, ведут к нарушению  производственного цикла, приостановке или изменению технологических  процессов, а зачастую к повреждению  оборудования, машин и механизмов.

Правовой основой организации  работы по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст.41, ст.45), которой гарантируются права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.

Трудовой кодекс Республики Беларусь регулирует правоотношения в  области охраны труда между нанимателями, работниками и государством.

Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере  охраны труда, в настоящее время  является Закон Республики Беларусь "Об охране труда". Закон:

расширяет круг лиц, имеющих  право на охрану труда;

определяет обязанности, права и ответственность работодателей  и работающих по вопросам охраны труда;

закрепляет систему государственного управления охраной труда;

определяет полномочия субъектов  государственного управления в этой сфере;

устанавливает гарантии, права  работающих на охрану труда;

регламентирует порядок  создания служб охраны труда и  определяет ее основные функции;

устанавливает требования к  производственным объектам и процессами;

предусматривает систему  государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

закрепляет полномочия государственной  экспертизы условий труда, органом общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Принятие закона обусловлено  необходимостью закрепить на законодательном  уровне систему регулирования общественных отношений в области охраны труда [3, с.21].

Право и гарантии права  работающего на охрану труда, обязанности  работодателя и работающего в  области охраны труда установлены  с учетом норм Трудового кодекса  Республики Беларусь, Указов Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 "О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам", от 25 августа 2006 г. № 530 "О страховой  деятельности". Законом установлено  право на охрану труда не только граждан, работающих по трудовым договорам, но и граждан, привлекаемых к труду  по иным основаниям.

Социальный эффект от реализации предусмотренных Законом норм должен проявиться в сокращении производственного  травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, повышении безопасности труда и социальной защищенности работающих.

 

 

 

 

 

2 Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда

 

Трудовое законодательство и нормативное регулирование  вопросов охраны труда являются важными  элементами правового обеспечения  социально-экономических отношений  в обществе и создания здоровых и  безопасных условий труда для  работающих членов общества.

Знание основных требований законодательства и нормативных  правовых актов по охране труда и  безопасному ведению работ позволяет  руководителям и специалистам профессионально  управлять охраной труда, предотвращать  несчастные случаи на производстве и  возникновение профессиональных заболеваний.

Государство является основным гарантом прав и свобод своих граждан, человек, его права, свободы и  гарантии их реализации, являются высшей ценностью и целью общества и государства [1, ст.2]. Исходя из этого, основным принципом государственной политики в нашей стране в области охраны труда является приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности, установление ответственности нанимателей за безопасность труда, совершенствование правовых отношений и механизмов в этой сфере.

Информация о работе Охрана труда и ее обеспечение