Охрана труда и ее обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание

Основной целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ правовых аспектов, касающихся охраны труда.
Задачей данной работы является обзор всех основных вопросов касающихся охраны труда:
понятие охраны труда;
источников норм регулирующих вопросы охраны труда;
прав отдельных категорий работников (женщин, молодежи, инвалидов);
ответственности за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....2
1.Охрана труда……………………………………………………………5
2. Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда……………………………………………………………..8
3. Организация охраны труда…………………………………………….11
4. Охрана труда отдельных категорий работников……………………..14
4.1. Охрана труда женщин………………………………………………..14
4.2.Охрана труда молодежи………………………………………………16
4.3.Охрана труда инвалидов……………………………………………...17
5. Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда……………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………..19
Список использованных источников……………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Содержание МОЙ КУРСАЧ.docx

— 48.08 Кб (Скачать документ)

 

4.1 Охрана труда женщин

 

Статья 32 Конституции РБ закрепляет одинаковые права мужчин и женщин в получении образования, профессиональной подготовке, в труде, вознаграждении за него, в продвижении  по работе и т.д.

Однако специфика женского организма в определенных условиях не позволяет без ущерба для здоровья выполнять одинаковую с мужчинами  работу.

Законодательство запрещает  применять труд женщин на работах  с тяжелыми и вредными условиями  труда, а также на подземных работах (ст.262-271 ТК). Список тяжелых работ  и работ с вредными условиями  труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 г. №765.

В целях обеспечения сохранения здоровья работающих женщин постановлением Министерства труда РБ от 08.12.1997 г. №111 "О нормах подъема и перемещения  тяжестей женщинами вручную" установлены  предельные нормы.

Запрещается привлекать к  работам в ночное время, сверхурочным работам, работам в праздничные  и выходные дни и направление  в служебную командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей  в возрасте до трех лет.

Женщины, имеющие детей  в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов до восемнадцати лег), могут привлекаться к ночным, сверхурочным работам, работам в  выходные и праздничные дни и  направляться в служебную командировку только с их согласия.

Беременным женщинам в  соответствии с медицинским заключением  снижаются нормы выработки, нормы  обслуживания либо они переводятся  на другую работу, более легкую и  исключающую воздействие неблагоприятных  производственных факторов, с сохранением  среднего заработка.

Женщинам предоставляется  отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 56 (в  случаях осложненных родов или  рождения двух и более детей - 70) календарных  дней после родов с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию.

Женщинам, работающим на территории радиоактивного загрязнения, предоставляется  отпуск по беременности и родам продолжительностью 90 календарных дней до родов и 56 (в  случаях осложненных родов или  рождения двух и более детей - 70) календарных  дней после родов. При этом общая  продолжительность отпуска не может  быть менее 146 (160) календарных дней.

В соответствии со ст.185 ТК, по желанию женщины, ей предоставляется  отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с выплатой за этот период ежемесячного государственного пособия. За время отпуска по уходу  за ребенком сохраняется место работы (должность). Период нахождения в отпуске  засчитывается в общий и непрерывный  стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Матери, воспитывающей двоих  и более детей в возрасте до шестнадцати лет, ежемесячно предоставляется  один свободный от работы день с  оплатой в размере и на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.

Запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора и снижать им заработную плату  по мотивам, связанным с беременностью  или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям - с  наличием ребенка в возрасте до 14 дет.

Расторжение трудового договора но инициативе нанимателя с беременными  женщинами, женщинами, имеющими детей  в возрасте до трех лет, одинокими  матерями, имеющими детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов - до 18 лет), не допускается, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным  пп.4, 5, 7,9 ст.42 и пп.1,3ст.44 ТК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Охрана труда молодежи

 

Подростково-юношеский возраст (14-18 лет) характеризуется рядом анатомо-физиологических особенностей. Организм подростков сильнее реагирует на действие вредных веществ, пониженных и повышенных температур воздуха, на шум, высокую физическую нагрузку, одинаковую со взрослыми работу подростки выполняют ценой больших энергетических затрат, мышечная выносливость у них на 20.30% ниже.

Для работающей молодежи законодательство предусматривает ряд льгот и  ограничений.

На постоянную работу разрешено  принимать лиц не моложе 16 лет, в  исключительных случаях по согласию одного из родителей с 14 лет [6, ст.272], школьников, учащихся профтехучилищ, средних специальных учебных заведений, достигших 14-летнего возраста, можно по их желанию и с согласия одного из родителей принимать на легкую работу как в период каникул, так и в течение всего учебного года в свободное от занятий время.

Все лица моложе 18 лет принимаются  на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Им не устанавливается испытание  при приеме на работу, с ними не заключаются  договоры о полной материальной ответственности, ежегодный отпуск предоставляется  до истечения шести месяцев непрерывной  работы в летнее время или, по их желанию, в любое другое время  года продолжительностью не менее одного календарного месяца.

Запрещено применение труда  несовершеннолетних на тяжелых работах  и на работах с вредными и опасными условиями труда, также привлекать их к ночным и сверхурочным работам, к работам в государственные  праздники, выходные и праздничные  дни.

Кроме того, в РБ предусмотрены  нормы подъема и перемещения  тяжести вручную подростками  от 14 до 18 лет, утвержденные постановлением Министерства труда РБ от 18.12.1997 г. №116.

На отдельных видах  работ запрещается применение труда  лиц до 18 лет по всем профессиям рабочих, например, связанных с обслуживанием  технологического оборудования при  производстве синтетического каучука  и продуктов нефтехимии.

Выпускникам государственных  высших, средних специальных и  профессионально-технических учебных  заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных  Сил РБ, гарантируется предоставление первого рабочего места.

Труд работников моложе восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным  для взрослых работников. За время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников, предусмотрена доплата по тарифной ставке.

 

Дополнительные гарантии предусмотрены для работников моложе 18 лет при расторжении трудового  договора по инициативе нанимателя. Расторжение  трудового договора возможно при  ликвидации предприятия, несоответствии работника занимаемой должности, вследствие недостаточной квалификации или  состояния здоровья, препятствующего  выполнению данной работы.

 

 

4.3 Охрана труда инвалидов

 

Согласно ст.283 ТК инвалидам  обеспечивается право работать у  нанимателей с обычными условиями  труда, а также в специализированных организациях, цехах и на участках.

Отказ в заключении трудового  договора, увольнение по инициативе нанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с  медицинским заключением состояние  его здоровья препятствует выполнению трудовых обязанностей либо угрожает его здоровью и безопасности труда. Не допускается расторжение трудового  договора по инициативе нанимателя с  инвалидами, проходящими медицинскую, медико-профессиональную, трудовую и  социальную реабилитацию в соответствующих  учреждениях независимо от срока  пребывания в них.

Наниматели обязаны выделять или создавать новые рабочие  места для трудоустройства работников, получивших инвалидность вследствие трудового  увечья или профессионального заболевания  на данном производстве.

Условия труда инвалидов, в том числе оплата, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность  трудового отпуска, устанавливаются  трудовым договором, коллективным договором, соглашением и не могут ухудшать положение или ограничивать права  инвалидов по сравнению с другими работниками [6,ст.287].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда

Любое виновное нарушение  трудовых прав и обязанностей должно влечь за собой юридическую ответственность. В особое положение здесь поставлены должностные лица: имея больший объем  прав, будучи ответственными, за организацию  трудового процесса, они должны обеспечить нормальные и безопасные условия  труда и в случае нарушений  отвечать не в меньшей степени, а  в большей степени, чем другие работники.

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о  труде и правил по охране труда, в  невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда, несут ответственность в  порядке, установленном действующим  законодательством.

Ответственность может быть дисциплинарной, административной и  уголовной.

В качестве дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда, наниматель может применять  следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение [6, ст.198]. Так же может применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска [2, ст. 198].

Административная ответственность  заключается в наложении штрафов  на должностных лиц, виновных в нарушении  законодательства о труде. При этом на должностных лиц может быть наложен штраф в размере до 10 базовых величин. Наниматели (юридические  лица) за указанные нарушения могут  быть подвергнуты штрафу в размере  до 300 базовых величин.

Государственными органами надзора и контроля привлекаются к административной ответственности  должностные лица, виновные в нарушении  законодательства о труде, в соответствии со ст.41 Кодекса Республики Беларусь об административной ответственности.

Уголовная ответственность  за нарушение правил охраны труда  и пожарной безопасности предусмотрена  ст.302-308 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК). Должностные лица, в зависимости от тяжести последствий  допущенного нарушения, наказываются лишением свободы, или исправительными  работами, или штрафов, или увольнением  от должности. Меру наказания за уголовно наказуемые деяния определяет суд.

Как вывод из этой главы  следует то, что законодательство в сфере охраны труда разработано, и если выполнять его, то можно  не только избежать трагических происшествий на производстве, но и сделать условия  труда здоровыми и безопасными. Но при одном условии - выполнении его требований. Не зря ведь замечено, что законодательство в области  охраны труда разгильдяйства не прощает. Закон дает нам право вернуться  с работы домой, но реализуем-то его  мы сами. Так же организация охраны труда и ответственность за его  нарушение имеет огромное значение в предотвращении и избежании  несчастных случаев на производстве, так как нарушение влечет за собой  юридическую ответственность.

 

Заключение

В заключении хотелось бы сделать  вывод, что вопрос охраны труда является одним из важнейших на современном  этапе жизни нашего общества, в  период, когда работодатели ставят для себя основной задачей как можно быстрее и с минимальным вложением средств извлечь наибольшее количество прибыли, и пользуясь возникшим в последнее время у нас в стране дефицитом рабочих мест, когда наши граждане готовы за мизерную оплату выполнять самую грязную работу мало внимания уделяют, а порой и вообще игнорируют требования безопасности труда.

Увеличение количества профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве, приводящих к травмам, а иногда и к гибели людей, всё  это заставляет задуматься о совершенстве нашего законодательства в области  охраны труда, и думается, что нашим  законодательным, исполнительным и  судебным органам государственной  власти предстоит ещё много работы в этом направлении.

Успешное решение проблем  в области охраны труда в большей  степени зависит от выполнения поставленных задач и приоритетов государственной  политики в области охраны труда. Однако необходимо усовершенствовать  содержание не только нормативных правовых актов, а одним из направлений  деятельности государства выбрать  улучшение ситуации в области  охраны труда путем расширения использования  норм локального характера, что позволяет  особенности охраны труда конкретного  предприятия отразить в коллективных и трудовых договорах.

Так же планирование, организация  охраны труда и ответственность  за его нарушение имеет огромное значение в предотвращении и избежании  несчастных случаев на производстве, так как нарушение влечет за собой  юридическую ответственность как  работника, так и нанимателя.

Подводя итог, можно сказать, что в Республике Беларусь проводится активная государственная политика, направленная на сохранение жизни и  здоровья граждан в процессе их трудовой деятельности. Роль государства в  обеспечении охраны труда возрастает, что подтверждают и происходящие изменения трудового законодательства, так как действующее законодательство об охране труда неразрывно связано  с трудовым законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Конституция Республики  Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями  и дополнениями, принятыми на  республиканских референдумах от 24 ноября 1996 г. И 17 октября 2004г.) - Минск: Амалфея, 2005. – с. 48.

2. Закон Республики Беларусь "Об охране труда" № 356-3 от 23 июня 2008 г. // "Эталон" /База "Законодательство", Национальный центр правовой информации Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

Информация о работе Охрана труда и ее обеспечение