Переговоры как метод урегулирования конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:53, реферат

Описание

Решающее влияние на поведение личности в конфликте оказывает она сама — ее потребности, установки, привычки, образ мышления, опыт решения проблем и модели поведения. Все это — существенный фактор, позволяющий предупредить развитие конфликтов, переход их в экстремальные и крайне эмоциональные формы, а также снизить вероятность развития межличностных и межгрупповых конфликтов.
Различают понятия «конфликтная личность», предполагающее повышенную готовность личности к конфликтам и их продуцированию, и "конфликтность личности", характеризующее черту характера или их комплекс как интегративное личностное свойство, отличающееся часто­той возникновения конфликтов и вступления в них человека.-

Содержание

Введение………………………………………………………………………...С.3
Ключевые понятия теории переговоров………………………………..С.4
Типы и структура переговоров…………………………..……………..С.6
Посредничество на переговорах как эффективный способ разрешения конфликта..………………………………………………………………С.9
Организация проведения переговоров……………………………..…С.11
Заключение…………………………………………………………………С.13
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 27.73 Кб (Скачать документ)

1.Введение.

2.Факторы влияющие на конфликтность личности.

3.Ситуативные предпосылки возникновения  конфликта.

4.Характерологические предпосылки  возникновения конфликта.

5.Причины конфликтного поведения.

6.Заключение.

7.Список литературы.

 

 

1.Введение.

Решающее влияние на поведение  личности в конфликте оказывает  она сама — ее потребности, установки, привычки, образ мышления, опыт решения  проблем и модели поведения. Все  это — существенный фактор, позволяющий  предупредить развитие конфликтов, переход  их в экстремальные и крайне эмоциональные формы, а также снизить вероятность развития межличностных и межгрупповых конфликтов.

Различают понятия «конфликтная личность», предполагающее повышенную готовность личности к конфликтам и их продуцированию, и "конфликтность личности", характеризующее черту характера или их комплекс как интегративное личностное свойство, отличающееся часто­той возникновения конфликтов и вступления в них человека.-

 

2.Факторы влияющие на конфликтность личности.

Конфликтность личности определяется комплексным действием факторов:

 •психологических (особенностей  темперамента, уровня агрессивности,  психологической устойчивости и  саморегуляции, актуально­го эмоционального состояния, социально-психологических уста­новок и ценностей, отношения к оппоненту, компетентности в общении и др.);

 •социальных (особенностей  условий жизни и деятельности, среды и социального окружения,  общего уровня культуры и др.).

 

Таким образом, конфликтность  личности—интегративный комплексный показатель и характеристика личности, тесно связанная с сугубо психологическими и прежде всего личностными предпосылками.

 

Личностные предпосылки  возникновения и развития конфликтов могут иметь ситуативную или характерологическую основу.

 

 3.Ситуативные предпосылки возникновения конфликта:

 

•    неудовлетворенность  актуальной потребности;

 

•      чувство  неопределенности, неуверенности;

 

•      дезориентация;

 

•      утомление;

 

•      неустойчивость настроения;

 

•      повышенная возбудимость;

 

•      недостаточная  или искаженная информированность;

 

•      состояние  внушаемости.

 

Человек может быть предрасположен к конфликту, если он отвергнут или  не признан "своим" среди коллег, если его интересы и запросы не удовлетворяются, а притязания на ведущую роль в коллективе встречают отпор других сотрудников.

 

Причиной неблагоприятного психического состояния личности, стимулирующего конфликтность, может быть также несправедливое отношение к человеку, даже если оно непреднамеренно, неудовлетворенность работой. От человека зависит, окажется ли он в конфликтных ситуациях, придает ли он значение поступкам, делам и отношению к нему коллег, задевает ли его за живое их манера обращения, намерение подчинить себе, склонить к нежелательным поступкам.

4.Характерологические предпосылки возникновения конфликта.

К характерологическим предпосылкам возникновения конфликта относятся  устойчивые качества и черты характера, предрасполагающие к столкновению с окружающими, вызывающие отрицательное  отноше­ние к человеку, чувства антипатии  и противодействия, которые форми­руются средой, являются следствием психологически неадекватного, одностороннего воспитания (например, в условиях эмоционального от­вержения ребенка в семье, гипер- или гипопротекции как стиля нарушен­ного семейного воспитания):

 

•      нетерпимость к недостаткам других;

 

•      пониженная самокритичность;

 

•      импульсивность;

 

•      несдержанность в чувствах;

 

•      укоренившиеся  негативные предрассудки, предубеждения  к лю­дям;

 

•      склонность к агрессивному поведению;

 

•      склонность подчинять себе других;

 

•      невоспитанность;

 

•      отсутствие внутренней духовной культуры;

 

•       невнимание к людям;

 

•       корыстолюбие;

 

•       эгоизм.

 

Реакция на трудности, неудачи  зависит от свойств личности: одни критически оценивают собственное  поведение, обвиняют себя ("не организован", "не сумел сдержаться", "не сумел добиться своего"); другие ищут оправдание собственных неудач в объективных, не зависящих от людей обстоятельствах или изменяют взгляд на ситуацию, признавая ее незначительной ("бывает и хуже", "не это главное"); третьи склонны обвинять в случившемся прежде всего окружающих, начинают конфликтовать с ними ("не организованы", "не умеют сдержать слово", "плохо работают", "мешают" и т.д.)

 

5.Причины конфликтного поведения.

Выявить предрасположенность  человека к тому или иному типу поведения, в частности к конфликтному, очень трудно. Однако очевидно, что существенным при этом является определение субъективной значимости противоречия, лежащего в основе конфликтной ситуации. На особенности отношения человека к различным проблемам деятельности определенный отпечаток накладывает изменение его ролевого положения в коллективе (например, назначение или избрание на новую должность).

 

Изменение объективного положения  личности в коллективе требует перестройки  ее субъективных отношений. Если этого  не происходит, могут возникнуть трудности  в овладении новой социальной функцией, конфликты с окружающими  или "внутренний" разлад.

 

В субъективных отношениях личности отражаются общественные отношения  в их динамике. Без личных отношений  нет и не может быть отношений общественных, поскольку это — отношения между людьми, которые человеку не безразличны. Безусловно, субъективные отношения личностей не определяют процесс развития общественных отношений, но являются его необходимыми элементами. При определенных условиях они могут существенно влиять на этот процесс, ускоряя или замедляя его либо изменяя содержание.

 

Каждый человек имеет  собственный, уникальный жизненный  опыт, а также сложившуюся и  закрепившуюся на основе этого опыта  манеру поведения. В каком-то смысле люди настроены на определенные условия; иногда условия могут измениться, а настрой остаться прежним. Люди вырабатывают определенный взгляд на вещи, собственную точку зрения на окружающую жизнь. Поэтому можно составить неправильную картину новой ситуации, видя в основном то, что соответствует традиционной настроенности, тому пейзажу, на который люди привыкли смотреть. Отсюда — несоответствие поведения ситуациям, недоразумения, споры и конфликты. Именно предварительная настроенность определяет восприимчивость к конфликтам. Но проявляется это у каждой личности по-своему, как и обстоятельства, определяющие предрасположенность личности к конфликтам.      В конфликты с окружающими вступают прежде всего люди с неподдающимся, негибким, ригидным характером, те, кто не способен переносить поведение, противоречащее их принципам и ценностным критериям. Как правило, такие люди инертны, медленно привыкают к новой обстановке, необщительны, крайне эгоцентричны и не приемлют компромиссы.

 

Люди существенно различаются  также реакцией на поведение других. Одни "управляются изнутри", всегда отталкиваются только от собственных представлений и не обращают внимания на чувства и мнения окружающих, в случае конфликта прекращают контакты. Другие "управляются извне", всегда считаются с окружающими, пытаются подобрать к ним ключ, вникнуть в психологию других, умеют согласовывать собственные интересы с интересами других. Конфликты легко возникают тогда, когда люди не знают, чего ожидать друг от друга. Сочувственное отношение возникает тогда, когда один человек понимает, что другой не мог посту­пить иначе, что на его месте любой поступил бы так же.

 

Установлено, что эмпатичные люди, умеющие считаться с другими, приветливы, оптимистичны, сердечны, эмоциональны. И наоборот, люди с низкой эмпатичностью жестоки, эгоистичны, легко вступают в конфликт.

 

Еще одной причиной конфликтного поведения может быть стойкое  стремление завоевать признание  и уважение окружающих, занять более  престижное и влиятельное положение  в группе. Такой человек считает  себя сведущим во всем, чаще всего не считается с окружающими.

 

Возникновению конфликта  может способствовать также неспособность осознать многочисленность и непредсказуемость социальных ситуаций. В этом случае человек не умеет взвешивать возможные варианты поведения. Ему не нравится собирать дополнительные сведения, анализировать их, вместо этого он быстро выносит свое решение, зачастую максималистское.

 

Следует отметить, что конфликты в равной мере могут быть обусловлены как излишним конформизмом, так и его противоположностью — негативизмом. При излишнем конформизме наблюдается беспринципное поведение, подверженное влиянию случайных обстоятельств, когда собственное мнение, позицию, поступки стараются во что бы то ни стало приспособить к мнению и поступкам окружающих. Конформисты легко поддаются влиянию и внушению. При негативизме люди оказывают бессмысленное упрямое сопротивление, в частно­сти в молодом возрасте это проявляется в строптивости, направленной против взрослых.

 

Благоприятная почва для  продуцирования конфликтов возникает  так­же тогда, когда общее представление  человека о том, каким он должен быть (идеальный образ), не совпадает с его действительной самооценкой. Видимо, недостаточная адаптивность и проницательность в обще­нии непосредственно связаны с крайне заниженной самооценкой, для компенсации которой и создается сверхсовершенный идеальный образ. Человек, пытаясь привести себя в соответствие с этим представлением, рассматривает собственные недостатки как добродетели. Это несложно сделать, поскольку одни и те же качества можно толковать по-разному (агрессивность, например, принимать за силу). В дальнейшем такой человек может отчаянно ухватиться за собственный идеальный образ и стать негибким в общении, потому что у него уже не остается времени и энергии для самопознания и выбора целесообразной манеры поведения. Стараясь жить в соответствии с нереальным идеалом или предъявляя к окружающим нереальные требования, исходящие из идеального "Я", человек попадает в затруднительное положение.

 

Когда самооценка с самого начала завышена, вновь возникают конфликты, потому что в первую очередь этому будут сопротивляться близкие люди, затем могут появиться расхождения с реальными возможностями. Тот, кто игнорирует разрыв между идеальным "Я" и собственными неудачами, часто капризничает, обижается, ведет себя недостойно, становится злым и подозрительным ко всем. Объективная и адекватная самооценка — важное условие не только успешных и конструктивных человеческих взаимоотношений, но и работоспособности, душевного покоя личности и благоприятной психологической атмосферы.

 

И наконец, особенно благоприятную  почву для конфликтов создают  неуверенность в принятии решений и осуществлении действий, необдуманность, рискованность в действиях, принятие решений под влиянием настроения.

 

Мимика — мгновенная визитная карточка состояния человека. Она  может обернуться длительной напряженностью во взаимоотношениях.

 

Манера поведения —  фактор не наследственный, это результат  жизненного опыта. Умение помочь другим выбрать наиболее подходящую ма­неру поведения очень существенно для организации нормальных взаимоотношений в любом коллективе.

 

Люди имеют неодинаковый предел поведенческой активности, могут  на некоторое время становиться  неуправляемыми. В таком состоянии  человек может инициировать возбуждение  других и нарушать психологическую  атмосферу коллектива. Степень активности индивида зависит от него самого.

А. Журавлев выделяет два крайних психологических  типа :

 

•  тип агрессивного поведения, свойственный людям с эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, компенсирующим это демонстрацией решительности, смелости, невосприимчивости к уг­розам. Личности, относящиеся к этому типу, не обладают умением     воспринимать другую точку зрения, учитывать нюансы во взаимоотношениях. Для них характерны быстрая агрессивная реакция, бесцеремонность, амбициозность;

 

• тип жертвенного поведения, характеризующийся комплексом психологических  качеств, которые провоцируют преимущественно  агрессивные формы поведения  и отношения,

 

Существуют также промежуточные  формы личности, играющие позитивную роль в разрешений конфликтных ситуаций. Встречая препятствия, трудности в отношении с представителями различных общественных институтов, индивид, представляющий явно выраженный первый или второй тип личности, будет и реагировать соответствующим образом.

 

Рассматривая конфликтность  через призму авторитарной личности, Т. Адорно описывает ее как результат излишне строгого семейного воспитания, когда чувства агрессии, обиды по отношению к родителям, жестоко подавлялись, вследствие чего сформировалось идеализированное отношение к родителям, а чувство враждебности к ним перешло на уровень бессознательного.

 

Перечислим основные характеристики авторитарной личности, тесно связанные  с конфликтностью ее поведения:

 

•       косность, ригидность, стереотипность мышления;

 

•       соблюдение условностей и преследование  тех, кто их нарушает;

 

•       мистическая  предрасположенность;

 

•       преувеличенный интерес к проблемам власти, силы, насилия;

 

•       опасение и страх перед дурным влиянием, опасение попасть под влияние

 

"чужих";

 

•      цинизм, уверенность  в том, что все средства хороши для немедленного

 

достижения  "высоких и справедливых" целей собственной группы;

 

•      преувеличенный конформизм в сфере сексуальных  отношений;

 

•      вера в  моральную чистоту собственной  группы, клана и отказ в этом другим

 

группам;

 

•      приверженность ценностям "среднего класса".

 

В общих чертах авторитарная личность является подавленной, "разорванной", несущей в себе опасность из-за подверженности сильному влиянию. Причинами формирования такой личности являются отсутствие теплоты, любви со стороны родителей в детстве, жесткие, фор­мальные отношения в семье.

Информация о работе Переговоры как метод урегулирования конфликтов