Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:49, реферат
Состав и построение системы обеспечения безопасности Республики Беларусь согласно Концепции национальной безопасности:
1. Система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность субъектов обеспечения национальной безопасности, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства, которые осуществляют согласованную деятельность в рамках законодательства.
2. Субъектами системы обеспечения национальной безопасности являются государственные органы, организации, общественные объединения, а также граждане.
3. Общее руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент Республики Беларусь, который реализует свои полномочия в этой сфере через Совет Безопасности Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.
4. Функционирование системы обеспечения национальной безопасности организуется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, регламентирующим отношения между субъектами системы.
1. Состав и построение системы обеспечения безопасности
2. Требования к системе обеспечения безопасности и ее правовое регулирование
3. Основные функции системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь
4. Место и роль государственных органов Республики Беларусь, общественных объединений, неправительственных организаций в системе обеспечения безопасности Республики Беларусь
Современное состояние Республики Беларусь характеризуется рядом специфических аспектов, связанных как с изменением ее положения в международной системе политических и экономических связей, так и со спецификой реформирования народного хозяйства, социально-политических и экономических процессов.
Особенности внешних и внутренних процессов, политических, экономических и социальных факторов развития республики со всей остротой ставят вопрос об обеспечении национальной безопасности Беларуси, о защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, определении компетенции каждого из субъектов системы обеспечения безопасности, построении универсальной модели обеспечения безопасности, применимой как на национальном, государственном уровне, так и в различных сферах жизнедеятельности.
Основные цели и задачи обеспечения национальной безопасности определяются на основе устойчивых приоритетов, отвечающих долговременным интересам общественного развития, к которым относятся:
обеспечение реализации конституционно гарантированных прав и свобод граждан Республики Беларусь, сохранение и развитие демократических институтов;
сохранение общественного согласия и политической стабильности в Республике Беларусь;
экономическое развитие, направленное на благо народа Республики Беларусь;
незыблемость
народного, национального и
сохранение национальной самоидентификации, воспитание патриотизма и укрепление единства народа;
сохранение и приумножение моральных и духовных ценностей белорусского народа, сохранение национальных культурных ценностей и традиций;
устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности;
обеспечение оснащенности и боевой готовности вооруженных сил, войск и воинских формирований государства;
безусловное исполнение законов, международных обязательств и поддержание правопорядка;
обеспечение достойной роли Республики Беларусь в мировом сообществе;
развитие международного сотрудничества на основе равноправного партнерства.
Безопасность выражает состояние системы общественных отношений между субъектами социальной системы на различных уровнях ее функционирования - межгосударственном, межпартийном (групповом), межличностном и т.д., в различных сферах деятельности - политической, экономической, социальной, информационной и пр. Субъектами этих отношений выступают производители и потребители, индивиды, социальные группы и элиты, государственные институты и общественные организации.
Обеспечение национальной
безопасности - это задача долговременная,
стратегическая. Ее решение предполагает
разработку концепции обеспечения
безопасности государства и утверждение
государственной стратегии
4. Место
и роль государственных
Систему государственных органов Республики Беларусь, включенных в механизм обеспечения национальной безопасности, составляют:
Президент Республики Беларусь, наделенный полномочиями в сфере обеспечения безопасности:
по формированию и руководству деятельностью Совета Безопасности Республики Беларусь;
определению стратегии обеспечения внутренней и внешней безопасности, мер по обеспечению социально-политической и экономической стабильности в обществе; организации деятельности по защите суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности, территориальной целостности;
по контролю и координации деятельности государственных органов по обеспечению безопасности;
по изданию декретов, указов и распоряжений, имеющих обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Обеспечению их исполнения.
Основной функцией Национальног
Совет Министров Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти по обеспечению безопасности Республики Беларусь; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики; организует и контролирует подготовку и исполнение мероприятий по обеспечению национальной безопасности министерствами, государственными комитетами, иными подведомственными ему органами Республики Беларусь.
Совет Безопасности Республики Беларусь - орган, который в соответствии с законодательством координирует деятельность всех субъектов по обеспечению национальной безопасности. Осуществляет подготовку решений Президента Республики Беларусь в сфере национальной безопасности и отвечает перед Президентом за организацию деятельности по защите жизненно важных национальных интересов от внешних и внутренних угроз.
Министерства и государственные комитеты Республики Беларусь в пределах, определенных законодательством Республики Беларусь, в соответствии с декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь реализуют государственные программы обеспечения безопасности Республики Беларусь. В их компетенцию, по нашему мнению, должна быть включена деятельность по формированию предложений в законодательные органы о формировании системы жизненно важных интересов; по выявлению реальных и потенциальных угроз; по разработке системы мер противодействия последним в виде разработки Стратегии обеспечения безопасности (в сфере деятельности министерства).
Особое место
в системе министерств и
Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, иных нормативных актов органами, обеспечивающими национальную экономическую безопасность, возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
На формирование национальных целей и приоритетов, их реализацию оказывают значительное влияние элиты общества, интересы которых имеют четкую выраженность и направленность. В соответствии с подходами, предложенными Л. Заико, их можно классифицировать по схеме:
элиты - лидеры, доминирующие в политической сфере, участвующие в формировании органов власти и управления в государстве:
основные элитные группы, интересы которых не совпадают с преобладающими в государстве, и поэтому данные элиты составляют основу оппозиции в стране;
элиты - аутсайдеры, влияние которых на политические и общественные процессы, как правило, незначительно.
Формы сосуществования первых двух элитных групп достаточно многообразны. Однако возможно выделить основные сценарии, в рамках которых развивается процесс их взаимодействия с интересами общества и государства.
Актуализация национальных интересов осуществляется в обстановке сотрудничества при доминировании элит-лидеров. Участники договариваются о формировании "общей корзины" национальных целей и приоритетов общественного развития и их реализации.
Интересы элит, общественные и государственные интересы имеют антагонистический характер. В качестве национальных целей и приоритетов обозначаются, а затем и актуализируются интересы лидеров, в качестве которых может выступить как государство, так и общество или отдельная социальная группа (элита). Приоритеты остальных групп или структур подавлены. Взаимодействие представителей различных групп интересов развивается в обстановке конфликта.
Доминирование лидеров наблюдается по всему полю национальных приоритетов. Национальные интересы испытывают значительное давление со стороны групповых интересов. Формирование "общей корзины" национальных целей развития на отдельных этапах возможно в форме диалога и дискуссий, через которые осуществляется попытка примирения интересов.
Формирование элит в Беларуси в настоящее время находится в стадии становления. Расстановка сил в элитных группах изменчива, отсутствует эффективный механизм согласования их интересов, что является характерным для переходного общества. Тем не менее, можно утверждать, что на процесс формирования общенациональных интересов в республике оказывают заметное влияние конкретные, идентифицируемые элитные группы.
По силе давления на государственные структуры, общественные процессы к лидирующим экономическим элитам в настоящее время относят: аграрное лобби, топливно-энергетический комплекс, промышленный директорат (экспортеры, крупные предприятия обрабатывающей промышленности), военно-промышленный комплекс. Новым является возрастание активности строительного лобби, что нашло отражение в формировании приоритетов развития страны в последние годы (жилье) и значительных кредитных эмиссиях в строительство.
В силу такого положения формирование системы жизненно важных интересов должно реализовываться через механизм преодоления противоречий или противоположностей интересов представленных государственных структур и социальных групп (элит). Это предполагает разработку соответствующих методов реализации государственной политики в сфере национальной безопасности страны.
Основными государственными органами и учреждениями, обеспечивающими поступление информации по вопросам национальной безопасности республики в Совет Безопасности, являются министерства и ведомства.
В силу своих функциональных обязанностей и возможностей данные структуры могут получать информацию по основным проблемам обеспечения безопасности и возникающим угрозам национальным интересам республики.
Аналитические подразделения каждого из этих ведомств, а также Совета Безопасности, на основе анализа сводных данных могут определять как новые тенденции в сфере обеспечения национальной безопасности, так и формулировать предложения по совершенствованию деятельности всей системы обеспечения безопасности республики.
В организационной деятельности
по обеспечению национальной безопасности
зачастую недооценивается возможность
привлечения
готовить информацию для государственных структур (социологические опросы, политический мониторинг, экономическая диагностика);
выполнять посреднические функции между официальными властями и международными организациями;
организуя конференции, семинары,
частные поездки и т.п., создавать
возможности государственным
разрабатывать научно обоснованные концепции, модели, программы правовых, социальных, экономических проблем.
Таким образом, распределение
компетенции органов (субъектов), входящих
в систему обеспечения
Соответствие компетенции той сфере деятельности, в которой субъекты обеспечивают реализацию жизненно важных национальных интересов. В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь это требование к организации системы обеспечения национальной безопасности сформулировано следующим образом: "Оптимальное распределение функций и полномочий государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и отдельных граждан, связанное с конкретной сферой жизненно важных интересов, природой, уровнем и интенсивностью угроз, сложностью и необходимой эффективностью защиты от них". Или, иными словами, в сфере обеспечения национальной безопасности критерием распределения компетенции является ее соответствие деятельности общественных отношений. То есть соответствующие органы и организации должны обеспечивать безопасность в политической, социальной, производственной сферах, в рамках внешнеэкономической деятельности, в ходе реализации интересов государства, общества или личности при проведении приватизации и пр.
Информация о работе Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь