Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:49, реферат

Описание

Состав и построение системы обеспечения безопасности Республики Беларусь согласно Концепции национальной безопасности:
1. Система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность субъектов обеспечения национальной безопасности, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства, которые осуществляют согласованную деятельность в рамках законодательства.
2. Субъектами системы обеспечения национальной безопасности являются государственные органы, организации, общественные объединения, а также граждане.
3. Общее руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент Республики Беларусь, который реализует свои полномочия в этой сфере через Совет Безопасности Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.
4. Функционирование системы обеспечения национальной безопасности организуется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, регламентирующим отношения между субъектами системы.

Содержание

1. Состав и построение системы обеспечения безопасности
2. Требования к системе обеспечения безопасности и ее правовое регулирование
3. Основные функции системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь
4. Место и роль государственных органов Республики Беларусь, общественных объединений, неправительственных организаций в системе обеспечения безопасности Республики Беларусь

Работа состоит из  1 файл

Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

Современное состояние  Республики Беларусь характеризуется рядом специфических аспектов, связанных как с изменением ее положения в международной системе политических и экономических связей, так и со спецификой реформирования народного хозяйства, социально-политических и экономических процессов.

Особенности внешних  и внутренних процессов, политических, экономических и социальных факторов развития республики со всей остротой ставят вопрос об обеспечении национальной безопасности Беларуси, о защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, определении компетенции каждого из субъектов системы обеспечения безопасности, построении универсальной модели обеспечения безопасности, применимой как на национальном, государственном уровне, так и в различных сферах жизнедеятельности.

Основные  цели и задачи обеспечения национальной безопасности определяются на основе устойчивых приоритетов, отвечающих долговременным интересам общественного развития, к которым относятся:

обеспечение реализации конституционно гарантированных прав и свобод граждан Республики Беларусь, сохранение и развитие демократических институтов;

сохранение общественного  согласия и политической стабильности в Республике Беларусь;

экономическое развитие, направленное на благо народа Республики Беларусь;

незыблемость  народного, национального и государственного суверенитета, конституционного строя, в том числе государственной  независимости, целостности, неприкосновенности государственной границы и неотчуждаемости  территории страны;

сохранение национальной самоидентификации, воспитание патриотизма и укрепление единства народа;

сохранение и  приумножение моральных и духовных ценностей белорусского народа, сохранение национальных культурных ценностей  и традиций;

устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности;

обеспечение оснащенности и боевой готовности вооруженных  сил, войск и воинских формирований государства;

безусловное исполнение законов, международных обязательств и поддержание правопорядка;

обеспечение достойной  роли Республики Беларусь в мировом  сообществе;

развитие международного сотрудничества на основе равноправного  партнерства.

Безопасность  выражает состояние системы общественных отношений между субъектами социальной системы на различных уровнях  ее функционирования - межгосударственном, межпартийном (групповом), межличностном и т.д., в различных сферах деятельности - политической, экономической, социальной, информационной и пр. Субъектами этих отношений выступают производители и потребители, индивиды, социальные группы и элиты, государственные институты и общественные организации.

Обеспечение национальной безопасности - это задача долговременная, стратегическая. Ее решение предполагает разработку концепции обеспечения  безопасности государства и утверждение  государственной стратегии обеспечения  безопасности, а также проведение политики, направленной на их реализацию. Любые действия, идущие вразрез с положениями, содержащимися в этих документах, а тем более противоречащие им, должны рассматриваться как направленные на подрыв суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь. Обеспечение национальной безопасности осуществляется на каждом ее уровне соответствующими структурами и методами. Государственная безопасность - структурными элементами государственного аппарата, а при достижении совпадения интересов государственный аппарат обеспечивает национальную безопасность. На уровне общества субъектами обеспечения национальной безопасности выступают различные общественные образования (например, элиты, общество защиты прав потребителей и пр.). Безопасность личности в различных сферах обеспечивают структурные звенья государственных органов, общественные организации, партии, предприятия, фирмы или сам гражданин. Такой подход закреплен в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. В частности, в разделе "Структура и правовое регулирование системы обеспечения национальной безопасности" определено, что "система обеспечения национальной безопасности объединяет целенаправленную деятельность государственных органов, должностных лиц и отдельных граждан Республики Беларусь по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от всех видов угроз внешнего и внутреннего характера. Структура системы обеспечения национальной безопасности формируется на базе государственных органов власти и управления"

 

 

4. Место  и роль государственных органов  Республики Беларусь, общественных  объединений, неправительственных  организаций в системе обеспечения  безопасности Республики Беларусь

Систему государственных  органов Республики Беларусь, включенных в механизм обеспечения национальной безопасности, составляют:

Президент Республики Беларусь, наделенный полномочиями в сфере обеспечения безопасности:

по формированию и руководству деятельностью  Совета Безопасности Республики Беларусь;

определению стратегии  обеспечения внутренней и внешней безопасности, мер по обеспечению социально-политической и экономической стабильности в обществе; организации деятельности по защите суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности, территориальной целостности;

по контролю и координации деятельности государственных органов по обеспечению безопасности;

по изданию  декретов, указов и распоряжений, имеющих  обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Обеспечению их исполнения.

Основной функцией Национального Собрания Республики Беларусь является разработка системы правового регулирования отношений в сфере безопасности. И, по нашему мнению, оно должно осуществлять законодательное закрепление жизненно важных интересов республики на каждом этапе ее развития с учетом изменяющейся ситуации.

Совет Министров Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти по обеспечению безопасности Республики Беларусь; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики; организует и контролирует подготовку и исполнение мероприятий по обеспечению национальной безопасности министерствами, государственными комитетами, иными подведомственными ему органами Республики Беларусь.

Совет Безопасности Республики Беларусь - орган, который в соответствии с законодательством координирует деятельность всех субъектов по обеспечению национальной безопасности. Осуществляет подготовку решений Президента Республики Беларусь в сфере национальной безопасности и отвечает перед Президентом за организацию деятельности по защите жизненно важных национальных интересов от внешних и внутренних угроз.

Министерства  и государственные комитеты Республики Беларусь в пределах, определенных законодательством Республики Беларусь, в соответствии с декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь реализуют государственные программы обеспечения безопасности Республики Беларусь. В их компетенцию, по нашему мнению, должна быть включена деятельность по формированию предложений в законодательные органы о формировании системы жизненно важных интересов; по выявлению реальных и потенциальных угроз; по разработке системы мер противодействия последним в виде разработки Стратегии обеспечения безопасности (в сфере деятельности министерства).

Особое место  в системе министерств и государственных  комитетов республики занимают органы, имеющие оперативные подразделения, которым предоставлено право  осуществления оперативно-розыскной деятельности. В соответствии с Законом Республики Беларусь "Об оперативно-розыскной деятельности" к ним отнесены оперативные подразделения: органов внутренних дел, органов государственной безопасности, пограничных войск, государственной охраны (Службы безопасности Президента Республики Беларусь и Главного управления государственной охраны при Президенте Республики Беларусь), органов финансовых расследований, таможенных органов, органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь. Специфика их заключается в том, что для добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности республики, и противодействия им они имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, использовать оперативные силы и средства.

Надзор за точным и единообразным исполнением  законов, декретов, указов, иных нормативных  актов органами, обеспечивающими  национальную экономическую безопасность, возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

На формирование национальных целей и приоритетов, их реализацию оказывают значительное влияние элиты общества, интересы которых имеют четкую выраженность и направленность. В соответствии с подходами, предложенными Л. Заико, их можно классифицировать по схеме:

элиты - лидеры, доминирующие в политической сфере, участвующие в формировании органов власти и управления в государстве:

основные  элитные группы, интересы которых не совпадают с преобладающими в государстве, и поэтому данные элиты составляют основу оппозиции в стране;

элиты - аутсайдеры, влияние которых на политические и общественные процессы, как правило, незначительно.

Формы сосуществования  первых двух элитных групп достаточно многообразны. Однако возможно выделить основные сценарии, в рамках которых развивается процесс их взаимодействия с интересами общества и государства.

Актуализация  национальных интересов осуществляется в обстановке сотрудничества при  доминировании элит-лидеров. Участники  договариваются о формировании "общей  корзины" национальных целей и приоритетов общественного развития и их реализации.

Интересы  элит, общественные и государственные  интересы имеют антагонистический  характер. В качестве национальных целей и приоритетов обозначаются, а затем и актуализируются интересы лидеров, в качестве которых может выступить как государство, так и общество или отдельная социальная группа (элита). Приоритеты остальных групп или структур подавлены. Взаимодействие представителей различных групп интересов развивается в обстановке конфликта.

Доминирование лидеров наблюдается по всему полю национальных приоритетов. Национальные интересы испытывают значительное давление со стороны групповых интересов. Формирование "общей корзины" национальных целей развития на отдельных этапах возможно в форме диалога и дискуссий, через которые осуществляется попытка примирения интересов.

Формирование  элит в Беларуси в настоящее время  находится в стадии становления. Расстановка сил в элитных  группах изменчива, отсутствует  эффективный механизм согласования их интересов, что является характерным для переходного общества. Тем не менее, можно утверждать, что на процесс формирования общенациональных интересов в республике оказывают заметное влияние конкретные, идентифицируемые элитные группы.

По силе давления на государственные структуры, общественные процессы к лидирующим экономическим элитам в настоящее время относят: аграрное лобби, топливно-энергетический комплекс, промышленный директорат (экспортеры, крупные предприятия обрабатывающей промышленности), военно-промышленный комплекс. Новым является возрастание активности строительного лобби, что нашло отражение в формировании приоритетов развития страны в последние годы (жилье) и значительных кредитных эмиссиях в строительство.

В силу такого положения формирование системы жизненно важных интересов должно реализовываться через механизм преодоления противоречий или противоположностей интересов представленных государственных структур и социальных групп (элит). Это предполагает разработку соответствующих методов реализации государственной политики в сфере национальной безопасности страны.

Основными государственными органами и учреждениями, обеспечивающими  поступление информации по вопросам национальной безопасности республики в Совет Безопасности, являются министерства и ведомства.

В силу своих функциональных обязанностей и возможностей данные структуры могут получать информацию по основным проблемам обеспечения  безопасности и возникающим угрозам  национальным интересам республики.

Аналитические подразделения  каждого из этих ведомств, а также Совета Безопасности, на основе анализа сводных данных могут определять как новые тенденции в сфере обеспечения национальной безопасности, так и формулировать предложения по совершенствованию деятельности всей системы обеспечения безопасности республики.

В организационной деятельности по обеспечению национальной безопасности зачастую недооценивается возможность  привлечения неправительственных  организаций для решения проблем  информационного сопровождения. В  то же время, в соответствии со сложившейся мировой практикой, они, как правило, могут выполнять в обществе следующие функции:

готовить информацию для  государственных структур (социологические  опросы, политический мониторинг, экономическая  диагностика);

выполнять посреднические функции  между официальными властями и международными организациями;

организуя конференции, семинары, частные поездки и т.п., создавать  возможности государственным органам  по расширению влияния на интеллигенцию  развитых стран, что способствует достижению национальных целей и приоритетов.

разрабатывать научно обоснованные концепции, модели, программы правовых, социальных, экономических проблем.

Таким образом, распределение  компетенции органов (субъектов), входящих в систему обеспечения национальной безопасности, должно осуществляться на основе ряда критериев.

Соответствие компетенции  той сфере деятельности, в которой  субъекты обеспечивают реализацию жизненно важных национальных интересов. В Концепции  национальной безопасности Республики Беларусь это требование к организации системы обеспечения национальной безопасности сформулировано следующим образом: "Оптимальное распределение функций и полномочий государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и отдельных граждан, связанное с конкретной сферой жизненно важных интересов, природой, уровнем и интенсивностью угроз, сложностью и необходимой эффективностью защиты от них". Или, иными словами, в сфере обеспечения национальной безопасности критерием распределения компетенции является ее соответствие деятельности общественных отношений. То есть соответствующие органы и организации должны обеспечивать безопасность в политической, социальной, производственной сферах, в рамках внешнеэкономической деятельности, в ходе реализации интересов государства, общества или личности при проведении приватизации и пр.

Информация о работе Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь