Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:49, реферат

Описание

Состав и построение системы обеспечения безопасности Республики Беларусь согласно Концепции национальной безопасности:
1. Система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность субъектов обеспечения национальной безопасности, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства, которые осуществляют согласованную деятельность в рамках законодательства.
2. Субъектами системы обеспечения национальной безопасности являются государственные органы, организации, общественные объединения, а также граждане.
3. Общее руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент Республики Беларусь, который реализует свои полномочия в этой сфере через Совет Безопасности Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.
4. Функционирование системы обеспечения национальной безопасности организуется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, регламентирующим отношения между субъектами системы.

Содержание

1. Состав и построение системы обеспечения безопасности
2. Требования к системе обеспечения безопасности и ее правовое регулирование
3. Основные функции системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь
4. Место и роль государственных органов Республики Беларусь, общественных объединений, неправительственных организаций в системе обеспечения безопасности Республики Беларусь

Работа состоит из  1 файл

Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

Обеспечение национальной безопасности представляет собой целенаправленную, постоянно осуществляемую деятельность (политическая, хозяйственная, нормотворческая, аналитическая, правоохранительная и иная) всех субъектов системы безопасности по защите жизненно важных интересов республики, сохранению и развитию процессов стабильного роста, целью которой является выработка:

подходов к  вычленению первоочередных жизненно важных интересов;

механизмов прогнозирования  и выявления угроз, условий и  факторов, могущих препятствовать процессам  реализации жизненно важных интересов республики;

системы противодействия  существующим и возникающим угрозам;

механизмов взаимодействия всех субъектов безопасности.

С учетом методологического  подхода определяющего элементы концепции обеспечения безопасности, данная деятельность должна включать в себя помимо перечисленного выше:

анализ объектов защиты;

формирование  механизмов выявления жизненно важных политических, экономических, информационных, гуманитарных и иных интересов республики и особенностей их реализации;

реализацию мер  противодействия только на основе определения признаков, проявлений, свидетельствующих о возникновении процессов, факторов или условий, совершении действий, наносящих ущерб жизненно важным интересам республики;

анализ особенностей и механизмов нанесения ущерба жизненно важным интересам республики.

Система обеспечения национальной безопасности включает в себя:

совокупность  субъектов обеспечения безопасности (государственные органы, общественные структуры, предприятия и пр.), то есть имеет определенную структуру  органов и организаций;

систему государственных (межгосударственных, общественных или  индивидуальных) мер правового (договорного), политического, экономического, социального, оборонного, научно-технического и  иного характера, направленных на защиту жизненно важных интересов;

деятельность  субъектов по реализации этих мер.

Структура системы обеспечения национальной безопасности - это организованная государством совокупность субъектов: государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан, объединенных целями и задачами по защите национальных интересов, которые осуществляют согласованную деятельность в правовом поле государства.

На систему  возлагается проведение комплекса  согласованных мероприятий по защите национальных интересов в политической, экономической, военной, информационной и других сферах.

Более узко систему безопасности следует определить как организованную совокупность специальных органов, служб, органов государственного управления и исполнительной власти, общественных объединений, а также средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

С учетом специфического характера общественных отношений, складывающихся в различных сферах жизнедеятельности общества, для обеспечения национальной безопасности необходима разработка концепций обеспечения безопасности в каждой из таких сфер. Это обусловлено, прежде всего, спецификой нормотворческого процесса (правовые механизмы могут быть включены и эффективно работают лишь тогда, когда общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, в достаточной мере стабилизировались), а также взаимообусловленностью и различиями в интересах одних и тех же субъектов по отношению к различным сферам жизнедеятельности общества.

В этом плане  алгоритм обеспечения национальной безопасности в целом и ее составляющих, как характеристика деятельности по достижению стабильного, устойчивого состояния и развития социальной структуры, реализуется по этапам:

вычленение жизненно важных национальных интересов, в том числе и в различных сферах: политической, военной, гуманитарной, экономической и т.д.;

анализ возникающих противоречии между интересами внешних социальных элементов и интересами социального образования, их причин,

выявление (мониторинг) внутренних противоречий между интересами социального организма и интересами его составляющих элементов;

определение путей и возможных механизмов разрешения возникших внешних и внутреннихпротиворечий;

определение субъектов обеспечения безопасности, действия которых должны обеспечить равновесное состояние системы, принятие управленческих решений, реализацию которых будут осуществлять субъекты;

осуществление мероприятий по разрешению возникших внешних и внутренних конфликтов и противоречий, достижение (восстановление) стабильного, устойчивого функционирования и развития социальной структуры.

Применительно к деятельности различных органов  государственного управления по обеспечению  безопасности, наряду с вышеперечисленными элементами, такой алгоритм включает в себя:

выявление субъектов, деятельность которых представляет угрозу безопасности в конкретной сфере;

определение объектов защиты, основываясь на выявлении  механизмов реализации угроз;

определение признаков, свидетельствующих о совершении действий, наносящих ущерб жизненно важным интересам;

прогнозирование направлений, сфер, методов и механизмов реализации угроз-действий;

определение и  подготовка необходимых сил и  средств, использование которых  может обеспечить выявление, предупреждение и пресечение угроз безопасности;

взаимное информирование органами власти и управления, субъектами хозяйствования друг друга о возникающих  угрозах-факторах, процессах и действиях, оказание содействия в реализации планов развития,

выявление недостатков механизмов, влияющих на обеспечение безопасности республики, и формирование отраслевыми министерствами и ведомствами предложений по их устранению.  

2. Требования к  системе обеспечения безопасности  и ее правовое регулирование

Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь определены следующие требования к системе обеспечения безопасности:

1.  Способность системы к своевременному реагированию на изменения внешней и внутренней обстановки и самосовершенствованию по мере накопления информации об угрозах и опыта их предупреждения и нейтрализации.

2.  Полнота и достоверность информации о реальных и потенциальных угрозах, способность создания организационных механизмов обеспечения национальной безопасности, наличие сил и средств.

3.  Способность выполнения системой заданных функций в условиях неполной, противоречивой и нерегулярно поступающей информации об угрозах.

4.  Сочетание централизации управления системой обеспечения национальной безопасности с самостоятельностью ее отдельных элементов.

5.  Оперативность выработки и принятия решений, их адекватность угрозам национальной безопасности.

6.  Способность эффективного использования сил и средств системы обеспечения национальной безопасности и координации усилий всех ее элементов.

В целом эффективность  функционирования системы обеспечения безопасности определяется степенью защищенности и реализованности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь во всех жизненно важных сферах должно предусматривать организацию взаимодействия всех субъектов системы обеспечения безопасности. Такими субъектами являются:

граждане Республики Беларусь;

юридические лица: субъекты хозяйствования, общественные организации;

государство в виде органов  власти и управления, законодательных и исполнительных органов.

Деятельность  всех субъектов обеспечения национальной безопасности образует систему отношений (политических, экономических, социальных, организационных, административных, правовых и иных), которые должны регулироваться законодательством Республики Беларусь. В силу того, что эти отношения возникают по поводу обеспечения национальной безопасности во всех сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, законодательство должно включать в себя систему законов, нормативных и правовых актов, регулирующих эти отношения на уровне взаимодействия личности и общества, личности и государства, общественных организаций и государства. Данные уровни отношений регламентируются республиканским законодательством, ведомственными нормативными актами, правовыми актами системы управления (территориальными и отраслевыми).

Для обеспечения  эффективной деятельности по разработке законодательства, нормативных и  правовых актов в сфере обеспечения национальной безопасности должна быть обеспечена системность, соподчиненность и последовательность в их разработке, принятии и контроле за выполнением.

Система законодательных, нормативных и правовых актов  по обеспечению национальной безопасности должна включать:

1. Основополагающий  закон "Об основах национальной  безопасности Республики Беларусь", регламентирующий общие понятия  в сфере национальной безопасности, определяющий систему обеспечения  национальной безопасности (ее элементы, принципы их взаимоотношений, соподчиненность, роль и ответственность каждого из субъектов за осуществление деятельности по обеспечению национальной безопасности), обязанность каждого из субъектов по разработке нормативных и правовых актов в соответствующей сфере жизнедеятельности. Закон должен носить долговременный, концептуальный характер, поэтому жизненно важные интересы Беларуси в сфере обеспечения национальной безопасности, основные угрозы безопасности, основные направления ее обеспечения на перспективу должна определять концепция национальной безопасности, принимаемая (утверждаемая) сроком на 5 лет.

2. Законы Республики  Беларусь, определяющие систему  отношений между личностью, обществом  и государством в сфере обеспечения  безопасности (политической, экономической, военной, гуманитарной, информационной, экологической и иных, в которых могут возникать угрозы национальным интересам Республики Беларусь) и закрепляющие организационную структуру субъектов обеспечения безопасности (законы Республики Беларусь "Об обеспечении экономической безопасности", "Об информационной безопасности" и т.д.).

3. Концептуальные  ведомственные нормативные документы,  регламентирующие деятельность  по обеспечению национальной  безопасности и защите жизненно  важных интересов Беларуси (личности, общества и государства) в конкретной сфере жизнедеятельности (концепции безопасности в гуманитарной (или иной) сфере, стратегии обеспечения экономической безопасности и т.д.).

Основные направления  обеспечения национальной безопасности, сформулированные в стратегиях или доктринах безопасности в сферах жизнедеятельности, должны конкретизироваться в соответствующих планах мероприятий.

 

 

3. Основные  функции системы обеспечения  национальной безопасности Республики  Беларусь

Согласно Концепции  национальной безопасности основные функции системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь составляют:

1.  Анализ и оценка текущего состояния национальной безопасности.

2.  Определение приоритетных направлений укрепления национальной безопасности в основных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства.

3.  Разработка и осуществление оперативных и долговременных мер по предупреждению, выявлению и прогнозированию внутренних и внешних угроз, а также принятие мер по их нейтрализации или локализации.

4.  Поддержание сил и средств системы обеспечения национальной безопасности в готовности, разработка и осуществление мер по их эффективному взаимодействию и использованию в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях.

5.  Контроль за деятельностью государственных органов, организаций, в том числе общественных объединений, а также граждан, занятых в сфере обеспечения национальной безопасности.

6.  Информирование граждан республики по вопросам обеспечения национальной безопасности.

С позиций системного подхода обеспечение национальной безопасности государстваусловно можно представить как сложное взаимодействие таких подсистем, как обеспечение политической безопасности, экономической безопасности, информационной безопасности, военной безопасности и др. Системы обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества являются подсистемами более общей сложной системы обеспечения национальной безопасности государства. Все они находятся на едином уровне иерархии и имеют определенные информационные и функциональные связи между собой.

Роль указанных  подсистем зависит от осуществляемых функций и их приоритетов.Основные функции системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь за последние годы сводились к следующему:

управление деятельностью системы обеспечения национальной безопасности;

осуществление плановой и оперативной деятельности по обеспечению национальной безопасности;

создание и  поддержка в готовности сил и  средств обеспечения национальной безопасности;

участие в международных системах безопасности.

В зависимости  от зафиксированного уровня межгосударственных противоречий, характера, масштабов  и уровней угроз реализации национальных интересов в соответствующих  сферах меняется и роль составных  подсистем обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Анализ состояния  национальной безопасности свидетельствует  о том, что ее уровень не в полной мере соответствует современным  требованиям и не обеспечивает способность  государства реализовывать всю  совокупность имеющихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов с целью предотвращения, локализации и нейтрализации угроз жизненно важным интересам личности, общества, государства, создания благоприятных условий для организации защиты их интересов.

Информация о работе Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь