Социальное общение в воинском коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:37, реферат

Описание

Каждый из нас живет, работа¬ет, учится среди людей. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, с третьими лишь формально поддерживаем отношения. В любой из перечисленных ситуаций мы, независимо от нашего желания, обща¬емся с окружающими — коллегами, подчиненными, знакомыми и незнакомыми людьми.

Работа состоит из  1 файл

Социальное общение в воинском коллективе.doc

— 252.50 Кб (Скачать документ)


Социальное  общение  в  воинском  коллективе.

 

                                                                         «Тот человек , которого ты лю-

                                                                          бишь во мне, конечно, лучше ме-

                                                                           ня : я не такой. Но ты люби и я

                                                                           постараюсь быть лучше.»        

                                                                                     М. М. Пришвин

       Каждый из нас живет, работа­ет, учится среди людей. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, с третьими лишь формально поддерживаем отношения. В любой из перечисленных ситуаций мы, независимо от нашего желания, обща­емся с окружающими — коллегами, подчиненными, знакомыми и незнакомыми людьми.

Общение — основная форма человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения может дефор­мировать человеческую личность. Общение лежит в основе практически всего, что мы делаем, и служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей.

ОБЩЕНИЕ — специфическая форма взаимодей­ствия и взаимовлияния субъектов, порождаемая по­требностями совместной деятельности. В процессе общение происходит взаимовосприятие и взаимный обмен информацией.

Общение охватывает особый класс отношений между субъектами, где обнаруживается содействие или про­тиводействие, согласие или противоречие, сопере­живание или эмоциональная глухота. Общение между людьми может происходить в разных формах, из которых явно выделяется четыре: анонимное, функциональное, формальное, неформальное.

Различают общение первого и второго рода. общение первого рода выступает как коммуникация, как сторона со­вместной деятельности, а общение как продолжение себя в других есть общение второго рода. Таким образом, общение может выступать в виде деятельности, а деятельность рас­сматривается как часть общения. Во всех случаях они находятся в единстве. Общение имеет коммуникативную фун­кцию, т. е. функцию передачи информации как с помощью языка (вербальное общение), так и посред­ством мимики и жестов (невербальное общение). Парт­неры общения могут совершать совместные действия и поступки, не произнося ни одного слова. Общение непре­менно связано с взаимным восприятием друг друга (см. Перцепция).

       Условно можно выделить следующие точки зре­ния на общение. Б. Ф. Ломов рассматривает общение как самостоя­тельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. А. А. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности. Д. Б. Эльконин и М. Н. Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельно­сти, возникающий в онтогенезе. Близка к ним и по­зиция целого ряда ученых. С. Л. Рубинштейн считал, что общение является деятельностью в тех случаях, когда оно выступает как воздействие. Это можно сказать, например, о деятельности педагога, лектора. Л. С. Выготский определял общение как процесс, осно­ванный на разумном понимании и намеренной пере­даче мыслей и переживаний, требующих известной системы средств. А. Н. Леонтьев включал общение в любую деятельность как ее элемент, в то же время саму деятельность он считал условием общения. Г. М. Андреева видела в общении условие присвоения ин­дивидом достижений исторического развития чело­вечества. Другие исследователи доказывали, что в коммуникативном процессе в единстве даны деятель­ность, общение и познание.

Б. Г. Ананьев в работе «Психология педагогичес­кой оценки» (1935) впервые указал на важность об­щения как одной из детерминант, определяющих развитие психики человека.

Широкое распространение получила точка зрения на общение как на деятельность субъекта, объектом кото­рой является другой человек, партнер по общению (Я. Л. Коломинский). При этом субъект общение является одновременно для другого индивида объектом, и на­оборот.

Активность одной личности в процессе общение встреча­ется с активностью другой личности, а чаще всего нескольких человек или многих людей одновременно. В общении устанавливаются деловые и личностные отноше­ния между людьми. Для успешного бщения необходимо не только понимать себя, но и понимать других, а так­же то, как другие понимают тебя. Общение может быть деловым, воспитательным, диагностическим, интим­но-личностным.

 

 

                                     Первый  учебный  вопрос:

                  Понятие и сущность общения в воинском коллективе.

 

           Социальная психология исследует закономерности человеческого поведения и деятельности, обусловленные фактом включения людей в реальные социальные группы. И первый эмпирический факт, с которым имеет дело социальная психология, — это факт общения и взаимодействия людей.

Содержание понятия «общение» раскрывается в двух взаимосвя­занных аспектах, — это как две стороны одной медали:

—       как процесс, не направленный на изменение психологического
состояния партнера;

—       как процесс, направленный на изменение психологического
состояния партнера.

В первом случае общение— это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый пот­ребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

Во втором случае общение — это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями сов­местной деятельности и направленное на значимое изменение в сос­тоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В самом общем виде общение выступает как форма и способ су­ществования социума. Социальный смысл общения — передача форм культуры и социального опыта.

Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъек­тивный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих индивидуальных психологических особенностей.

Общение рассматривается как форма деятельности, осуществляе­мая между людьми и приводящая или не приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь людей.

Общение — сложный и многогранный процесс, выступающий как:

—       взаимодействие людей;

—       вид самостоятельной человеческой деятельности;

—       атрибут других видов человеческой деятельности;

—       информационный процесс;

—       отношение людей друг к другу;

—       взаимовлияние людей;

— взаимное переживание;

—                     взаимное понимание.

—                     Общение выступает как социальный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Вместе с тем, общение- это социальный процесс, через который общество влияет на индивида.

—                     Общение — сложный многопла­новый процесс установления и раз­вития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностя­ми совместной деятельности и вклю­чающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаи­модействия.

Общение обычно включено в прак­тическое взаимодействие людей (со­вместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирова­ние, осуществление и контролирова­ние их деятельности.

Если отношения определяются че­рез понятия «связи», то общение пони­мают как процесс взаимодействия че­ловека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и нерече­вого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познаватель­ной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

В ходе общения его участники обме­ниваются не только своими физически­ми действиями или продуктами, резуль­татами труда, но и мыслями, намерени­ями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек учит­ся общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктив­ного и цивилизованного общения.

По этой причине необходимо совер­шенствовать знание его закономернос­тей, накапливать навыки и умения их учета и использования.

Каждая общность людей располага­ет своими средствами воздействия, ко­торые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологи­ческое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобрази­тельном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литера­туре, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы обще­ния обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории че­ловечества они всегда служили сред­ствами воспитания, включения чело­века через общение в духовную атмос­феру жизни.

Проблема человека находится в цен­тре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной сто­роной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке об­щения как информационно-коммуника­тивной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении об­щения на составляющие элементы важ­но не терять в них человека как духов­ную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.

Общение по своему содержанию — сложнейшая психологическая деятель­ность партнеров.

                                Основные характеристики общения.

 

Общение характеризуется прежде всего содержанием, которое может быть различным:

—   передача информации или обмен ею;

—   восприятие друг друга;

—   взаимооценка партнеров.

Общение —процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделению его функций. Представляется, что интегриро­вать их оказывается возможным, если исходить из критерия целеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения.

      Контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности.

Информационная функция — обмен сообщениями, прием и передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.

Побудительная функция — стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий.

Координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

Функция понимания — адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр.

Эмотивная функция — возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

Функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей социума, в котором действует индивид.

Функция управления — изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.

Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.

Инструментальная функция — общение как социальный механизм передачи информации и управления определенными действиями в связи с информацией.

Синдикативная функция— средство объединения людей.

Функция самовыражения — средство раскрытия своей психологи­ческой сущности.

Трансляционная функция — передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.

Экспрессивная функция — взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

Функция социального контроля — регламентация поведения и деятельности.

Функция социализации — формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Общение характеризуется также своими внешней и внутренней сторонами, стилем и средствами взаимодействия. Внешняя сторона общения выражается:

—          коммуникативной активностью;

—   интенсивностью действий;

—   инициативностью;

—   мастерством и др.

Внутренняя сторона общения отражает:

—   субъективное восприятие взаимодействия;

—   реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели,
с которыми субъект вступает в общение, и т.п.

Стиль и манеры общения отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили можно охарактеризовать как:

—   творчески-продуктивный;

—   дружеский;

—   подавляющий;

—   дистанционный: интимный, личный, социальный, публичный;

—   популистский;

—   заигрывающий;

—   требовательный;

—   деловой;

—   позиционный;

—   спокойный;

—   властный;

—   вкрадчивый;

—   взволнованный;

—   сдержанный;

—   беспокойный;

—   неуверенный;

—   скованный и др.

Стиль и манеры общения непосредственно влияют на эмоциональ­ную атмосферу взаимодействия и выбор его средств. Средства общения делятся на пять основных групп:

—      лингвистические: речевые;

—      визуально-кинестетические: взгляд, жесты, мимика, пантоми­мика;

 

—      паралингвистические: качественные характеристики голоса,
интонации и т.п.;

—      экспресс-лингвистические: паузы, смех, плач, темп речи;

—              пространственно-временные; дистанция, время, место,
ситуация и т.п.

      В. Г Крысько предлагает несколько иную классификацию особенностей общения:

           Общение обычно проявляется в един­стве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-инфор­мационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона обще­ния отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с дру­гими людьми и теми общностями, с ко­торыми он связан своей жизнью.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие дру­гие, связанные с личностью партнера.

Информация о работе Социальное общение в воинском коллективе