Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:37, реферат
Каждый из нас живет, работа¬ет, учится среди людей. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, с третьими лишь формально поддерживаем отношения. В любой из перечисленных ситуаций мы, независимо от нашего желания, обща¬емся с окружающими — коллегами, подчиненными, знакомыми и незнакомыми людьми.
Социальное общение в воинском коллективе.
Каждый из нас живет, работает, учится среди людей. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, с третьими лишь формально поддерживаем отношения. В любой из перечисленных ситуаций мы, независимо от нашего желания, общаемся с окружающими — коллегами, подчиненными, знакомыми и незнакомыми людьми.
Общение — основная форма человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения может деформировать человеческую личность. Общение лежит в основе практически всего, что мы делаем, и служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей.
ОБЩЕНИЕ — специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности. В процессе общение происходит взаимовосприятие и взаимный обмен информацией.
Общение охватывает особый класс отношений между субъектами, где обнаруживается содействие или противодействие, согласие или противоречие, сопереживание или эмоциональная глухота. Общение между людьми может происходить в разных формах, из которых явно выделяется четыре: анонимное, функциональное, формальное, неформальное.
Различают общение первого и второго рода. общение первого рода выступает как коммуникация, как сторона совместной деятельности, а общение как продолжение себя в других есть общение второго рода. Таким образом, общение может выступать в виде деятельности, а деятельность рассматривается как часть общения. Во всех случаях они находятся в единстве. Общение имеет коммуникативную функцию, т. е. функцию передачи информации как с помощью языка (вербальное общение), так и посредством мимики и жестов (невербальное общение). Партнеры общения могут совершать совместные действия и поступки, не произнося ни одного слова. Общение непременно связано с взаимным восприятием друг друга (см. Перцепция).
Условно можно выделить следующие точки зрения на общение. Б. Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. А. А. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности. Д. Б. Эльконин и М. Н. Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе. Близка к ним и позиция целого ряда ученых. С. Л. Рубинштейн считал, что общение является деятельностью в тех случаях, когда оно выступает как воздействие. Это можно сказать, например, о деятельности педагога, лектора. Л. С. Выготский определял общение как процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующих известной системы средств. А. Н. Леонтьев включал общение в любую деятельность как ее элемент, в то же время саму деятельность он считал условием общения. Г. М. Андреева видела в общении условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества. Другие исследователи доказывали, что в коммуникативном процессе в единстве даны деятельность, общение и познание.
Б. Г. Ананьев в работе «Психология педагогической оценки» (1935) впервые указал на важность общения как одной из детерминант, определяющих развитие психики человека.
Широкое распространение получила точка зрения на общение как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению (Я. Л. Коломинский). При этом субъект общение является одновременно для другого индивида объектом, и наоборот.
Активность одной личности в процессе общение встречается с активностью другой личности, а чаще всего нескольких человек или многих людей одновременно. В общении устанавливаются деловые и личностные отношения между людьми. Для успешного бщения необходимо не только понимать себя, но и понимать других, а также то, как другие понимают тебя. Общение может быть деловым, воспитательным, диагностическим, интимно-личностным.
Понятие и сущность общения в воинском коллективе.
Социальная психология исследует закономерности человеческого поведения и деятельности, обусловленные фактом включения людей в реальные социальные группы. И первый эмпирический факт, с которым имеет дело социальная психология, — это факт общения и взаимодействия людей.
Содержание понятия «общение» раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах, — это как две стороны одной медали:
— как процесс, не направленный на изменение психологического
состояния партнера;
— как процесс, направленный на изменение психологического
состояния партнера.
В первом случае общение— это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Во втором случае общение — это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума. Социальный смысл общения — передача форм культуры и социального опыта.
Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих индивидуальных психологических особенностей.
Общение рассматривается как форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая или не приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь людей.
Общение — сложный и многогранный процесс, выступающий как:
— взаимодействие людей;
— вид самостоятельной человеческой деятельности;
— атрибут других видов человеческой деятельности;
— информационный процесс;
— отношение людей друг к другу;
— взаимовлияние людей;
— взаимное переживание;
— взаимное понимание.
— Общение выступает как социальный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Вместе с тем, общение- это социальный процесс, через который общество влияет на индивида.
— Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.
Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.
Если отношения определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.
В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения.
По этой причине необходимо совершенствовать знание его закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования.
Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.
Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.
Общение по своему содержанию — сложнейшая психологическая деятельность партнеров.
Общение характеризуется прежде всего содержанием, которое может быть различным:
— передача информации или обмен ею;
— восприятие друг друга;
— взаимооценка партнеров.
Общение —процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, если исходить из критерия целеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения.
Контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности.
Информационная функция — обмен сообщениями, прием и передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.
Побудительная функция — стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий.
Координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.
Функция понимания — адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр.
Эмотивная функция — возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.
Функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей социума, в котором действует индивид.
Функция управления — изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.
Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.
Инструментальная функция — общение как социальный механизм передачи информации и управления определенными действиями в связи с информацией.
Синдикативная функция— средство объединения людей.
Функция самовыражения — средство раскрытия своей психологической сущности.
Трансляционная функция — передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.
Экспрессивная функция — взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.
Функция социального контроля — регламентация поведения и деятельности.
Функция социализации — формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.
Общение характеризуется также своими внешней и внутренней сторонами, стилем и средствами взаимодействия. Внешняя сторона общения выражается:
— коммуникативной активностью;
— интенсивностью действий;
— инициативностью;
— мастерством и др.
Внутренняя сторона общения отражает:
— субъективное восприятие взаимодействия;
— реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели,
с которыми субъект вступает в общение, и т.п.
Стиль и манеры общения отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили можно охарактеризовать как:
— творчески-продуктивный;
— дружеский;
— подавляющий;
— дистанционный: интимный, личный, социальный, публичный;
— популистский;
— заигрывающий;
— требовательный;
— деловой;
— позиционный;
— спокойный;
— властный;
— вкрадчивый;
— взволнованный;
— сдержанный;
— беспокойный;
— неуверенный;
— скованный и др.
Стиль и манеры общения непосредственно влияют на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств. Средства общения делятся на пять основных групп:
— лингвистические: речевые;
— визуально-кинестетические: взгляд, жесты, мимика, пантомимика;
— паралингвистические: качественные характеристики голоса,
интонации и т.п.;
— экспресс-лингвистические: паузы, смех, плач, темп речи;
— пространственно-временные; дистанция, время, место,
ситуация и т.п.
В. Г Крысько предлагает несколько иную классификацию особенностей общения:
Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.
Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера.
Информация о работе Социальное общение в воинском коллективе