Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:37, реферат
Каждый из нас живет, работа¬ет, учится среди людей. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, с третьими лишь формально поддерживаем отношения. В любой из перечисленных ситуаций мы, независимо от нашего желания, обща¬емся с окружающими — коллегами, подчиненными, знакомыми и незнакомыми людьми.
Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.
Коммуникационный компонент общения в узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т. д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:
♦ если в кибернетических устройствах информация только передается, то
в условиях человеческого общения она не только передается, но и фор
мируется, уточняется, развивается;
♦ в отличие от простого «обмена информацией» между двумя устройствами,
в общении людей он сочетается с отношением друг к другу;
♦ характер обмена информацией между людьми определяется тем, что по
средством используемых при этом системных знаков партнеры могут
влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера;
♦ коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно
лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуника
тор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или
сходной системой кодификации или декодификации. В обыденном язы
ке это значит, что люди «говорят на одном языке».
Интерактивный компонент общения состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.
Перцептивный компонент общения проявляется в восприятии друг друга партнерами по общению, взаимных изучении и оценке ими друг друга. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков, действий человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и в не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др
Контрольные вопросы:.
1. Каково содержание понятия «взаимопонимание» и его механизм?
2. Охарактеризуйте структуру взаимодействия в общении.
Каково содержание понятия «социально-психологическая
общность»?
3. Перечислите социально-психологические механизмы общения,
раскройте их содержание.
4.В каком соотношении между собой находятся общение, деятельность и поведение?
Структура и социально- психологические механизмы общения.
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).
Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами. Такое общение реализуется с учетом отношений между людьми их установок, целей и намерений. Это приводит не просто к движению информации, но и к уточнению, обогащению знаний, сведении мнений, которыми обмениваются люди.
Основные структурные компоненты общения как коммуникативно деятельности следующие:
— субъект общения: человек, который отправляет в адрес друго1
человека коммуниката (информацию); '
— объект общения: партнер по общению, в адрес которого
отправляется коммуникат;
— предмет общения: то, что сообщается - содержательная часть коммуниката;
— потребность в общении: стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке;
— мотивы общения: то, ради чего предпринимается общение;
— действия общения: единицы коммуникативной активности,целостный акт, адресованный другому человеку;
— задачи общения: та цель, на достижение которой направлены различные действия в процессе общения;
— средства общения: те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
— продукт общения: образования материального и духовного характера, как итог общения.
Реальной единицей коммуникативной деятельности выступает диалог, а элементарными единицами диалога — действия высказывания и слушания.
Общение одного субъекта с другим рассматривается как межличностный уровень коммуникативной деятельности, общение субъекта с группой — как личностно-групповой, общение субъекта с массой — как личностно-массовый. Принято считать основными коммуникативными следующие формы общения.
Монологическая — преобладание высказывания одной личности — субъекта и слушание другой личности — субъекта общения.
Диалогическая — субъекты общения взаимно активны в высказываниях и слушании.
Полилогическая — многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и полно стремления максимально эффективно ее реализовать.
Каждый акт общения предполагает, помимо наличия его участников, определенную цель общения, нормы общения, ситуацию, в которой происходит общение. И каждый акт общения — это цепь взаимосвязанных коммуникативных действий:
— вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;
— оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуа
ции: благоприятная или неблагоприятная;
— ориентация в коммуникативной ситуации;
- постановка коммуникативной задачи с учетом особенностей
ситуации общения;
— оценка эмоционально-психологического состояния партнера;
— оценка степени готовности партнера к вступлению во взаимодействие;
— выработка подхода к партнеру по взаимодействию;
— пристройка к партнеру по взаимодействию;
— самонастройка субъекта общения на эмоционально-психологическое состояние партнера;
— привлечение внимания партнера;
— выведение эмоционально-психологических состояний партнера
на уровень психологически ресурсного состояния;
— коммуникативное воздействие субъекта общения на партнера;
— оценка субъектом общения реакции партнера;
— стимулирование ответного хода партнера;
— ответный ход партнера по общению.
В ходе коммуникации инициатива общения может принадлежать либо одному из партнеров, либо им обоим.
Важная характеристика коммуникативного процесса — намерение его участников повлиять друг на друга, обеспечить свою идеальную представленность в другом, т.е. осуществить персонализацию. Необходимые условия для этого — не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.
Коммуникация — это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между системами в живой и неживой природе.
Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей:
1. Наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности.
Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости.
2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.
3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента(человека, принимающего ее).
4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.
Средства распространения. Распространение информации в обществе проходит через своеобразный «фильтр доверия—недоверия». Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная — принятой. Кроме того, существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющиедействие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.
Содержание и тип информации. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. В ходе коммуникации могут возникать барьеры. Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партерами по общению.
Модель коммуникативного процесса обычно включает пять элементов: коммуникатор — сообщение (текст) — канал — аудитория (реципиент) — обратная связь.
Основная цель информационного обмена в общении — выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для него характерен механизм обратной связи. Содержание данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и помимо содержательных аспектов информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).
Интерактивная сторона общения — это условный термин характеризующий те компоненты общения, которые связаны ( непосредственной организацией совместной деятельности людей, и взаимодействием.
Интерактивная сторона общения представляет собой общую стратегию взаимодействия. Имеет место множество типов взаимодействия людей, прежде всего —кооперация и конкуренция. Однако абстрактная оценка этих типов как простого согласия или конфликт приводит к формальному описанию взаимодействий, что далеко не всегда удовлетворяет потребности социальной психологии.
Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, следовательно, обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.
Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести в нее свой вклад. Именно это и позволяет объяснять взаимодействие как организацию совместной деятельности.
В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, т.е. спланировать общую деятельность. При этом возможна такая регуляция действий одного индивида планами, созревшими в голове другого, которая и делает деятельность действительно совместной.
В социальной психологии существует несколько подходов к пониманию структуры взаимодействия.
Один из них принадлежит теории Парсонса, по которой в основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, и на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, т.е. человеческая деятельность является результатом единичных действий. Единичное есть некоторый элементарный акт, из совокупности которых впоследствии и складываются системы действий.
Каждый акт представляет собой набор следующих элементов:
— деятель;
— другой человек -тот, на кого направлено действие;
— ответная реакция другого на действия деятеля;
— мотивация деятеля, состоящая в стремлении реализовать свои
установки или удовлетворить свои потребности;
— система ориентации и ожиданий деятеля в отношении другого
человека;
— нормы, по которым организуется взаимодействие;
— ценности, которые принимает каждый участник;
— ситуация, в которой совершается действие.
Интересную попытку построить структуру интерактивного взаимодействия предпринял польский социолог Ян Щепаньский. Он ввел понятие социальной связи для описания социального действия общающихся субъектов. Социальная связь представляет собой последовательное осуществление:
— пространственного контакта;
— психического контакта, который понимается как взаимная
заинтересованность;
— социального контакта, понимаемого как совместная деятельность;
— взаимодействия, понимаемого как систематическое, постоянное осуществление действий, вызывающих соответствующую реакцию
партнера;
— социального отношения.
Еще один, исключительно оригинальный, подход к структурному описанию интерактивного взаимодействия предпринял Эрик Берн в своей концепции трансактного анализа. Здесь действия участников общения регулируются корректировкой их позиций в контексте определенных ситуаций и стиля взаимодействия.
С точки зрения Э. Берна, каждый участник взаимодействия находится в одной из трех позиций, которые условно обозначаются как «Дитя», «Родитель» и «Взрослый». Эти позиции не обязательно должны быть связаны с соответствующей социальной ролью. Это всего лишь психологическое описание определенной стратегии в поведении: позиция «Дитя» — «Хочу!», позиция «Родителя» - «Надо!», позиция «Взрослого» — интеграция «Хочу» и «Надо», компромисс между ними. Взаимодействие эффективно тогда, когда трансакции носят параллельный характер, т.е. совпадают по позициям («Дитя» — «Дитя», «Родитель» — «Родитель», «Взрослый» — «Взрослый»). Взаимодействие оказывается неэффективным или невозможным, когда трансакции носят пересекающийся характер — любая двумерная комбинация из трех позиций.
Информация о работе Социальное общение в воинском коллективе