Социальное общение в воинском коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:37, реферат

Описание

Каждый из нас живет, работа¬ет, учится среди людей. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, с третьими лишь формально поддерживаем отношения. В любой из перечисленных ситуаций мы, независимо от нашего желания, обща¬емся с окружающими — коллегами, подчиненными, знакомыми и незнакомыми людьми.

Работа состоит из  1 файл

Социальное общение в воинском коллективе.doc

— 252.50 Кб (Скачать документ)

Основными целями общения могут быть: получение или передача полез­ной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управле­ние совместными действиями, оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.

Коммуникационный компонент общения в узком смысле слова пред­ставляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В хо­де совместной деятельности, как уже отмечено выше, обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т. д. Все это и со­ставляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие осо­бенности:

♦ если в кибернетических устройствах информация только передается, то
в условиях человеческого общения она не только передается, но и фор­
мируется, уточняется, развивается;

♦ в отличие от простого «обмена информацией» между двумя устройствами,
в общении людей он сочетается с отношением друг к другу;

♦ характер обмена информацией между людьми определяется тем, что по­
средством используемых при этом системных знаков партнеры могут
влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера;

♦ коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно
лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуника­
тор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или
сходной системой кодификации или декодификации. В обыденном язы­
ке это значит, что люди «говорят на одном языке».

Интерактивный компонент общения состоит в обмене не только зна­ниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, со­гласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.

Перцептивный компонент общения проявляется в восприятии друг дру­га партнерами по общению, взаимных изучении и оценке ими друг друга. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков, действий человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъ­ективна, что проявляется и в не всегда правильном понимании целей парт­нера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др

                   

                            Контрольные вопросы:.

      1. Каково содержание понятия «взаимопонимание» и его механизм?

      2. Охарактеризуйте структуру взаимодействия в общении.

              Каково содержание понятия «социально-психологическая
общность»?

      3. Перечислите социально-психологические механизмы общения,
раскройте их содержание.

      4.В каком соотношении между собой находятся общение, дея­тельность и поведение?

 

                                  

                                        Третий  учебный  вопрос:

             Структура и социально- психологические  механизмы  общения.

 

           Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

       Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами. Такое общение реализуется с учетом отношений между людьми их установок, целей и намерений. Это приводит не просто к движению информации, но и к уточнению, обогащению знаний, сведении мнений, которыми обмениваются люди.

Основные структурные компоненты общения как коммуникативно деятельности следующие:

— субъект общения: человек, который отправляет в адрес друго1
человека коммуниката (информацию);              '

—           объект общения: партнер по общению, в адрес которого
отправляется коммуникат;

—       предмет общения: то, что сообщается - содержательная часть коммуниката;

—       потребность в общении: стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке;

—       мотивы общения: то, ради чего предпринимается общение;

—       действия общения:   единицы коммуникативной активности,целостный акт, адресованный другому человеку;

—       задачи общения: та цель, на достижение которой направлены различные действия в процессе общения;

—       средства общения: те операции, с помощью которых осущест­вляются действия общения;

—       продукт общения: образования материального и духовного ха­рактера, как итог общения.

Реальной единицей коммуникативной деятельности выступает ди­алог, а элементарными единицами диалога — действия высказывания и слушания.

Общение одного субъекта с другим рассматривается как межлич­ностный уровень коммуникативной деятельности, общение субъекта с группой — как личностно-групповой, общение субъекта с массой — как личностно-массовый. Принято считать основными коммуникативными следующие формы общения.

Монологическая — преобладание высказывания одной личности — субъекта и слушание другой личности — субъекта общения.

Диалогическая — субъекты общения взаимно активны в высказы­ваниях и слушании.

Полилогическая — многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и полно стремления максимально эффективно ее реализовать.

Каждый акт общения предполагает, помимо наличия его участников, определенную цель общения, нормы общения, ситуацию, в которой происходит общение. И каждый акт общения — это цепь взаимосвязанных коммуникативных действий:

—  вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;

— оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуа­
ции: благоприятная или неблагоприятная;

—  ориентация в коммуникативной ситуации;

- постановка коммуникативной задачи с учетом особенностей
ситуации общения;

—  оценка эмоционально-психологического состояния партнера;

—  оценка степени готовности партнера к вступлению во взаимо­действие;

—  выработка подхода к партнеру по взаимодействию;

—  пристройка к партнеру по взаимодействию;

—  самонастройка субъекта общения на эмоционально-психологи­ческое состояние партнера;

—  привлечение внимания партнера;

—  выведение эмоционально-психологических состояний партнера
на уровень психологически ресурсного состояния;

—  коммуникативное воздействие субъекта общения на партнера;

—  оценка субъектом общения реакции партнера;

—  стимулирование ответного хода партнера;

—  ответный ход партнера по общению.

В ходе коммуникации инициатива общения может принадлежать либо одному из партнеров, либо им обоим.

Важная характеристика коммуникативного процесса — намерение его участников повлиять друг на друга, обеспечить свою идеальную представленность в другом, т.е. осуществить персонализацию. Необходимые условия для этого — не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

Коммуникация — это связь, в ходе которой осуществляется об­мен информацией между системами в живой и неживой природе.

Коммуникации между людьми име­ют ряд специфических особенностей:

1.              Наличные отношения двух инди­видов, каждый из которых является ак­тивным субъектом. При этом взаимное их информирование предполагает на­лаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значи­мости.

2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.

3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей систе­мы  кодификации  и декодификации у коммуникатора (человека, направля­ющего информацию) и реципиента(человека, принимающего ее).

4.              Возможность    возникновения коммуникативных барьеров. В этом слу­чае четко выступает связь, существую­щая между общением и отношением.

Средства распространения. Рас­пространение информации в обществе проходит через своеобразный «фильтр доверия—недоверия». Подобный фильтр действует так, что истинная информа­ция может оказаться не принятой, а ложная — принятой. Кроме того, су­ществуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющиедействие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. При­мером фасцинации может быть музы­кальное, пространственное или цвето­вое сопровождение речи.

Содержание и тип информации. В процессе коммуникации перед учас­тниками общения стоит задача не толь­ко обменяться информацией, но и до­биться ее адекватного понимания парт­нерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к ре­ципиенту. В ходе коммуникации могут возникать барьеры. Коммуникатив­ный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной пере­дачи информации между партерами по общению.

Модель коммуникативного процес­са обычно включает пять элементов: коммуникатор — сообщение (текст) — канал — аудитория (реципиент) — об­ратная связь.

Основная цель информационного обмена в общении — выработка обще­го смысла, единой точки зрения и со­гласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для него характерен ме­ханизм обратной связи. Содержание данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации про­цесс обмена информацией как бы уд­ваивается и помимо содержательных аспектов информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содер­жит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.

              Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).

Интерактивная сторона общения — это условный термин характеризующий те компоненты общения, которые связаны ( непосредственной организацией совместной деятельности людей, и взаимодействием.

Интерактивная сторона общения представляет собой общую стратегию взаимодействия. Имеет место множество типов взаи­модействия людей, прежде всего —кооперация и конкуренция. Однако абстрактная оценка этих типов как простого согласия или конфликт приводит к формальному описанию взаимодействий, что далеко не всегда удовлетворяет потребности социальной психологии.

Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой сов­местной деятельности, следовательно, обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.

Участие одновременно многих людей в этой деятельности озна­чает, что каждый должен внести в нее свой вклад. Именно это и позволяет объяснять взаимодействие как организацию совместной де­ятельности.

В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, т.е. спланировать общую деятельность. При этом возможна такая регуляция действий одного индивида планами, созревшими в голове другого, которая и делает деятельность действительно совместной.

В социальной психологии существует несколько подходов к пониманию структуры взаимодействия.

Один из них принадлежит теории Парсонса, по которой в основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, и на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, т.е. человеческая деятельность является результатом единичных действий. Единичное есть некоторый элементарный акт, из совокупности которых впоследствии и складываются системы действий.

Каждый акт представляет собой набор следующих элементов:

—  деятель;

—  другой человек -тот, на кого направлено действие;

—  ответная реакция другого на действия деятеля;

—  мотивация деятеля, состоящая в стремлении реализовать свои
установки или удовлетворить свои потребности;

—  система ориентации и ожиданий деятеля в отношении другого
человека;

—  нормы, по которым организуется взаимодействие;

—  ценности, которые принимает каждый участник;

—  ситуация, в которой совершается действие.

Интересную попытку построить структуру интерактивного взаи­модействия предпринял польский социолог Ян Щепаньский. Он ввел понятие социальной связи для описания социального действия общаю­щихся субъектов. Социальная связь представляет собой последова­тельное осуществление:

—  пространственного контакта;

—  психического контакта, который понимается как взаимная
заинтересованность;

—  социального контакта, понимаемого как совместная деятель­ность;

—       взаимодействия, понимаемого как систематическое, постоян­ное осуществление действий, вызывающих соответствующую реакцию
партнера;

—  социального отношения.

Еще один, исключительно оригинальный, подход к структурному описанию интерактивного взаимодействия предпринял Эрик Берн в своей концепции трансактного анализа. Здесь действия участников общения регулируются корректировкой их позиций в контексте определенных ситуаций и стиля взаимодействия.

С точки зрения Э. Берна, каждый участник взаимодействия на­ходится в одной из трех позиций, которые условно обозначаются как «Дитя», «Родитель» и «Взрослый». Эти позиции не обязательно должны быть связаны с соответствующей социальной ролью. Это всего лишь психологическое описание определенной стратегии в поведении: позиция «Дитя» — «Хочу!», позиция «Родителя» - «Надо!», позиция «Взрослого» — интеграция «Хочу» и «Надо», компромисс между ними. Взаимодействие эффективно тогда, когда трансакции носят парал­лельный характер, т.е. совпадают по позициям («Дитя» — «Дитя», «Родитель» — «Родитель», «Взрослый» — «Взрослый»). Взаимодействие оказывается неэффективным или невозможным, когда трансакции носят пересекающийся характер — любая двумерная комбинация из трех позиций.

Информация о работе Социальное общение в воинском коллективе