Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:37, реферат
Каждый из нас живет, работа¬ет, учится среди людей. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, с третьими лишь формально поддерживаем отношения. В любой из перечисленных ситуаций мы, независимо от нашего желания, обща¬емся с окружающими — коллегами, подчиненными, знакомыми и незнакомыми людьми.
Коммуникативно-информационная сторона представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.
Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров.
Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.
Общение выполняет определенные функции. Их шесть:
1. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.
2. Функция формирования и развития отражает способность общения
оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
3. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
4. Функция объединения—разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче другдругу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
5.Функция организации и поддержания отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений
между людьми в интересах их совместной деятельности.
5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).
Взаимодействие— это процесс, который складывается из: .
— физического контакта;
— перемещения в пространстве;
— совместного группового или массового действия;
— духовного вербального контакта;
невербального информационного контакта.
Взаимодействия бывают:
— внутриличностные;
— межличностные;
— личностно-групповые;
— личностно-массовые;
— межгрупповые;
— массово-групповые.
В структуру взаимодействия входят:
— субъекты взаимодействия;
— взаимная связь субъектов общения;
— взаимное воздействие субъектов;
— взаимные изменения субъектов общения.
Социально-психологическая общность как результат общения
В общении и через общение формируется социально-психологическая общность— МЫ, которая открывает социальный простор для влияния на чувства и действия людей.
В социально-психологическом плане понятием «общность» характеризуют совокупность людей, способных к общению друг с другом и испытывающих потребность в совместных действиях.
Понятие «общность» многозначно:
— социальная группа, имеющая общий предмет внимания и
переживания;
— объединение людей на основе совпадения культурных интересов;
— объединение людей, имеющих устойчивые социальные признаки.
Общность может выполнять следующие функции:
— закреплять групповые особенности;
— обособлять одну группу от другой;
— выражать и утверждать специфические групповые интересы и
ценностные ориентации.
Общность служит средством внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания, направленных против центробежных тенденций, ведущих к разрушению общности.
Условием консолидации общности является совпадение групповых интересов, целей, ценностей, а также признание факта принадлежности к данной группе, ощущение своей личной причастности к деятельности группы. Эффект общности зависит от того, в какой мере ее интересы созвучны интересам входящих в эту общность людей.
Общность обычно проявляется в:
— идентификации людей друг с другом или с кем-либо;
— согласованности действий, мыслей, чувств людей, входящих в
данную общность;
— взаимопонимании;
— симпатии и эмпатии;
— кооперации деятельности.
Итак, общность — это характеристика состояния социальной группы как совокупного субъекта общения.
Контрольные вопросы:
1. Какова сущность понятия «общение»?
2. Приведите аргументы в подтверждение тезиса о том, что общение — это:
__вид самостоятельной человеческой деятельности;
— атрибут других видов человеческой деятельности;
— взаимодействие субъектов.
3. Каковы основные элементы содержания общения?
4. Каково содержание функций общения?
5. Какие признаки внешней и внутренней сторон общения?
6. Каков смысл понятия «стиль и манера общения»?
7. Перечислите основные группы средств общения.
8. Каково содержание понятия «взаимопонимание» и его механизм?
9. Охарактеризуйте структуру взаимодействия в общении.
10. Каково содержание понятия «социально-психологическая
общность»?
11. Перечислите социально-психологические механизмы общения,
раскройте их содержание.
12. В каком соотношении между собой находятся общение, деятельность и поведение?
57
Основные виды и средства общения.
Общение чрезвычайно многогранно Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам.
Различают межличностное и массовое общение:
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное общение и ролевое. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.
В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель—продавец, учитель—ученик, начальник— подчиненный).
В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.
В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация.
Доверительность — существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.
Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией.
Деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения
— Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио –и видеотехника).
— Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам.
Различают межличностное и массовое общение.
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное общение и ролевое. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.
В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель—продавец, учитель—ученик, начальник— подчиненный).
В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.
В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация.
Доверительность — существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.
Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией.
Деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.
Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио-и видеотехники)'".
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда используется речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения.
В вербальном общении* обычно применяются два варианта речи: устная и письменная. Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека.
Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Они делятся на:
1. Визуальные средства общения — это:
— кинесика — движения рук, ног, головы, туловища;
— направление взгляда и визуальный контакт;
— выражение глаз;
— выражение лица; поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного
текста);
— кожные реакции (покраснение, появление пота);
— дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
— вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка,
усы, борода, сигарета и т.п.).
2. Акустические (звуковые) средства общения — это:
— паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
— экстралингвистические, т.е. несвязанные с речью (смех, плач, кашель,вздохи, скрежет зубов, шмыганье носом и т.п.).
3. Тактильно-кинестезические(
— физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
— такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).
4. Ольфакторные средства общения — это:
— приятные и неприятные запахи окружающей среды;
— естественный и искусственные запахи человека и др.
Мотивационно-целевой компонент представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами общения членов могут быть: а) потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении; б) потребности и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение; в) потребности, вытекающие из совместно решаемых задач. Соотношение мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может иметь дружественный или конфликтный характер.
Информация о работе Социальное общение в воинском коллективе