Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:26, реферат
Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.
Основные понятия
Объективные и субъективные факторы обучения и реакции на них организма студентов
Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
Работоспособность студентов в период экзаменационной сессии
Заболеваемость в период учебы в вузе и её профилактика
Патология органов зрения
Сон и психическое здоровье
Гипокинезия и гиподинамия, особенности их проявления
Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов
Вывод
Психофизиологическая
характеристика труда - сопряженная
характеристика изменения состояния
психофизических и
Работоспособность
- потенциальная возможность
Утомление
- временное объективное снижение
работоспособности под влиянием
длительного воздействия
Переутомление
- накопление утомления по причинам
нерационального режима труда и
отдыха при отсутствии своевременного
восстановления. Влечет за собой снижение
работоспособности и
Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)
Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях.
Релаксация
- состояние покоя и
Самочувствие
- субъективное ощущение внутреннего
состояния физиологического и психологического
комфорта или дискомфорта.
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:
- противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;
- между
объективно текущим
- между
стремлением к
Эти противоречия
создают высокое нервно-
Учет и понимание студентами такого рода противоречий необходимы для нормального протекания их учебной деятельности.
Студенческий
возраст характеризуется
Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, общественно-политической деятельности.
Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии студентов.
К ним относится
целый ряд обстоятельств
- резко
отличающиеся от школьных
- отсутствие
хорошо налаженных
- ломка
старого, сложившегося за годы
учебы в школе или на
- сопутствующие
поступлению в вуз новые
Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой, - само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с трудностями процесса адаптации.
Для становления
личности специалиста особое значение
имеют профессиональная, социально-психологическая
и дидактическая адаптация. Рассмотрим
подробнее эти условно
Профессиональная
адаптация означает идентификацию
(отождествление) себя с избранной
профессией, с социальной ролью, которую
предстоит выполнять после
Социально-психологическая адаптация означает интеграцию личности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.п. Это накладывает на личность отпечаток, определяет изменение направленности потребностей.
На процесс
внутренней переориентации личности оказывают
влияние факторы межличностных
отношений, в процессе которых складываются
установки, удовлетворяющие личностный
статус студента, формирующие уровень
его притязаний. По мере укрепления
межличностных отношений
Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня психической и интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения. Низкий уровень этой готовности при поступлении в вуз приводит к психической усталости, ослаблению памяти, мышления и т.д.
Высшая школа требует нового типа учебного поведения, более сложных форм умственной деятельности. Эту мысль подтверждают данные опроса студентов первокурсников, характеризующие основные причины, вызывающие трудности при переходе на вузовские формы обучения. Среди причин отмечены: необходимость организовывать самостоятельную работу - 31% опрошенных студентов; изменение системы контроля за успеваемостью - 23,8%; изменение опросной системы - 16,4%; необходимость конспектировать лекции - 7,6%; сложность лабораторных и практических занятий - 6,9% (Виленский М.Я.,1993 г.).
На психофизическом
состоянии студентов отражаются
также объективные и
Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем которых все время возрастает.
Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период - один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся повышенной ответственностью с элементами неопределенности.
Отрицательное
воздействие на организм усиливается
при суммарном влиянии
В одном
из докладов Комитета экспертов Всемирной
организации здравоохранения
К факторам
риска, способствующим появлению сердечнососудистых,
нервных и психических
Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на состоянии ЦНС и на протекании психических процессов. Большая нагрузка на ЦНС и на ее высший отдел - кору головного мозга проявляется преимущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он составляет 2-2,5% от общей массы тела, потребляет 15-20% кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, и для нормального проявления своих функций мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения.
Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно-психическое напряжение, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность за результаты усвоения знаний и др.