Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:26, реферат
Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.
Основные понятия
Объективные и субъективные факторы обучения и реакции на них организма студентов
Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
Работоспособность студентов в период экзаменационной сессии
Заболеваемость в период учебы в вузе и её профилактика
Патология органов зрения
Сон и психическое здоровье
Гипокинезия и гиподинамия, особенности их проявления
Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов
Вывод
Длительная
напряженная умственная работа снижает
также возможности организма
к ее качественному продолжению,
наступает утомление, как нормальная
реакция организма. Утомление может
вызвать состояние усталости, которое
появляется перед наступлением утомления
и является субъективным чувством человека.
Усталость нарастает при
Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам (таблица 1). Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам - только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное последствие.
При систематическом
перенапряжении нервной системы
возникает переутомление, для которого
характерны чувство усталости до
начала работы, отсутствие интереса к
ней, апатия, повышенная раздражительность,
снижение аппетита, головокружение и
головная боль.
Таблица № 1
Объект наблюдения | Утомление | ||
Незначительное | Значительное | Резкое | |
Внимание | Редкие отвлечения | Рассеянное, частые отвлечения | Ослабленное, реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют |
Поза | Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища | Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками | Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула |
Движения | Точные | Неуверенные, замедленные | Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка) |
Интерес к новому материалу | Живой интерес, задавание вопросов | задавание вопросов
Слабый интерес, отсутствие вопросов |
Полное отсутствие интереса, апатия |
Объективными
признаками переутомления являются:
снижение веса тела, диспепсические расстройства,
повышение сухожильных
Таблица № 2
Симптом | Степень переутомления | |||
I -начинающееся | II- легкое | III-выраженное | IV-тяжелое | |
Снижение работоспособности | Малое | Заметное | Выраженное | Резкое |
Появление
ранее отсутствовавшей |
При усиленной нагрузке | При обычной нагрузке | При облегченной нагрузке | Без видимой нагрузки |
понижения
работоспособности волевым |
Не требуется | полностью | Не полностью | незначительно |
Эмоциональные сдвиги | Временное снижение
интереса к работе
(Трудно засыпать и просыпаться) |
Временами неустойчивость
настроения
(Труднее засыпать, просыпаться) |
Сонливость днем | Бессонница |
Снижение умственной работоспособности | нет | Трудно сосредоточиться | Временами забывчивость | Заметное ослабление внимания |
Вегетативные сдвиги | Временами тяжесть в голове |
Часто тяжесть в голове | Временами головные боли, снижение аппетита | Частые головные боли, потеря аппетита |
Профилактические мероприятия | Упорядочение отдыха, физическая культура, культурные развлечения | Отдых, физическая культура | Организованный отдых, предоставление отпуска | Лечение |
Таким образом,
умственная деятельность, связанная
с психическими напряжениями, предъявляет
высокие требования к организму
и при определенных неблагоприятных
условиях может быть причиной серьезных
заболеваний.
Два месяца
в учебном году у студентов
связаны с экзаменами -зимняя и
весенняя экзаменационные сессии. Экзамены
являются своеобразным критическим
моментом в учебной деятельности,
в подведении итогов учебного труда
за семестр. Они служат определенным
стимулом к увеличению объема, продолжительности
и интенсивности учебной
В период экзаменов
под влиянием напряженной умственной
деятельности, в условиях существенных
изменений процессов
Сам процесс
экзамена характеризуется также
значительными
Работоспособность студентов в учебной неделе.
Пунктиром
отмечено явление конечного порыва.
Изменение
умственной (сплошная линия) и физической
(пунктир) работоспособности студентов
в учебном году.
Приведенные
материалы подчеркивают значимость
фактора здоровья для успешного
учебного труда с наименьшими
психоэмоциональными и
В настоящее время единой классификации профессиональных заболеваний от профессионального (учеба как умственный труд) перенапряжения сенсомоторной системы не существует. Как правило, выделяются три группы заболеваний:
- заболевания
периферической нервной
- опорно-двигательного аппарата;
- координаторные неврозы.
Известно, что заболевания периферической нервной системы нередко сочетаются с трофическими изменениями в мышцах и других тканях опорно-двигательного аппарата. Кроме того, костно-суставные и фиброзные нарушения могут привести к компрессионным синдромам спинномозговых корешков, нервно-сосудистых сплетений, нервов и сухожилий.
Высокая нагрузка на зрение во время учебы в вузе еще более усугубляет имеющееся положение. Поэтому профилактика зрительного утомления и перенапряжения достаточно актуальна. Методы профилактики перенапряжения зрительного аппарата весьма разнообразны. Наиболее радикальным средством оздоровления учебного труда является создание эргономических оптимальных устройств считывания и восприятия зрительной информации. Для обеспечения комфортных условий при выполнении зрительно напряженных работ необходимо применять наиболее рациональные системы производственного освещения с правильным подбором светотехнической аппаратуры и источников света.
Основные требования, предъявляемые к естественному и искусственному освещению: оптимальная интенсивность света (его равномерность, спектральный состав и т.д.). Физиологическими исследованиями установлены Наиболее оптимальные величины освещенности на рабочем месте - 200...3000 лк, в зависимости от разряда зрительной работы. При этом, естественное освещение часто создает большие светящиеся и отражающие поверхности, дающие высокую диффузную освещенность на рабочем месте, что благоприятно сказывается на работоспособности.
На зрительную
работоспособность в
В профилактике
зрительного утомления и
В вопросе
изучения сна за последние годы достигнуты
исключительные успехи. В феномен
сна (поведенческие и
Изучение
феномена сна в физиологии труда
приобретает исключительно
Установлено, что тотальное или частичное лишение (депривация) особенно парадоксального сна приводит, прежде всего, к нарушению высших психических функций: снижаются память, внимание, а вследствие этого - работоспособность. Повышается утомляемость и сонливость.
Рекомендации по предупреждению нарушения сна в основном состоят в следующем:
1.
Активная деятельность днем,
особенно физическая. Важно,
чтобы сон и бодрствование
(активная деятельность) совпали
с биологическими ритмами
организма. Продолжительность
2.
Ежедневная мышечная
3.
Определенный комфорт
Итак, восстановление
нормального сна должно иметь
как информационное, так и восстановительно-