Утомление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:26, реферат

Описание

Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.

Содержание

Основные понятия
Объективные и субъективные факторы обучения и реакции на них организма студентов
Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
Работоспособность студентов в период экзаменационной сессии
Заболеваемость в период учебы в вузе и её профилактика
Патология органов зрения
Сон и психическое здоровье
Гипокинезия и гиподинамия, особенности их проявления
Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов
Вывод

Работа состоит из  1 файл

утомление.docx

— 78.59 Кб (Скачать документ)

Длительная  напряженная умственная работа снижает  также возможности организма  к ее качественному продолжению, наступает утомление, как нормальная реакция организма. Утомление может  вызвать состояние усталости, которое  появляется перед наступлением утомления  и является субъективным чувством человека. Усталость нарастает при непонимании  значения выполняемой работы, неудовлетворенности  ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает  чувство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном  ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в одном  виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности  в другом виде. Так, например, устав  производить вычислительные операции, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам  умственного труда и является обратимым процессом. Утомление  снимается своевременным эффективным  отдыхом, особенно связанным с ДА.

Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам (таблица 1). Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам - только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное последствие.

При систематическом  перенапряжении нервной системы  возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к  ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и  головная боль. 
 

Таблица № 1

Объект  наблюдения Утомление
Незначительное  Значительное  Резкое
Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакции  на новые раздражители (словесные  указания) отсутствуют
Поза Непостоянная, потягивания  ног и  выпрямление   туловища Частая смена  поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)
Интерес    к    новому материалу Живой        интерес, задавание вопросов задавание вопросов 

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия
 

Объективными  признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлексов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потливость,   выраженный дермографизм,       снижение сопротивляемости организма  инфекциям, заболеваниям и т.п. Оценка степеней переутомления представлена в таблице 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица № 2

Симптом Степень переутомления
I -начинающееся II- легкое III-выраженное IV-тяжелое
Снижение  работоспособности Малое Заметное Выраженное Резкое
Появление ранее отсутствовавшей усталости      при умственной    нагрузке При   усиленной  нагрузке При  обычной нагрузке При   облегченной нагрузке Без   видимой   нагрузки
понижения работоспособности волевым путем Не требуется полностью Не полностью незначительно
Эмоциональные сдвиги Временное снижение  интереса к работе

(Трудно      засыпать   и   просыпаться)

Временами неустойчивость настроения

(Труднее    засыпать,       просыпаться)

Сонливость днем Бессонница
Снижение   умственной    работоспособности нет Трудно сосредоточиться Временами забывчивость Заметное    ослабление внимания
Вегетативные  сдвиги  
Временами тяжесть  в голове
Часто тяжесть в  голове Временами головные   боли, снижение аппетита Частые   головные боли,   потеря   аппетита
Профилактические    мероприятия Упорядочение отдыха, физическая    культура, культурные развлечения Отдых, физическая культура Организованный         отдых, предоставление отпуска Лечение
 

Таким образом, умственная деятельность, связанная  с психическими напряжениями, предъявляет  высокие требования к организму  и при определенных неблагоприятных  условиях может быть причиной серьезных  заболеваний. 

Работоспособность студентов в период экзаменационной  сессии

 

Два месяца в учебном году у студентов  связаны с экзаменами -зимняя и  весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим  моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда  за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности  и интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности  самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность  учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и др. Так, при обследовании 637 студентов  было установлено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную  напряженность, 63,4% - плохо спали  накануне.

В период экзаменов  под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствия в них физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде  экзаменационной сессии.

Сам процесс  экзамена характеризуется также  значительными психоэмоциональными  и энергетическими затратами. В  то же время более высокий уровень  физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационного периода.

Работоспособность студентов в учебной неделе.

Пунктиром отмечено явление конечного порыва. 
 

 

Изменение умственной (сплошная линия) и физической (пунктир) работоспособности студентов  в учебном году. 

Приведенные материалы подчеркивают значимость фактора здоровья для успешного  учебного труда с наименьшими  психоэмоциональными и энергетическими  затратами. Формирование здоровья успешно  может проходить лишь в условиях организации здорового образа жизни. 

Заболеваемость  в период учебы  в вузе и ее профилактика

 

В настоящее  время единой классификации профессиональных заболеваний  от  профессионального  (учеба  как умственный труд) перенапряжения сенсомоторной системы не существует. Как правило, выделяются три группы заболеваний:

-  заболевания  периферической нервной системы;

-  опорно-двигательного  аппарата;

-  координаторные  неврозы.

Известно, что  заболевания периферической нервной  системы нередко сочетаются с  трофическими изменениями в мышцах и других тканях опорно-двигательного  аппарата. Кроме того, костно-суставные  и фиброзные нарушения могут  привести к компрессионным синдромам  спинномозговых корешков, нервно-сосудистых сплетений, нервов и сухожилий.

Патология органов зрения

 

Высокая нагрузка на зрение во время учебы в вузе еще более усугубляет имеющееся  положение. Поэтому профилактика зрительного  утомления и перенапряжения достаточно актуальна. Методы профилактики перенапряжения зрительного аппарата весьма разнообразны. Наиболее радикальным средством оздоровления учебного труда является создание эргономических оптимальных устройств считывания и восприятия зрительной информации. Для обеспечения комфортных условий при выполнении зрительно напряженных работ необходимо применять наиболее рациональные системы производственного освещения с правильным подбором светотехнической аппаратуры и источников света.

Основные  требования, предъявляемые к естественному  и искусственному освещению: оптимальная  интенсивность света (его равномерность, спектральный состав и т.д.). Физиологическими исследованиями установлены Наиболее оптимальные величины освещенности на рабочем месте - 200...3000 лк, в зависимости от разряда зрительной работы. При этом, естественное освещение часто создает большие светящиеся и отражающие поверхности, дающие высокую диффузную освещенность на рабочем месте, что благоприятно сказывается на работоспособности.

На зрительную работоспособность в значительной мере оказывает влияние распределение  яркостей в поле зрения (отношение  яркости центрального и периферического  полей зрения) от 1 до 3 дптр, что соответствует  максимальному расстоянию рассматриваемого объекта от глаз 30...100 см. Наиболее благоприятные  условия для работы зрения создаются  при одинаковой яркости в поле зрения, что достигается при равномерном  освещении.

В профилактике зрительного утомления и перенапряжения весьма значительное место занимает регламентация режимов труда  и отдыха. Особенно важна специальная  гимнастика для глаз. В Приложении №4 предложен комплекс упражнений, который обладает избирательным  действием на двигательные реакции  глаз.

Сон и психическое  здоровье

 

В вопросе  изучения сна за последние годы достигнуты исключительные успехи. В феномен  сна (поведенческие и электрофизиологические реакции) вовлекаются многие функциональные системы головного мозга и  всего организма. В период сна  происходит чередование парадоксального  и ортодоксального снов; в первую половину ночи преобладает ортодоксальный сон, ближе к утру - парадоксальный. Именно нарушение этого чередования  вызывает расстройство сна.

Изучение  феномена сна в физиологии труда  приобретает исключительно важное значение в связи с тем, что, во-первых, сон имеет адаптивное значение для учебно-трудовой деятельности человека, расстройство сна может вызвать понижение работоспособности; во-вторых, если расстройство сна принимает хронический характер, то это может привести к развитию невротического синдрома.

Установлено, что тотальное или частичное  лишение (депривация) особенно парадоксального  сна приводит, прежде всего, к нарушению  высших психических функций: снижаются  память, внимание, а вследствие этого - работоспособность. Повышается утомляемость и сонливость.

Рекомендации  по предупреждению нарушения сна  в основном состоят в следующем:

1.     Активная деятельность днем,   особенно физическая.    Важно,  чтобы сон и бодрствование  (активная деятельность) совпали  с  биологическими   ритмами  организма. Продолжительность сна  у каждого индивида определяется  наследственными факторами и   личностными   особенностями.   Из   своего   опыта каждый  человек знает, сколько он должен  спать, чтобы на следующий день  быть работоспособным.

2.     Ежедневная мышечная активность, причем напряженную умственную  деятельность необходимо чередовать  с  физическим трудом  или  занятием спортом. Можно, например, ходить пешком на учебу и  с учебы, затрачивая  дополнительно  1... 1,5 часа.

3.     Определенный комфорт спального  места.

Итак, восстановление нормального сна должно иметь  как информационное, так и восстановительно-адаптационное  значение. В последнем случае сон  выступает в роли иммобилизатора стресса перевозбуждения, он восстанавливает  и корректирует множество тонких процессов перенапряжений. Хороший  сон очень важен, особенно после  экстремальных ситуаций и длительной напряженной умственной деятельности.

Информация о работе Утомление