Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:21, доклад
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма. При жизни признан великим философом, разработал диалектический метод, оказавший огромное влияние на философию и науку XIX-XX веков.
1. Абсолютный идеализм Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма. При жизни признан великим философом, разработал диалектический метод, оказавший огромное влияние на философию и науку XIX-XX веков.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: «Феноменология духа»; «Наука логики»; «Философия права».
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
- теория объективного
идеализма (стержневым
- диалектика как всеобщий философский метод.
Гегель впервые четко сформулировал понятие диалектики. Исходя из принципа развития, дает впечатляющую модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Именно он конструирует диалектику как систему основных взаимосвязей и категорий применительно к развитию абсолютной идеи. При этом Гегель прекрасно осознает тот факт, что описание развития абсолютной идеи не является самоцелью философского исследования.
Опираясь на диалектические
идеи Канта, Фихте и Шеллинга, развивая
их, Гегель подверг критике ошибочные
положения, содержащиеся в их учениях.
Так, он отверг кантовское учение о
непознаваемости «вещи в себе».
Рисуя картину мира, Гегель полагал,
что ни материя, ни сознание человека
не могут рассматриваться как
первичное, ибо сознание невозможно
логически вывести из материи, а
последняя также не выводима из человеческого
сознания, которое само должно быть
понято как результат всего
Субстанциональную основу мира, по Гегелю, образует тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания идеи самой себя. В «Энциклопедии философских наук» (1817) Гегель следующим образом излагает суть своей философской системы: в основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причём деятельность его состоит в самопознании.
Абсолютная идея проходит в своём развитии 3 этапа.
1.Развитие идеи в её
собственном лоне, в «стихии чистого
мышления». Идея раскрывает
2.Развитие идеи в форме
«инобытия» как акт отчуждения,
отпадения от самой себя, т.е.
деградация. Это означает порождение
природы. Природа не
3.Переход от чуждой
для идеи природы в область
развития духа, развитие идеи
в мышлении и истории. На
этом этапе абсолютная идея
как бы пробуждается и находит
свое выражение в абсолютном
духе и постигает своё
Движущей силой развития духа Гегель считал диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета.
Философской системе гегелевского идеализма присущи особенности:
во-первых, пантеизм. Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи.
во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично.
в-третьих, диалектика. Разрабатывая свою систему и показывая, как абсолютная идея порождает своё содержание, а затем и материальный мир – природу и общество.
Гегель, во-первых, представил
мир в развитии; во-вторых, раскрыл
содержание основных законов диалектики:
показал, что это развитие осуществляется
через борьбу противоположностей, что
в ходе его совершается отрицание
одних понятий другими и
Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.
Гегель сформировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания.
Смысл диалектики в том, что все - Мировой дух, «конечный дух» - человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.); данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития). фейербах идеализм диалектика гегель
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис (утверждение, форма бытия); данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность; в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.
2. Антропологический материализм Л. Фейербаха
Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.) выдающийся немецкий философ-метафизик. Считается завершающим этапом немецкой классической философии.
Главное направление философии Фейербаха - критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:
- отвергает идею тождества бытия и мышления;
- не признает наличия
абсолютной идеи —
- логически доказывает
невозможность отчуждения (превращения)
абсолютной идеи в
- не признает единства
философии и религии;
Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
- единственно существующими реальностями являются природа и человек;
- человек является частью природы;
- человек есть единство материального и духовного;
- человек должен стать главным интересом философии;
- идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
- Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог - плод воображения человека;
- природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;
- все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога.
Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум - второй, человек - третьей и последней».
В отличие от прежних философов-
- выступает с атеистических позиций;
- тесно увязывает проблему Бога с антропологией.
Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л.Фейербаха:
- Бога как самостоятельной реальности нет;
- Бог - порождение сознания человека;
- религия - глубоко разработанная мифолоически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;
- распространение религии
стало возможным благодаря
- корни религии - в чувстве
бессилия человека перед
- мысль о Боге - сверхсильном
разумном существе - утешает человека,
притупляет его страх и
- Бог - идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;
- Бог в действительности не является творцом, Он - творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) - человек.
В 1840 г. в «Сущности христианства» Л.Фейербах дает развернутую критику Гегеля. Философия не может достичь положительных результатов, замыкаясь в рамках чистой мысли, она сама не может создать жизнь. Лишь изучая природу, философ приобретает новые знания. Философская система, пытающаяся выйти за пределы природы и человека, бессмысленна.
«Абсолютный дух» Гегеля, есть обыкновенное человеческое сознание, но оторванное от человека.
Существо идей Л.Фейербаха:
- природа существует независимо
от философии, мышления и
- природа - это основание, на котором вырастают люди - продукт природы;
- высшее существо бог,
созданный религиозной
- природа - источник всех знаний, с нее начинается и философия
- мать всех наук;
- «Дух следует после чувства, а не чувство после духа. Мысль человека это конец, а не начало вещей».
Вся философия Фейербаха складывается из отношения человека и природы, где человек - часть природы. Но природа активна, а человек пассивен. Человек Фейербаха - абстрактное, биологическое существо, рассматриваемое вне зависимости от социальной среды и практической деятельности.
Л.Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).
Теория познания Фейербаха призывает изучать природу, как вещественную, материальную и чувственную основу человека. У человека как раз столько чувств, сколько необходимо, чтобы принимать мир. Всякие сомнения, споры людей кончаются там, где начинается чувственное знание.
Две ступени познания:
- деятельность сердца, оно полно чувственной энергии,
- деятельность головы, она нацелена на общее.
Чувства отражают, рассудок обобщает. Чувства дают представления о предмете, рассудок - название ему. Но название - это только представитель предмета, часто порождающий заблуждения. Критерии истины - согласие людей во мнениях.
Фейербах убеждён, что
чувственность - единый источник истинного
знания. Это неизбежно приводит его
к отрицанию существования
Фейербах был оппонентом И.Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны.
Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.
Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом.
Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
Другая характерная
Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное - реальное бытие: «любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли - и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения».
Информация о работе Абсолютный идеализм Гегеля и Антропологический материализм Л. Фейербаха