Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:16, творческая работа
Философия существования, иными словами – экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), зародилась во Франции в начале ХХ века, а если уж быть предельно точными, то в конце 20х гг.
Поначалу люди не воспринимали данное движение всерьёз и считали его бесперспективным, однако, вскоре оно начало набирать обороты, постепенно приобретая последователей и обогащаясь новыми идеями. Экзистенциалисты пытались познать человека в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах. Они акцентировали внимание на проблеме эмоциональной выдержки людей, находившихся в неконтролируемых ситуациях.
1) Введение........................................................................................................3стр.
2) Краткая биография Альбера Камю………………………….....................4стр.
3) Творчество Альбера Камю……………………...………………………...6стр.
3.1. Этап первый: «Абсурд», его раскрытие в философии………………...6стр.
3.2. Этап второй: «Бунт», каким предстаёт образ бунтующего человека…………………………………………………..………………….12стр.
3.3. Этап третий: «Изгнание», совпадение и расхождение взглядов с Ж. П. Сартром ……………………………………….…………………………..…15стр. 4) Заключение..................................................................................................17стр.
5) Список использованной литературы........................................................18стр.
Министерство образования и науки Украины
Севастопольский городской гуманитарный университет
Филологический факультет
Кафедра
социально-гуманитарных наук
Творческая работа
на тему:
«Альбер Камю. Философия экзистенциализма»
Выполнила:
студентка II курса
группа АН-21
Русейкина
Елена
Проверил
к.ф.н. доцент
Лебедев
Э.В.
Севастополь-2010
Содержание:
1) Введение......................
2) Краткая биография
Альбера Камю…………………………................
3) Творчество Альбера
Камю……………………...………………………...
3.1. Этап первый: «Абсурд», его раскрытие в философии………………...6стр.
3.2. Этап второй:
«Бунт», каким предстаёт образ бунтующего
человека…………………………………………………..…
3.3. Этап третий:
«Изгнание», совпадение и расхождение
взглядов с Ж. П. Сартром ……………………………………….…………………………..…
5) Список использованной
литературы....................
1) Введение
«Можно мыслить только посредством образа.
Хочешь быть философом — пиши романы».
А.
Камю
Философия существования, иными словами – экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), зародилась во Франции в начале ХХ века, а если уж быть предельно точными, то в конце 20х гг.
Поначалу люди не воспринимали данное движение всерьёз и считали его бесперспективным, однако, вскоре оно начало набирать обороты, постепенно приобретая последователей и обогащаясь новыми идеями. Экзистенциалисты пытались познать человека в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах. Они акцентировали внимание на проблеме эмоциональной выдержки людей, находившихся в неконтролируемых ситуациях.
Точкой опоры философии экзистенциализма является понятие человеческого существования (экзистенции) – так называемого внутреннего ядра личности, которое, по мнению представителей экзистенциализма, сохраняется (и даже впервые действительно выявляется) лишь тогда, когда человек теряет все свои общественные определения и функции. Такое состояние называется в экзистенциализме «пограничной ситуацией»; самый яркий и полный вид подобной ситуации - ситуация перед лицом смерти, когда вся прожитая жизнь проносится перед глазами.
Экзистенциализм подразделяется на два направления: атеистическое - хотя вернее, пожалуй, следовало бы его назвать агностическим, т.к. его последователи не отрицали Бога, а считали его существование фактом, который попросту невозможно доказать, следовательно, вера при таком убеждении становилась бессмысленной (представители - М. Хайдеггер в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю во Франции) и религиозное - К. Ясперс (Германия), Г. Марсель (Франция).
В задачу экзистенциализма входит создание новых определений предмета философии и её задач, а не постройку новых её конструкций. Последователи этого движения ставили в центр внимания индивидуальные смысложизненные вопросы и проявляли интерес к проблематике науки, морали, религии, философии истории в той мере, в какой она соприкасалась с этими вопросами. В работах экзистенциалистов нет движения от простейших определений предмета ко все более всестороннему и конкретному его пониманию, что отличает теоретическую мысль от других форм духовного освоения действительности. Их работы отличает, скорее, сюжетность, художественность. Не случайно категориальные построения экзистенциалистов свободно сложились в художественную прозу. Содержательная сторона их философии заключалась в отказе от теоретически развитого знания и в нацеленности на подвижные умонастроения, ситуационные переживания человека современной эпохи.
В данной работе
нашей главной целью является
провести анализ творчества Альбера Камю
– одного из крупнейших представителей
западной философии ХХ века и рассмотреть,
каким образом он раскрыл экзистенциальную
проблематику в своих произведениях.
2) Краткая биография Альбера Камю
Альбер Камю родился 7 ноября 1913 в алжирской деревне Мондови близ г. Бон (ныне Аннаба), в семье сельскохозяйственного рабочего. Отец, по происхождению эльзасец, погиб в Первую мировую войну. Мать, испанка, перебралась с двумя сыновьями в г. Алжир, где Камю прожил до 1939.. В 1930, оканчивая лицей, он заболел туберкулезом, от последствий которого страдал всю жизнь. Так, из-за туберкулёза рухнули надежды на продолжение учебы в Эколь Нормаль - высшей школе, готовящей университетских преподавателей философии, развалился первый брак.
Религиозного воспитания Камю не получил, веры у него не было ни в юности, ни в зрелости. Идеалы евангельского христианства он рассматривал через труды своего «земляка» - святого Августина, а также современных философов - Кьеркегора, Шестова, Ясперса. На всю жизнь у него сохранилось уважение к древним и средневековым ересям - к гностикам, манихеям, катарам - и неприятие католицизма ни как народной религии, ни как богословской доктрины. Ницшеанского презрения к христианству Камю никогда не разделял; выходцу из бедноты были чужды и гневные филиппики Ницше против «подлой черни». Но провидение для него означало род фатализма ; первородный грех, загробное воздаяние, спасение Камю считал мифами, примиряющими человека с земной несправедливостью.
Огромное место в жизни Камю занимал театр. Камю был талантливым актером, постановщиком, драматургом. В конце 30-х годов с театральной труппой «Экип» он объезжает весь Алжир, играет в небольших, неприспособленных залах, почти без декорации роли в классических и современных пьесах. Главная его роль в то время - роль Ивана в собственной постановке «Братьев Карамазовых». «Я играл его, быть может, плохо, но мне казалось, что понимаю я его в совершенстве», - вспоминал Камю о ролях Ивана в «Театре труда» и «Экип».
Озабоченность социальными проблемами привела его в коммунистическую партию, однако через год он вышел из нее.
В начале 1938 г. Камю начинает осваивать и еще один вид деятельности - журналистику, где он также сумел достичь много.
В 1942 г. Камю возвращается во Францию, вступает в подпольную группу «Комба», образовавшуюся в результате слияния двух групп Сопротивления с собственными печатными органами.
Оставив
в 1947 работу в «Комба», писал для
прессы публицистические статьи, собранные
впоследствии в трех книгах под общим
названием «Злободневные
Камю
много размышляет о смерти, в дневнике
признаётся в том, что боится её, ищет возможности
к ней подготовиться. Близко знавшие
Камю полагали, что тема самоубийства
приходит в «Миф о Сизифе» из
личных переживаний.
3) Творчество Альбера Камю
Альбер Камю часто говорил, что он на самом деле и не является философом.
Профессиональным философом он, кстати, действительно не был, хотя получил философское образование и вполне мог бы стать профессором в каком-нибудь университете (этому, однако, помешала болезнь).
Его творчество можно разделить на несколько этапов. Эволюцию деятельности Камю проследить не так уж и сложно, - изменение его философских взглядов непосредственно связано с историческими событиями. Альбер Камю пробовал самостоятельно разделить собственное творчество на определённые этапы («Записные книжки», 1947).
Первый этап своего творчества он назвал этапом «Абсурда», который включает в себя произведения, написанные до и во время войны. К ним относятся: «Калигула», «Посторонний», «Миф о Сизифе».
Второй этап – «Бунт». В него входят «Чума», «Праведные», «Бунтующий человек».
И заключительный третий этап – произведения, написанные в 50е гг.: «Падение», «Изгнание и царство». Т.к. в записных книгах самого Камю данный период не имеет названия, русский литературовед С. Великовский условно назвал его «Изгнанием».
Далее более
детально рассмотрим каждый из этапов.
3.1. Этап первый: «Абсурд», его раскрытие в философии
Камю сразу выделяет главную философскую проблему – вопрос о смысле жизни. Из этого и следуют все основные аспекты, рассмотренные им в его работе – некая абсурдность жизни, её настоящие ценности, свобода человека.
Это чувство, по мнению автора, возникает прежде всего на основе противоречия между человеком и окружающим его миром, или, словами Камю, “между актером и декорациями”.
Если мир поддается объяснению, даже и не слишком убедительному, он понятен и приемлем для человека. Но как только человек осознает всю иллюзорность этого объяснения, он начинает ощущать себя чужим во вселенной. Перед человеком встает вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой? Из этого противоречия и возникает чувство абсурда. Камю кратко описывает факторы, присущие этому чувству.
Абсурд
проникает в сознание человека неожиданно,
когда он
в какой-то момент вдруг чувствует опустошенность,
усталость
от повседневного бытия. Вдруг он перестает
понимать смысл и цель этой повседневности.
Цепочка привычных поступков разрывается,
и именно в этот момент, по мнению автора,
сознание человека, застывшее до этого
в машинальной жизни, начинает приходить
в движение.
Еще один фактор абсурда – время. Человек, живущий будущим, вдруг осознает, что как раз время – его враг. Как говорит Камю, возникает своего рода бунт плоти, направленный против воздействия времени.
Следующей ступенью является ощущение человеком своей чужеродности в окружающем мире. Мир, по всей сути, имеет бесчеловечное начало. Плотность и чуждость мира выражают абсурдность бытия.
Кроме
того, и в самом человеке скрыто
нечто бесчеловечное –
Камю особо останавливается на проблеме интеллекта, разума и познания мира. Познаваемость мира для человека заключается в сведении его к человеческим понятиям. Однако существует неизменное противоречие между тем, что человек, как ему кажется, знает и тем, что он знает на самом деле.
Познание мира с помощью образов (литература, живопись и т.п.) предполагает отсутствие точного знания. В то же время освоение мира и с помощью науки невозможно, поскольку она способна лишь опознать и перечислить отдельные явления. При этом Камю отмечает, что мир как таковой не абсурден, он неразумен. Абсурдность же заключается в столкновении этой непознанности мира с отчаянной жаждой ясности, зов которой раздается в душе человека. Абсурд рождается из столкновения человеческого запроса быть счастливым и постигнуть разумность мира, с одной стороны, и безмолвного неразумия мира, с другой.
Этим выводом Камю противопоставляет себя многим современным ему философским школам, утверждавшим, что все сущее разумно, и все познаваемо с помощью разума.
Углубляясь
в анализ понятия абсурда, Камю отмечает,
что чувство абсурда возникает при рассмотрении
не единичных фактов и впечатлений, а при
сравнении наличного положения вещей
с определенного рода действительностью,
действия – с превосходящим его миром.
Камю говорит, что абсурд не коренится
ни в человеке, ни в мире, а в их совместном
присутствии. Абсурд – единственная связующая
нить между ними. Развивая свою мысль,
автор определяет своего рода триединство:
абсурд, человеческое сознание и мир. Исключение
одного из этих слагаемых приведет к разрушению
всей общности.