Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:57, контрольная работа
1. Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.
2. В конце IV и начале III в. до н. э. в Греции одновременно действует несколько философских школ. Наследницей философской и научной мысли Аристотеля является школа перипатетиков.
3. С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия. Римская культура и образование развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были несколько столетий до этого в Греции.
1. Периодизация античной философии и особенности развития римско-эллинистического периода. 3
2. Основные идеи эллинистической философии в учениях: перипатетиков, академической философии, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, эклектицизма. 9
3. Основные проблемы римской философии в учениях: стоицизма, эпикуреизма, скептицизма, эклектицизма, неоплатонизма. 18
Список использованных источников 30
Тема 8. Античная философия римско-
Содержание
Список использованных источников 30
Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.
Периодизация по смене основных проблем. Выделяют следующие периоды:
За периодом классики последовал период послеклассический, эллинистический, период субъективного индивидуализма. Здесь возникали такие системы философии, которые ставили и решали вопрос о типах и видах субъективного человеческого существования.
Выделяют 2 отличных по культурному фону и духовным стремлениям периода античной философии: 1)греческая, созданная на основе замкнутой национальной культуры, стремящаяся к чистому познанию (до 322гдо н.э.) 2) эллинистическо-римская, развивавшаяся на почве мировой культуры того времени, стремившаяся к наилучшему устройству жизни людей, те к практическому рез-тату. Эллинистическая философия — греко-римская в период от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. до Августина и в более позднюю эпоху — до конца Древнего мира (сер.6 в). Эконом и полит упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой ф-ии. Усилия, направленные на познание объективного мира (философия Аристотеля), актив участие в полит жизни, которое проявилось у греч философов, постепенно замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской философии. (Неоплатонизм (Плотин, мистический идеализм)). В эллинистический период мифология перестает удовлетворять верующего. Религия в эллинистический период становится впервые предметом изучения. Этот период характеризуется религиозными поисками. Новые боги должны были больше говорить сердцу верующего, дать ему утешение, опору в создании возможности спасения если не на земле, то в ином мире. В религиозном отношении эллинистический период это период исканий новых форм религии и религиозного сознания.
Большинство римских мыслителей придерживались концепцией эллинистического периода. Фактически единственными школами, разработанными именно в этот период, были неоплатонизм и гностицизм.
Основные положения неоплатонизма были разработаны Плотином, в зрелом возрасте прожинавшим в Риме. С точки зрения неоплатоников, нельзя понять жизнь субъекта вне космоса, равно как и жизнь космоса без субъекта. Существующее устроено иерархически: Единое - Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место в иерархии принадлежит Единому - Благу.
Единое - это подлинно первосущее, охват всего в одной точке. Если, считают неоплатоники, вы признаете существование разного, например разумного и неразумного, то выше него есть предел того и другого, что уже не является ни тем ни другим. Единое - Благо постигается не рациональным путем, а лишь в результате сверхразумного экстаза.
Единое как бы переполнено собой, оно «изливается», образуя Мировой Ум. Единое существует посредством Ума.
Мировой Ум включает числа и идеи в их взаимосвязанном системном виде. Ум есть первообраз всех Вещей.
Эманация Ума, в свою очередь, приводит к Мировой Душе, которая выражает собой все одушевленное. Душа производит все живые существа. Все, что движется, образует космос. Низшей формой бытия выступает материя. Сама по себе она не активна, косна, она — восприемница возможных форм и смысла.
Основная задача человека состоит в том, чтобы глубоко прочувствовать свое место в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло — снизу, от Материи. Зло — не сущее, оно никак не связано с Благом. Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удается подняться по лестнице нематериального: Душа - Ум - Единое. Лестнице Душа - Ум - Единое соответствует последовательность чувство - мысль - экстаз, который включает в себя все богатство мысленного и чувственного.
Неоплатоники везде видят гармонию и красоту, за которые отвечает Единое-Благо. Даже хаос гармоничен. Что же касается жизни людей, то она тоже, в принципе, не может противоречить всеобщей гармонии. Люди — актеры, они лишь осуществляют, каждый по-своему, сценарий, который заложен в Мировом Уме.
Гностицизм — это религиозно-философское учение, возникшее и I - II вв. на почве объединения христианских идей о Божественном воплощении в целях искупления, иудейского монотеизма и пантеистических построений язычески" религий - античных, вавилонских, персидских, египетских и индийских. Важнейшей исторической предпосылкой этого синкретизма явилось проникновение римского владычества на Восток и установление экономических и культурных связей с отдаленными восточными частями империи. Гностицизм явился формой связи новой, христианской религии с мифологией и философией эллинизма.
В основе гностицизма лежит мистическое учение о знании, достигаемом посредством откровения и тем самым указывающем человеку путь к спасению. Гностицизм учил о сокровенной и непознаваемой сущности первоначала, проявляющего себя в эманациях - зонах. Этим эманациям противостоит материя, источником которой является Демиург — особое творческое начало, лишенное, однако, Божественной полноты и совершенства. Борьбе греховной, отягощенной злом материи с Божественными проявлениями гностики, посвящали целые трактаты мистико-мифологического и философского характера, носившие дуалистическую форму.
Учению
о мировом процессе соответствует
и этическая система
Таким образом,
это учение заключалось в том,
что основой бытия трактовался
уже не чувственно-материальный космос,
но абсолютная личность, которая выше
всякого космоса, которая его
творит и им управляет. Это - христианство.
А с другой стороны, поскольку
все античные божества, будучи обобщением
природных явлений, сами тоже весьма
несовершенны и физически, и психологически,
и духовно, то это несовершенство
было приписано и новооткрытому
абсолютному и личному
учение о том, что это абсолютное Божество
само грешит, само совершает разного рода
преступления, само кается и само всячески
старается спасти себя самого.
Абсолютный
персонализм совмещался здесь с
натуралистическим
Перипатетики. В конце IV и начале III в. до н. э. в Греции одновременно действует несколько философских школ. Наследницей философской и научной мысли Аристотеля является школа перипатетиков. В первое время после смерти Аристотеля ее представители продолжают естественнонаучные исследования и занимаются интерпретацией его философских и логических воззрений. Наиболее выдающимися из них в указанный период были Теофраст (прим. 370-28&1 до н. э.) и Эвдем из Родоса. Когда схолархом (главным представителем) был Теофраст, Ликей достиг небывалого расцвета. В нем было около 2000 учеников. Учение Теофраста во многом сходно с учением Аристотеля. Диоген Лаэртский сообщает, что он был автором ряда трактатов. В них он рассматривал проблемы как "первой философии", так и логики, где, очевидно, непосредственно ссылался на Аристотеля. Центром его собственной деятельности была прежде всего область естествознания - "физика" в античном смысле слова и, в частности, ботаника. Он описал более чем 5000 видов растений. Можно согласиться с оценкой Теофраста Гегелем, которая в принципе характеризует и других представителей школы перипатетиков: "...хотя он и был знаменит, он все же может почитаться лишь комментатором Аристотеля. Аристотель представляет собою как раз такую богатую сокровищницу философских понятий, что в нем можно найти много материала для дальнейшей обработки...".
Эвдем из Родоса является автором ряда трудов об истории отдельных наук, популяризирует учение Аристотеля. В области этики он, однако, усиливает идеалистическую тенденцию, утверждает тезис о том, что наивысшее благо заключается в духовном созерцании, т. е. в созерцании божества.
Информация о работе Античная философия римско-эллинистического периода