Античная философия римско-эллинистического периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:57, контрольная работа

Описание

1. Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.
2. В конце IV и начале III в. до н. э. в Греции одновременно действует несколько философских школ. Наследницей философской и научной мысли Аристотеля является школа перипатетиков.
3. С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия. Римская культура и образование развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были несколько столетий до этого в Греции.

Содержание

1. Периодизация античной философии и особенности развития римско-эллинистического периода. 3
2. Основные идеи эллинистической философии в учениях: перипатетиков, академической философии, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, эклектицизма. 9
3. Основные проблемы римской философии в учениях: стоицизма, эпикуреизма, скептицизма, эклектицизма, неоплатонизма. 18
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

Тема 8.docx

— 58.60 Кб (Скачать документ)

Эпикуреец не имеет над собой какого-либо господина, нет необходимости, он обладает свободой воли. Он может уединяться, предаваться собственным наслаждениям, погружаться в самого себя. Жизнь — вот главное наслаждение с ее началом и даже концом.

Человек состоит из атомов, которые обеспечивают ему богатство мира ощущений, где он всегда может найти для себя удобную обитель, отказываясь от активной деятельности, стремления переустроить мир. Эпикуреец относится к жизненному миру совершенно бескорыстно и вместе с тем стремится слиться с ним.

Если  довести качества эпикурейского  мудреца до абсолютного предела, то мы получим представление о  богах. Они тоже состоят из атомов, но не распадающихся, а потому боги бессмертны. Боги блаженны, им нет никакой  необходимости вмешиваться в  дела людей и мироздания. Да это  и не дало бы какого-либо положительного результата, ибо в мире, где есть свобода воли, нет и не может  быть устойчивых целенаправленных действий. Таким образом, для счастливой жизни человеку необходимы три главные составляющие отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души (атаракция), дружба (как альтернатива политическим и другим противостояниям).

Эклектицизм. С начала II в. до н. э. упадок греческого философского мышления становится все более очевидным. Одним из его отчетливых проявлении служит эклектицизм - механистическое соединение отдельных, часто весьма неорганически вырванных частей из различных философских систем. Он развивается на основе как академической, так и перипатетической и стоической философии. Часто эклектики стремятся к цельному, систематическому упорядочению возрастающего количества эмпирических знаний и к их соединению. К наиболее видным представителям академического эклектицизма принадлежат Филон (150-79 до н. э.) и Антиох (последняя треть II и первая треть I в. до н. э.). Эклектицизм на основе стоической философии представляют Боэций из Сидона (первые две трети II в. до н. э.), Панэтий (ок. 185-110 до н. э.) и Посидоний (135-51 до н. э.). Видимо, меньше всего эклектицизм проявлялся в школе перипатетиков. Доказательством может быть не только постоянное издание трудов Аристотеля, но и ориентация на эмпирическое естествознание. Можно упомянуть Боэция из Сидона (не путать с Боэцием-стоиком) и Ксенарха (оба работали в I в. до н. э.), которые в большей или меньшей степени придерживались традиций аристотелизма, дополняя его в отдельных случаях воззрениями других философов.

 

  1. Основные проблемы римской философии в учениях: стоицизма, эпикуреизма, скептицизма, эклектицизма, неоплатонизма.

С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние  Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой  частью древнего мира. Под его экономическое  и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия. Римская культура и образование развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были несколько столетий до этого в Греции.

Стоицизм. Наибольшее распространение  как в республиканcком, так и  позже в императорском Риме получил  стоицизм. Иногда его считают единственным философским направлением, которое  в римский период приобрело новое  звучание. Его начала можно увидеть  уже во влиянии Диогена из Селевкии и Ан-типатра из Тарса (которые  прибыли в Рим с упомянутым афинским посольством). Заметную роль в развитии стоицизма в Риме сыграли  также представители средней  стои — Панэтий из Родоса и Посидоний, которые сравнительно продолжительный  период работали в Риме. Их заслуга  состоит в том, что они способствовали широкому распространению стоицизма  в средних и высших классах  римского общества. Среди учеников Панэтия были такие выдающиеся личности Древнего Рима, как Сципион Младший  и Цицерон. Панэтий в основных положениях своего учения в значительной мере придерживался старого стоицизма. Так, у него встречается понятие  логоса, аналогичное понятию, например, у Хрисиппа, который придерживался  сходных онтологических воззрений. В области этики он несколько  приблизил к практической жизни  идеал стоического мудреца.

На дальнейшее развитие римского стоицизма  большое влияние оказал Посидоний. В области онтологии он развивает  основную философскую проблематику учения Аристотеля, а также вопросы, граничащие с естественнонаучной проблематикой  и космологией. Исходные философские  и этические воззрения греческого стоицизма он соединяет с элементами учения Платона, а в некоторых  случаях и с пифагорейским  мистицизмом. (В этом проявляется  определенный эклектицизм, который  был типичен для римской философии  того периода.)

Наиболее видным представителем римского стоицзма (новой стой) были Сенека, Эпиктет  и Марк Аврелий.

Наследие Сенеки весьма обширно. К  его наиболее выдающимся работам  относятся «Письма Луцилию», «Рассуждение о провидении», «О стойкости философа», «О гневе», «О счастливой жизни», «О свободном  времени», «О добродетели» и т. д. За исключением «Вопросов природы», все его работы посвящены этическим  проблемам. Если старая стоя полагала физику душой, то философия новой  стой считает ее полностью подчиненной  областью.

В воззрениях на природу (так же как  и в остальных частях своего творчества) Сенека, однако, в принципе придерживается учения старой стой. Это проявляется, например, в материалистически ориентированном  дуализме материи и формы. Разум  считается активным принципом, который  сообщает материи форму. При этом однозначно признается первичность  материи. Душу (пневму) он также понимает в духе старого стоицизма, как  весьма тонкую материю, смесь элементов  огня и воздуха.

В гносеологии Сенека, как и другие представители стоицизма, является сторонником античного сенсуализма. Он подчеркивает, что разум имеет  свое начало в чувствах. При решении  вопроса об активности души он, однако, принимает некоторые элементы платоновской философии, что проявляется прежде всего в признании бессмертия души и характеристике телесности как  «оков» души.

Сенека исходит из того, что все  в мире и во вселенной подчинено  власти строгой необходимости. Это  вытекает из его понятия бога как  имманентной, правящей силы, властвующей  над разумом (логосом). Сенека характеризует  ее как «высшее благо и наивысшую  мудрость», которая реализуется  в гармонии мира и его целесообразном устройстве.

Другой видный представитель римского стоицизма — Эпиктет (50—138) —  первоначально был рабом. После  того как его отпустили на свободу, полностью посвятил себя философии. В его воззрениях много от старой стои, которая повлияла на него, и от творчества Сенеки. Сам он не оставил никаких работ. Его мысли зафиксировал его ученик Арриан из Нико-медии в трактатах «Рассуждения Эпиктета» и «Руководство Эпиктета». Эпиктет отстаивал точку зрения, согласно которой философия, собственно, является не только познанием, но и применением в практической жизни, Он не был оригинальным мыслителем, его заслуга главным образом состоит в популяризации стоической философии.

В своих онтологических представлениях и во взглядах в области теории познания он исходил из греческого стоицизма. Исключительное влияние  на него имели труды Хрисиппа. Ядром  проблематики философии Эпиктета является этика, основанная на стоическом понимании добродетели и жизни в согласии с общим характером мира.

Исследование природы (физика) важно  и полезно не потому, что на его  основе можно изменить природу (окружающий мир), но потому, чтобы в соответствии с природой человек мог упорядочить  свою жизнь. Человек не должен желать того, чего он не может осилить: «Если  хочешь, чтобы твои дети, твоя жена и  твои друзья жили постоянно, то ты или  сумасшедший, или хочешь, чтобы вещи, которые не находятся в твоей  власти, были бы в твоей власти и  чтобы то, что является чужим, было твоим». А так как изменить объективный  мир, общество не в силах человека, не следует и стремиться к этому.

Эпикуреизм. Единственной материалистической (для своего времени отчетливо  материалистической) философией в античном Риме был эпикуреизм, который значительно  распространился в последние  годы Римской республики и в начале императорского правления. Наиболее выдающимся его представителем был Тит Лукреций Кар (ок. 95—55 до н.э.), написавший философскую  поэму «О природе», которая является также и ценным художественным произведением  тогдашней литературы.

Лукреций полностью отождествляет  свои взгляды с учением Демокрита  и Эпикура; последнего он считал наилучшим  греческим философом. В своем произведении он мастерски объясняет, доказывает и пропагандирует воззрения ранних представителей атомистического учения, последовательно защищает основные принципы атомизма как от более ранних, так и от современных ему противников, давая одновременно наиболее цельную и логически упорядоченную интерпретацию атомистической филосрфии. При этом он во многих случаях разрабатывает и углубляет мысли Демокрита и Эпикура. Единственным сущим Лукреций считает атомы и пустоту.

Материя, прежде всего, это первичные  тела вещей, во-вторых, все, что есть совокупность названных элементов. Ни одна сила, однако, атомы уничтожить не может, они всегда побеждают своей  непроницаемостью. Первое же глубоко  различно, двойной характер имеют  те две вещи, как это сказано  выше, материя и пространство, в  нем же все происходит; необходимы сами они по себе и чисты. Куда простирается пустота, так называемое пространство, там нет материн; а таи, где  простерлась материя, нет пустоты  и пространства никоим образом. Первые тела суть полны без пустоты. Во-вторых, в возникших вещах пустота  существует, возле нее же цельная  материя.

В такой форме Лукреций излагает учение Демокрита и Эпикура об атомах и пустоте, подчеркивая в  то же время несотворимость материи  как таковой.

Если же первые тела, сплошные и  без полостей, как уже я об этом говорил, они несомненно вечны. C неуничтожимостью и несотворимостью материи, т. е. с ее бесконечностью во времени, связана  и бесконечность материи в  пространстве.

Сама вселенная себя не может  ограничить; правда — закон природы; он желает, чтобы границы материи  образовала пустота, а материя —  границы пустоты, заслугой этого  чередования есть без конца вселенная 39.

Атомам, согласно Лукрецию, присуще  движение. В решении вопроса движения он стоит на принципах Эпикура. Он пытается определенным образом обосновать отклонения от прямолинейного движения атомов.

Ты должен бы знать о движении вот что: если атомы падают в пространстве вертикально благодаря собственному своему весу, здесь на неопределенном месте и неопределенным образом  отклоняются они от пути — лишь настолько, чтобы направление было немного иным. Если бы этого отклонения не было, все бы падало в глубины  пустоты, вниз, как дождевые капли, не могли бы сталкиваться и соединяться  элементы, и никогда бы природа  ничего не создала 40.

Из этого вытекает, что Эпикурово  паренклитическое движение для Лукреция является источником возникновения  частиц. Вместе с величиной и формой атомов оно выступает причиной пестроты и разнообразия вещей в мире.

Душу он считает материальной, особым соединением воздуха и тепла. Она протекает через все тело и образована тончайшими и наименьшими  атомами.

Из какой материи дух и  из чего он состоит, это тебе перечислят вскоре мои слова. Прежде всего говорю, что дух чрезвычайно тонок; тела, что его образуют, чрезвычайно  малы. Это помогает уяснить и сам  поймешь, что: ничто не свершается в  мире так быстро, как то, что себе представляет и образует сама мысль. Из этого видно, что дух имеет  наибольшую скорость, чем все то, что доступно глазу; но что также  подвижно, состоит он, верно, из тел  совершенно круглых и наимельчайших 41.

Подобным образом он отстаивает атомистические воззрения и в  области теории познания, которые  он еще и разработал во многих направлениях.

В понимании Лукрецием атомистической теории уже можно встретить наметки  эволюционизма. Он придерживался взгляда, что все органическое возникло из неорганического и что сложные органические виды развились из простейших.

Материализм Лукреция имеет и свои атеистические последствия. Лукреций не только исключает богов из мира, в котором все имеет естественные причины, но и выступает против всякой веры в богов. Он критикует представление  о жизни после смерти и все  другие религиозные мифы. Показывает, что вера в богов возникает  вполне естественным способом, как  продукт страха и незнания естественных причин. В частности, он указывает  на гносеологические истоки возникновения  религиозных представлений (раскрытие  социальных корней религии было, естественно, в его время невозможно).

В области этики Лукреций последовательно  отстаивает эпикурейские принципы спокойной  и счастливой жизни. Средством достижения счастья является познание. Чтобы  человек жил счастливо, он должен освободиться от страха, в частности  от страха перед богами. Эти воззрения  он защищал как от стоической и  скептической критики, так и от их вульгаризации в понимании некоторых  сторонников эпикуреизма из высших кругов общества.

Воздействию и распространению  последовательно материалистической и логически цельной философской  системы Лукреция, несомненно, способствовала и художественная форма изложения. Поэма «О природе» принадлежит не только к вершинам римского философского мышления, но и к высокохудожественным произведениям своего периода.

Информация о работе Античная философия римско-эллинистического периода