Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:06, контрольная работа
Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период с выше тысячи лет – с конца 7 века до н. э. вплоть до 6 века н. э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия в месте с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное.
Введение……………………………………………………2
Происхождение и особенности античной философии…..3
Периодизация античной философии……………………...5
Доклассическая философия…………………………….5
Милетская школа……………………………….…….…6
Школа Пифагора………………………………………..7
Гераклит Эфесский……………………………………..8
Элейская школа…………………………………………9
Философия классического периода……………….…..11
Софисты…………………………………………………11
Афинская школа………………………………………..13
Эллинистический период……………………..………..18
Школа киников…………………………………….……19
Скептицизм……………………………………………..19
Эпикуреизм……………………………………………..20
Стоицизм………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………22
Использованная литература……………………………….23
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
Античная философия являет
Она развивалась не
Мысли мудрых людей даже далекого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может по- настоящему знать и ее современного состояния. Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждения гениальных умов часто куда поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека.
Падение , разгром античной цивилизации
на много веков прервали и творческий
процесс в философии. И в том, что в культурной
памяти человечества сохранилось великое
наследие античности, - огромная заслуга
арабской и арабоязычной науки.
2. Происхождение и особенности античной философии.
Античная философия
Это тысячелетие развития философских идей демонстрирует удивительную общность, обязательную направленность на объединение в едином космическом универсуме природы, богов и человека. Во многом это объясняется языческими корнями античной философии, и в тоже время свидетельствует об особом, присущем данной эпохе теорийном настрое созерцательности, стремлении одним взглядом охватить всю ойкумену, мироздание в целом.
Основное содержание античной
философии составляет
Человеческий разум у греков
освободился от власти богов,
грек их уважает и не будет
их оскорблять, но в своей повседневной
деятельности он будет
Важнейшим открытием
Полисный характер греческой жизни с ее ролью народного собрания и публичных ораторских состязаний объясняет доверие греков к разуму, теории, а поклонение безличному абсолюту (природе) – постоянный интерес философии к проблемам физики, которая в дальнейшем развитии философии оказывается тесно связанной с метафизикой – учении о первоосновах бытия.
Гражданский характер общественной жизни и роль личностного начала в ней нашли обоснование в этике (практической философии), обосновывающей человеческие добродетели, должную меру человеческой жизни. Созерцательность, рассмотрение проблем мироздания в единстве природы, богов и человека служила обоснованием норм человеческой жизни, положение человека в мире, путей достижения благочестия, справедливости и даже личного счастья.
Сама картина мироздания, характерная для возникающей философии, представляет собой данный в наглядной форме ответ на вопросы полисной жизни. Здесь присутствуют основные реалии личной и общественной жизни древнего грека: человек, бог и государство. Но боги не могут дать ответа на ставшими жизненно важными вопросы о справедливости и благочестии, силе и мудрости и т. д. на эти, бывшие привилегией богов вопросы дерзает ответить философия, открыто заявляющая о своей любви к мудрости, считающейся отныне полезной, в отличие от мифов, расцениваемых отныне как вымыслы прежних времен, бесполезные и бессмысленные.
Обостренный интерес к явлениям политической жизни, межполисным и внутриполисным отношениям, сочетается у первых философов, начиная с Фалиса, с размышлений о судьбах мироздания.
Философия приходит на смену
предфилософским описаниям
При этом природа не
Понятие начало имеет
Космогонические учения (учение
о происхождении мира), космология,
этика не отделены друг от
друга, они все вместе
3. Периодизация античной философии.
Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются главным источником развития европейской общественной мысли – философской, правовой, экономической и т.д. В развитии античной философии выделяют следующие этапы:
- 7 – 5 вв. до н. э. – доклассический, или натурфилософский;
- 5 – 4 вв. до н. э. – классический;
- 4 в. до н. э.- 3 в. н. э. –
эллинистический.
3.1. Доклассическая философия.
Доклассический период в развитии античной философии называют также досократическим (или досократовским) – от древнегреческого мыслителя Сократа, положившего начало классической философии. В этот период центрами развития философской мысли являлись греческие колонии Элея, Милет, Эфес и др. Его особенностью была неразделенность собственно философских и естественно – научных знаний. Первые греческие философы – досократики: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Пифагор были также и учеными – естествоиспытателями, механиками, математиками и др.
Центральный вопрос учений досократиков
был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес
считал началом мироздания воду, Анаксимен
– воздух, Гераклит – огонь, Анаксимандр
– «апейрон» ( беспредельное вечное начало,
первовещество), Демокрит – атом, Пифагор
– число как символ гармонии мира.
Выделение первоначал означало переход
от частных понятий к выделению всеобщего.
Символы всеобщего одушевлялись и даже
обожествлялись. Такая точка зрения определяется
как гилозоизм, или учение о всеобщей одушевленной
материи. Крупнейшими достижениями доклассической
философии стали так называемый стихийно
диалектический метод Гераклита и атомистическая
теория Демокрита.
3.1.1. Милетская школа.
В развитии античной философии
немалую роль сыграли
Фалес произвел буквально
Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610 после 540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон. Философ размышлял о строении Космоса и стремился построить целостную картину мира. В результате возник оформленный Космос. Он вечен и впоследствии будет поглощен пространственно безграничной телесностью. Достоверный фрагмент сочинения Анаксимандра содержит первую в истории мировой мысли формулировку закона сохранения материи: вещи, разрушаясь, превращаются в те же самые элементы, из которых они возникли. Философ создал первую географическую карту, а также первую геометрическую модель Вселенной. Именно Анаксимандр высказал гипотезу о центральном положении Земли во Вселенной. Ему принадлежит и идея происхождения первых людей от животных других видов.