Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:06, контрольная работа

Описание

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период с выше тысячи лет – с конца 7 века до н. э. вплоть до 6 века н. э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия в месте с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное.

Содержание

Введение……………………………………………………2
Происхождение и особенности античной философии…..3
Периодизация античной философии……………………...5
Доклассическая философия…………………………….5
Милетская школа……………………………….…….…6
Школа Пифагора………………………………………..7
Гераклит Эфесский……………………………………..8
Элейская школа…………………………………………9
Философия классического периода……………….…..11
Софисты…………………………………………………11
Афинская школа………………………………………..13
Эллинистический период……………………..………..18
Школа киников…………………………………….……19
Скептицизм……………………………………………..19
Эпикуреизм……………………………………………..20
Стоицизм………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………22
Использованная литература……………………………….23

Работа состоит из  1 файл

Античная философия.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

3.2.2. Афинская школа.

        Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469 - 399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. 

         Неоценимая заслуга Сократа состоит  в том, что в его практике  диалог стал основным методом  нахождения истины. Сократ применял  так называемое повивальное искусство,  именуемое майевтикой – искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные.

         Сократ прославился как один  из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины с помощью бесед и споров. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!». Главная цель его философии – восстановить авторитет знания поколебленный софистами. Софисты пренебрегли истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной. Его неугомонная душа неподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к совершенству общения, дабы узнать истину. Софисты не считались с истиной ради денег и богатства, Сократ же оставался верен истине и жил в бедности. Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил: он знает только то, что ничего не знает. Рассказывают, что Сократу однажды сказали, что дельфийский оракул на вопрос, кто является самым мудрым, ответил: «Сократ». Сократ, не поверив, пошел к одному афинскому политику и стал спрашивать, что такое государство, политика и в чем секрет государственного правления. Собеседник, до того утверждавший, что все это знает, не смог ответить. Сократ подумал: управитель Афин полагает, что он знает, чем и как управлять, а на самом же деле он не знает. А он – Сократ – думал, что не знает, на самом деле что-то понимает в этом. Затем Сократ пошел к поэту и начал спрашивать его, как он сочиняет стихи. Поэт задумался, оказалось, что он не знает, как это у него получается. А Сократ подумал, что он имеет большее понятие об этом, но говорит, что не знает. Только теперь он понял, что оракул, быть может, не ошибся, назвав именно его самым мудрым человеком. Сократ понимал свое значение в том, чтобы разбирать мысли других, что он остроумно выражал, уподобляя свою деятельность званию своей матери – повивальной бабки. Он помогал мужчинам, чреватым возможностью родить умные мысли.

         В вопросах этики Сократ развивал  принципы рационализма, утверждая,  что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению.

         Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать лучшим, т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее – это большинство!». Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических и государственных вопросах и могут определить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может избирать на руководящие посты.

         В конце жизни Сократа привлекли  к суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно  существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за развращение юношей крамольными идеями. В результате различного рода интриг он был приговорен к смертной казни. Отказавшись от предоставленной возможности спастись бегством, Сократ принял смерть выпив яду. Он говорил о том, что не станет поступать иначе, даже если ему предстоит умирать множество раз.

         Платон (427 – 347 до н.э.)  - великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру; он – предмет нескончаемых споров в истории философии, искусства, науки и религии. Платон был влюблен в философию; все философствование этого мыслителя является выражением его жизни, а его жизнь – выражением его философии. Он не только философ, но и блестящий мастер художественного слова, умеющий затронуть тончайшие струны человеческой души и, затронув их, настроить на гармонический лад.

         Его настоящие имя было Аристокл; Платоном, т.е. «широкоплечим», его  назвал Сократ. После знакомства с Сократом Платон оставил свои увлечения (спорт, музыку, стихи) и всю дальнейшую жизнь посвятил философии. После смерти Сократа Платон много странствовал, а в возрасте сорока лет, вернувшись в Афины, основал собственную школу, названную Академией.

         Большинство произведений Платона  написаны в жанре диалогов и писем, сохранилось в рукописи. Наиболее известные из них являются диалоги «Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство».методом философствования Платона был сократовский метод диалога с наводящими вопросами, метод анализа понятий. Платон является автором философского учения о триаде – все существующее состоит из трех субстанций: «единого», «ума» и «души».

         Философия Платона  состоит  из 3 частей.

  1. Диалектика – учение о бытие.
  2. Физика – учение о природе.
  3. Этика – учение о нравственности.

Главным в философии Платона является то, что он впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, материального и идеального, отдавая приоритет идеям и заложив тем самым основу идеалистической линии в философии.

         Платон утверждал, что есть  вечные ценности бытия и принципы морали, постижимые умом. Доказывая это, он полагал, что мир, в котором мы живем, есть мир становления, который не вечен, в нем все изменяется. Но есть и другой мир, Ир бытия и мир идей. Этот мир вечный, несотворимый; по- настоящему реален не материальный мир, а мир сознания, мир идей. По Платону, идеи, эйдосы – прообразы всех вещей – существуют независимо от человека и от самих этих вещей. Они первичны. Материальные предметы лишь вторичны, они являются подобием своих идеальных образов. Идеи совершенны, а их материальное воплощение лишено совершенства. Материальные предметы постоянно изменяются; вечно, неизменно существуют лишь идеи вещей.

         В рамках своей идеалистической  теории Платон разработал учение  о добродетели, а также создал теорию идеального государства. Платон является основателем объективно- идеалистической теории, которая явилась основой всего дальнейшего развития европейской философской мысли.

         Наивысший рассвет античная философия  достигла в творчестве Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). философ родился во фракийском городе Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом. Аристотель с 17 до 30 лет учился в Академии Платона. После смерти своего учителя Аристотель жил в Македонии в качестве воспитателя будущего царя Александра Македонского, затем возвратился в Афины, где основал свою школу – Ликей (Лицей). Школу и методику преподавания Аристотеля называют перипатетической, так как обучение часто проходило во время прогулок. За год до смерти Аристотель покинул Афины, где сразу после смерти Александра Великого произошло антимакедонское восстание. Умер Аристотель на острове Эвбея в Халкиде.

         До нас дошли многие из сочинений  Аристотеля. Крупнейшими из них  являются «Органон», «Метафизика», «Физика», «О небе», «Политика», «О поэтике», «Никомахова этика» и др.

         Аристотель продолжил философскую  традицию афинской школы. Он  не только развил основные  положения теории Платона, но  и подверг критике многие из  сторон его учения. «Платон мне  друг, но истина дороже» - гласит приписываемое Аристотелю изречение. Разрыв между миром и его сущностью в философии Платона стал главным предметом критики для Аристотеля. Он считал, что идеи, конечно, являются причиной вещей, но вместе с тем идеи должны быть в самих вещах, а не в другом мире вещей. Следуя Платону, мы умножаем сущность предметов. Например, есть живой реальный человек – Сократ. Ему в мире идей соответствует идея Сократа, но еще идея человека, идея  грека. Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько идей- сущностей. Это недопустимо, поскольку логически противоречиво.

         Отвергнув платоновское учение об идеях как бестелесных сущностях всего, Аристотель выдвинул представление, согласно которому все сущее состоит из двух начал – формы и материи. Создал философскую систему научных дисциплин, выделив теоретические (математика, физика, психология), практические (этика), творческие (техника, эстетика). Более того, перед Аристотелем со всей остротой встал вопрос: «А чем, собственно, занимается философия?».

         Основные положения философии  Аристотеля:

  1. Наука об умопостигаемом. По Аристотелю, предмет науки – общее, постигаемое умом. Однако умозрительное постигаемое знание не дано нашему уму от рождения и предполагает деятельность: собирание фактов. Таким образом, общее познается через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого мира.
  2. Учение о категориях. Различные понятия не могут быть обобщены в едином общем роде, поэтому Аристотель выделяет 10 категорий, основная из которых – сущность, отождествляемая с бытием. Остальные 9: качество, количество, отношение, место, время, действие, состояние, страдание, обладание – соотносятся с бытием через категорию сущность, которые отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?». То есть категории – есть высшие роды, к которым сводятся остальные.
  3. Наука о законах мышления – логика ( где дал понятие дедуктивного метода познания). Формальная логика Аристотеля – силлогистика – тесно связана с учением о бытие, с теорией истины, так как в логических истинах философ видел вместе с тем формы бытия.
  4. Учение о материи и форме, где материя – пассивная возможность, потенция становления, а форма – активное начало, сущность бытия, действительность, т.е. то , чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование в активное сущее. 
  5. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, животная же душа обладает еще и чувством. Душа человека есть разумная душа, т.е. человек отличается наличием  мышления и разума, способностью жить в коллективе. Но разум не зависит от тела, он вечен и неизменен.  Его Аристотель называет деятельным разумом и отличал от разума пассивного, в основном и присущего человеку. Моральный образец по Аристотелю, - Бог, или совершеннейший философ, мыслящее себя мышление.

         В отличие от абсолютного идеализма  Платона учение Аристотеля содержит  материалистические положения. Сущность  вещей Аристотель указывал в  самих вещах, хотя и считал, что форма – идеальное начало вещей, главенствующее над их содержанием. Материальное бытие Аристотель признает реальным существованием, однако причину мира или конечный источник всякого движения он связывает с Богом как неподвижным перводвигателем всего.

         Наследие Аристотеля энциклопедично. Он систематизировал и обобщил   все философские знания, накопленные  античной мыслью к 4 веку до  н.э. Из-под его пера вышло  первое систематизированное изложение  начал философии, им была разработана  основная  структура философского знания, введены в оборот и субординированы многие категории, которыми наука пользуется до сих пор. Аристотель положил начало существованию физики и формальной логики как самостоятельных дисциплин, разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии. В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему, существовавшую вплоть до гелиоцентрической системы Коперника. Вместе с учением Платона учение Аристотеля послужило идейной основой философии христианства.

 

3.3 Эллинистический  период.

         После классической эпохи в  развитии античной философии  наступил период, получивший названия  эллинистического из-за названия  греческого государства – Эллады. Особенность этого этапа развития античной философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключения внимания на проблемы ценностей и смысла жизни человека. Эта проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведущих школ и направлений ранне-эллинистического периода (4-1 вв. до н.э.) – киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков. 

3.3.1. Школа киников.

         Наиболее видные представители школы киников – ученик Сократа Антисфен (ок. 450 – ок. 360 до н.э.) и Диоген (ок. 400 – ок. 325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он общался  с простыми людьми, говорил и одевался, как они; проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную философию никчемной. Он призывал к тому, чтобы быть ближе  к природе. По Антисфену, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи резко осуждали рабство.

         Славу Антисфена превзошел его  ученик Диоген. Очень символично предание о том, как Диоген искал с фонарем честного человека. Он упорно искал добродетели, считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания.

         Воззрения Диогена могли и  могут привлекать внимание людей,  утомленных невзгодами жизни,  у которых разочарование убило  естественную активность духа. 

3.3.2. Скептицизм.

Информация о работе Античная философия