Историческое
развитие всего человечества нельзя представить
без античности. Греция и Рим оставили
множество мифов. Миф объясняет любое
природное событие волей божества, то
есть причина выводиться за пределы самой
природы, перемещается в небесную область,
вверяется богами.
1. Роль античной мифологии
в культуре
1.1 Мифология в литература
Античная литература (по
латыни «антиквус» - значит « древний»),
т. е. литература Греции и Рима, зародилась
несколько тысячелетий назад. Она была
самой ранней литературой в Европе. Греческая
литература, или, точнее, письменные памятники
греческой литературы, возникла в Греции
не раньше VIII в. до н. э.. Им предшествовало
огромное устное творчество греческого
народа, развивавшееся в течение многих
столетий, а может быть, тысячелетий. Первые
известные нам памятники греческой литературы
– это поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Они и явились результатом этого векового
развития устного народного творчества
в Греции. Периодом наивысшего развития
греческой литературы был V век до н. э.,
который называется также периодом греческой
классики. Возрос интерес к внутреннему
миру выразился в оформлении лирики как
литературного жанра (в VII в. до н.э.). И естественно,
что ведущей темой нового жанра стала
любовь. Наряду с наиболее яркой лирикой
о любви-страсти (поэтесса с о. Лесбос Сапфо)
возникла лирика о любви-игре, развлечении
или разновидности интеллектуального
общения, где также проявляется индивидуальность
(Анакреонт).
Наряду с интимной
лирикой возникла лирика гражданская,
обратившаяся уже к обществу,
а не к отдельному герою
(Солон, Тиртей), а также ямбы - стихи
назидательной, нередко сатирической
направленности (Архилох, Мимнерм, Гиппонакт).
Сочетание различных типов мировоззрения
с лирическим началом создало греческую
трагедию — наивысшее достижение античной
культуры периода высокой классики. Для
драматических представлений строили
на склонах холмов обширные амфитеатры,
рассчитанные на десятки тысяч зрителей.[23,с.5]
Трагедия, возникшая из
культовых игр и ритуалов праздника
Диониса, первоначально являла
собой усложненный диалог хора
с актером (затем двумя, тремя).
Великие Дионисии (март-апрель) знаменовались
состязаниями трагиков: каждый представлял
три трагедии и драму сатиров.
Вместо подвигов в трагедии
изображались страсти и страдания
человека.
Победа личностного
начала над родовым особенно занимала
"отца трагедии" Эсхила. В трилогии
"Просительницы", "Египтяне",
"Данаиды" он выражает сочувствие
к девушкам, насильно выданным замуж, и
оправдывает убийство ими своих женихов
в брачную ночь. В то же время он поет гимн
браку по любви — одна из данаид сохранила
жизнь своему мужу, т. к. полюбила его.
В трилогии "Орестея"
жена не может простить мужу,
что он пожертвовал их дочерью,
ставит государственное выше
личного. В то же время Эсхил
отстаивает новый патриархальный
брак: сын убитого, Орест, принимает
сторону отца и мстит матери.
Впервые в мировой литературе
Эсхил воспевает знание в образе
Прометея, принесшего огонь людям.
Особенно ярко отображены
судьба и страдания человека
на фоне близких мифологическому
сознанию объективно-идеалистических
представлений о роке (потом -
законе), который торжествует вопреки
всему. В трагедии Софокла царь
Эдип пытается бороться с судьбой:
узнав от оракула о том, что
ему предстоит убить отца и
жениться на собственной матери,
он уходит из дома (не зная,
что он приемный сын). Во время
странствий Эдип убивает своего
настоящего отца, не подозревая
об этом. В городе, освобожденном
им от сфинкса, он женится
на своей матери - вдовствующей
царице. Чтобы избавить город
от мора, он предпринимает отчаянные
попытки найти и наказать убийцу
прежнего царя (себя). [22,с.407]
Если общий эмоциональный
фон трагедии был обусловлен
ее прямым родством с официальными
культами, сущностью которых было
жертвоприношение, то родоначальниками
комедии были более древние
фаллические обряды, тесно слившиеся
с общинным мировоззрением. Использование
фаллических песен против притеснителей
общины придало комедийному жанру
обличительную направленность. При
этом главным оружием стало
высмеивание. [9,с.98]
Правда, высокая комедия
Аристофана (ок. 445 - ок. 385 гг. до н. э.), ориентированная
на достаточно образованную и равноправную
аудиторию, отличалась интеллектуальным
характером. С позиций общинной морали
он доказывал непреемлемость субъективного
толкования социальных процессов и норм
и вытекающего отсюда индивидуализма.
Аристофан не мыслил счастья человека
вне общего счастья, осознавая, что политическая
борьба ведет к власти все более страшных
людей. Волшебное преображение Афин, считал
он, возможно лишь с возвратом старых героических
идеалов ("Всадники"). Причем заметно,
что сам Аристофан понимал, что это лишь
мечты, поскольку героические идеалы тесно
связаны с войной, а война хороша только
для богачей и плутов ("Ахарняне").
Может быть, и общинные идеалы ему не совсем
ясны: идея общности имущества абсурдна,
т. к., например, ведет к обобществлению
жен и мужей ("Женщины в народном собрании").
Но все же Аристофан за более справедливое
распределение. По-видимому, причина того,
что Плутос (бог богатства) слеп и деньги
попадают не производителям-земледельцам,
а паразитирующим членам общества, в том,
что насаждаются неверные идеалы. [10,с.139]За
это он осуждал философов-софистов, к которым
относил и Сократа ("Облака"), а в литературном
творчестве "разоблачал" Эврипида
как носителя вредного скептицизма, певца
темных страстей душили противопоставлял
ему Эсхила ("Лягушки"). Как видим,
в мировоззрении литераторов отразилась
борьба социальных идей в их философском
оформлении. Первые литературные памятники
в Риме мы находим в III в. до н. э. Периодом
расцвета римской литературы был I век
до н. э. История ее завершается вместе
с падением Западной Римской империи в
V в. н. э. [22,с.415]
Таким образом, то, что
обыкновенно называется античной
литературой, охватывает огромный
промежуток времени в 1200 лет,
начиная от VII в до н. э. и
кончая V в. н.э. Античное искусство
является до сих пор, по словам
Маркса, «В известном смысле нормой
и недосягаемым образцом». Греки,
как говорил Маркс, «были нормальными
детьми»; их культура была детством
человечества, его первыми уверенными
шагами.[13,с.201]
Греческая литература
всегда привлекала к себе героикой,
высокими гуманистическими идеями,
непосредственной свежестью. Мифологические
элементы в литературе не выделялись,
а рассматривались, как обычный
ход вещей, поэтому в литературе
в большей степени боги являлись,
обычно действующими персонажами.
К античности обращались
и гуманисты Возрождения, и
деятели французской революции
XVIII в., и русские революционные
демократы. Античность вдохновляла
и вдохновляет поэтов и художников,
мыслителей и ваятелей. Она –
живой родник, который столетия
питает мысль человека, почва
всей современной европейской
цивилизации.[17,с.187]
Греческая литература
выросла на основе богатейшего
народного творчества, на основе
мифологии. Мифология возникла
в ту эпоху, когда греки жили
еще общинно-родовым строем (до VIII
в. до н. э) и весь мир
казался им огромной общиной,
огромным родом, в котором были
свои семьи, свои деды и внуки,
свои родители и дети. Древний
грек одушевлял, таким образом,
всю природу. При помощи своего
богатого воображения он зачастую
представлял ее в причудливых,
фантастических и необычайных
художественных образах.
Более того, в созданных
целыми поколениями мифах нашла
свое отражение вся трудовая
жизнь древнего человека с
ее подвигами, завоеваниями и
мечтами о лучшей доле. Именно
эту особенность мифологии отмечал
М. Горький, говоря об образах
всемирно известных героев –
помощников людей и их защитников,
таких, как Прометей и Геракл.[23,с.7]
Воображение древнего
грека рисовало ему самые фантастические
существа. Но в каком бы виде
они ни являлись, все они держали
в своих руках его жизнь,
все они были демонами или
богами, населявшими каждый ручей,
каждое озеро, лес, рощу, горное
ущелье.
Небо было полно
богов, грозных или милостивых
к человеку: то Солнце – Гелиос
мчится по небесной дороге
на огненной колеснице, то озаряет
землю Луна – Селена, то Эос
– Заря в лазоревом одеянии
возвещает утро.
Взглянет человек на
море, а там бог Посейдон разбивает
волны своим трезубцем, трубят
в раковины тритоны, резвятся
нимфы- океаниды; в лес и горы опасно ходить
человеку – там в каждом дереве живет
нимфа – дриада, можно попасть в болото
нимфам - лимнадам, в горах запутают дороги
нимфы – ореады, а то нападет на человека
страх, который вызывает козлоногий бог
Пан. И даже под землей, в царстве мертвых,
бог Аид и богиня Персефона встречают
и стерегут умерших.
А над всем миром
возвышается снежная гора Олимп,
где в окружении бессмертных
богов обитает Зевс, отец и
владыка вселенной. Дворцы на
Олимпе построены богом Гефестом,
на пирах там играет бог
искусств и наук Аполлон, девять
сестер – муз поют под лиру
Аполлона. Рядом с Зевсом восседают
его супруга, грозная и ревнивая
Гера, и дочь его Афина –
Паллада, воинственная, всегда готовая
к бою богиня.
Не сразу боги греческой
мифологии получили свой антропоморфный,
т. е человекоподобный, вид. Это
происходило постепенно вместе
с экономическим и культурным
развитием общества. В более древнюю
эпоху матриархальной общины, когда человек
еще больше зависел от природы, испытывая
страх перед ее стихиями, боги рисовались
человеку в ужасном зверином облике, например,
таких чудовищ, как Химера, Медуза, Ехидна,
Лернейская гидра, Сфинкс и др. Химера
имела тело льва, козы и дракона, извергала
из трех пастей огонь и несла с собой смерть.
У Медузы, одной из трех Горгон, вместо
волос шевелились живые змеи, и она одним
взглядом своих глаз превращала все живое
в камень. В пещере под скалой обитала
и наводила страх на людей нимфа с прекрасным
лицом, но с телом чудовищной змеи. Среди
болот жила девятиголовая Гидра, на месте
каждой срубленной головы которой могли
вырасти новые две. Чудовище Сфинкс (по-гречески
«Сфинкс» женского рода) имело голову
и грудь женщины, а туловище – крылатого
льва с когтистыми лапами. Среди этих страшилищ
были Орф – собака, пес Цербер с пятьюдесятью
головами, стороживший вход в царство
мертвых, Немейский лев, Тифон с сотнями
змеиных голов, извергавших пламя и дикие
вопли, гиганты с телом человека и змеи
и великое множество других чудищ, столь
же диких и страшных, как сама природа,
грозно владевшая человеком.[6,с.228]
Однако в так называемую
эпоху патриарха, когда общины
разрослись и объединились в
большие племена, люди почувствовали
себя сильнее перед лицом природы.
Во главе рода уже не стояла
женщина - мать. На смену ей
пришел герой, вождь – мужчина,
первый в бою и на совете
старейшин, защитник и глава
уже не только одного рода,
а целого племени. Вот здесь-то
древние греки создали новую
мифологию, так называемую антропоморфную,
для которой характерны боги
такие же красивые, величественные
и мощные, какими рисовались вожди
своему народу. Да и сами вожди
тоже теперь стали мыслить
потомками этих сильных, бессмертных
богов, вступавших якобы в связь
с прекрасными смертными женщинами,
чтобы породить на земле целое
племя героев, которые сумели
бы помочь богам в установлении
порядка и уничтожении чудовищ.
[23,с.6]
В мифологии этого
нового периода мы находим
у греков замечательные сказания
о битвах древних и новых
богов, а также о подвигах
героев, очистивших землю от чудовищ,
порожденных землей. У древнегреческого
поэта Гесиода (VIII в. до н.
э.) есть поэма «Теогония», или
«Происхождение богов», где красочно изображается
грандиозная битва между древними богами
Титанами, олицетворявшими собой мрачные,
стихийные силы земли, и молодыми, так
называемыми олимпийскими богами во главе
с Зевсом, установившим в мире силу закона
и порядка.
Все этапы мифологии,
начиная с древнего представления
о демонах-чудовищах и кончая
мифами о героях и очеловеченных
богах, представлены в героических
песнях греков, так называемом
гомеровском эпосе.
Эпос означает не
что иное, как слово о подвигах
(по-гречески «эпос» - «слово»), песни,
которые исполняли странствующие
певцы. Под аккомпанемент лиры
их пел или аэд-сочинитель песен,
или рапсод – исполнитель и собиратель
героических сказаний. Предание считает
создателем древнегреческого эпоса Гомера,
слепого бродячего аэда, нищего певца.
Уже в классической Греции имя его было
окружено легендами. Многие впоследствии
считали это имя нарицательным. «Гомер»
на одном из греческих диалектов значит
«слепой». Многие ученые, не понимая, как
один человек мог создать устно и держать
в памяти тысячи стихов «Илиады» и «Одиссеи»,
ставили под сомнение существование самого
Гомера. [23,с.9]
Для нас же главное
не личность Гомера, а те величайшие
поэмы, которые связаны с его
именем. Поэмы эти сложились в
IX-VII вв. до н. э. Записаны они
были, как приняло считать по
традиции, в VI в. до н. э. Мифы,
на основе которых созданы
эти поэмы, уходят в седую
древность и, несомненно, являются
творением народа. Однако завершение
поэм и их художественная отделка
свидетельствуют о том, что
свой окончательный вид они
приняли накануне возникновения
рабовладельческой формации, в то
время, когда погибал общинно-родовой
строй.
Героический эпос возник
на побережье Малой Азии и
близлежащих островах. Создан он
в основном на особом, ионийском
наречии. «Илиада» и «Одиссея»
входят в так называемый Троянский
мифологический цикл, который объединяет
ряд мифов, отражающих борьбу
греков за овладение малоазиатским
городом Илионом, или Троей. «Илиада»
изображает несколько эпизодов из десятого
года осады Трои; «Одиссея» - возвращение
на родину одного из героев-ахейцев, Одиссея
(в героическом эпосе нет еще общего наименования
для всех греческих племен).
Долгое время эти
события считали чисто мифическими,
легендарными, хотя сами греки
уже издавна упорно повторяли,
что Троянская война была примерно
в XII в. до н.э. Постепенно
Троянская война и поход греков
приобретали реальные черты.