Интересно также отметить,
что гомеровский эпос отразил
в себе еще более древнюю
культуру, а именно культуру острова
Крита, процветавшую накануне
распространения ахейских племен
в XIII-XII вв. до н. э. У Гомера можно найти
много элементов быта, жизни общества,
напоминающих об этой древней культуре.
Таким образом, в
гомеровском эпосе воплощена
не только суровая героика
войны, но и радость творчества,
созидательного туда и мирной
жизни, основанной на уважении
к человеку, на пробуждении в
нем лучших, гуманных чувств.
Поэтому-то гомеровский
эпос по праву считается энциклопедией
древней жизни, отразившей в
художественных образах падение
общинно-родовой формации и зарождение
классового рабовладельческого
общества.
Сквозь века, из глубокой
античности, приходят к нам герои
мифологических сюжетов, сохраняя
свои нравы, обычаи, самобытность.
Но, проходя через призму времени
и расстояния, меняются их основные
идеи, частично характеры, взгляды
и сама суть их поступков.
Конечно, каждое произведение
есть детищем не только своего
автора, но, и народа, социального
положения в обществе, политического
строя, существовавшего на тот
момент, и, нередко, только зарождающихся
новых помыслов и веяний, как
это было с произведением Эврипида
«Ипполит». [21,с.213]
Обособление личности и критическое
отношение к мифу – обе эти тенденции
нового мировоззрения находились в резком
противоречии с идеологическими основами
трагедии Эсхила и Софокла; тем не менее,
они получили свое первое литературное
воплощение в пределах трагического жанра,
оставшегося ведущей отраслью аттической
литературы V в. Новые течения греческой
общественной мысли нашли отклик в произведениях
Эврипида – третьего великого поэта Афин.
Драматическое творчество
Эврипида протекало почти одновременно
с деятельностью Софокла. Эврипид родился
около 406 г. первые его пьесы были поставлены
в 455 г., и с этого времени он в течении почти
целого полувека, был самым видным соперником
Софокла на Афинской сцене. Успеха у современников
он достиг не скоро; успех был не прочным.
Идейное содержание и драматургические
новшества его трагедий встречали резкое
осуждение у консервативной части афинян
и служили предметом постоянных насмешек
комедии V в. Свыше двадцати раз он выступал
со своими произведениями на трагических
состязаниях, но афинское жюри за все это
время присудило ему всего лишь пять призов,
последний раз уже посмертно. Зато впоследствии,
в период разложения полиса Эврипид стал
любимым трагическим поэтом греков.
Наиболее достоверные
биографические источники рисуют
Эврипида уединенным мыслителем – книголюбом.
Он был обладателем довольно значительного
книжного собрания. В политической жизни
Афин он не принимал активного участия,
предпочитая досуг, посвященный философским
и литературным занятиям. Этот непривычный
для граждан полиса образ жизни нередко
приписывался у Эврипида даже мифологическим
героям
В произведениях Эврипида
ставились разнообразные проблемы, интересовавшие
греческую общественную мысль, излагались
и обсуждались новые теории, античная
критика называла Эврипида философом
на сцене. Однако, он не являлся сторонником
какого-либо философского учения, и его
собственные взгляды не отличались ни
последовательностью, ни постоянством.
Немаловажно для нас,
что отрицательное отношение
вызывает у Эрипида агрессивная
внешняя политика демократии. Он – афинский
патриот и враг Спарты.
Сенека, как и Эврипид,
был сыном своего государства, и это повлияло
на характер его произведения «Федра»,
как и на все его творчество. Структура
империи, созданной Августом («Принципат»),
продержалась свыше 200 лет после смерти
его основателя, вплоть до кризиса III в.
При всей видимости
расцвета очень скоро стали
проявляться симптомы наступающего
разложения рабовладельческой системы.
Именно в Италии резче всего
обнаруживаются признаки хозяйственного
упадка, но в то время, как экономический
упадок только надвигался, общественный
и моральный упадок римского общества
был уже налицо. Всеобщему бесправию и
утрате надежды на возможность лучших
порядков соответствовала всеобщая апатия
и деморализация. Основная масса населения
требовала лишь «хлеба» и «зрелищ». И государство
считало своей прямой обязанностью удовлетворить
эту потребность.
Раболепство, откровенная
погоня за материальными благами,
ослабление социальных чувств, непрочность
семейных уз, безбрачие и падение
рождаемости – характерные черты
римского общества I в.
На этом грунте уровень
римской литературы понижается,
и отдельные блестящие исключения
не меняют общей картины. Характерная
черта «серебряного века» –
появление большого числа провинциалов
в среде литературных деятелей.
В частности, Испания, старейшая
и культурно наиболее выросшая
из романизированных западных
провинций, дала целый ряд значительных
писателей– Сенека, Лукан, Квинтилиан
и прочие. Стиль, создававшийся «декламаторами»
времени Августа, получил наибольшее распространение
в середине I в.. Писатели I в. называют его
«новым » стилем, в отличие от «старинного»
стиля Цицерона, чьи длинные речи, философские
рассуждения, строго уравновешенные периоды
казались теперь вялыми и скучными. Литературные
традиции «азианизма» нашли благодарную
почву в Риме начала I в. с его жаждой блеска,
стремлением к гордой позе и погоней за
чувственно-яркими впечатлениями. Лучший
мастер «нового» стиля в середине Iв ––
Луций Анней Сенека. Родился в Испании,
в городе Кордубе, но вырос в Риме. Сенека
получил образование в духе новой риторики
и расширил его философскими знаниями.
В молодости он увлекался свежими философскими
течениями, а в 30-х годах занялся адвокатской
деятельностью и попал в сенат. Но, пройдя
круги ада политических интриг, взлетов
и падений, он отдалился от двора и занялся
литературной и философской деятельностью.[2,с.112]
Философские взгляды
Сенеки, как и Эврипида, не отличаются
ни последовательностью, ни постоянством.
Размышления его сосредоточены вокруг
вопросов душевной жизни и практической
морали.
Подобно большинству
своих современников, Сенека любит
яркие краски, и ему лучше всего
удаются картины пороков, сильных
аффектов, патологических состояний.
Он неотступно придерживается
лозунгов «нового» стиля –
«страстность», «стремительность»,
«порывность». В коротких заостренных
фразах Сенеки, насыщенных образными противопоставлениями,
«новый» стиль получил наиболее законное
выражение. На этом стилистическом искусстве
была основана огромная литературная
популярность Сенеки, и именно эти характерные
особенности прослеживаются в его трагедии
«Федра».[5,с.143]
Таким образом, большое
временное разделение, жизнь в
государствах разного политического
строя, разные общественные философии,
окружавшие греческих и римских
трагиков, их жизнь оказала большое
влияние на их подходы к
сюжету, теме и идее античного
мифа.
1.2 Мифология и астрономия
Оценивая проделанный
человечеством путь в поисках
истины о Земле, мы вольно
или невольно обращаемся к
древним грекам. Многое зародилось
у них, но и через них немало
дошло до нас от других народов.
Так распорядилась история: научные
представления и территориальные
открытия египтян, шумеров и
прочих древневосточных народов
нередко сохранились лишь в
памяти греков, а от них стали
известны последующим поколениям.
История созвездий
очень интересна. Ещё очень
давно наблюдатели неба объединили
наиболее яркие и заметные
группы звёзд в созвездия и
дали им различные наименования.
Это были имена различных мифических
героев или животных, персонажей
легенд и сказаний - Геркулес, Центавр,
Телец, Цефей, Кассиопея, Андромеда,
Пегас и др. [7.с115]
В названиях созвездий
Павлин, Тукан, Индеец, Южный Крест,
Райская Птица была отражена
эпоха Великих географических
открытий.
На первый взгляд, названия
многих созвездий кажутся странными.
Часто в расположении звёзд
очень трудно или даже просто
невозможно рассмотреть то, о
чём говорит название созвездия.
Большая Медведица, например, напоминает
ковш, очень трудно представить
на небе Жирафа или Рысь. Но
если вы посмотрите старинные
атласы звёздного неба, то на
них созвездия изображены в
виде животных.
Что древние греки
рассказывали о медведицах?
О Большой и Малой
Медведицах существует много
легенд. Вот одна из них. Когда-то
в незапамятные времена, у царя
Ликаон, правившего страной Аркадией,
была дочь по имени Каллисто. Красота её
была столь необыкновенной, что она рискнула
соперничать с Герой - богиней и супругой
всемогущего верховного бога Зевса. Ревнивая
Гера в конце концов отомстила Каллисто:
пользуясь своим сверхъестественным могуществом,
она превратила её в безобразную медведицу.
Когда сын Каллисто, юный Аркад, однажды
возвратившись с охоты, увидел у дверей
своего дома дикого зверя, он ничего не
подозревая, чуть не убил свою мать-медведицу.
Этому помешал Зевс - он удержал руку Аркада,
а Каллисто навсегда взял к себе на небо,
превратив в красивое созвездие - Большую
Медведицу. В Малую Медведицу заодно была
превращена и любимая собака Каллисто.
Не остался на Земле и Аркад: Зевс и его
превратил в созвездие Волопаса, обречённого
навеки сторожить в небесах свою мать.
Главная звезда этого
созвездия называется Арктур, что
означает «страж медведицы». Большая
и Малая Медведицы являются
незаходящими созвездиями, наиболее
заметными на северном небе.
Существует и другая
легенда об околополярных созвездиях.
Опасаясь злого бога Кроноса,
который пожирал младенцев, мать
Зевса Рея спрятала своего
новорожденного в пещере, где
его вскармливали кроме козы
Амалтеи, две медведицы — Мелисса и Гелика,
впоследствии помещенные за это на небо.
Иногда Мелиссу называют Киносурой, что
означает «хвост собаки». В легендах разных
народов Большую Медведицу называют часто
колесницей, повозкой или просто семью
быками.[7,с.138]
Рядом со звездой
Мицар (от арабского слова «конь»)
— второй, или средней, звездой
в ручке ковша Большой Медведицы
— едва заметна звезда Алькор
(на арабском языке это означает «всадник»,
«наездник»). По этим звездам можно проверять
зрение; каждая звезда должна быть видна
невооруженным глазом.
В названиях звездного
неба отразился миф о герое
Персее. Давным-давно, если верить
древним грекам, Эфиопией правил
царь по имени Цефей и царица,
которую звали Кассиопея. Была
у них единственная дочь красавица
Андромеда. Царица очень гордилась
своей дочерью и однажды имела
неосторожность похвастать своей
красотой и красотой своей
дочери перед мифическими обитательницами
моря — Нереидами. Те очень
рассердились, так как считали,
что они самые красивые на
свете. Нереиды пожаловались своему
отцу — богу морей Посейдону,
чтобы он наказал Кассиопею
и Андромеду. И могущественный
властелин морей послал на
Эфиопию огромное морское чудовище
— Кита. Из пасти Кита вырывался
огонь, из ушей валил черный
дым, хвост был покрыт острыми
шипами. Чудовище опустошало и
жгло страну, грозило гибелью
всему народу. Чтобы умилостивить
Посейдона, Цефей и Кассиопея
согласились отдать любимую дочь
на съедение чудовищу. Красавица
Андромеда была прикована цепями
к прибрежной скале и покорно
ждала своей участи. А в это
время на другом краю света
один из самых известных легендарных
героев — Персей — совершил
необыкновенный подвиг. Он проник
на остров, где жили горгоны
— чудовища в образе женщин,
у которых вместо волос кишели
змеи. Взгляд горгон был так
ужасен, что всякий, рискнувший посмотреть
им в глаза, мгновенно окаменевал.
Но ничто не могло остановить
бесстрашного Персея. Улучив момент,
когда горгоны заснули. Персей
отрубил голову одной из них
— самой главной, самой страшной
— горгоне Медузе. В тот же
момент из огромного туловища
Медузы выпорхнул крылатый конь
Пегас. Персей вскочил на Пегаса
и помчался на родину. Пролетая
над Эфиопией, он заметил прикованную
к скале Андромеду, которую вот-вот
должен был схватить ужасный Кит.
Отважный Персей вступил в схватку
с чудовищем. Долго продолжалась
эта борьба. Волшебные сандалии Персея
подняли его в воздух, он вонзил
в спину Киту свой изогнутый меч.
Кит взревел и бросился на Персея.
Персей направил на чудовище мертвящий
взгляд отрубленной головы Медузы,
которая была прикреплена к его
щиту. Чудовище окаменело и утонуло,
превратившись в остров. А Персей
расковал Андромеду и привез ее во
дворец Цефея. Обрадованный царь отдал
Андромеду в жены Персею. В Эфиопии
много дней продолжался веселый
пир. А на небе с тех пор горят
созвездия Кассиопеи, Цефея, Андромеды,
Персея. На карте звездного неба
вы найдете созвездие Кита, Пегаса.
Так древние мифы Земли нашли
свое отражение на небе.
Рядом с Андромедой
находится созвездие Пегаса, которое
особенно хорошо видно в полночь
в середине октября. Три звезды
этого созвездия и звезда альфа
Андромеды образуют фигуру, получившую
у астрономов название «Большой
квадрат». Его можно легко найти
на осеннем небе. Крылатый конь
Пегас возник из обезглавленного
Персеем тела Медузы Горгоны,
но не унаследовал от нее
ничего плохого. Он был любимцем
девяти муз — дочерей Зевса
и богини памяти Мнемозины,
на склоне горы Геликон он
выбил копытом источник Иппокрены,
вода которого приносила поэтам
вдохновение.
И еще одна легенда,
в которой упомянут Пегас. Внук
царя Сизифа Беллерофонт должен
был убить огнедышащее чудовище Химеру
(Химера — по-гречески «коза»). Страшилище
имело голову льва, туловище козы и хвост
дракона. Беллерофонту удалось сразить
Химеру с помощью Пегаса. Однажды он увидел
крылатого коня, и желание завладеть им
охватило юношу. Во сне к нему явилась
богиня Афина, любимая дочь Зевса, мудрая
и воинственная, покровительница многих
героев. Она подарила Беллерофонту чудесную,
усмиряющую коней уздечку. С ее помощью
Беллерофонт поймал Пегаса и отправился
на битву с Химерой. Высоко поднявшись
в воздух, он бросал в чудовище стрелы,
пока оно не испустило дух.
Но своей удачей
Беллерофонт не удовлетворился, а пожелал
на крылатом коне подняться на небо, в
жилище бессмертных. Зевс, узнав про это,
разгневался, привел Пегаса в ярость, и
тот сбросил своего всадника на Землю.
Пегас после этого поднялся на Олимп, где
носил молнии Зевса.
Орион. На всем небе
нет иного созвездия, которое
бы содержало столько интересных
и легко доступных для наблюдения объектов,
как Орион, расположенный вблизи созвездия
Тельца. Орион был сыном Посейдона — бога
морей по греческой мифологии (по римской
— Нептун). Он был знаменитым охотником,
сражался с быком и похвалялся тем, что
нет животного, которого он не смог бы
победить, за что Гера, могущественная
супруга могущественного Зевса, наслала
на него Скорпиона. Орион очистил от диких
зверей остров Хиос и стал просить у царя
этого острова руки его дочери, но тот
отказал ему. Орион попытался похитить
девушку, и царь отомстил ему: напоив допьяна,
он ослепил Ориона. Гелиос возвратил Ориону
зрение, но от укуса посланного Герой Скорпиона
Орион все же погиб. Зевс поместил его
на небе таким образом, что он может всегда
уйти от своего преследователя, и действительно,
эти два созвездия одновременно на небе
не видны никогда