Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 14:47, реферат

Описание

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.

Содержание

1. Понятие философии, особенность философских знаний.
2. Выдающиеся философы античной Греции. Черты древнегреческой философии.
3. Взгляд античных философов-материалистов на природу (Фалес, Анаксимен,
Гераклит, Демокрит.
4. Гераклит и Демокрит о возможности и необходимости познания человеком
окружающего мира.
5. Этическое учение Сократа.
6. Линия Платона в древнегреческой философии. Общественно-политические
идеи Платона.
7. Аристотель о высоком предназначении человека.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 44.93 Кб (Скачать документ)

Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не

померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий  дошла до наших дней.

Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория

его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня  она, несомненно,

многолюднее, чем  когда бы то ни было

В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни  и смерти, добра и

зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы  и ответственности,

общества. И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того,

как можно

ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу

во все времена  было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем

своеобразии нашей  эпохи и новизне задач, не исключение.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого  разума

в этом направлении  он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело

богов. Мир представляется Сократу творением божества, «столь великого и

всемогущего, что  оно все сразу и видит, и  слышит, и повсюду присутствует, и

обо всем имеет  попечение». Нужны гадания, а не научные  исследования, чтобы

получить указания богов относительно их воли. И в  этом отношении Сократ ничем

не отличался  от любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниям

дельфийского  оракула и советовал делать это  своим ученикам. Сократ аккуратно

приносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды.

Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить лишь на основании

свидетельств  Платона и Аристотеля. «Познай  себя» – так звучит его главный

тезис. Сократ дал  образцы определения  и  обобщения  этических  понятий,

например  «доблести»  и «справедливости».  Этика Сократа  рационалистична. По

Сократу дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым

по доброй воле. Он первым увидел опасность растворения  человека в чистой

субъективности. Сократ принадлежал к софистам и  одновременно отрицал

софистскую мудрость в существенных моментах.  Например, вслед за софистами он

отрицал поглощение человека бытием как чем-то внешним  ему, отрицал

зависимость человека от внешних политических авторитетов, отрицал

некритическое отношение к богам традиционной религии (за что и был осужден).

Но Сократ отрицал  и ту хаотичную субъективность софистов, которая превращала

человека в  нечто случайное, единичное, необязательное даже для самого себя.

Значение Сократа  для будущего всей европейской культуры многократно

подчеркивали  ученые.

Внутренний закон, которому подчиняется человек, отличается от законов природы,

он возвышает  человека над его собственной  ограниченностью, заставляет мыслить.

Философия–  вот истинный путь к Богу, считал Сократ. Он не боялся смерти,

поскольку думал, что человек не есть простой элемент  природы. Человеческое

бытие не дано человеку изначально, он может только сказать: «я знаю только  то,

что ничего не знаю». Человек может самостоятельно прийти к пониманию своей

причастности  общему идеальному началу, которое  обще всем людям. В центре учения

Сократа – человек, поэтому его философию называют началом первого

антропологического  поворота в истории философской  мысли.

Главной задачей  своей жизни Сократ считал обучение человека мышлению, умению

находить в  себе глубинное духовное начало. Метод, который он избрал для решения

этой непростой  задачи – ирония, освобождающая  человека от

самоуверенности, от некритического принятия чужого мнения. Цель иронии – не

разрушение общих  нравственных устоев, напротив, в результате иронического

отношения ко всему  внешнему, к предвзятым мнениям человек  вырабатывает общее

представление о том духовном начале, которое  лежит в каждом человеке. Разум  и

нравственность  в своей основе тождественны, считал Сократ. Счастье и есть

осознанная добродетель. Философия должна стать учением  о том, как следует

человеку жить. Философия вырабатывает общее понятие  о вещах, обнаруживает

единую основу существующего, которая для человеческого  разума оказывается

благом –  высшей целью. Единая основа человеческой жизни не существует в отрыве

от духовных усилий самого человека, это не равнодушное  природное начало. Только

когда единое станет целью человека, будет представлено в форме понятия, оно

составит его  счастье. Такое сближение знания и нравственности стало вызывать

недоумение у  мыслителей последующих эпох. Однако «этический рационализм»

Сократа, непонятный современному человеку, был весьма уместен в эпоху

разрушения патриархальных общинных связей, традиционной религии  Древней Греции.

     6.      Линия Платона в древнегреческой  философии. Общественно-политические

идеи Платона.

Сочинения Платона (427-347 гг.  до н.э.) - уникальное явление  в отношении

выделения философской  концепции. Это высокохудожественное, захватывающее

описание самого процесса становления концепции, с  сомнениями и

неуверенностью, подчас с безрезультатными попытками  разрешения поставленного

вопроса,  с  возвратом к исходному пункту, многочисленными повторениями и  т.п.

Выделить в  творчестве  Платона  какой-либо аспект  и систематически изложить

его довольно сложно,  так как приходится реконструировать мысли Платона из

отдельных  высказываний, которые  настолько  динамичны,  что в процессе

эволюции мысли  порой превращаются в свою противоположность.

Платон –  великий ученик Сократа, основатель собственной школы – Академии,

просуществовавшей почти тысячу лет,  развертывает образ мира, достойный

рождающейся человеческой личности; ставит перед человеком  цели, достойные

гармонии Космоса. Бытие и небытие в его системе  не есть два равноправных

объяснительных  принципа мироустройства, безразличные человеку, его целям и

надеждам. Мир  «центрируется» вокруг человека, у  ног его клубится бесформенная

материя – небытие, взор его обращен к небу – прекрасному, благому, вечному –

бытию.

В своих воззрениях на государство Платон исходил из того, что существует

идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения -

искажения в  реальном мире вещей. По мнению Платона, высказанному им в

трактате “Государство”, главной основой идеального государства  является

справедливость. Она состоит в том, чтобы каждому  гражданину было отведено

особое занятие, наиболее соответствующее его натуре, т.е. справедливость есть

соответствие  реальной вещи своей идее, ведь государство  тогда является

идеальным (отвечающим идее государства), когда каждый гражданин  действует в

согласии со своей собственной сущностью. А  поскольку между людьми существуют

индивидуальные  различия, Платон предлагает деление  общества на сословия:

философов-правителей, воинов-стражей и ремесленников-производителей. Эти

сословия Платон отождествляет с тремя началами в человеческой душе, а именно:

разумным, яростным и

вожделеющим.

Платон, считал, что бог примешал в души людей  частицы металлов: в души тех из

них, что способны править и, потому, наиболее ценны, он примешал золота, в

души их помощников - серебра, а в души земледельцев и ремесленников - железа

и меди. Если же у последних родится ребенок  с примесью благородных металлов,

то его перевод  в высшие разряды возможен только по инициативе правителей.

Для Платона  идеальный строй - тот, где каждый гражданин тождествен в своих

интересах общественному  целому, не представляет собой еще  личности,

претендующей  на индивидуальную самоценность и полную автономию в поступках. У

него государство  и гражданское общество представлены в едином,

нерасчлененном  понятии.

Целью государства, которое  Платон считал идеальным, является обеспечение для

максимального числа их граждан условий для  добродетельной жизни.

Платон выделяет следующие формы правления: царский  строй (монархия),

аристократия, тимократия , олигархия , демократия , тирания. Самым  правильным

и разумным он считает  царский строй и аристократию. Остальные формы правления

являются последовательным отклонением от идеального государства.

Аристократия - это правление лучших с одобрением народа.  Властью обладает и

правит тот, кто  слывет доблестным и мудрым. В основе такой формы правления

лежит равенство  по рождению. По мнению Платона, на роль правителя идеально

подходит лишь тот, кто добровольно не захочет  быть правителем и заниматься

исправлением  чужих пороков. Наименее подходят люди, руководствующиеся

честолюбием, деньгами, почетом. Чтобы достигнуть единомыслия  и сплоченности

двух высших сословий, образующих вместе класс  стражей государства, Платон

устанавливает для них общность имущества и  быта.  Стражам запрещается иметь

семью, для них  вводится общность жен и детей. Гражданам  третьего сословия

разрешалось иметь  частную собственность, деньги, торговать  на рынках.

Гениально предугадав значение разделения труда в экономической  жизни

общества, Платон, тем не менее, выступал за ограничение  хозяйственной

активности и  сохранение аграрного, замкнутого, «самодостаточного»

государства. Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой

утверждение частной  собственности и обращение в  рабов свободных

землевладельцев из третьего сословия. Так возникает  критско-спартанскй тип

государства, или  тимократия («тиме»- честь), господство сильнейших воинов.

Государство с  тимократическим правлением будет  вечно воевать.

Следующий вид  государственного устройства – олигархия, появляется в

результате скопления  богатства у частных лиц. Этот строй основан на

имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки

Информация о работе Античная философия