ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая
рабочая тетрадь состоит из двух
контрольных работ: «История философии»
и «Основные философские проблемы».
Первая
посвящена разделу «Русская философия»
и включает в себя четыре задания: «Примечания»,
«Примеры», «Сравнение», «Проблемы», основная
цель которых – проверить знания студентов
по философской конкретике. Выбор варианта
и соответствующих ему упражнений необходимо
сделать согласно таблице, расположенной
ниже.
Вторая
контрольная работа включает в себя вопросы
по философской антропологии и аксиологии.
выполняется по тому же алгоритму и основывается
на разработке студентом проблемных вопросов,
указанных в темах. В заключение приведены
списки общей, справочной и дополнительной
литературы, которые следует использовать
при выполнении контрольной работы.
Контрольная
работа 1
История
философии.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Таблица
Варианты |
1. Примечания |
2. Примеры |
3. Сравнение |
4. Проблемы |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
5 |
6 |
7 |
8 |
3 |
9 |
10 |
1 |
2 |
4 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6 |
10 |
9 |
8 |
7 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
8 |
2 |
1 |
10 |
9 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
10 |
4 |
3 |
2 |
1 |
11 |
2 |
4 |
6 |
8 |
12 |
10 |
2 |
4 |
6 |
13 |
8 |
10 |
1 |
3 |
14 |
5 |
7 |
9 |
1 |
15 |
3 |
5 |
7 |
9 |
16 |
1 |
4 |
6 |
10 |
17 |
2 |
5 |
8 |
8 |
18 |
4 |
7 |
10 |
3 |
19 |
5 |
7 |
9 |
4 |
20 |
6 |
8 |
3 |
5 |
21 |
7 |
2 |
4 |
6 |
22 |
8 |
1 |
3 |
5 |
23 |
1 |
4 |
9 |
1 |
24 |
5 |
2 |
5 |
2 |
25 |
9 |
6 |
3 |
6 |
26 |
3 |
10 |
7 |
4 |
27 |
7 |
4 |
1 |
8 |
28 |
1 |
8 |
5 |
2 |
29 |
7 |
2 |
9 |
6 |
30 |
10 |
8 |
3 |
10 |
Методические
рекомендации по выполнению
контрольной работы
- Примечания.
Суть
этого вида работы заключается в
составлении примечаний к предложенному
тексту. Вам следует раскрыть выделенные
понятия (имена философов, названия философских
течений, школ и направлений, философские
категории): дать им определение, краткую
характеристику.
Не забывайте, что примечания по содержанию
должны соответствовать духу рассматриваемой
Вами эпохи.
- Примеры.
В
этом задании необходимо рассмотреть
особенности решения каких-либо
философских проблем на двух-трех конкретных
примерах. При этом обязательно укажите,
идеи каких философов вы рассматриваете.
- Сравнение.
Сравнения
следует проводить по трем-четырем
позициям. Там, где это необходимо, ссылайтесь
на конкретные примеры.
- Таблица.
В
этом задании следует распределить
указанные имена, идеи, названия произведений
по соответствующим столбцам. В таблице
достаточно указать номера выбранных
позиций.
1. Задание
«Примечания»
- В Киевской
Руси сформировались основы отечественного
философствования, наметились типологические
особенности русской философии: историософичность1,
антропологизм2, софийность3.
К основным проблемам относились: русская
идея4,
поиск истины5,
идеала6.
- В XVI в. появились
религиозно-философские учения стяжателей1
(Иосиф Волоцкий2) и нестяжателей3
(Нил Сорский4), а также социально-политическая
концепция «Москва
– третий Рим»5, которую впервые
сформулировал монах Филофей6.
- К числу
виднейших русских просветителей
можно отнести М.В.
Ломоносова1, который положил
в основу объяснения явлений природы
корпускулярное представление
о материи2, а также А.Н.
Радищева3, известного своими
радикальными социально-политическими
воззрениями, изложенными в работе «Путешествие
из Петербурга в Москву»4.
Также в России XVIII в. широкое распространение
получило масонство5, идеи
которого в своих трудах развивал Н.И.
Новиков6.
- Философом,
являющимся близким по духу к декабристам1,
спровоцировавшим полемику славянофилов2
и западников3, оказался
П.Я. Чаадаев4. Он заложил
основы русской философии
истории5. Его основным произведением
в этой области стали «Философические
письма»6.
- Дискуссии,
развернувшиеся в 30–40-х гг. XIX в. в философских
кружках1, дали развитие таким
идейным течениям, как «русский
социализм»2, народничество3,
позитивизм4, анархизм5,
марксизм6.
- В русской
идеалистической философии XIX –
начала XX вв. необходимо выделить философско-культурологическую
концепцию
Н.Я. Данилевского1, учение
«общего дела» Н.Ф. Федорова2,
заложившего основы «русского
космизма»3, а также взгляды
русских неокантианцев4. Оригинальная
«философия всеединства»
В.С. Соловьева5, мыслителя
общеевропейского масштаба, оказала огромное
влияние на культуру
«серебряного века»6.
- После Октябрьской
революции 1917 г. русская философия разделилась
на три направления: содержащееся в рамках
официальной философии1,
диссидентское2 и эмигрантское3,
которое сохранило основы дореволюционной
философии. Центральной темой философии
«русского зарубежья» стало обсуждение
«русской идеи»4 и появление
концепции «евразийства»5.
В послеоктябрьской России сложилась
советская версия диалектического и исторического
материализма, так называемая марксистско-ленинская
философия6.
- В России
в начале 20-х гг. XX в. наметились внутренние
разногласия среди советских марксистов-философов,
которые проявились в полемике вокруг
книги Н.И. Бухарина
«Теория исторического
материализма»1, статьи С.К.
Минина «Философию за
борт»2, а также в споре «диалектиков»3
(А.М. Деборин4) и «механистов»5
(И.И. Скворцов-Степанов6).
- Со второй
половины XX в. главным пунктом всех философских
исследований в СССР все более становились
проблемы гносеологии1, вопросы,
связанные с изучением природы идеального2.
Новые подходы появились в исследовании
проблем сознания3 и самосознания4,
были сформированы такие направления,
как философия науки5 и
философская антропология6.
- После распада
СССР важное значение в философии приобретают
исследования диалога
культур1 с точки зрения
компаративистики2. Возрос
интерес к проблемам этики
ненасилия (А.А. Гусейнов)3,
к идеям синергетики (Е.Н.
Князева)4, «философии
политики»5. Высказав идею
об эволюционном переломе, начавшемся
со второй половины XX в.,
А.А. Зиновьев6 в книге «Глобальный
человейник» дал философско-исторический
прогноз жизни человека XXI в.
Вариант
№____ Задание №____
Ответ:
1. _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачтено
__________________________ (подпись
преподавателя)
Не
зачтено _______________________ (подпись
преподавателя)
Рекомендации
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Задание
«Проблемы»
- Приведите
примеры решения онтологических
проблем в русской философии
XX в.
- Приведите
примеры решения гносеологических
проблем в русской философии XI–XVII
вв.
- Приведите
примеры решения антропологических
проблем в русской философии XIX в.
- Приведите
примеры решения этических проблем
в русской религиозно-идеалистической
философии.
- Приведите
примеры поиска смысла жизни человека
в философии «русского зарубежья».
- Приведите
примеры решения социально-философских
проблем в русской философии
XIX в.
- Приведите
примеры решения проблемы свободы
человека в русской философии XIX–XX
вв.
- Приведите
примеры решения проблемы направленности
истории в русской философии.
- Приведите
примеры решения проблемы диалога
культур в русской философии.
- Приведите
примеры решения гносеологических проблем
в русской материалистической философии.
Вариант
№____ Задание №____