Антропологический материализм Фейербаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:37, контрольная работа

Описание

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли.
Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальным существованием человека считалась жизнь в согласии с этим миром.

Содержание

Введение
1. Проблема антропогенеза
2. Сущность и существование
3. Биологическое и социальное в человеке
4. Индивид, индивидуальность, личность
5. Смысл и цель жизни человека
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат по филисофии.docx

— 42.82 Кб (Скачать документ)

     Личность  имеет сложную структуру и  интерпретацию. Так, в общей психологии под личностью обычно подразумевается  некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент социологических исследований личности состоит в анализе не индивидуальных особенностей человека, а тех социальных функций (ролей), которые человек выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, различными социальными группами, в которые включен индивид. На этой основе строится ролевая концепция личности.

     Личность  в философии рассматривается  как индивидуальное выражение общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей.

     В содержание личности входят направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные  уровнем ее сознания, мировоззрением, нравственностью и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает  существенное влияние на формирование и поведение личности. Но не в  меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и  внутренним, духовным миром человека. Не случайно говорят, что каждый сам  кузнец своей судьбы и счастья. Чем  ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают  с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение  этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. В этом плане она  характеризуется со стороны силы ее духа, свободы, творчества и добра. С этой стороны личность возвышается  над своей природной основой  и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей  деятельности и после своей биологической  смерти.

     Во  многом прав был Н. А. Бердяев, когда  рассматривал личность, в отличие  от индивида, как духовную сущность и качество человека. «Как образ  и подобие Бога, -- пишет он, -- человек является личностью. Личность следует отличать от индивида. Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества. Личность не может быть часть чего-то...». Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание//Н.А.Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 21.

     Сила  воли и сила духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут  подтвердиться и реализоваться  никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим  фактором, характеризующим личность, -- это не слова, а дела, и. видимо, не случайно даже в священном писании говорится о воздаянии «каждому по делам его». Если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всего, в своих поступках, а это всегда тяжелое бремя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Смысл и цель  жизни человека

     Философская антропология не может обойти стороной вопрос о смысле и цели жизни человека. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной  действительности и реальной жизнедеятельности  людей, представители идеалистических  направлений устремляют свой взгляд к Богу, обращаются к разуму, духу, идеям и т.д. Но, несмотря на обилие точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым, и нет  никаких оснований считать, что  он может быть решен в обозримом  будущем.

     Возможно, больше всех над вопросом о смысле и цели жизни человека размышлял  Л.Н. Толстой. В результате своих  размышлений он пришел к выводу о  том, что смысл и цель жизни - самосовершенствование  личности. Однако нельзя сказать, что  Толстой разрешил для себя этот «вечный» вопрос. «Одна тайна всегда останется  для человека, только одна: зачем  я живу? Ответ разумный один: затем, что этого хочет Бог. Зачем  Он этого хочет? Это -- тайна», -- таков окончательный вывод Толстого. Толстой Л. Н. Собр. Соч.: в 22 т. Т. 19. М.: Художественная литература, 1989.С. 196.

     Большое внимание вопросу смысла жизни уделяется  в философии экзистенциального  направления.

     Для религиозного экзистенциализма этот вопрос решается эсхатологически, т.е. считается, что жизнь продолжается и в потустороннем мире, где происходит свободное творчество души, не обремененной телом, и где она реализуется в «царстве божием». Таким образом преодолевается трагизм земного человеческого существования, выражающийся в противоположности и непримиримости вынужденного единства души и тела, «царства Духа» и «царства Кесаря».

     В атеистическом экзистенциализме Бога нет, поэтому жизнь превращается в абсурд, подобно тому, как абсурден труд Сизифа (А. Камю «Миф о Сизифе»).

     Тезис экзистенциализма о том, что «существование предшествует сущности», также прямо  связан с утверждением бессмысленности  человеческого существования, ибо  человек только на пороге смерти может  кое-что сказать о смысле бытия. Это подтверждает и один из основных тезисов Ж. П. Сартра: «Человек -- это ничто». Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 224.

     Дать  логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле жизни  человека невозможно. Искать первоначальный смысл в человеческом бытии -- это значит встать на точку зрения телеологии, предположить наличие заранее заданной для человека цели. Но тогда встает еще один вопрос: «Кто установил эту цель?» -- и целый ряд подобных вопросов. Другими словами, обосновать теоретически смысл жизни, видимо, нельзя.

     Думается, однако, что к решению вопроса  о смысле и цели жизни, не следует  подходить абсолютно отрицательно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Ф. М. Достоевский по этому поводу очень хорошо сказал, что без твердого представления о том, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы». Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 11. Л.: Наука 1992. - С. 376. Вместе с тем глубокий смысл содержится и в словах Ницше: «Тот, кто имеет, зачем жить, может вынести любое как». Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 217.

     В этой связи большое значение имеет  теория и практика логотерапии, разработанная В. Франклом. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Она ставит своей задачей помощь людям, утратившим смысл жизни, в обретении его, так как отсутствие смысла жизни приводит многих людей к трагическому концу.

     Имея  в виду этот реальный для отдельного человека, а не абсолютный смысл  жизни, можно сказать: смысл жизни  состоит в самой жизни, в поиске своего места в ней. Как писал  Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу». Кант И. Сочинения; В 6 г. М., 1966. Т. 5. С. 469.

     Поскольку человек -- существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Общность индивида и рода, личности и социума дает основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире. Трагизм индивидуальной смерти преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей деятельности, своего творчества и благодарной памяти потомков.

     Определить  личностный смысл жизни -- это значит осмыслить жизнь во всей ее сути, объяснить себе, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления.

     Нет готовых рецептов того, как найти  смысл и цель своей жизни. Однако мудрая мысль на сей счёт высказана Ф.М.Достоевским: прежде всего надо «жизнь полюбить», причем «полюбить больше, чем смысл ее». Как говорит Алеша Карамазов, надо полюбить жизнь «прежде логики, и тогда только я и смысл пойму»! Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 11. Л.: Наука 1992. С. 325. Сердцевиной этой любви к жизни является любовь к людям, положенная в основу всех дел, мыслей, чувств и поступков личности.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Одной из важнейших тенденций развития современной философии является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия в  мире и к его внутреннему миру.

     Для исследования человека как сложного объекта научного познания философская  мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий достаточно полно и  развернуто ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его  существования.

     Прежде  всего, человек - это высшая ступень  живых организмов на земле, субъект  общественно - исторической деятельности и культуры. Понятие человек - понятие  родовое, выражающее общие черты  человеческого рода, социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и обще социальные черты человека.

     Для изучения отдельного человека в философии  и иных науках применяется понятие  “индивид”. Под индивидуальностью  понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному  индивиду.

     Личность - это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно - практической деятельности и взаимодействия с  обществом. Личность обладает, прежде всего, духовными качествами. Личность не дана человеку извне, она может  быть сформирована лишь им самим. Подлинная  личность не есть застывшее явление, она вся динамична. Личность - это  всегда творчество, победа и поражение, поиск и обретение, преодоление  рабства и обретение свободы.

     По  природе своей человек является существом активным, деятельным. В  значительной мере он сам творит собственную  жизнь и судьбу, он,- автор истории  и мира культуры. Деятельность в  различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание, и др.) является способом существования человека в  качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и способности людей  носят конкретно - исторический характер, т.е. они изменяются в ходе деятельности.

     Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации. Социализация - это процесс становления личности, происходящий, прежде всего с помощью  воспитания как специального вида деятельности.

     Человеку  присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности он может  формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его  взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его  общения и взаимодействия с другими  людьми.

     Человек обладает также и рядом иных качеств. Для современного человека характерны высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек - это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

1. Бердяев Н.А.  Мое философское миросозерцание //Н.А.Бердяев о русской     философии. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 16 - 46.

2. Гуревич П.С.  Основы философии. М.: Гардарики, 2000. -- 438 с.

3. Достоевский  Ф. М. Собрание сочинений в  15 томах. Т. 11. Л.: Наука

    1992. - 427с.

4. Кант И. Сочинения:  В 6 г. М.: Просвещение, 1966. Т. 5. - 627 с.

5. Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 538 с.

6. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс, 1993. - 285 с.

7. Маркс К., Энгельс  Ф. Сочинения: В 50 т. Т. 42. М., 1968. - 519 с.

8. Ницше Ф.  Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Прогресс, 1990. - 329 с.

9. Рубинштейн  С. Л. Принципы и пути развития  психологии. М.: Наука,

   1989. - 348 с.

10. Тейяр де  Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 329 с.

11. Толстой Л.  Н. Собр. Соч.: в 22 т. Т. 19. М.: Художественная  литература, 1989. - 439 с.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Просвещение, 1990. - 274с.

Информация о работе Антропологический материализм Фейербаха