Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:37, контрольная работа
Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли.
Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальным существованием человека считалась жизнь в согласии с этим миром.
Введение
1. Проблема антропогенеза
2. Сущность и существование
3. Биологическое и социальное в человеке
4. Индивид, индивидуальность, личность
5. Смысл и цель жизни человека
Заключение
Список литературы
Личность
имеет сложную структуру и
интерпретацию. Так, в общей психологии
под личностью обычно подразумевается
некоторое интегрирующее
Личность в философии рассматривается как индивидуальное выражение общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей.
В
содержание личности входят направленность
ее сознания, личностные ориентации, обусловленные
уровнем ее сознания, мировоззрением,
нравственностью и
Во
многом прав был Н. А. Бердяев, когда
рассматривал личность, в отличие
от индивида, как духовную сущность
и качество человека. «Как образ
и подобие Бога, -- пишет он, -- человек
является личностью. Личность следует
отличать от индивида. Личность есть категория
духовно-религиозная, индивид же есть
категория натуралистически-
Сила
воли и сила духа личности, ее нравственная
доброта и чистота не могут
подтвердиться и реализоваться
никаким другим способом, как только
в реальной практической деятельности
и в определенных социальных условиях.
Поступки человека, являющиеся важнейшим
фактором, характеризующим личность,
-- это не слова, а дела, и. видимо, не случайно
даже в священном писании говорится о
воздаянии «каждому по делам его». Если
индивид действительно считает себя личностью
или стремится быть ею, он должен быть
ответственным, и не только в своих мыслях,
но прежде всего, в своих поступках, а это
всегда тяжелое бремя.
5. Смысл и цель жизни человека
Философская антропология не может обойти стороной вопрос о смысле и цели жизни человека. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей, представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, обращаются к разуму, духу, идеям и т.д. Но, несмотря на обилие точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым, и нет никаких оснований считать, что он может быть решен в обозримом будущем.
Возможно, больше всех над вопросом о смысле и цели жизни человека размышлял Л.Н. Толстой. В результате своих размышлений он пришел к выводу о том, что смысл и цель жизни - самосовершенствование личности. Однако нельзя сказать, что Толстой разрешил для себя этот «вечный» вопрос. «Одна тайна всегда останется для человека, только одна: зачем я живу? Ответ разумный один: затем, что этого хочет Бог. Зачем Он этого хочет? Это -- тайна», -- таков окончательный вывод Толстого. Толстой Л. Н. Собр. Соч.: в 22 т. Т. 19. М.: Художественная литература, 1989.С. 196.
Большое внимание вопросу смысла жизни уделяется в философии экзистенциального направления.
Для религиозного экзистенциализма этот вопрос решается эсхатологически, т.е. считается, что жизнь продолжается и в потустороннем мире, где происходит свободное творчество души, не обремененной телом, и где она реализуется в «царстве божием». Таким образом преодолевается трагизм земного человеческого существования, выражающийся в противоположности и непримиримости вынужденного единства души и тела, «царства Духа» и «царства Кесаря».
В атеистическом экзистенциализме Бога нет, поэтому жизнь превращается в абсурд, подобно тому, как абсурден труд Сизифа (А. Камю «Миф о Сизифе»).
Тезис экзистенциализма о том, что «существование предшествует сущности», также прямо связан с утверждением бессмысленности человеческого существования, ибо человек только на пороге смерти может кое-что сказать о смысле бытия. Это подтверждает и один из основных тезисов Ж. П. Сартра: «Человек -- это ничто». Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 224.
Дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле жизни человека невозможно. Искать первоначальный смысл в человеческом бытии -- это значит встать на точку зрения телеологии, предположить наличие заранее заданной для человека цели. Но тогда встает еще один вопрос: «Кто установил эту цель?» -- и целый ряд подобных вопросов. Другими словами, обосновать теоретически смысл жизни, видимо, нельзя.
Думается, однако, что к решению вопроса о смысле и цели жизни, не следует подходить абсолютно отрицательно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Ф. М. Достоевский по этому поводу очень хорошо сказал, что без твердого представления о том, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы». Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 11. Л.: Наука 1992. - С. 376. Вместе с тем глубокий смысл содержится и в словах Ницше: «Тот, кто имеет, зачем жить, может вынести любое как». Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 217.
В этой связи большое значение имеет теория и практика логотерапии, разработанная В. Франклом. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Она ставит своей задачей помощь людям, утратившим смысл жизни, в обретении его, так как отсутствие смысла жизни приводит многих людей к трагическому концу.
Имея в виду этот реальный для отдельного человека, а не абсолютный смысл жизни, можно сказать: смысл жизни состоит в самой жизни, в поиске своего места в ней. Как писал Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу». Кант И. Сочинения; В 6 г. М., 1966. Т. 5. С. 469.
Поскольку человек -- существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Общность индивида и рода, личности и социума дает основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире. Трагизм индивидуальной смерти преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей деятельности, своего творчества и благодарной памяти потомков.
Определить личностный смысл жизни -- это значит осмыслить жизнь во всей ее сути, объяснить себе, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления.
Нет готовых рецептов того, как найти смысл и цель своей жизни. Однако мудрая мысль на сей счёт высказана Ф.М.Достоевским: прежде всего надо «жизнь полюбить», причем «полюбить больше, чем смысл ее». Как говорит Алеша Карамазов, надо полюбить жизнь «прежде логики, и тогда только я и смысл пойму»! Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 11. Л.: Наука 1992. С. 325. Сердцевиной этой любви к жизни является любовь к людям, положенная в основу всех дел, мыслей, чувств и поступков личности.
Заключение
Одной из важнейших тенденций развития современной философии является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия в мире и к его внутреннему миру.
Для исследования человека как сложного объекта научного познания философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования.
Прежде всего, человек - это высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно - исторической деятельности и культуры. Понятие человек - понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода, социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и обще социальные черты человека.
Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется понятие “индивид”. Под индивидуальностью понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.
Личность - это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно - практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладает, прежде всего, духовными качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся динамична. Личность - это всегда творчество, победа и поражение, поиск и обретение, преодоление рабства и обретение свободы.
По природе своей человек является существом активным, деятельным. В значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он,- автор истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание, и др.) является способом существования человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и способности людей носят конкретно - исторический характер, т.е. они изменяются в ходе деятельности.
Человек
обладает механизмом не только биологического,
но и социального наследования. Социальное
наследование осуществляется в обществе
в ходе социализации. Социализация
- это процесс становления
Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми.
Человек
обладает также и рядом иных качеств.
Для современного человека характерны
высокий уровень
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание //Н.А.Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 16 - 46.
2. Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2000. -- 438 с.
3. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 11. Л.: Наука
1992. - 427с.
4. Кант И. Сочинения: В 6 г. М.: Просвещение, 1966. Т. 5. - 627 с.
5. Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 538 с.
6. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс, 1993. - 285 с.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. Т. 42. М., 1968. - 519 с.
8. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Прогресс, 1990. - 329 с.
9. Рубинштейн
С. Л. Принципы и пути
1989. - 348 с.
10. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 329 с.
11. Толстой Л. Н. Собр. Соч.: в 22 т. Т. 19. М.: Художественная литература, 1989. - 439 с.
12. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Просвещение, 1990. - 274с.