Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 03:17, контрольная работа
Чтобы принимать (соглашаться) или отвергать (критиковать) какое-либо научное положение, необходимо обладать определенными фактическими данными и уметь выводить из них логические заключения, оперируя при этом принятыми, устоявшимися в научном сознании конструкциями - терминами.
Чтобы раскрыть тему контрольной я считаю необходимым обозначить понятие термина "Антропология". Этот термин имеет много толкований. Существует антропология религиозная, философская, социальная, культурная и многие, многие другие.
Введение.
1. Возникновение средневековой философии.
2. Основные положения философии Средневековья.
3. Влияние христианства и античной философии.
4. Направления философской мысли;
4.1. Сущность и существование.
5. Специфика средневековой схоластики.
6. Систематизация средневековой схоластики Фомой Аквинским;
6.1. Человек – образ и подобие Бога;
6.2. Проблема души и тела.
7. Память и история как часть философии.
Выводы.
Использованная литература.
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ИНСТИТУТА
ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
на
тему «Антропология
Средневековья»
Подготовила: студентка 1 ССО курса
экономического факультета
г. Набережные Челны
2012 г.
Содержание работы.
Введение.
Выводы.
Использованная литература.
Антропология философии Средневековья
Мы радуемся,
постигая истину. Если же радости нет,
это означает, что мы только знакомы с
истиной,
но не сумели постичь её.
Р. Тагор
Введение.
Чтобы
принимать (соглашаться) или отвергать
(критиковать) какое-либо научное положение,
необходимо обладать определенными
фактическими данными и уметь
выводить из них логические заключения,
оперируя при этом принятыми, устоявшимися
в научном сознании конструкциями
- терминами.
Чтобы раскрыть тему контрольной я
считаю необходимым обозначить понятие
термина "Антропология". Этот термин
имеет много толкований. Существует антропология религиозная, философская, социальная, культурная и многие, многие другие.
Термин "Антропология"
имеет греческое происхождение
и в дословном переводе означает
"наука о человеке" (от anthropos
- человек и logos - слово, учение, наука).
Таким образом, антропология
представляет собой
область научного знания,
предметом исследования
которой является человек.
В таком понимании термин
несет свое наиболее
широкое содержание. Сказать: "Я -
антрополог" может, пожалуй, любой, кто
хоть раз обращал внимание на разнообразие
внешнего облика, характера или поведения
окружающих людей, то разнообразие, которое
сопровождает каждого из нас на протяжении
всей жизни. Наука имеет своей целью не
только описание этого разнообразия, но
и определение причин, приводящих к нему.
Вспомнив об антропоцентричности большинства сфер знания
(даже бытового), можно заключить, что антропологией,
в данном широком смысле, является почти
любая современная наука - большинство
из них, прежде всего остального, обращено
к теме человека.
В современной философии есть
раздел, посвященный исследованию человека,–
«философская антропология». Проблема
человека – центральная в философском
мировоззрении, средоточием которого
является вопрос об отношении человека
к миру и к самому себе.
Специфика философского подхода к постижению человека, согласно распространенному ныне пониманию, состоит в том, что философию интересует человек в его направленности к совершенствованию. Он рассматривается как существо, действующее в соответствии с идеалом, с представлением о том, как должно быть, каков совершенный способ или результат активности, идеальная модель поведения или образцовое изделие.
Что такое “человек”?
ЧЕЛОВЕК – фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Человек – это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Тем самым философское постижение человека всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где «Человек – это в известном смысле все» (Шелер).
В рамках истории философии человек традиционно
понимался в единстве таких его основных
модусов, как тело, душа и дух. При этом
тело выступает одновременно как элемент
природы, в соответствии с интерпретацией
которой можно говорить о его основных
образах в истории философии и науки (микрокосм,
механизм и организм).
Душа также может пониматься в двух основных
ракурсах: во-первых, как жизненный центр
тела, "дыхание" ("прана", "псюхе"),
являющееся той силой, которая, будучи
сама бессмертной, очерчивает срок телесного
существования (ее основные экзистенциалы
здесь – это жизнь, смерть, любовь); во-вторых,
как экзистенциальное начало, индивидуализирующее
человека в обществе и описывающееся в
философии через проблемы свободы воли,
свободы, творчества, игры. Дух воплощает
в себе фундаментальную сущностную идею
"человечности" как таковой, где видовая
особенность человека во времена Аристотеля
связывалась преимущественно со свойствами
разумности (человек как "разумное животное")
и социальности («человек – это политическое
животное»). Вместе с тем, в понятии духа
отражается не только феномен "духовности"
как интегративного начала культуры и
общества, но и личностные характеристики
отдельного человека, где личное характеризуется
через индивидуальное воплощение социально-значимых
качеств, преломленных в фокусе "Я",
самосознания.
Первые философы Индии, Китая, Греции обращали к человеку призыв: «Познай самого себя!» Кант, как известно, полагал, что сферу философии «можно подвести под следующие вопросы:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я смею надеяться?»; все они охватываются последним:
«4. Что такое человек?».
Наиболее
значимо для философа выявление
того, что есть лучшего во всем сущем
и каковы возможности человека в
освоении этого лучшего. Ведущая
проблематика философии человека –
ценностно-практическая (аксиопраксиологическая),
хотя онтология и гносеология
также вовлечены в философско-
Таким
образом основной темой моей работы будет
изучение развития философской антропологии
Средневековья, т.е. проблему познания
человека в соотнесении его к остальному
мирозданию через догматы того времени.
1. Возникновение средневековой философии.
Возникновение
средневековой философии
зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущщее есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н.э конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые в последствии составят основу средневековой философии.
Итак, период
возникновения средневековой
2. Основные положения философии средневековья.
Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющий все сущее.
Наиболее сильное влияние на западную философию оказала христианская религия, поэтому далее будет обсуждаться именно она.
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании.
Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом. (creatio - творение, создание).
Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.
Другим важным следствием креационизма является преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал - активного и пассивноого: идей или форм, с одной стороны, материи - с другой.
На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - Бог, а все остальное - его творение.
Разница между Богом и и творением - огромная: это две реальности различного ранга. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми античные философы надеяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Христианский философ IV-V веков Августин Блаженный (354-430) говорит поэтому, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо. Отождествляя Бога с бытием, Августин следует священному писанию. В Ветхом завете Бог сообщает о себе человеку: "Я есмь Сущий". В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а благодаря другому; отсюда происходит непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире. Христианский Бог, хотя сам по себе недоступен для познания, тем не менее открывает себя человеку, и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания.
Понимание
бытия в средние века в средние века
нашло свое выражение в формуле: ens et bonum
conventuntur (бытие и благо обратимы). Так как
Бог и только Бог есть высшее бытие и благо,
то все, что им сотворено, тоже хорошо и
совершенно. Отсюда следует утверждение
о том, что зло само по себе - небытие, оно
не является сущностью. Так, дьявол, с точки
зрения средневекового мышления, это небытие
прикидывающееся бытием. Зло живет благом
за счет блага, поэтому в конечном счете
добро правит миром. В этом учении выразился
оптимистический мотив средневекового
сознания.