Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 03:17, контрольная работа
Чтобы принимать (соглашаться) или отвергать (критиковать) какое-либо научное положение, необходимо обладать определенными фактическими данными и уметь выводить из них логические заключения, оперируя при этом принятыми, устоявшимися в научном сознании конструкциями - терминами.
Чтобы раскрыть тему контрольной я считаю необходимым обозначить понятие термина "Антропология". Этот термин имеет много толкований. Существует антропология религиозная, философская, социальная, культурная и многие, многие другие.
Введение.
1. Возникновение средневековой философии.
2. Основные положения философии Средневековья.
3. Влияние христианства и античной философии.
4. Направления философской мысли;
4.1. Сущность и существование.
5. Специфика средневековой схоластики.
6. Систематизация средневековой схоластики Фомой Аквинским;
6.1. Человек – образ и подобие Бога;
6.2. Проблема души и тела.
7. Память и история как часть философии.
Выводы.
Использованная литература.
Исходя из этого понимения, средневековые философы ставили такие примерно вопросы: чего в человеке больше - разумного начала или начала животного? Какое из них существенное его свойство, а без какого он может обойтись, оставаясь человеком? Что такое разум и что такое жизнь (животность)? Главное же определение человека как "образа и подобия бога" тоже порождало вопрос: какие же именно свойства бога составляют сущность человеческой природы - ведь ясно, что человеку нельзя приписать ни бесконечность, ни безначальность, ни всемогущество.
Первое, что отличает антропологию уже самих ранних христианских философов от античной, языческой, - это крайне двойственная оценка человека.
Человек
не только занимает отныне первое место
во всей природе как ее царь - в
этом смысле человека высоко ставили
и некоторые греческие
Для платоников, признающих подлинной сущностью в человеке лищь его разумную душу, он есть низшая ступень в длиннейшей лестнице - иерархии разумных существ - душ, демонов, богов, разнообразных умов разной степени "чистоты" и т.д. Для Аристотеля человек прежде всего животное, то есть живое тело, наделенное душой, - только у людей, в отличие от зверей и насекомых, душа еще и разумна.
Для средневековых же философов, начиная с самых ранних, между человеком и всей Вселенной лежит непроходимая пропасть. Человек - пришелец из другого мира (который можно назвать "небесным царством", "духовным миром", "раем", "небом") и должен опять туда вернуться. Хотя он, согласно Библии, сам сделан из земли и воды, хотя он растет и питается, как растения, чувствует и двигается, как животное, - он сродни не только им, но и богу. Именно в рамках христианской традиции сложились представления, ставшие затем штампами: человек - царь природы, венец творения и т.п.
Но как понимать тезис, что человек - образ и подобие бога? Какие из божественных свойств составляют сущность человека?
Вот
как отвечает на этот вопрос один из
отцов церкви - Григорий Нисский. Бог
- прежде всего царь и владыка
всего сущного. Решив создать
человека, он должен был сделать
его царем над всеми животными.
А царю необходимы две вещи: во-первых,
это свобода (если царь лишен свободы,
то какой-же это царь?), во-вторых, чтобы
было над кем царствовать. И Бог
наделяет человека разумом и свободной
волей, то есть способностью рассуждения
и различения добра и зла: это
и есть сущность человека, образ
божий в нем. А для того, чтобы
он моог сделаться царем в мире,
состоящим из телесных вещей и существ,
Бог дает ему тело и животную душу - как
связующее звено с природой, над которой
он призван царствовать.
6.2. Проблема души и тела.
Согласно
христианскому вероучению, сын божий
Иисус Христос воплотился в человека,
чтобы своей мучительной
Идея боговоплощения противоречила не только древней языческой культуре, но и другим монотеистическим религиям - иудаизму и исламу. До христианства господствовало представление о принципиальном различии, несовместимости божественного и человеческого, поэтому не могло возникнуть и мысли о возможности слияния этих двух начал. И в самом христианстве, где Бог представляется вознесенным над всем миром в силу своей трансцендентности, а потому отделенным от природы гораздо радикальнее, чем греческие боги, вселение Бога в человеческое тело - вещь крайне пародоксальная. Не случайно в религии откровения, какой является христианство, вера ставится выше знания: пародоксы, для ума непостижимые, требуется принять на веру.
Догмат о воскресении во плоти определил впоследствии христианскую антропологию. В отличие от языческих верований в бессмертие человеческой души, которая после смерти тела переселяется в другие тела, средневековая мысль убеждена в том, что человек, когда придет время, воскреснет целиком в своем телесном облике, потому что согласно христианскому учению, душа не может существовать вне тела. Именно эти догматы легли в основу средневекового понимания проблемы души и тела.
Первым из философов, попытавшихся привести в систему христианские догматы и на их основе создать учение о человеке, был Ориген (III век). Ориген считал, что человек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит самому человеку, он как бы даруется ему Богом и всегда устремлен к дору и истине. Душа же состовляет как бы наше собственное "Я", она является началом индивидуальности, а поскольку свобода воли воли составляет важнейшее определение человеческой сущности, то именно душа, по Оригену, и выбирает между добром и злом. По природе душа должна повиноваться духу, а тело - душе. Но в силу двойственности души, очень часто низшая ее часть берет превосходство над высшей, побуждая человека следовать влечениям и страстям. По мере того, как это входит в привычку, человек оказывается грешным существом, переворачивающим природный порядок, созданный творцом: он подчиняет себе высшее низшему, и таким путем в мир приходит зло. Таким образом, зло исходит не от Бога и не от самой природы, а от человека, а точнее от злоупотребления свободой.
В
средневековой философии
7. Память и история. Сакральность исторического бытия
В период раннего средневековья можно заметить острый интерес к проблеме истории, нехарактерный в такой мере для античного сознания. Хотя в Древней Греции были такие выдающиеся историки, как Геродот и Фукидид, хотя для Древнего Рима историческое повествование о временах давно прошедших, так же как и о событиях текущих, было одной из важнейших форм самосознания народа, однако история здесь еще не рассматривалась как реальность онтологическая: бытие у древних языческих народов прочно связывалось именно с природой, космосом, но не историей. В средние века на место "священного космоса" древних встает "священная история". Это и понятно. Важнейшее с христианской точки зрения мировое событие - а именно воплощение Бога Сына в человека Иисуса - есть событие историческое, и оно должно быть понято исходя из всей предшествующей истории рода человеческого, как она была представлена в Ветхом Завете. Более того, ожидаемое христианами спасение верующих, которое произойдет, когда "свершатся времена", погибнет испорченный, греховный мир и наступит тысячелетнее царство праведников на земле, тоже мыслится как событие историческое. Ожидание конца истории, то есть эсхатологическая установка средневекового мышления (эсхатология, от греч. eschatos - последний, конечный) приковывала внимание философов к постижению смысла истории, которая теперь превращалась как бы в подлинное бытие, в отличие от реальности природной, трактуемой, как мы уже знаем, преимущественно символически, то есть опять-таки сквозь призму "священной истории".
Изучение Священного Писания на протяжении целого тысячелетия привело к созданию специального метода интерпретации исторических текстов, получившего название герменевтики. Правда, эта интерпретация в средние века была подчинена христианской догматике; однако это воспитывало также интерес к более широкому осмыслению исторической реальности. В эпоху Возрождения, в XIV-XVI веках, этот интерес стал доминирующим.
Интерес
к истории как подлинной
Условием возможности времени, по Августину, является строение нашей души, в которой можно заметить три разные установки: ожидание, устремленное к будущему, внимание, прикованное к настоящему, и память, направленную на прошлое.
Человек,
понятый сквозь призму внутреннего
времени, предстает не просто как
природное, но прежде всего как историческое
существо. Однако в средние века
возможность такого понимания еще
не реализуется полностью, поскольку
сама история здесь включена в
рамки "священных событий" и
потому предстает как отражение
некоторых сверхвременных, надысторических
реальностей. И только в эпоху
Возрождения появляются попытки
освободить "мирскую" историю
от ее "священной" оболочки, рассмотреть
ее как реальность самостоятельную.
Выводы.
Подводя итог нашего рассмотрения, можно сказать, что средневековая философия в целом должна быть охарактеризована как теоцентризм: все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него.
В соответствии
с принципом теоцентризма источником
всякого бытия, блага и красоты
является Бог. Высшую цель жизни видят
в служении Богу.
Античному признанию существования многих
богов, т.е. политеизму, приходит конец.
Иудаизм, христианство, мусульманство
настаивают на единобожии.
Такого рода учения являются монотеистическими.
Теоцентризм – это историческая форма
выражения субъекта, его особого
места в мироздании. В условиях, когда
человек еще связан теснейшими узами со
всеми природными реалиями и родовыми
отношениями, но уже начинает осознавать
свою специфичность, единственным приемлемым
принципом
оказывается принцип абсолютной личности,
принцип Бога. Роль субъекта уже выделена,
но не настолько, чтобы ее в полной мере
относить к отдельным людям. Принцип абсолютной
личности - это результат более глубокого,
чем в
античности, понимания субъективного.
Показательно, что античные мыслители,
современники христианства, не воспринимали
последнее. Им казалось чудовищным считать
иудея Христа сыном Божьим. Они находили
в том же христианстве (Ветхий Завет был
написан еще до нашей эры, а Новый Завет
- в 1-11 вв. н.э.) много противоречий. Но даже
действительное наличие последних не
могло приостановить главного - усиления
принципа субъекта, что как раз и нашло
свое воплощение. Кстати, выяснилось, что
именно античные мыслители подготовили
основу для геоцентрических представлений.
Это, в частности, выработка достаточно
строгого стиля мышления, умения развивать
единый логический принцип, без которого
монотеизм, как очевидно, не может обойтись,
а также понимание единого как блага. Когда
теологи стали придавать христианству
строгую логическую форму, то они обратились
непосредственно к арсеналу идей античной
философии. Разумеется, принцип субъекта
не мог проводиться в средневековье иначе
как в соответствии с содержанием жизненных
реалий: даже в ученых трактатах Бог появляется
как господин, феодальный сеньор, царь.
Августин считал, что "творец зовется
творцом по отношению к своим тварям подобно
тому, как господин зовется господином
по отношению к своим слугам". Многократно
воспроизводилась мысль, что ангелы, монахи,
миряне - вассалы Бога. ".
Вместе с тем Бог-Сын ближе мирянам, чем
его могущественный отец. Христос выступает
как Богочеловек, как человек, учитель,
наставник, удивительно тонко понимающий
смиренную душу необразованного крестьянина.
Человеческая природа Христа - это подлинная
основа средневекового гуманизма. Принцип
теоцентризма с его всеохватностью вынуждал
средневековых философов рассматривать
и уточнять такие понятия, как бытие, сущность,
существование, свойство, качество.
Средневековье
это время становления
Использованная
литература.
2
Лега В.П. История западной философии
3 В. Татаркевич. История
философии. Античная и средневековая философия
4 Э.Жильсон «История христианской
философии в Средние века»
5 Основы философии: Учебное пособие для вузов. /под ред. Попова Е.В./. –
М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 320 с.
6 Философия: учебник
для высших учебных заведений. – Ростов
н/Д.:
«ФЕНИКС», 1999 – 576 с.
7 Столяров А.А. Мир религиозного опыта./История философии. Запад-
Россия-Восток.
8 Интернет портал Intencia.ru: раздел «Средневековая философия»