Аристотель об экономике, обществе и государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 00:06, реферат

Описание

Аристотель - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Даже стиль Аристотеля существенно отличался от платоновского. Если Платон создавал свои произведения в форме диалогов, то Аристотель писал философские тракты.
Платон и Аристотель отличались не столько взглядами, сколько характером и отношением к поиску истины. Платон - вдохновенный художник и писатель, которого фантазия уносит из реального мира. Аристотель - собранный вдумчивый исследователь, который ничего вокруг не склонен оставлять без внимания и определения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Жизнь и творчество Аристотеля……………………………………………………….4
Глава 2. Аристотель об экономике, обществе и государстве……………………….10
2.1 Условия формирования экономических взглядов Аристотеля..10
2.2 Экономические взгляды Аристотеля………………………………………….13
2.3 Концепция государства по Аристотелю……………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………………………………………..21
Список литературы………………………………………………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

Владение земельным  участком рассматривалось как  полноценная  гарантия выполнение  гражданином  своих  обязанностей  перед  полисом,   перед   всем гражданским коллективом.

В Греции середины V в. до н. э. сформировалось экономическая  система, которая без особых изменений просуществовало до конца  IV  в.  до  н.  э.  и которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику.

Греческая экономика  в целом не была однородной.  Среди  многочисленных греческих  полисов  можно  выделить   два   основных   хозяйственных   типа, отличающихся по своей структуре.

  • Для первого типа  полиса - аграрного  —  было  характерно  абсолютное преобладание  сельского  хозяйства,  слабое  развитие  ремесла  и  торговли.
  • Другой тип  полиса  можно  условно  определить  как  торгово-ремесленный,  в структуре  которого  роль  ремесленного   производства   и   торговли   была значительно выше, чем полисах первого типа.

Именно в  полисах  второго  типа  была  создана  ставшая  классической рабовладельческая экономика, которая имела  довольно  сложную  и  динамичную структуру, а производительные силы  развивались  особенно  быстро  (примером таких полисов были Афины, Коринф, Родос и др.). Полисы этого  типа  задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции  V - IV вв. до н. э.

В целом сельское хозяйство Греции V - IV вв. до н. э. имело следующие особенности: многоотраслевой характер, преобладание  трудоемких  интенсивных культур  (виноградарство,  маслиноводство),  внедрение  рабского  труда  как основы земледелия, товарная направленность рабовладельческого  поместья  как нового типа организации сельскохозяйственного производства.

Следует  отметить,  что   описанная   структура   крупного   афинского

землевладения должна была переживать серьезный  внутренний  кризис  по  мере того,  как  укреплялось  правовое  и   имущественное   положение   афинского гражданства,  росло  его  самосознание,  увеличивалось  богатство  афинского полиса, оказавшегося во главе обширного Морского союза.  Также  упрочивалась система  афинской  демократии  с  ее  продуманной  политикой   материального обеспечения  бедных  граждан,  интенсивного  развития  городской   жизни   и городского ремесла.

Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных  полисах  и  в Греции V - IV вв. до н. э. в целом, не могла существовать без привлечения к труду большой массы рабов, абсолютное количество и удельный  вес  которых  в греческом обществе V - IV вв. до н. э. непрерывно возрастал.

Система  классического  рабства  сформировалась  в  более  или   менее законченном виде в развитых торгово-ремесленных полисах (Афины), в то  время как в аграрных полисах  (Спарта)  социально-классовая  структура  отличалась целым  рядом  особенностей.  Наиболее  ярким  примером   является   афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности  социально-классовой структуры торгово-ремесленных полисов,  играющих  ведущую  роль  в историческом развитии древней Греции V - IV вв. до н. э.

Таким  образом,  экономические  взгляды  Аристотеля  формировались   в условиях  кризиса  рабовладельческого  полиса,   обострения   борьбы   между аристократией, между богатыми и бедными,  между  рабами  и  рабовладельцами, между  демократической  Афиной  и  олигархической  Спартой.  Это,   конечно, сильно отражалось в его работах.

 

2.2 Экономические  взгляды Аристотеля

      Как уже говорилось выше, несмотря  на обострившуюся ситуациюс рабовладением  в Греции, Аристотель считал рабов  естественным элементом греческого  общества. По его мнению люди  от природы делятся на свободных и рабов. Свободный человек не предназначен для грубого физического труда, его должны выполнять специально рожденные для этого рабы. Предназначение же свободного человека Аристотель видит в участии в политической, экономической и культурной жизни полиса. Таким образом, основу богатства и  главный  источник  его  увеличения составляли  рабы.  Аристотель  назвал  рабов  «первым  предметом  владения», поэтому надо заботиться  о  приобретении  хороших  рабов,  которые  способны  долго и усердно трудиться.     

      По  сути,  Аристотель  был   одним  из  первых  мыслителей,  пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции.  Особое  место  в его трудах занимает объяснение понятий  денег, торговли.

      Аристотель с  большим  упорством   пытался  понять  законы  обмена.  Он исследовал исторический процесс  зарождения  и  развития  меновой  торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой,  способствующей образованию   государства.   Нужда,   то есть   экономическая    необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого  лежит  факт общественного разделения труда.

      Первоначальное   развитие   меновой    торговли    было    обусловлено естественными  причинами,  так как  люди  обладают   необходимыми   для   жизни предметами, одними в большем, другими – в  меньшем  количестве.  Пользование каждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом  пользуются по его назначению, в другом –  не  по  назначению.  Для  примера  Аристотель приводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того,  чтобы  надевать  на ноги, и для того, чтобы менять её на  что-либо  другое»2.  И в том и в другом случае обувь является предметом  пользования.  Так  же  обстоит  и  с остальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена.

      Аристотель доказывал, что постепенно  обмен способствовал появлению таких предметов, которые сами  по себе представляли ценность и стали обслуживать  обмен.  Он  писал:  «В  силу необходимости,  обусловленной   меновой   торговлей   возникли   деньги». 3 Аристотель не сомневается в  том,  что  деньги  –  это  воплощенное  в  вещи выражение товарной стоимости. Если  товары  и  деньги  соизмеряются  друг  с другом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель  знал, что из товарных отношений  возникли  деньги,  появилось  денежное  выражение стоимости товара – его цена. Деньги – это  товар  всеобщей  размениваемости, основа обмена.

      Аристотель одобрительно относился  к тому виду хозяйствования,  который преследовал цель приобретения  благ  для  дома  и  государства,  назвав  его «экономикой». Экономика связана с производством продуктов,  необходимых  для жизни.

      Деятельность   торгово-ростовщического   капитала,   направленную   на обогащение,   он   характеризовал   как   противоестественную,   назвав   её «хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её  главная цель – накопление богатства. Аристотель говорит, что  товарная  торговля  по своей природе не принадлежит к  хрематистике,  потому  что  в  первой  обмен распространяется  лишь  на  те  предметы,  необходимые   для   продавцов   и покупателей. Поэтому первоначальной формой  товарной  прибыли  была  меновая торговля, но с её расширением необходимо возникают  деньги.  С  изобретением  денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную  торговлю,  а последняя превратилась в хрематистику,  то  есть  искусство  делать  деньги. Проводя  такие  рассуждение,  Аристотель  приходит  к  выводу,  хрематистика построена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена.

      Аристотель пытался выяснить  природу этих  двух  явлений  (экономики  и хрематистики), определить их историческое место.  На  этом  пути  он  первый смог установить различие между деньгами как простым средством обогащения,  и деньгами, ставшими  капиталом.  Он  понимал,  что  экономика  незаметно,  но необходимо переходит в хрематистику.

      Аристотель считал, что истинное  богатство состоит из предметов   первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не  может быть   бесконечным,   а   должно   ограничиваться   определенными   рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла  в  силу необходимости и государство не  может  обойтись  без  неё,  в  то  же  время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм,  но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не  имеют тогда никакой пользы в житейском обиходе.

      Экономическую концепцию Аристотеля можно изложить в нескольких основных тезисах:

        1. Проблемы рабства: рабы преимущественно иноземцы.  Доказывал грекам, что рабство само по себе их не касается и не  несет угрозы  для            свободного гражданства.

        2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной  периферии            и эксплуатации рабов-иноземцев.  Аристотель  предлагает  усилить            "средний класс", так как это ведет "к прекращению внутренних            распрей, на почве неравенств возникающих".

        3. Защитник частной собственности  (отрицать ее  уже  было  нельзя),            нашел корни собственности у животных.

        4.  Натурализация  хозяйства,  переход  к  земледелию.  Добродетель            земледельца -  прикован  к   своему  участку,   всегда   занят            хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходит            на собрания. Противоположность - ремесленник,  который толчется            на городских площадях.

        5.   Ограничение   крупной   торговли,    запрет    спекуляции    и            ростовщичества,  мелкая  торговля  для поддержки экономических            связей и разделения труда.

        6.  Богатство  -  совокупность  полезных  вещей,  то,  что   служит            удовлетворению человеческих потребностей.

        7.  Теоретический  анализ  обмена,  стоимости,  денег.   Аристотель            справедливость  обмена  уже ищет  в арифметической  пропорции.            "Обмениваемые товары должны быть равны, а каком-то  отношении и            обмен должен  возмещать ущерб,  который наносится   продавцу,            потерей проданной вещи."  -  но  оставил без ответа,  что же            является основой равенства товаров. Признается влияние редкости.           "Благо, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое            имеется в изобилии". Аристотель делал попытку решить  проблему            происхождения денег.  Он  утверждал,  что деньги  возникли  по            соглашению людей в результате неудобства перевозки многих  вещей            на  далекие расстояния,  отмечает   объективную   необходимость            появления денег, адресуясь к затруднениям  обмена,  усложнению            последнего, расширению  рыночных  связей.  "Лишь  деньги  делают            товары соизмеримыми", что явно завышает функции денег, отношения            между товаром и деньгами ставит с ног на голову.

        8. Аристотель исследует экономическую  организацию современного  ему            общества и приходит к выводу,  что хозяйственная  деятельность            людей может быть разделена на занятия экономикой (как определял            ее Ксенофонт) и занятия хрематистикой. Экономика -  естественная            хозяйственная   деятельность,    связанная    с    производством            необходимых для жизни продуктов.  Пределы  этой  деятельности  -            разумное личное потребление человека. Хрематистика  же  является            искусством наживать состояние. "В искусстве наживать  состояние,           поскольку оно сказывается в торговой  деятельности,  никогда  не            бывает  предела в достижении  цели,  так как целью-то  здесь             оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами.  Все,            занимающиеся  денежными оборотами,  стремятся увеличить   свои            капиталы   до   бесконечности"   Аристотель   считает    занятие            хрематистикой противоестественным, но он достаточно реалистичен,            чтобы видеть невозможность "чистой экономики".

      Таким образом,  Аристотель довольно подробно изложил  в  своих  трудах главные экономические  проблемы.   Он  пытался  понять  законы  обмена,  дал довольно полную характеристику денег.

2.3 Концепция  государства по Аристотелю

      Система политических  взглядов изложена у Аристотеля  более  богато  и развернуто, чем у его учителя Платона.  В  отличие  от  Платона,  Аристотель подчеркивал, что существует разница между обществом и государством.  По  его мнению,  есть  различные  формы  объединения  людей,  основными  из  которых являются  семья,  поселения,  государство.   «Аристотель   считал   человека общественным животным, который может жить только в обществе  и  государстве. Государство, по его мнению,  важнее  семьи  и  отдельной  личности,  подобно тому, как целое важнее части. Созданию государства способствует обмен  между отдельными людьми».4

      Взгляд  на  идеальное  государство  у  Аристотеля  также  отличался   от представлений Платона. Платон, в сущности, создал  утопию,  его   проект  не

имел шансов быть  реализованным.  Аристотель же  не  замыкается  на  построении какого-то наилучшего государственного устройства, а  рассматривает  основные принципы функционирования государства, описывая  при  этом  несколько  типов, как положительных, так  и  отрицательных,  по  его  мнению,  государственных систем.

      По   мнению   Аристотеля,  существовало  три  вида  "правильных"  форм правления в государстве:

  • монархия, где  власть  принадлежит  наследственному правителю;
  • аристократия, где  властвуют  лучшие;
  • демократия,  где  власть осуществляется гражданами  государства.

     Однако,  по  убеждению  Аристотеля, недостаток этих "правильных" форм  государственного  устройства  состоит  в том, что они имеют тенденцию вырождаться в "неправильные" формы, где   царят   порок   и злоупотребления:  

  • монархия   может   выродиться   в   тиранию;
  • аристократия – в  олигархию  (власть  немногих,  подчиняющих  свои  интересыобщим);
  • демократия – в охлократию (власть невежественной  и  темной  толпы).

    Поэтому  Аристотель выдвигал идею формирования   "смешанного   государства",  которое должно   сочетать  достоинства  демократии,   аристократии    и    монархии.  Аристотель называл эту форму государства "политией".

Информация о работе Аристотель об экономике, обществе и государстве