Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:12, реферат
Этот Учитель всегда будет одной из наиболее таинственных и загадочных личностей для западного мира, поскольку древние жители Востока, в отличие от многих других народов, не записывали свою историю. Имя Вьяса («тот, кто распространяет или развивает») является родовым, и его давность установить невозможно. Е. П. Блаватская указывает, что не следует путать составителя Вед с автором «Махабхараты» или с основателем школы уттара-мимансы. Сейчас мы ведем речь о первом из них. Об этом Учителе не сохранилось исторических сведений, до нас дошли лишь устная традиция и предания.
Аватара Вьяса
и происхождение Вед
Этот Учитель всегда будет одной из наиболее таинственных и загадочных личностей для западного мира, поскольку древние жители Востока, в отличие от многих других народов, не записывали свою историю. Имя Вьяса («тот, кто распространяет или развивает») является родовым, и его давность установить невозможно. Е. П. Блаватская указывает, что не следует путать составителя Вед с автором «Махабхараты» или с основателем школы уттара-мимансы. Сейчас мы ведем речь о первом из них. Об этом Учителе не сохранилось исторических сведений, до нас дошли лишь устная традиция и предания.
Вьяса
Согласно этим
преданиям, Аватара Вьяса, один из великих
Основателей религий, собрал в единую
систему древнейшие гимны и эзотерические
Учения, объяснил их смысл и, придав им
символическо-аллегорическую форму, сделал
доступными для большей части народа.
Он облек чистые и благородные идеи в многочисленные
мифы, которые направили множество людей
и позволили тем, чьи умы и сердца пребывали
в стадии детства, прикоснуться к подлинной
Красоте и Истине. И тогда, в те далекие
времена, когда Европа и даже Египет еще
не знали цивилизации, этот древний народ
обратился к внутреннему миру души, и волна
мистицизма прокатилась по всему Востоку.
Дворцы и хижины озарились метафизическим
Светом Агни, и Арьяварта вновь возродилась.
Священные Веды послужили образцом для всех религиозных книг Пятой расы, и даже многие культуры, являющиеся потомками Атлантиды, вдохновлялись ими. В течение долгого времени Учение Вед сохранялось как устная традиция, а позже было записано. Это Учение исполнено здравого смысла и истинной духовности, не запятнанной эгоизмом и низменными интересами. Веды стали очагом, который осветил трудный путь человека в этом мире и подарил вечным странникам знание, вселяющее покой, — осознание того, что Некто уже проделал этот путь и ждет в конце, где дорога сливается со звездным небом.
Вьяса диктует
Веды Ганеше
Позже Кришна, собственно
Аватара Пятой расы, примет священное
наследие и оставит нам один из
самых значительных философско-религиозных
памятников всех времен — бессмертную
Упанишаду Бхагавадгиты*.
К священным
текстам Индии относятся Веды
— самое древнее писание на
земле, а также древнеиндийский
эпос «Махабхарата» и «Рамаяна».
Веды относят
к традиции шрути, что означает «услышанное»,
т.е. услышанное от богов, непосредственно
переданное человеку богами. Эпические
поэмы относят к традиции смрити, что означает
«запомненное», т.е. то, что происходило
на земле, осталось в памяти поколений
и трепетно оберегается до сих пор. Помимо
эпических текстов смрити разрабатывают
отдельные области знания, например, грамматику,
астрономию, медицину, правоведение и
др.
Также к священным
текстам (традиция смрити) относят пураны
(«повествование о древности», «древние
предания») — они составлены из гимнов,
обрядов и ритуалов, из мифов, повествующих
о родословной богов и царей, о творении,
об исторических циклах, об истории священных
мест и т.д.
Веды
Е.П. Блаватская
пишет о древности и
„Веды“ были
окончательно обработаны и составлены
за четырнадцать столетий до нашей эры;
но к их древности это не имеет никакого
отношения… Когда мы разбираем эти гимны...
они представляют глубокий интерес как
история человеческого разума, так как
принадлежат намного более древнему периоду,
чем поэмы Гомера и Гесиода.»*
Веды имеют
огромное значение: во-первых, они приводят
нас к истокам древней арийской
религии, во-вторых, они дают нам
ключи к пониманию Индии, в-третьих,
они дают нам понимание основных
идей эзотерической доктрины и всех арийских
религий. Они заключают в себе знания древних
индийцев о богах, человеке и жертвоприношении,
соединяющем мир земной и божественный.
В них отразились представления человека
об окружающем мире, космосе, ритуале,
социальном устройстве, этических ценностях
и морали. Некоторые понятия, используемые
в Ведах, позже переходят в философию и
мировоззрение брахманизма — понятие
о трехчастном строении мира, понятие
майи, риты — мирового закона, управляющего
Вселенной, понятия жертвы, пути и т.д.
Как писал индийский
ученый Р.Н. Дандекар, «Веды – это
та музыка бесконечности, которая звучит
извечно. Древние мудрецы слышали
ее и передавали своим потомкам как
самое драгоценное наследство. Веды
– это шрути в том смысле,
что это „ритм бесконечного, услышанного
душой“».
Веды создавались постепенно, поэтапно, поэтому на данный момент мы знаем четыре основные книги.
• «Ригведа» — «Веда гимнов», или основная веда.
Она представляет
собой своего рода Библию человечества,
от которой произошли все
На первом, самом раннем этапе индийской культуры очень важно было пробудить в человеке чувство мистики, священного отношения к богам, обозначить и объяснить основные принципы и силы, действующие в Природе, поэтому «Ригведа» составлена из гимнов. Эта книга была сложена на языке, который так и назывался «ведийский», а после обработки учеными-жрецами получил название санскрита.
• «Самаведа» — «Веда напевов».
• «Яджурведа» — «Веда жертвенных формул».
• «Атхарваведа» — «Веда магических заклинаний».
«Атхарваведа»
(наиболее поздняя) изначально была связана
со жрецами культа огня, знатоками
магии. Они заложили основы домашнего
ритуала, который и по сей день
играет в индуизме важную роль. «Пятая
веда» — пураны. Приписыватся Вьясе,
автору «Махабхараты».
К традиции шрути принадлежат помимо Вед и другие тексты, непосредственно опирающиеся на них и развивающие отдельные их стороны:
К каждой веде — самхите примыкают:
• Брахманы — содержат комментарии к правилам, ритуалам.
• Араньяки — размышления для тех, кто живет в лесах.
• Упанишады (букв.
«сидеть у ног Учителя») — тексты
этического, философского и ритуального
характера.
• Брахманы в
основном были предназначены для
жрецов-брахманов. Основная их задача
была — раскрыть, объяснить определённый
порядок жертвоприношения.
• Араньяки —
это учения, посвященные отшельникам,
араньяки в переводе означают «лесные
книги». Для трех высших варн индуистов
было четыре необходимых ступени
развития; первая ступень — ученик,
когда они начинали изучать Веды
под руководством учителя; вторая ступень
— «семьянин», как главный жрец семьи,
который проводит основные ритуалы, отвечает
за её развитие; третий этап в жизни брахмана
— «отшельник», уход в леса для размышлений
(как раз для этой части были посвящены
араньяки, т.е. учения о духовном просветлении
для начинающих отшельников, наставления
о том, что такое жертва, созерцание, размышление,
единение с Богом и т.д.).
• Упанишады
предназначались для четвёртой
стадии развития «дваждырожденных»
— отречения для пожелавших стать
аскетами. В упанишадах содержится свод
философских представлений ведизма. Упанишад
108, но основных 13. Они возникли (по официальным
данным) в период VIII–VI вв. до н.э. В упанишадах
и брахманах упоминаются определенные
констелляции звезд в точно указанных
положениях, что позволяет датировать
время создания эпоса примерно 20 000 г. до
н.э. Собственно упанишады стали основой
одной из философских школ брахманизма
— веданты (букв. «конец вед»). Упанишады
— искусство достижения Божества, это
наставления брахманов царям-кшатриям
в мудрости.
В упанишадах появляются
основные философские понятия: Брахман
(единое, невыразимое и непостижимое
Божество) и Атман (духовное начало человека,
исходящее из Брахмана и тождественное
ему), всеединство Божества и мира, понятие
«Я», прана (тонкая жизненная энергия),
Карма (закон причинно-следственной связи),
сансара (перевоплощение, круговорот жизней
и смертей) и мокша (освобождение от колеса
сансары).
«Махабхарата» и «Рамаяна»
Краткое содержание «Махабхараты»
В переводе на русский
язык «Махабхaрата» означает «Великое
сказание о потомках Бхараты» или
«Сказание о великой битве
бхаратов». Это героическая поэма, состоящая
из 18 книг, и содержит около ста тысяч шлок
(двустиший).
Авторство поэмы
приписывается легендарному мудрецу
Кришне-Двайпаяне Вьясе (современнику
и близкому родственнику героев «Махабхараты»,
на санскрите его имя означает
«тот, кто упорядочивает»).
Текст «Махабхараты»
складывался постепенно, по официальным
данным — примерно с IV в. до н. э. по IV
в. н. э. Но уже задолго до этого, возможно,
со второй половины II тысячелетия до
н.э., эпос бытовал во многих устных
вариантах. Своим названием он обязан
Бхарате — роначальнику Лунной династии
царского рода Бхаратов. В древности Индия
называлась Бхаратваршей (Страна Бхаратов),
в наше время ее официальное название
на языке хинди — Бхарат.
Сюжет «Махабхараты»
— история рождения, воспитания
и соперничества двух ветвей царского
рода Бхаратов: Кауравов, ста сыновей царя
Дхритараштры, старшим среди которых был
Дурьодхана, и Пандавов — пяти их двоюродных
братьев во главе с Юдхиштхирой. Кауравы
воплощают в эпосе темное начало. Пандавы
— светлое, божественное. Основную нить
сюжета составляет соперничество двоюродных
братьев за царство и столицу — город
Хастинапуру, царем которой становится
старший из Пандавов мудрый и благородный
Юдхиштхира.
Зависть и злоба
Кауравов преследуют Пандавов всю жизнь,
но с момента помазания на царство Юдхиштхиры
достигают предела. Согласно традиции,
каждый из присутствующих на церемонии
помазания может вызвать будущего повелителя
на поединок; отказ невозможен, он расценивается
как проявление слабости. Кауравы, зная,
что Юдхиштхира плохой игрок в кости, вызывают
его на поединок, и он проигрывает имущество,
цар-ство, братьев, жену и самого себя.
По требованию деда Кауравов и Пандавов,
мудрого Бхишмы, проигранное возвращается
Юдхиштхире, но его вторично вызывают
на игру, и он опять проигрывает все. В
результате на совете рода было решено:
Пандавы и их жена Драупади отправляются
в изгнание на 13 лет. Царство им будет возвращено
при условии, что последний, 13-й год они
проживут никем не узнанными. Пандавы
выполнили обет, но вероломные Кауравы
отказались соблюдать условия договора,
и с этого момента братья начинают готовиться
к войне. Армии Пандавов и Кауравов встречаются
на поле Куру и сражаются 18 дней. Погибают
почти все, лишь Пандавы-победители остаются
в живых. Юдхиштхира воцаряется в столице
отвоеванного царства, где долго и счастливо
правит подданными.
Пожалуй, самой
знаменитой и прославленной является
та часть «Махабхараты», которая
называется «Бхагавадгита», или «Гита»
(санскр. «Песнь Господня», эпизод 6-ой
книги). Это своеобразный трактат о природе
Дхармы (санскр. «религиозный закон», «вера»,
«мораль», «нравоучение»), познании души
и пути спасения. «Бхагавадгита» рассказывает
о кульминационном моменте эпоса, когда
противоборство враждебных кланов достигает
наивысшего напряжения. Пандавы и Кауравы
после долгих лет соперничества, ненависти
и обид приводят огромные армии на поле
сражения, выстраивают их в боевом порядке
и, перед тем как броситься в битву, замолкают
и смотрят друг другу в лицо. «Бхагавадгита»
начинается обращением предводителя армии
Пандавов, воина и полководца Арджуны,
к своему божественному учителю Кришне:
«...Я вопрошаю, что лучше, скажи это ясно;
я твой ученик, наставь меня, к тебе припадаю».
И сама «Бхагавадгита» является наставлением,
которое бог Кришна дает своему ученику
Арджуне.1
В «Бхагавадгите»
отражены важнейшие для индийской
культуры идеи: о знании как откровении;
о карме — перерождении живых
существ в зависимости от содеянного
в данном рождении; о йоге как
соединении души человека с мировой
душой и освобождении в результате этого
соединения от вечных перерождений; о
равновесии мысли, не знающей злых и добрых
деяний; о бесстрастном выполнении долга
своей варны, своей касты, своего рода,
своей семьи.