Баденская школа философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 16:41, контрольная работа

Описание

Баденская школа – это одна из влиятельных в начале 20 в. школ неокантианства. Название получила вследствие того, что учения её излагались профессорами Виндельбандом и Риккертом в университетах земли Баден - в Гейдельберге и Фрейбурге. Основная идея Баденской школы - противопоставление метода истории методу естествознания; история якобы наука об индивидуальных фактах развития, представляющих культурную ценность; естествознание - наука о повторяющихся и общих закономерностях явлений природы.

Содержание

Ведение 3
Основные идеи баденской школы 4
Работы Виндельбанда 8
Деятельность Риккерда 10
Заключение 19
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

к.р по философии.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)
 

Федерация государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования 

«Сибирская  академия государственной службы». 
 

Кафедра гуманитарных основ государственной  службы.

Дисциплина: Философия. 
 
 

Контрольная работа

По теме:

«Баденская школа философии». 
 
 
 
 

                                                                                   Выполнила:

                                                                                   Студентка группы  №09318

                                                                                   Курицына И.А

                                                                                   Проверил: преподаватель

                                                                                   Хлебников М.В. 
 
 
 

2010 г. 
Содержание: 

  1. Ведение                                                                                   3
  2. Основные идеи баденской школы                                       4
  3. Работы Виндельбанда                                                           8
  4. Деятельность Риккерда                                                       10
  5. Заключение                                                                           19
  6. Список литературы                                                              20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

   Баденская школа – это одна из влиятельных в начале 20 в. школ неокантианства. Название получила вследствие того, что учения её излагались профессорами Виндельбандом и Риккертом в университетах земли Баден - в Гейдельберге и Фрейбурге. Основная идея Баденской школы - противопоставление метода истории методу естествознания; история якобы наука об индивидуальных фактах развития, представляющих культурную ценность; естествознание - наука о повторяющихся и общих закономерностях явлений природы. И в тех и в др. науках понятия - не отражение реальности, а ее преобразование в мысли, подчиненное априорным принципам: в естествознании - установке на познание общего, в истории - на познание индивидуального. Баденская школа исходит, опираясь на Канта, из противопоставления бытия, или сущего, должному. Характерное для нее отрицание исторической закономерномерсти связывается с  теорией ценностей. Учения эти были развиты  Г. Мюнстербергом (1863-1918), Э. Ласком (1875-1915).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  идеи баденской школы. 

   Баденская школа сложилось в конце 19 - начале 20 веков.

   Своё название получило от земли Баден, на территории которой находится Фрейбургский университет, где работали основные представители школы - Виндельбанд и Риккерт. Виндельбанд – основатель баденского направления в неокантианстве, а Риккерт – систематизатор этого учения. В отличие от Марбургской школы, ориентирующейся преимущественно на математическое естествознание, для философов Баденской школы характерен уклон к гуманитарным наукам.

   Разработанная Баденской школой классификация наук, в основу которой положены различия по "формальному характеру познавательных целей наук" (то есть по методу), а также грандиозная по своим масштабам теория истории и культуры получили широкое распространение в среде гуманитариев, оказав значительное влияние на развитие философии, социологии, психологии, культурологии и историографии 20 века.

    Подобно Канту и представителям Марбургской школы неокантианства, мыслители Баденской школы ("баденцы") ставили в качестве первостепенной задачу трансцендентального обоснования знания, его всеобщего и необходимого характера.

   Однако, в отличие от своих предшественников, ориентировавшихся главным образом на математическое естествознание, баденцы переносят акцент на выяснение логико-методологических особенностей исторической науки и исторического познания в целом. Такая переориентация исследовательских поисков оказывается в рамках Баденской школы тесно связанной со специфической трактовкой самого предмета философии. В основу его понимания Баденская школа кладёт так называемую "мировую проблему", или проблему отношения "Я" к "миру", что в гносеологическом плане равносильно отношению субъекта (S) к объекту (О).

   Задачей философии становится с этой точки зрения "показать, каким образом S и О объединяются в едином понятии о мире, показать нам место, занимаемое нами в мировом целом", то есть дать мировоззрение. Именно в этом и Виндельбанд и Риккерт усматривали главное отличие философии от всех специальных наук и более того, неизменность самого понятия философии. Осмысливая это единство "Я" и мира, представители Баденской школы подвергли критике объективизм и субъективизм в философии и науке в трактовке проблемы единства О и S. Объективизм (здесь имеются в виду главным образом материализм и позитивизм) сводит S к О, вовлекая его в единую причинно-следственную связь объектов. При этом сам мир превращается в индифферентное бытие вне культуры, в процесс, о смысле и значении которого нельзя спрашивать. Это, в свою очередь, делает невозможным построение мировоззрения, включающего в себя ряд смысложизненных вопросов, на которые не в состоянии ответить наука с её объективирующими методами.

   В аналогичной ситуации, по мнению баденцев, оказывается и субъективирующая философия, распространяющая категорию S на все действительное бытие, рассматриваемое как мир воли и деятельности. Понимаемый таким образом мир оказывается также непонятен и лишён какого-либо смысла, как и мир объектов, ибо неизвестны ценности этого всеобъемлющего мирового "Я", которое может быть столь же ничтожным и лишенным всякой ценности, как и любой индивидуальный S. И объективизм и субъективизм оказываются не в состоянии дать удовлетворительное решение проблемы единства "Я" и мира и таким образом выработать подлинное мировоззрение, предполагающее выдвижение на первый план вопроса о смысле жизни и её ценности, а также то, каким образом S как простой объект среди объектов может иметь отношение к ценностям, придающим смысл его жизни.

   Главная ошибка описанных способов философствования заключается, по Риккерту, в том, что используемое ими понятие о мире является слишком узким, оно не выходит за пределы действительного бытия, являющегося лишь частью мира, который включает в себя ещё и ценности. Таким образом единство "Я" и мира оказывается возможным только как единство действительности и ценности. Мировая проблема, как главная проблема философии конкретизируется теперь так - понять взаимное отношение обеих частей мира, найти связь между ценностью и действительностью. Риккерт всячески подчёркивал "надсубъектный", "надбытийный", абсолютный и наконец, трансцендентный характер ценностей, интерпретируя их как своеобразный принцип бытия, познания и деятельности.

   Условием соединения действительности и ценности становится, с его точки зрения, особая форма бытия ценностей - их значимость, а проявляют они себя в этом мире как объективный "смысл". В поисках этого смысла Риккерт предлагал отвлечься от уже выкристаллизовавшихся ценностей в виде благ (как соединения ценности с объектами действительности) и обратиться к самому акту оценки, который, по его мнению, и придаёт ценность действительности, превращая её в эти блага. Вводится понятие "смысла" акта оценки, который - смысл - хотя и связан с реальным психическим актом, но при этом не зависит от акта признания или непризнания того или иного теоретического положения, являясь обозначением его чистой ценности.

   По Риккерту, лишь сама оценка, в которой смысл проявляется, представляет собой реальный психический акт; смысл же сам по себе выходит за пределы психического бытия. Это то, что не есть ни бытие, ни ценность, но сокрытое в акте переживания значение ценности; то, что указует на ценность. Тем самым смысл приобретает роль своего рода посредника между бытием и ценностями и составляет отдельное "царство смысла".

   Следующим этапом исследований Баденской школы стали попытки теоретического обоснования существования ценности в действительности. Это предполагало постановку целого ряда вопросов. Могут ли трансцендентные ценности проявиться в имманентном мире? Существует ли рационально объясняемая трансцендентность и можем ли мы познать её? Возможен ли переход от имманентного к трансцендентному? Все эти вопросы об имманентности и трансцендентности решались Баденской школой на почве гносеологии, так как в конечном счёте их можно было свести к одной из главных проблем - проблеме обнаружения в познании трансцендентного объекта, являющегося гарантом объективности и общезначимости знания. Тщательный анализ всех возможных субъектно-объектных отношений привёл представителей Баденской школы к выводу о том, что субъекту всегда дан в познании не трансцендентный, а имманентный объект.

   Это побудило баденцев, с одной стороны, отказаться от традиционного решения проблемы кантовской "вещи в себе" в духе реализма, а, с другой - к попыткам обоснования возможности перехода трансцендентного в имманентное (то есть в действительность).

Риккерт осуществлял это  двояким образом:

Трансцендентально-психологический  путь - от познания через акт суждения к трансцендентному предмету, когда этот предмет выступает как "трансцендентальное долженствование" и принимает вид "трансцендентных правил и норм, требующих признания". Путь к трансцендентному предмету лежит в данном случае через доказательство трансцендентного, объективного характера долженствования, в котором, якобы, и выражает себя ценность (а значит и трансцендентный предмет).

   От предмета познания к познанию, от трансцендентного к имманентному, когда в качестве исходного пункта берётся уже не акт суждения, а истинное положение, которое признается самим этим актом, но не сводится к нему. Речь шла о содержании истинного суждения, которое, по Риккерту, имеет объективный, трансцендентный смысл и которое есть вневременная, идеальная, имеющая значение ценность. Первый путь привёл к предмету, как трансцендентальному долженствованию, которое, однако, не тождественно самой ценности; второй - хотя и вывел к предмету познания, но не объяснил, как к нему пришли, так как чистая ценность, трансцендентное, все равно отделены от реального познания пропастью, которая преодолевалась баденцами, по их же признанию, с помощью "иррационального прыжка".

Проблема соединения имманентного и трансцендентного, действительности и ценности осталась неразрешимой и хотя по словам Риккерта, нельзя отрицать факт существования этого единства (в противном случае познание не имело бы смысла), оно остаётся загадкой.

    
 

Работы  Виндельбанда. 

   Баденская школа неокантианства, исходя из признания качественного различия природы и свободы, как и Дильтей, занялась обоснованием различия в методах их исследования. С этой целью глава школа В. Виндельбанд (1848—1915) классифицирует суждения на два основных типа. С помощью первого типа — абстрактно-логических суждений — описывается природа, т. е. конструируется теоретическим разумом естественнонаучная картина феноменального мира. Второй тип суждений основан на чувстве удовольствия или неудовольствия и выражает отношение человека к миру (ничего к предметному содержанию суждений не прибавляя), оценку: поступок, с этой точки зрения, может быть хорош или дурен, теория истинна или ложна, местность прекрасна или безобразна.        Вынесение оценок оказывается возможным, поскольку субъект является одновременно и носителем практического разума — единого идеального мира ценностей, обладающего характером долженствования. Сама возможность оценки есть проявление примата практического разума над теоретическим. Долженствование, или, что, то же самое, «притязание на общезначимость», выделяет, согласно Виндельбанду, из всего многообразия оценок три их вида: логические, этические и эстетические. Только в них выражается не просто наше индивидуальное чувство удовольствия или неудовольствия от представляемого предмета, а норма оценки, или правильность появления чувства удовольствия или неудовольствия в суждении о ценности. Именно истина, добро и красота в единстве составляют ценностное ядро практического разума. Сфера же влияния этого мира ценностей на эмпирический мир и образует культуру.

   К культуре, по Виндельбанду, относится мир природы, преобразованный человеком в соответствии с правилами оценки, устанавливаемыми философией. Культура в триединстве науки, морали и искусства воплощает ценности истины, добра и красоты, а «правильность оценки» их призвана гарантировать философия.

   Собственно философский анализ культуры в баденском неокантианстве впервые связывается с изучением ее ценностного содержания. Этот подход и сегодня не исчерпал свой творческий потенциал. Структура культуры как продукта человеческой деятельности соответствует здесь, однако, структуре способностей субъекта, которая представляет собой «два круга различного диаметра, концентрически соподчиненных»: ядром является практический разум («Я сам» субъек та), кругом большего диаметра — теоретический разум, по границе обоих кругов расположена сфера эстетического чувства. Соответственно приоритет в культуре принадлежит морали, научное познание направляется, по выражению Виндельбанда, «волей к истине», искусство выполняет свое предназначение, только запечатлевая «проблеск трансцендентного», связуя эмпирический и ноуменальные миры. Строго говоря, с позиций баденской концепции ценностей действительной автономией наделяется только нравственный субъект, а гносеологический и эстетический субъекты утрачивают автономию, которую стремился обосновать Кант. В такой трактовке культуры изначально содержалась тенденция и к принижению роли науки, и к сведению функций искусства опять лишь к средству нравственного воспитания.

Информация о работе Баденская школа философии