Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 16:41, контрольная работа
Баденская школа – это одна из влиятельных в начале 20 в. школ неокантианства. Название получила вследствие того, что учения её излагались профессорами Виндельбандом и Риккертом в университетах земли Баден - в Гейдельберге и Фрейбурге. Основная идея Баденской школы - противопоставление метода истории методу естествознания; история якобы наука об индивидуальных фактах развития, представляющих культурную ценность; естествознание - наука о повторяющихся и общих закономерностях явлений природы.
Ведение 3
Основные идеи баденской школы 4
Работы Виндельбанда 8
Деятельность Риккерда 10
Заключение 19
Список литературы 20
В 1921 г. Риккерт написал “Систему философии”, где систематизировал теорию ценностей как шесть сфер ценностей:
1) логика как сфера ценности истины;
2) эстетика как
сфера высшей ценности
3) мистика и идеал безличностной святости;
4) этика, где доминирует моральность;
5) эротика и идеал счастья;
6) религиозная философия как сфера личностной святости.
Каждой из этих сфер соответствует некое благо (наука, искусство, все-единое, свободное сообщество, мир любви, мир божественного), некое отношение к субъекту (суждение, интуиция, обожание, автономное действие, единение и т. п.) и определенная интуиция мира (интеллектуализм, эстетизм, мистицизм, морализм, эвдемонизм, теизм или политеизм).
В работе “Границы естественно-научного образования понятий” (1896-1902) философ развивает установленное Виндельбандом различие между науками номотетическими и идеографическими. Но, не останавливаясь на констатации целевых различий, Риккерт доказывает автономию исторического познания, укорененного в иной логической структуре, что явствует из сравнения двух непохожих способов концептуальной разработки в этих двух формах познания.
Естественные науки устанавливают единообразие реальности и ставят цель перевести лоскутные эмпирические данные на язык общих понятий, формальных связей. Это относится как к миру физическому, так и психическому. Поэтому различие между номотетическими и идеографическими науками есть в данном случае методологическое различие, уточняющее разные концептуальные разработки. Природа не набор предметов и событий, пишет Риккерт, она реальность в отношении к общему, реальность, изучаемая в целях установления единообразия.
Весь мир индивидуального обобщающие науки о природе оставляют за скобками. Но ведь любой процесс, телесный или духовный, всегда уникален: он проистекает однажды в данной точке пространства-времени, что и полагает предел естествознанию с его общими законами.
Как же найти форму познания, способную удержать неповторимо-индивидуальное? Таким необобщающим типом познания уже была названа история. Для Риккерта, как и Виндельбанда, история “представляет реальность не вообще, а только в отношении к частному, поскольку реально случается только частное”. Тем самым мы оказываемся на чисто методологическом уровне. Одна и та же реальность выступает то как “природа, пока мы рассматриваем ее в общем плане, то как история, когда мы берем ее в отношении к частному”. Противопоставление природы и истории, таким образом, теряет свою объективно-метафизическую коннотацию, переходя в противоположность методологического типа.
Заключение.
Формально распад Баденской школы, параллельно с распадом Марбургской школы, ознаменовал конец неокантианской эпохи. По существу он явился лишь частным случаем кризиса оснований философии, дошедшей до собственных границ и испытавшей на себе слепую силу ею же порожденного агностицизма.
В заключении
следует отметить, что развитие многообразных
идей в немецкой философии культуры XIX
в. протекало в основном русле кантовской
традиции и к началу XX в. кристаллизовалось
вокруг проблемы типологии субъектов
культуры, символизации в формах культуры
типов отношений человека к миру, опосредованности
процесса культуротворчества речевой
деятельностью. Эти проблемы остались
ключевыми и в философии культуры XX в.
Список
литературы: