Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:48, реферат
ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгель Фридрих (Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) (1770-1831), немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770 года. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793 годах, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию.
- дух для
себя, или опосредственный, понятый
еще как тождественная рефлексия
в себе и по отношению к другому; дух в
отношении, или обособлении;-
-сознание - предмет феноменологии духа.
В себе определяющий дух как субъект для себя, - предмет психологии . В душе пробуждается сознание; сознание полагает себя как разум, который непосредственно пробудился, как себя знающий разум, освобождающий себя посредством своей деятельности до степени объективности, до сознания своего понятия.»
Также в работе указывается, что особо значимой частью духа является сознание, оно помогает ему реализоваться как «Я»,это некий трамплин, чтобы почувствовать себя сущим, то есть, приобрести знания.
Дальше, в порядке очередности, автор описывает как дух постепенно преодолевает этапы на пути к созерцанию. Дух стремится к истине-идеализму ,но для этого необходимо приобрести рассудок, чувственность, восприятие, затем происходит самосознание своей сущности. А в свою очередь, достигая определенного результата происходит всеобщее самосознание. В конечном итоге, все понятия и качества, должны сочетаться и выдавать результат- « абсолютный дух».
"Абсолютный
дух" — это, для, Гегеля, понятие
всех понятий, объединяющее и Бога, и "божественно-духовное"
начало (закономерность) природы и человека,
и, что очень важно, высшие этажи самопознания
духа (искусство, религия, философия). Поэтому
философию Гегеля называют системой абсолютного
идеализма. Плотность реальных проблем,
исследованных великим Гегелем в его границах,
столь велика, что (в относительно небольшом
очерке) можно было рассказать лишь о некоторых
из них, которые представляются центральными
для гегелевской системы и наиболее актуальными
сегодня.
Философия истории.
Гегель привносил философию ,старался заниматься ею как можно тщательней. Свои воззрения и историю философии он изложил в своей работе «Лекции по истории философии» .
У Гегеля явно обнаруживается тенденция поставить философию над специальными знаниями, изобразить ее как «науку наук». Рассматривая вопрос о понятии истории философии, Гегель отмечал наличие в этом понятии противоречия: философия стремится познать истину, т.е. нечто неизменное, а история дает нам изображение ряда минувших образов познания. В целях разрешения этого противоречия Гегель вводит понятие развития и понятие конкретного. Развитие есть движение от потенциального состояния к актуальному; конкретное – это «единство различного», «единство различных определений». Отсюда делается важнейший вывод: «…история философии есть по своему существу внутренне необходимое, последовательное поступательное движение». История философии есть, следовательно, закономерный процесс развития, а не простой перечень различных мнений. Все философские системы необходимо внутренне связаны.
Философию, таким
образом, Гегель рассматривает как
находящуюся в становлении. В
этом становлении она
Все эти соображения
Гегеля, имеющие глубокий смысл,
опираются у него на
Философия истории
– важнейшее звено учения Гегеля.
Здесь прежде всего находит свое
оправдание и применение диалектическая
логика, в частности идея тождества
противоположностей. В эпоху Гегеля исторический
процесс только начинал складываться
как единый, глобальный, как всемирная
история, наиболее драматические события,
которой были еще впереди. В эпоху Гегеля
знание о прошлом делало только первые
шаги; наиболее существенные открытия.
Их систематизация и осмысление еще ждали
исследователя. Не удивительно поэтому,
что философско-историческая концепция
Гегеля пронизана кричащими противоречиями:
гениальные прозрения сосуществуют здесь
с удивительной близорукостью, научные
выводы с явным мифотворчеством.
Философия истории
Гегеля занята отысканием и
изучением разумного
Исходя из своей
концепции, Гегель
Логика Гегеля.
Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии, составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные.
Законы бытия: и
природы, и человеческой истории
и познания. До Гегеля логика
считалась наукой о субъективных
(человеческих) формах мышления.
Не отрицая необходимости
такой научной дисциплины, т.е.
формальной логики, как науки
об элементарных формах и законах
правильного мышления, Гегель
ставит перед логической наукой задачу
исследовать наиболее общие закономерности
развития познания. Своё логическое
учение Гегель изложил в
работах "Наука логики", "Энциклопедия
философских наук" и в
"Философской пропедевтике" (здесь
оно изложено популярно). Гегель
объявляет логику учением о сущности
всех вещей. Поэтому в гегелевской
"Науке логики" кроме обычных
для логики вопросов и понятий,
суждений, умозаключений рассматриваются
такие вопросы, которыми формальная
логика никогда не занималась:
вопросы о закономерностях самой
действительности, о превращении количественных
изменений в качественные, о соотношении
философских категорий и т. д.
Логику Гегель
подразделяет на учение о
бытии, сущности, понятии. Начало
всего - чистое ничто, так как
оно есть в то же время
и чистая мысль. В этом случае
оно есть в то же время
и ничто, лишённое каких-либо
определений. Бытие
и ничто переходят друг в друга,
происходит становление, в котором и бытие
и ничто сняты, т.е. они одновременно
и упразднены, и сохранены. В этом
процессе выявляются три основных момента
бытия, его триада: утверждение
(тезис), отрицание этого утверждения
(антитезис) и, наконец,
отрицание отрицания, снятие
противоположностей (синтез). Вот пример
такого диалектического цикла, приведённый
Гегелем: "Почка исчезает, когда
распускается цветок, и можно было бы сказать,
что она опровергается цветком;
точно так же при появлении
плода цветок признаётся ложным
наличным билетом растения, а в качестве
его истины вместо цветка выступает
плод. Эти формы не только различаются
между собой, но и вытесняют друг друга
как несовместимые. Однако их текучая
природа делает их в то же время
моментами органического единства,
в котором они не только не противоречат
друг другу, но один так же необходим,
как и другой; и только эта одинаковая
необходимость и составляет жизнь
целого".
Гегелевская постановка
вопроса о диалектической
Характеризуя
сущность как философскую
категорию, Гегель указывает, что к
ней следует отнести и то, что отличает
явления друг от друга, и то, что одинаково,
тождественно в них. Но в
противоположность метафизике Гегель
утверждает, что тождество и различие
не существуют отдельно друг от
друга, а представляют собой противоположные,
друг с другом связанные моменты сущности.
Говоря о тождестве мы имеем в виду различия,
говоря о различии, предполагаем
тождество.
Гегель противопоставляет
метафизическому
Характеризуя понятие, Гегель правильно отмечает, что оно не есть только общее. Общее, взято само по себе, вне связи с особенным, т.е. с тем, что отличает одно явление от другого, бессодержательно. В реальной действительности, а следовательно и в понятии общее, особенное и единичное также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений. Раскрывая многократность понятия, единство различных сторон в самой действительности,
Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть истина, поскольку содержит в себе в единстве различные, в том числе и противоположные, стороны реального. В этом смысле Гегель утверждает: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Понятие как единство общего, особенного и единичного получает свое необходимое выражение в различных видах суждений и умозаключений, которые изображаются Гегелем как обнаружение и осуществление творческой мощи присущей "понятию" как внутренней основе всех тех процессов, которые наблюдаются в природе и обществе на всем протяжении истории. Понятие у Гегеля - это процесс теоретического мышления, возведенный в абсолют. Активность мышления и всей сознательной, целесообразной практической деятельности людей, преобразующей мир, идеалистически истолковывается Гегелем как творчество, самопознание "абсолютной идеи", обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхности выступает как развитие природы и общества. Таким образом, признавая развитие и пытаясь дать его картину, Гегель изображает его как процесс познания, осуществляющийся в лоне "абсолютной идеи".
В своем учении
о познании Гегель ставит
также вопрос об отношении
теоретического познания к
практической деятельности, пытаясь
вскрыть единство и взаимодействие
между теорией и практикой.
Развивая положение Канта и Фихте
об активности познающего мышления,
Гегель показывает, что преобразование
действительности и познание ее составляют
единый процесс. В этом отношении Гегель
идет дальше материалистов 17-18вв., которые
рассматривали процесс познания созерцательно,
т.е. преимущественно как воздействие
предмета на познающий субъект
и соответственно восприятие этого воздействия
субъектом. Марксистское понимание
практики в корне противоположно гегелевскому,
поскольку для диалектического материализма
практика есть применение материальных
средств с целью изменения и познания
материальной действительности.
По Гегелю же, практика есть деятельность
мышления, а в конечном итоге
космическая деятельность "абсолютной
идеи", которая творит мир, познавая
себя.