Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:48, реферат
ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгель Фридрих (Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) (1770-1831), немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770 года. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793 годах, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию.
Фейербах, Герцен, Энгельс
и другие мыслители обратили внимание
на противоречие между методом и системой
в философии Гегеля. Сам дух диалектического
метода противоречит консервативной
системе. Это противоречие нельзя отнести
к числу диалектических, это противоречие
доктрины, которое запрещается как формальной,
так и диалектической логикой. У Гегеля
получается парадоксальная картина: диалектика
с ее борьбой противоположностей, духовный
и исторический прогресс фактически обращены
в прошлое. Им нет места ни в настоящем,
ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса
достигнута. Диалектический метод не может
для Гегеля служить орудием критического
осмысления и преобразования действительности.
Чтобы он стал таковым, надо отбросить
консервативную систему гегелевской философии.
И это было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Идеалистическая диалектика была заменена
диалектикой материалистической.
Заключение
Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного назначения, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал 3 основных закона. Помимо этого, диалектический метод Гегеля включает в себя принципы анализа действительности как восхождения от абстрактного к конкретному, соответствия исторического и логического, всестороннего. Это наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли.
За Гегелем должна быть признана огромная заслуга решительного установления в науке и общем сознании истинных и плодотворных понятий процесса, развития и истории, как последовательного осуществления идеального содержания. В действительности все находится в процессе: не существует никаких безусловных границ между различными сферами бытия, нет ничего отдельного, несвязанного со всем; рассудочная мысль создала повсюду пределы и рамки, несуществующие в действительности, — “абсолютная” философия разрушила этот фиктивный мир и с этой стороны, несомненно, достигла примирения и отожествления между знанием и действительностью. От этого разрушения твердых и неподвижных понятий и определений сильно пострадали предвзятые мнения и закоснелая умственная привычка находить везде готовые и неизменные предметы; но зато выиграла истина; наука приобрела во всех сферах генетическую и сравнительную методы, общее миросозерцание расширилось и одухотворилось, а под незаметным влиянием этого теоретического прогресса увеличилась свобода и взаимное проникновение жизненных отношений. Характерное для гегельянства требование от идеи, чтобы она оправдывала свою истинность осуществлением в действительности, и, с другой стороны, требование от действительности, чтобы она была осмысленной, т. е. проникнутой идеальным содержанием — это двойное требование могло, конечно, оказывать лишь самое благотворное нравственное влияние на подчинявшееся ему сознание.
Также
по Гегелю можно отметить, что разум
в его понимании- движущая сила всего
мира, его развития и существования.
То есть все что бы нас не окружало
всецело зависит от разума и его
влияния, что касается духа, то он тоже
под влиянием хода событий. Дух стремится
себя развивать, стремится к истине, а
это невозможно без разума, поэтому дух
возрастает до мирового. Носителем этого
духа каждый раз может меняться и представлять
отдельный народ, в то или иное пространство
времени. Согласно
Гегелю, разум в истории осуществляется
таким образом, что каждый народ получает
право внести свою лепту в процесс восходящего
самопознания мирового духа. Но процесс
этот не хаотический. Гегель устанавливает
четкий критерий периодизации всемирной
истории, которым является прогресс в
сознании свободы. Таким
образом, достоинством
философии Гегеля можно
считать ее диалектичность,
анализ истории человечества,
основывавшийся на философских
категориях, оптимистичность
в оценке исторического
процесса. Недостатком
же можно считать ее
идеалистичность, где
мировой дух считается
началом и движущей
силой мировой истории.
Список использованной литературы: