Биография Сократа
Сократ родился в
мае-июне 469 г. до н. э. (четвертый
год 77-ой Олимпиады) в семье
афинского каменотеса Софрониска
и повитухи Фенареты. В дошедших до нас
сведениях о Сократе правда в ряде случаев
дополнена вымыслом. Они порой носят анекдотический,
полулегендарный характер. Мало достоверных
сведений о детстве и вообще первой половине
жизни Сократа, когда он еще не приобрел
широкую популярность среди афинян. Но
кое-что все же известно.
Сократ был в семье
вторым ребенком. Одна из библиографических
легенд сообщает, что отец Софрониск,
по принятому тогда обыкновению, в связи
с рождением Сократа обратился к оракулу
с вопросом о характере обращения с сыном
и воспитания его. Смысл божественного
наставления был примерно таков: «Пусть
сын делает то, что ему заблагорассудится;
отец не должен его к чему-то вынуждать
и от чего-то удерживать. Отцу лишь следует
молиться Зевсу и Музам о благом исходе
дела, Предоставив сына свободному проявлению
своих склонностей и влечений. В иных заботах
его сын не нуждается, так как он уже имеет
внутри себя на всю жизнь руководителя,
который лучше тысячи учителей и воспитателей».
Как и остальные
афинские дети, Сократ получил
общедоступное начальное образование,
которое было нацелено на физическое
и духовное формирование члена
полиса (города-государства), его будущего
полноправного и преданного гражданина.
Дети в Афинах получали так
называемое мусическое и гимнастическое
воспитание, причем к мусическому относились
все искусства – поэзия, музыка, театр,
изобразительное искусство, скульптура,
искусство счета, речи, и даже философия.
Конечно, имелось в виду приобщение детей
в афинских гимназиях лишь к зачаткам
таких знаний и умений.
Когда Сократу исполнилось
18 лет, в отношении его, как
и других его сверстников, решался
весьма существенный вопрос о
наделении гражданскими правами
и официальном признании Афинского
государства. В соответствии с
законом, гражданином Афин признавался
лишь тот, чьи оба родителя
– афинские граждане. Процедура
подтверждения этого факта была
довольна сложной.
Успешно пройдя необходимую
процедуру, молодой Сократ, подобно
другим своим сверстникам, принял
следующую, обязательную в Афинах,
гражданскую присягу: «Я не
посрамлю священного оружия и
не покину товарища, с которым
буду идти в строю, но буду
защищать и храмы, и святыни
– один и вместе со многими.
Отечество оставлю после себя
не умаленным, а большим и
лучшим, чем сам его унаследовал.
И я буду слушаться властей,
постоянно существующих, и повиноваться
установленным законам, а также
и тем новым, которые установит
согласно народ. И если кто-нибудь
будет отменять законы или
не повиноваться им, я не допущу
этого, но буду защищать их
и один и вместе со всеми.
И я буду чтить отеческие
святыни».
В бурных перипетиях
своей жизни, до ее трагического
финала, Сократ оставался верным
этой присяге, мужественным и
законопослушным патриотом афинского
полиса.
Статус полноправного
гражданина Афин предоставлял
много значительных (политических,
правовых, материальных, морально-религиозных
и т.п.) льгот его обладателю
и выгодно отличал последнего
от всех других лиц, по тем
или иным основаниям проживавших
в афинском полисе.
О первых занятиях
Сократа, после того как он
перешагнул возраст 18-ти лет
и достиг двадцатилетия, существует
несколько версий. Вероятно всего,
он занялся делами отцовской
профессии и какое-то время тоже обрабатывал
камни. Помимо значительных физических
усилий, этот труд – почти среднее между
ремеслом и искусством – требовал большого
мастерства и тонкого умения. По одной
из библиографических легенд от работы
каменотеса Сократа избавил Критон, его
сверстник и товарищ. Влюбленный в душевные
качества Сократа и обладая достаточным
богатством, Критон предоставил своему
другу возможность совершенствоваться
в философии. Эта версия в известной мере
питается из того достоверного источника,
согласно которому Критон в зрелые годы
был преданным другом, слушателем и последователем
Сократа, готовым помочь ему в жизненных
невзгодах.
Около начала Пелопонесской
войны Сократ выступил с устным
изложением своего философского
учения и вскоре собрал вокруг
себя круг учеников, большая часть
которых оказалась врагами общественно-политического
строя. Это обстоятельство, а так
же критические высказывания
самого Сократа, направленные
против правителей Афин, которые
во главе с Анитом привлекли Сократа
к суду. Мотивом для обвинения, по существу
политического, послужило религиозное
легкомыслие Сократа, который отрицал
старых богов и почитал новое божество.
По приговору суда Сократ в мае 399 г. до
н.э. выпил кубок яда.
Философия Сократа.
Познай самого себя.
Согласно приводимому
Аристотелем преданию, Сократ в
молодости посетил Дельфы (Дельфийский
храм пользовался громадным авторитетом
среди всех эллинов). Его взволновала
и захватила призывная надпись
«Познай самого себя». Это изречение
послужило толчком к философствованию
и предопределило основное направление
его философских поисков истины.
Сократ воспринял это изречение
как призыв к познанию вообще,
и выяснению смысла, роли и
границ человеческого познания
в соотношении с божественной
мудростью. Речь шла о принципе
познания человеком своего места
в мире.
Сократовское проникновение
в существо человеческих требовало новых,
истинных путей познания. Философский
интерес Сократа к проблемам человека
и человеческого познания знаменовал
собой поворот от прежней натурфилософии
к моральной философии. Человек и его место
в мире стали центральной проблемой этики
Сократа и главной темой всех его бесед.
Переход от натурфилософии к моральной
философии, связанный с именем Сократа,
произошел не сразу. Первоначально, молодой
Сократ был охвачен настоящей страстью
к Познани. Природы, к исследованию причин
земных и небесных явлений, их возникновению
и гибели. В подобных стихийно-научных
размышлениях Сократ опирался на натурфилософские
положения своих предшественников. Предложенные
ими объяснения явлений природы не удовлетворяли
молодого Сократа. В пору этого разочарования
состоялось знакомство Сократа с учением
Анаксагора. Сократу на время показалось,
что он нашел, наконец, учителя, который
ему откроет причину бытия. Но вскоре он
увидел непоследовательность учения Анаксагора.
Она состояла в том,
что Ум вначале провозглашается
им в качестве принципа, который
всему в мире сообщает порядок
и служит причиной, но когда
дело доходит до объяснения
конкретных явлений, этот Ум
бездействует, поскольку порядок
вещей и их причины определяются
не этим Умом, а самими природными
вещами – водой, воздухом, эфиром и т.п.
Тем самым подменяется понятие причины
естественных явлений самими этими явлениями,
их столкновениями и стихийной игрой.
По Сократу же, истинная причина естественных
явлений коренится не в них самих, а в божественном
разуме и мощи; сами же явления природы
– лишь сфера приложения причины, но не
ее источник.
Придя к выводу о
неправильности исследования причины
бытия, как он ее понимал,
эмпирическим путем, на основе
данных органов чувств, Сократ
перешел к философскому рассмотрению
истины бытия и отвлеченных
понятий. С этой точки зрения
критерием истины является соответствие
того, что познается, своему понятию.
Своей трактовкой истины
в понятиях Сократ перевел
проблематику познания в новую
плоскость, сделав предметом философского
познания само знание. Все бытие,
лишенное собственного разума
и смысла, вытеснено из этого
предмета, исключено из него. Сократовская
философия имеет дело не бытием, но со
знанием о бытии. И это знание – результат
познания в понятиях божественной по своему
характеру причины, а вовсе не эмпирического
изучения вещей и явлений бытия.
Истинное познание, как
его понимал Сократ, призвано
дать человеку верные ориентиры
для его повседневной жизни.
Поэтому ценность всякого познания
– природных, людских и божественных
явлений и отношений – в
том, чтобы научиться разумно
вести человеческие дела. Дорога
самопознания ведет человека
к пониманию своего места в
мире, к уяснению того, «каков
он по отношению к пользованию
собой как человеком»1.
Философски возвысив
разум и признав за ним универсальную
мощь, Сократ подчинил его господству
все космические и земные дела.
Знание в трактовке Сократа
предстало в качестве единственного
должного регулятора и подлежащего
критерию человеческого поведения.
Тем самым он вдохнул новую
жизнь в старую мудрость: «Познай
самого себя».
Добродетель – это знание.
В центре всего сократовского
философствования стоят вопросы о нравственных
добродетелях, моральных качествах человека.
По существу своему учение Сократа – это
философия морали, этика. Этически сориентирована
и его теория познания, гносеология. Нравственно-этический
смысл человеческих поисков истины и овладение
знанием предопределяется тем. Что истоки
и знания, нравственности восходят, по
Сократу, к богам. Мерой человеческой добродетели
оказывается его приобщения к божественной
мудрости, и процесс познания приобретает
характер морального действия, нравственного
акта. Обозначенный Сократом путь познания
и есть его школа добродетели.
Истинное познание
– познание посредством понятий
– доступно, по сократовской концепции,
лишь немногим, мудрецам, философам. Но
и им доступна не вся мудрость, но лишь
незначительная часть ее. Мудрость есть
знание, но человек не в силах знать все.
«Человеку, - говорил Сократ,- невозможно
быть мудрым во всем. Следовательно, что
кто знает, в том он и мудр»
Но эта человеческая
мудрость, по Сократу, немного
стоит по сравнению с божественной
мудростью. И уже совсем мало
что значит в этом отношении
обыденное, непросвещенное мнение.
Сократовское положение
о мудрости знания человеком границ своего
знания и незнания – «я знаю. Что ничего
не знаю» - как раз и фиксирует отношение
человеческого познания к божественному
разуму. Знание божественно, и только оно
возвышает человека и уподобляет его богам.
Большинство же людей, считает. Сократ,
чурается знаний и руководствуется случайными
влечениями и переменчивыми чувствами.
Сократ отстаивал принцип всеобщего господства
разума – в природе, в отдельном человеке
и в человеческом обществе в целом. В природе
это проявляется как гармония и целесообразность
во всем мироздании; в отдельном человеке
как господство разумной души над природным
и неразумным телом; в обществе – как господство
разумных законов и установлений, как
правление знающих. Игнорирование этого,
отклонение от правильного пути являются,
по Сократу, следствием незнания.
Главной задачей философии
он полагал рациональное обоснование
религиозно-нравственного мировоззрения,
познание же природы, натурфилософию
считал делом ненужным и безбожным.
Сократ - принципиальный враг изучения
природы. Работу разума человека
в этом направлении он считал
безбожеством. Он считал, что мир есть
творение “божества” великого и всемогущего.
Нужны гадания, а не научные исследования,
чтобы получить указания богов относительно
их воли. Он следовал указаниям дельфийского
оракула и советовал делать это своим
ученикам. Он делал жертвоприношение богам
и старательно выполнял все религиозные
обряды.
Получается, что основной
вопрос философии Сократ решает
как идеалист: природа - это нечто
не стоящее внимания философа,
важнейшим для него является
дух, сознания. Сомнение служило
Сократу предпосылкой для обращения
к собственному Я, к субъективному
духу, для которого дальнейший
путь вел к объективному духу
- к божественному разуму. Идеалистическая
этика Сократа перерастает в
теологию.
Он выступает против
детерминизма древнегреческих материалистов
и намечает основы телеологического
миропонимания, причем здесь исходным
пунктом для него является
субъект, ибо он считает, что
все в мире имеет своей целью
пользу человека.
Телеология Сократа
выступает в крайне примитивной
форме. Органы чувств человека,
согласно этому учению, своей
целью имеют выполнение определенных
задач. Цель: глаз - видеть, ушей - слушать,
носа - обонять и т.п. Равным
образом боги посылают свет, необходимый
людям для зрения, ночь предназначена
богами для отдыха людей, свет
луны и звезд имеет своей
целью помогать определению времени.
Боги заботятся о том, чтобы
земля производила пищу для
человека, для чего введен соответствующий
распорядок времен года; более
того, движение солнца происходит
на таком расстоянии от земли,
чтобы люди не страдали от
излишнего тепла или чрезмерного
холода и т.п.
В соотношении с
благом как результатом действия
по знанию зло есть недоразумение,
следствие проступков, совершенных
по неведению. Следовательно,
добро и зло, по концепции
Сократа, не два различных и
автономных начала, как это имеет
место в христианской доктрине
о борьбе бога и дьявола.
У Сократа добро и зло –
следствие наличия или отсутствия
одного и того же начала, а
именно – знания. Только под
руководящим началом и укреплением
разума здоровье, сила, красота, богатство,
храбрость, щедрость и т.п. используются
во благо; иначе они принесут
не пользу, а вред.
Но можно ли научить
добродетели? Казалось бы, что
исходя из определения добродетели
как знания, на этот вопрос
следует ответить однозначно
утвердительно. Однако Сократ
после обстоятельного обсуждения
данной темы приходит к отрицательному
выводу: добродетели научить нельзя.
Дело обстоит так потому. Что Сократ различает
знание и незнание. Строго говоря, знание
и, следовательно, добродетель, по Сократу
– это божественный разум, доступный,
и то не полностью, лишь философскому уяснению
в понятиях.
Обычно же люди только
мнят, что знают, и их мнения
в большинстве случаев мало
чем отличаются от простого
незнания. Но есть, замечает Сократ,
и истинные мнения, которые находятся.
Как бы между знанием и незнанием.
Мнение, если оно истинно, ведет
к правильным действиям и добродетельным
поступкам. Истинное мнение так
же как и знание, руководя человеком,
направляет его к верной цели
и удерживает его в границах
добродетели.