Бытие. Формы бытия и атрибутивные свойства материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:17, контрольная работа

Описание

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия - это синонимы. Бытие есть все то, что есть-«вся видимая же и невидимая» как утверждается Символом веры.

Работа состоит из  1 файл

К.р. Философия. Тема 9 Бытие. Формы бытия и атр. свойства материи.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет ресторанно-гостиничного бизнеса и услуг 

Кафедра «Философии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема  №9: «Бытие. Формы бытия и атрибутивные свойства материи» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил: студент 2 курса

                Проверил (а):  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Москва 2010 г. 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

 

     Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о  том, что такое бытие, постоянно  присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.

     Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о  существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия - это синонимы. Бытие есть все то, что есть-«вся видимая же и невидимая» как утверждается Символом веры.

     Книга Бытия есть первая книга Священного Писания (первая книга Моисеева).

Постижение категории  бытия, раскрывающейся в разные времена  с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии. 

     Время подразумевает, по крайней мере, три  основных момента своего существования: прошлое, настоящее и будущее. Все  мы с очевидностью можем сказать, что что-то у нас было когда-то, мы вот есть сейчас и что-то происходит, и мы уверенны, что будет что-то в будущем. 
          Современная философия уже утвердительно говорит, что можно выделить две основные формы бытия: бытие как таковое как способ существование материи и всё что с этим связанно и внутреннее бытие самого человека. Проблема бытия - исходная в философских размышлениях. Бытие - категория, фиксирующая основу существования для мира в целом или для любой его разновидности; является предметом онтологии; в гносеологии выступает как базисная для любой возможной картины мира (и человека в мире) и для всех прочих категорий.

     Проблема  форм бытия важна, следовательно, для  повседневной практики и познавательной деятельности людей (пусть в жизни она чаще всего осмысливается и обсуждается не в философских терминах).

     Принципиально важна она и для философии. Вспомним: при определении бытия  мы сначала остановились на том, что (различные) целостности мира равно существуют и что это придает всем им характер реальности, создает предпосылку единства мира. Теперь сосредоточим внимание на диалектических различиях между основными формами бытия - диалектических в том смысле, что не будут упущены из виду всеобщие связи бытия, взаимосвязи между этими формами.

Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы  бытия:

1) бытие вещей  (тел), процессов, которое в свою  очередь делится на бытие вещей,  процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое (условно) подразделяется  на бытие человека в мире  вещей и специфически человеческое  бытие; 

3) бытие духовного  (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (вне индивидуальное) духовное;

4) бытие социального,  которое делится на индивидуальное  бытие (бытие отдельного человека  в обществе и в процессе  истории) и быт.

1. Историко-философское  изменение представлений о бытии.

 

Трактовка бытия в античности.

     
         В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы досократики (VI-IV вв. до н. э.). Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Часть досократиков рассматривали бытие как единое, неподвижное и неизменное, самотождественное, другие как непрерывно изменяющееся, становящееся. Досократики различали бытие «по истине» и бытие «по мнению», формулируя понятия сущности и существования. Вместе с этим была сформулирована концепция небытия, как противопоставления бытию, которое являлось отсутствием, отрицанием бытия.  
         Категория небытия, как недоступная для мысли идея, тождественная категории «ничто» впервые появилась в учении Парменида (ок. 540-470 гг. до н.э.) об истинном пути мышления. Небытие противопоставляется бытию вообще, в то время как ничто — многообразию различных нечто.

     
    VII 15 - Быть или вовсе не быть – вот здесь разрешение вопроса. 
    IV 3 - Есть бытие, а небытия вовсе нету… 
    V 1 - Одно и то же есть мысль и бытие. 
    VI 1 - Слово и мысль бытием должны быть. 
    VIII 3 - Не возникает оно /бытие/ и не подчиняется смерти. 
                 Цельное все, без конца, не движется и однородно. 
                 Не было в прошлом оно, не будет, но все – в настоящем.

        
         Философская позиция Парменида заключается в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир есть, прежде всего «единое», которое Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести. Для богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует только настоящее. 
         Он дает одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: «мыслить и быть есть одно и то же», «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Такое бытие, по Пармениду, никогда не может быть небытием, поскольку последнее – это нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе. 
         Одним из тех философов, которые в противовес Пармениду рассматривали бытие как непрерывно становящееся, был Гераклит (ок. 544-480 гг. до н.э.). Он сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания. Диалектика у Гераклита – концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий – огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у философа знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая. 
         Первоначалом всего Гераклит считал самую активную из стихий - «вечно живой огонь, мерами загорающийся и мерами потухающий ». 
У Гераклита едины жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности пребывают в вечной борьбе, так что «раздор есть отец всего, царь всего».  
Демокрит и Платон придали бытию онтологический статус, причем Платон ввел не только различение бытию и небытия, но и бытия и сверхбытия, что предопределило дальнейшее рассмотрение понятия бытия в философии.  
         Демокрит (род. Ок. 470 до н.э.) считал, что основой бытия являются атомы и пустота. Атомы имеют бесконечное множество форм, они есть сущее, движение в пустоте. Пустота - это не сущее, небытие, что-то непознаваемое. Атомы, наоборот, познаваемы, имеют свою величину, порядок и положение, они (вместе с пустотой) являются причиной всех вещей. Атомы сами по себе неизменны, следовательно материя неуничтожима и несотворима (всегда существовала). Новым в античном мышлении является понимание Демокритом бесконечности, неуничтожимости и несотворённости вселенной, убеждённость в существовании бесконечного множества миров, которые возникают и гибнут. 
         Проблему познания Демокрит решает с материалистической точки зрения. По его убеждению от вещей отделяются образы и помещаются где-то между вещью и сетчаткой глаза, т.е. гносеологический образ у Демокрита оказывается материальным. Демокрит - сторонник строгой необходимости. Развитие вселенной, порядка мира - определено движением атомов. "Причина всякого возникновения - вихрь, и этот вихрь - необходимость". 
         Платон (427-347 гг. до н.э.) наиболее резко выразил идею, что бытие фиксируется в отношении к небытию, причем противопоставляются бытие по истине, открываемое в философском размышлении, и бытие по мнению, представляющее собой лишь ложную, превратную поверхность вещей. Платон впервые противопоставил мир вещей чистым идеям — миру истинного бытия. Он характеризовал бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. 
Как и у Демокрита, бытие у Платона предстает как множественное, но если Демокрит понимал бытие как материальный, физический атом, то Платон рассматривал его как идеальное, бестелесное образование – идею. По мнению Диогена Лаэртского, Платон «соединил учение Гераклита, Пифагора и Сократа: о чувственно воспринимаемом он рассуждал по Гераклиту, об умопостигаемом - по Пифагору, об общественном – по Сократу ». Для своей системы он использовал неподвижное и неизменное бытие Парменида, числа пифагорейцев, весное непостоянство чувственного мира            Гераклита, сократовский поиск «истинного» знания. 
          Платона считают первым последовательным идеалистом античности. Его концепция сформировалась в процессе критики Демокрита и всей материалистической традиции. Лучше всего философия Платона представлена в работе "Закон", где его антологические, политические, этические и эстетические взгляды объединяются воедино. У Платона материальный мир, окружающий нас, является лишь тенью и производной от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи - возникают, изменяются и гибнут, поэтому не могут быть подлинно сущим. Мир вещей занимает промежуточное положение между небытием (материя, как таковая, в себе) и подлинным бытием (мир идей). 
           Идеи по Платону неизменны, неподвижны и вечны. Именно эти их свойства придают им подлинное, действительное бытие. Бытие идей и является единственным предметом подлинного познания. 
           Мир идей согласно Платона расположен на планете Гиперурания. Ядро теории познания Платона - теория воспоминаний. Душа вспоминает идеи, которые познавала, находясь в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удаётся отстраниться от телесности. Душа бестелесна, она не возникает одновременно с телом, но существует вечно. Тело подчиняется душе. 
Важнейшей частью философской системы Платона является учение о трех основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе». Основой всякого бытия является «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, то есть ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, то есть множественность 
            Красота жизни и реального бытия для Платона выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, то есть подражание подражанию. 
 
            Критику платоновской концепции бытия предпринял его ученик - Аристотель (384-332 гг. до н.э.). Он выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно есть». Бытие им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям, но не является родовым понятием. Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает присущее прежней философии противопоставление сфер бытия, поскольку форма для него есть неотъемлемая характеристика бытия. Однако Аристотель признает также нематериальную форму всех форм (бога). 
            Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное – то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее – то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Поэтому получается, что форма имеет активный, деятельный характер, а материя пассивный.

        
Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины:

     
    - сущность и суть бытия, в  силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); 
    - материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо возникает (материальная причина); 
    - движущая причина, начало движения; 
    - целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется

 
         Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал ее некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо). Всю активность философ приписывал остальным трем причинам, причем сути бытия – форме – приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало – бога. Бог Аристотеля – «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. У Философ дает и самое общее определение движения - это реализация осуществления сущего, это переход возможности в действительность, поэтому движение это универсальное свойство бытия. 
         Считается, что Аристотель логически завершил всю предшествующую философию. Поэтому его называют не только философом, но и энциклопедистом.

 
Средние века

 
         Важнейшей темой христианской онтологии (учение о бытии) была тема отношения бога и сотворённого им мира. Важнейшим источником знаний об основах Бытия являлась Библия, где основой для символического истолкования бытия было учение о творении мира через Слово: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет…». Согласно средневековой философии, подлинным бытие обладал только бог (ему приписывали те черты, которыми античные философы наделяли бытие) – он вечен, неизменен, само тождественен, независим и является источником для всего сущего. В средневековой философии проводилось различение бытия или существования (экзистенции), и сущности (эссенции).

    Познание  вещи сводилось к 4 вопросам:  
- Есть ли вещь? 
- Что она такое? 
- Какова она? 
- Почему (для чего) она есть?
 
           Первый вопрос устанавливал существование вещи, остальные – ее сущность. 
Если у Аристотеля причина не порождала, а структурировала вещь, т.е. являлась не порождающим, а определяющим фактором. То в христианстве причина и следствие понималось как два уровня бытия. Низшей реальностью является земная действительность, сотворённая богом. Для христианских философов она не имела антологической ценности и поэтому не являлась подлинным объектом познания. 
Наряду с категорией причинности в средневековой антологии по новому трактовались категории "возможность и действительность", "материя и форма", "общее и особенное" (единичное). 
          Проблема соотношения общего и единичного рассматривалась в средневековой философии с двух позиций. Первая – с точки зрения реализма (Августин Блаженный, 354-430 гг.; Ансельм Кентерберийский 1033-1109 гг.).  
          Реалисты решали данную проблематику в духе Платона, настаивая на реальном существовании понятий (универсалий) общего, как мыслей творца перед актом творения, ибо творение не могло состояться без определённого плана и образца. Так, например, Августин разделял точку зрения, что бог – высшая субстанция, высшая нематериальная форма и высшее благо. «До творения твоего не было ничего не было, кроме тебя, и … все существующее зависит от твоего бытия» .  
         С другой стороны - христианская философия, в которой божественному бытию противопоставлялось сотворенное и вслед за Аристотелем различалось бытие действительное и возможное (актуальное и потенциальное состояние). 
Таково было понимание бытия у Фомы Аквинского (1225-1274). Он рассматривал бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, по мнению философа, столько бытия, сколько в ней актуальности. Он выделял четыре уровня бытийности: внешняя определенность вещи (минералы, стихии), «растительная душа» - вещи, которым присуща внутренняя целесообразность, а форма предстает как конечная причина (растения), вещи, у которых форма – действующая причина (животные) и, наконец, на четвертом уровне форма не зависит от материи (дух, разумная душа). 
Для Фомы Аквинского материя - чистая потенциальность. Это слабейший вид бытия, который пассивно воспринимает воздействие извне. Ничто материальное без формы не существует. Форма - принцип порядка и чёткости, зависит от высшей формы - Бога. Бог - существо чисто духовное, сообщающее активность материи.

Возрождение

 

    Резкий  отход от этой позиции Средневековья  начинается в эпоху Возрождения, когда получил общее признание  культ материального бытия, природы, телесного. Эта трансформация, которая выражает новый тип отношения человека к природе, - отношения, обусловленного развитием науки, техники и материального производства. Философы эпохи Возрождения рассматривают бытие как реальность, противостоящую человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не допускает вмешательства каких-либо внешних сил.

    С развитием механики (17-18в) в трактовке  бытия исходным является понятие  тела и природа рассматривается  вне отношения к ней человека, как некий механизм.  
Наряду с этой линией, отождествляющей бытие с физической реальностью и исключающей сознание из бытия в новоевропейской философии формируется иной способ истолкования бытия, при котором оно определяется путем синтеза сознания и самосознания. Этот тезис представлен в метафизике Декарта «мыслю, следовательно существую», в трактовках Лейбница (бытие как духовная субстанция — монада), отождествлениях Беркли существования и данности в восприятии.

    С разными модификациями все эти  особенности в понимании бытия  обнаруживаются в философских системах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка (Великобритания), Б. Спинозы, у французских материалистов, в физике Р. Декарта.  
Согласно философии Спинозы (1632-1677) бытие – это метафизически переряженная природа в ее оторванности от человека. В этих словах характеризуется одна из особенностей философии этого времени – противопоставление природы человеку, рассмотрение бытия и мышления сугубо натуралистически.

    Спиноза сделал центральным пунктом своей  онтологии тождество бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым – как причину самой себя. И хотя философ признавал реальность бесконечно многообразных отдельных вещей, он понимал их как совокупность единичных проявлений единой субстанции.

    Но  по-другому толкует понятие бытия Р. Декарт (1596-1650). Его главный тезис - «cogito ergo sum» - мыслю, следовательно, существую – означает: бытие субъекта постигаемо в процессе самопознания. Он сам сформулировал свой принцип: «… никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью… включать в свои суждения только то, что представляет моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению».

Информация о работе Бытие. Формы бытия и атрибутивные свойства материи