Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:17, контрольная работа
Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия - это синонимы. Бытие есть все то, что есть-«вся видимая же и невидимая» как утверждается Символом веры.
Основная
черта философского мировоззрения
Декарта – дуализм души и тела, «мыслящей»
и «протяженной» субстанции. Человек есть
реальная связь бездушного и безжизненного
телесного механизма с душой, обладающей
мышлением и волей.
Из всех способностей человеческой души
он выдвигал на первое место волю. Главное
действие аффектов, или страстей, состоит
в том, что они располагают душу к желанию
тех вещей, к каким подготовлено тело.
Сам бог соединил душу с телом, отличив
тем самым человека от животных.
Декарт видит конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека.
Исходный пункт философских рассуждений Декарта – сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знания. Можно сомневаться в том, что существует внешний мир, и даже в том, существует ли мое тело. Но само мое сомнение, во всяком случае, существует. Сомнение же есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, таким образом, сомнение – достоверный факт, то оно существует лишь, поскольку существует мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего.
Эти линию развивает немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), который выводит понятие бытия из внутреннего опыта человека, а крайнего выражения она достигает у английского философа Дж. Беркли, отрицающего существование материального бытия и выдвигающего субъективно-идеалистическое положение «быть – это значит быть в восприятии».
Просвещение
В XVIII веке философы отказываются от традиционного понимания бытия. Никогда раньше так четко и определённо не проводилась граница между бытием природы и бытием человека. Это разделение последовательно осуществил Э Кант. Он пишет: «Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе»
И. Кант, не отрицая существования вещей самих по себе, рассматривает бытие не как свойство вещей, а как связку суждения. «…Бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе. В логическом применении оно есть лишь связка в суждении».
Главные произведения Канта - «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Основу всех трех «Критик» составляет учение о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе, - «вещах в себе». Познание наше начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылке своего учения Кант – материалист. Но в учении о формах и границах познания Кант – идеалист и агностик. Он утверждает, будто ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого теоретического знания «о вещах в себе». Вещи эти непознаваемы. Правда, эмпирические знания могут неограниченно расширяться и углубляться, но это ни на йоту не приблизит нас к познанию «вещей в себе».
Пересмотрел кантовское учение И. Фихте (1762-1814). Для него подлинным бытие является свободная, чистая деятельность абсолютного «Я», а материальное бытие есть продукт этой деятельности. У Фихте впервые в качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры, бытие, созданное деятельностью человека.
В
основе философии Фихте лежит
убеждение в том, что практически-деятельное
отношение к предмету предшествует
теоретически-созерцательному
От этих внешних определений он освобождается в акте самопознания: его само тождественность – «Я есть Я» – результат свободного действия Я. Самоопределение предстает как требование, задача, к решению которой индивиду суждено вечно стремиться, чтобы избавиться от «природного» непостоянства и чувственных склонностей.
Согласно философии Ф. Шеллинга (1775-1854), природа и бытие само по себе есть лишь неразвитый, дремлющий разум. В своем труде «Система трансцендентального идеализма» он отмечает, что «свобода является единственным принципом, к которому здесь все возводится, и в объективном мире мы не усматриваем ничего вне нас существующего, но лишь внутреннюю ограниченность нашей собственной свободы деятельности». Шеллинг видит в природе неразвитый разум, а подлинное бытие — в свободе человека, его духовной деятельности.
У немецкого философа Ф. Ницше понятие бытия толкуется как обобщение понятия жизни. Он стремится преодолеть рациональность философского метода. Понятия не выстраиваются у Ницше в систему, а предстают как многозначные символы. Таковы понятия «жизнь», «воля к власти», которая есть само по себе бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия и т. д.
В системе Г. Гегеля (1770-1831) бытие рассматривается как первая, непосредственная и весьма неопределенная ступень в восхождении духа к самому себе, от абстрактного к конкретному: абсолютный дух лишь на мгновение материализует свою энергию, а в своем дальнейшем движении и деятельности самопознания он снимает, преодолевает отчужденность бытия от идеи и возвращается к самому себе, так как сущность бытия составляет идеальное.
Для Гегеля подлинное бытие, совпадающее с абсолютным духом, есть не косная, инертная реальность, а объект деятельности, полный беспокойства, движения и фиксируемый в форме субъекта, то есть деятельно.
Новое время
Понимание
бытия в западной философии 19—20
века основывалось на анализе сознания.
Бытие рассматривалось как продукт деятельности
духа.
Основная тенденция в развитии представлений
о бытие совпадает с тенденцией развития
научного знания, которое преодолевает
как натуралистически- объективистскую
трактовку бытия, так и субстанциальный
подход к нему. Это выражается, в частности,
в широком проникновении в научное мышление
таких категорий, как функция, отношение,
система и т. д.
Немецкий философ Н. Гартман противопоставлял материальное бытие как преходящее, эмпирическое идеальному бытию как над историческому и проводил различие между способами их познания. Он понимал онтологию как науку о сущем, которое состоит из различных слоев бытия – неорганического, органического, духовного.
В неокантианстве (философское течение в Германии, развивавшее учение Канта в духе последовательного проведения в жизнь основных принципов его трансцендентально-критической методологии) бытие раскладывается на мир сущего и мир ценностей. Исходным является человеческое существование, трактуемое как эмоционально волевое и практически устремленное.
Так
в концепции немецкого
Французский экзистенциалист Жан Поль Сартр противопоставляет бытие в себе и бытие для себя, разграничивает материальное бытие и человеческое бытие. Первое есть для него что-то косное, выступающее только как препятствие, вообще неподвластное человеческому действию и познанию. «В каждое мгновение мы испытываем материальную реальность как угрозу нашей жизни, как сопротивление нашему труду, как границу нашего познания, а также как уже используемое или возможное орудие». Основные характеристики человеческого бытия – свободный выбор возможностей: «… быть для человека – значит выбирать себя…».
Карл
Маркс анализирует проблему бытия
сразу в нескольких направлениях
и подчеркивает многоуровневый характер
бытия в таких сферах как бытие
органической и неорганической природы,
бытие общества и бытие личности. При этом
подчеркивается несводимость одного уровня
к другому. Марксизм отстаивает историческую
концепцию социального бытия, видя в нем
совокупную материальную деятельность
индивидов, социальных групп и классов,
а познание природного и социального бытия
ведет к познанию смысла бытия личности.
Таким образом, мы рассмотрели эволюцию и развитие понятия бытия и небытия в философии от античности до XX века. Если подвести итог, то получится, что основные характеристики бытия - целостность, истинность, благость и красоту - выделил Парменид и провозгласил единство мысли и бытия (и - не-мысли и небытия). У Платона мы видим разделение, точнее, удвоение мира, на мир идей (мир истины) и на действительность (мир подобий). Это положило начало европейской метафизике и на ее закате переходит в марксизме в разделение материального (мир) и идеального (связанного с сознанием) Б. Анализ бытия Аристотелем, выделение им возможного и действительного бытия до сих пор служит примером для всякого наукообразного подхода к Б. В период средневековья бытие рассматривалось с религиозных позиций: истинное бытие - Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из «ничто» и без заботы Бога исчезнет в ничто. Возрождение рассматривало бытие как природу, с одной стороны - самостоятельную (все существующее - творение природы), с другой - нуждающуюся в человеке как творце и хозяине. Новое время акцентировало внимание как раз на подвластности Б. человеку как оформляющему, собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом).
Это становится причиной "инфляции" понятия бытия – оно воспринималось как внешнее, неуловимое человеком в его познании, а вскоре - просто как философская иллюзия. В то же время Энгельс предлагает развернутую классификацию видов Б. с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Реабилитация понятия Б. в философии 20 в. связана с именем Хайдеггера. Он говорит о новом условии усмотрения бытия (отличного от существования) - о поэтическом мышлении. Бытие - вечно проясняемое раскрытие присутствия (конкретного единства вещей и человека). Интересно, что скажет о бытие век XXI?
Как
бы то ни было, бытие всегда будет
категорией, фиксирующей основу существования
для мира в целом или для
любой разновидности
Еще Аристотель определил, что "Задача философии в познании всеобщего. Её предмет - первые начала и причины бытия". Таким образом, категория бытия - фундаментальная философская категория, которая служит для обозначения всего, что существует. В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира. Отдельные вещи и явления возникают и исчезают, уходя в "небытие", а мир в целом сохраняется (существует). Уже античные философы пытались понять, насколько реально и действительно бытие по отношению к небытию.
Бытие - интегральная характеристика мира, утверждающая целостность мира, через его существование.
По
способу существования бытие
разделяется на два мира:
- мир физических состояний (материальный,
природный);
- мир психических состояний (сознание,
духовность...)
Материальный мир существует независимо от сознания и воли людей - т.е. объективно. Психологический мир носит субъективный характер (его носитель - субъект).
Вопрос
о том, как эти два способа
бытия реально связаны между
собой - один из основных вопросов философии.
Комбинация этих способов позволяет
выделить ещё несколько разновидностей
бытия:
- бытие человека;
- специфическое бытие вещей создаваемых
человеком: принадлежат к физическому
миру, но в тоже время, своим происхождением
они обязаны человеческому сознанию; это
бытие называют еще «второй природой»,
сам же человек -часть природы «первой»;
- духовный мир человека: субъективный
- внутренний психический мир отдельного
человека; объективный - совместная деятельность,
порождающая объективированное или интерсубъективированное
духовное достояние общества, духовную
культуру общества (язык, искусство, наука...).;
- Человеческое общество - в нём переплетаются
материальное и идеальное, первая и вторая
природа, субъективный и объективный мир.
Уровни
бытия:
- существовавшее в возможности (потенциальное
бытие);
- существующее в действительности (активное
бытие).
Каждая
из форм бытия имеет свою специфику
и развитие и существует по своим
собственным специфическим
Проблема трактовки бытия и соотношения
его с сознанием стоит в центре философского
мировоззрения.
Истолкование
бытия претерпело сложное развитие.
Его общей чертой является противоборство
материалистического и
Обычно
выделяют два основных способа существования
бытия, два мира:
- мир сознания (Дух), в том числе внутренний
мир человека;
- мир материальный, природный, мир физических
состояний.
Скорее всего, духовный мир существует во времени, а материальный в пространстве (А. Бергсон). Но в реальности мы обычно имеем смесь духовного и материального, существующую и в пространстве и во времени.
Информация о работе Бытие. Формы бытия и атрибутивные свойства материи