Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:05, реферат
Духовные ценности и культурные традиции Востока характеризуются тысячелетней историей их развития. Обращение к ним показывает, что трактовать историю и культуру Востока лишь только со стороны его социально-экономической отсталости было бы неверно. Следует понимать, что за внешней социальной неблагополучностью Китая стоит его яркий культурный образ, богатство традиций и духовных ценностей, играющих и по сей день огромную роль, как в жизни всего китайского государства, так и в жизни отдельного китайца.
Введение …………………………………………………………………….....3
1. Специфические черты китайского философствования……………………...4
2. Даосизм в истории и культуре древнего Китая………………………………5
3. Основная идея и смысл даосизма……….……………………………………..7
3.1. Понимание Дао и Дэ в “Дао-дэ цзине”…………………………………..7
3.2. Концепция “возвращения-движения Дао”……………………………….9
3.3. Учение о “совершенномудром человеке” и теория “недеяния”
Лао-цзы………………………………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………11
Список использованных источников ………………………………………….12
Министерство образования и науки Российской Федерации
… государственный университет
Даосизм и Чань-буддизм
Мурманск
2004
Содержание
Введение ……………………………………………………………………....
1. Специфические черты китайского философствования……………………...4
2. Даосизм в истории и культуре древнего Китая………………………………5
3. Основная идея и смысл даосизма……….……………………………………..7
3.1. Понимание Дао и Дэ в “Дао-дэ цзине”…………………………………..7
3.2. Концепция “возвращения-движения Дао”……………………………….9
3.3. Учение о “совершенномудром человеке” и теория “недеяния”
Лао-цзы……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников ………………………………………….12
Введение
Духовные ценности и культурные традиции Востока характеризуются тысячелетней историей их развития. Обращение к ним показывает, что трактовать историю и культуру Востока лишь только со стороны его социально-экономической отсталости было бы неверно. Следует понимать, что за внешней социальной неблагополучностью Китая стоит его яркий культурный образ, богатство традиций и духовных ценностей, играющих и по сей день огромную роль, как в жизни всего китайского государства, так и в жизни отдельного китайца.
Темой следующего реферата является даосизм, так как известно какую роль играет данное учение в развитии китайской философии и культуры. Необходимо отметить, что в последнее время в мире возрастает интерес к изучению восточной философии. Причина этого кроется вероятнее всего в том, что проблемы социальной этики, поведения человека, совершенствование мира, на протяжении веков волновавшие людей, находятся в центре рассмотрения именно древнекитайских философских школ.
Работа состоит из трех основных частей: первая часть описывает специфические особенности восточного мышления и философствования; вторая часть определяет место даосизма в истории древнего Китая; третья часть раскрывает смысл даосизма как философского учения. При написании работы использовались пособия и монографии многих известных авторов. Весьма полезными при раскрытии темы оказываются также справочные издания и словари по истории философии.
Основную цель работы хотелось бы определить следующим образом: “Уяснение теоретического смысла рассматриваемого учения, определение его прикладного значения и места в системе философских и политико-правовых знаний”.
1. Специфические черты китайского философствования.
История Древнего Китая включает в себя шесть периодов:
1) Шан-Инь (18-12 вв. до н.э.);
2) Чжоу – Западное Чжоу (12-8 вв. до н.э.);
3) Чжоу – Восточное Чжоу – Лего (т.е. «отдельные государства»);
4) Чжоу – Восточное Чжоу – Чжаньго (т.е. «сражающиеся государства»);
5) империя Цинь (221-206 гг. до н.э.);
6) Хань (конец III в. до н.э. – II в. н.э.).
Философия в Китае возникает в конце III периода в истории Древнего Китая и получает свой наивысший расцвет в следующий период Чжаньго. Этот период «борющихся царств» был также тем, что часто называют «золотым веком китайской философии». Действительно, в те времена свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:
1) конфуцианство;
2) моизм;
3) школа закона («фа-цзя»), по-европейски – легизм;
4) даосизм;
5) школа «инь-ян» (натурфилософы);
6) школа имен («мин-цзя»).
В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Социально-этические проблемы бвли главенствующими в философских учениях китайцев. Космогонистические теории выдвигались мыслителями не столько для объяснения происхождения бесконечного многообразия природных явлений, земли, неба т. д., сколько для объяснения первоосновы государства и власти правителя. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, преимущественно из даосизма – наиболее философичной из шести школ древнекитайской философии.
В древнекитайском обществе в силу устойчивости кровнородственной общины (патронимии) человек рассматривался как частица общины, рода, клана. Поэтому при рассмотрении природы человека древнекитайские мыслители брали в качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, “человека вообще”.
Древнекитайская философия была малосистемна. Бессвязность высказываний и сочинений объясняется тем, что формально эти сочинения и высказывания не являются философскими трудами. По китайской традиции изучение философии – не профессия. Философию должен изучать каждый, также как на Западе каждый – ходит в церковь. Цель изучения философии – дать возможность человеку быть человеком, а не каким-то специалистом. Поэтому в Китае не было профессиональных философов, а непрофессиональные философы не создавали формальных философских сочинений.
Была слаба и рационализованность древнекитайской философии. Все сочинения Китая трудны для полного понимания и восприятия для тех, кто не может читать их в оригинале. Причиной этому является языковой барьер. Переводя фразу из какого-либо философского учения, человек дает и свое собственное толкование ее смысла. Но перевод может передать только одну идею, хотя оригинал на самом деле может содержать и многие другие, ускользнувшие от перевода. Живший в V веке Кумараджива – один из самых выдающихся переводчиков буддийских текстов на китайский язык, говорил, что перевод текста подобен разжевыванию пищи для того, чтобы ее съели другие. Если нельзя разжевать пищу самому, это должны сделать другие. Однако после такой операции, аромат и вкус пищи станут намного беднее.
2. Даосизм в истории и культуре древнего Китая.
Основателем школы даосизма являлся Лао-цзы. Он родился в царстве Чу примерно в 580 году до н. э. Имя его было Ли Эр, но позже его ученики прозвали его Лао-цзы, что означает “почтенный учитель”. Основным учением Лао-цзы была рукопись поэмы из пяти тысяч иероглифов, сохранившаяся под названием “Дао-дэ цзин” (путь добродетели). Книга эта оказала огромное воздействие на философию и религию древнего Китая.
Учение даосов тесно смыкается с религией, с оккультными науками, магией, колдовством. Даосизм тесно связан со вторым основным течением китайской философии - конфуцианством. Инь Чжаоэнь, даос, предпринимает попытку соединить три основные религиозные течения (конфуцианство, даосизм, буддизм) воедино: "Когда великий передел разделился, то образовалось три первоначала (сань цай) Они называются Небо, Земля и Человек. Человек также имеет три первоосновы (сань цзун)". Они называются конфуцианство - учение о совершенной мудрости, учение Дао цзы - о сокровенном и учение Будды. Целью всех трех является постижение Дао и делятся они лишь функционально: конфуцианство способствует "заложению основы", учение Лао цзы - "вхождению в ворота" и буддизм - "достижению высшего образца".
Конфуцианцы как и даосы видели существующее несовершенство мира, осуждали его и предлагали свои рецепты для блага человечества. В ходе исторического развития, когда у власти стояла та или иная династия, преобладал либо даосизм либо конфуцианство Эти две тенденции существуют и сейчас. Есть школы даосизма, увлечение проблемами биоэнергетики человека, связи его с космосом, правильное расположение человека в космосе, астрология, хиромантия, иглотерапия давно вышли за пределы Китая и нашли своих почитателей в других странах. Помимо оккультных наук, идеи даосизма в решающей степени определяют китайскую эстетику, прозу и поэзию, театр, живопись, то есть китайскую культуру.
Влияние даосизма на китайскую прозу ощутимо уже ы эпоху раннего средневековья (III - VI в.н.э.). Именно тогда увидели свет первые сборники "чжитуай слошо" (рассказы о духах.), построенные на даосско-религиозных мифах. Первыми их составителями были придворные маги и жрецы. Наряду с шаманством, колдовством, магией в них дана даосская концепция мира(с определенным местом человека в ней), обязательно присутствует главный положительный герой - даосский праведник, носитель подлинного знания. Авторы сборников о потустороннем мире стремились внушить читателю определенные представления в свете собственных философских концепций. В прозе III-VI в. даосы выражали идею протеста против насилия, являлись личностями воплотившими идеи знания и нравственного совершенства. Нравственная доктрина даосизма чужда стремлению к власти, богатству, торжеству насилия, власти над людьми.
Говоря о культуре Китая нельзя не сказать о живописи, о поразительном понимании и чувствовании природы, о китайской эстетике. Существовали особые сочинения о том как писать пейзаж той или иной горы, какой смысл нужно вкладывать в пейзажи. Настоящий мастер должен находиться в тихой обители, в долине чистой и светлой, подобно его духу, ибо природа врачует душу. Он должен быть странником, но путь его странствий и поиски новых мест не должны происходить во внешнем мире. "Не выходя со двора, мудрец познает мир, не выглядывая из окна, он видит естественное дао. Чем дальше он идет, тем меньше познает. Поэтому мудрый человек не ходит, но познает" ("Дао-дэ цзын", 48 жан). Таким образом, пейзажная живопись призвана стать местом странствия человеческого духа, сменив всякую тягу человека к перемене мест и поискам новых впечатлений. Влияние идей даосизма прослеживается у таких знаменитых мастеров классического китайского пейзажа, как Ли Чэна (X в.), Го Сина (X в.), Ми Фу (XII в.), Ни Цзяна (XIV в.).
В ХVI-ХVП в. Китай вышел из эпохи позднего средневековья, состоялся пересмотр традиционных ценностей и взглядов. Все большую популярность приобретали идеи всепроникающего единства мира, развивались астрономия, естественные науки, медицина и фармакология. Даосизм в эту пору приобретает особый статус. Даосы занимают высокие государственные посты, активно участвуют в дворцовых интригах и заговорах, строятся новый даосские храмы. Конфуцианской концепции неизменности, константности ("и в самом малом изменить нельзя") не соответствует духу времени, на смену приходит даосская идея универсальной изменчивости, непрерывного изменения, становления, естественным потоком чего захвачен и сам человек. Концепция изменчивости сдвинула с мертвой точки ортодоксальное пренебрежение к демократическим жанрам литературы и способствовала бурному развитию городской повести, романа, драмы.