Даосизм и Чань-буддизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:05, реферат

Описание

Духовные ценности и культурные традиции Востока характери­зуются тысячелетней историей их развития. Обращение к ним показывает, что трактовать историю и культуру Востока лишь только со стороны его социально-экономической отсталости было бы неверно. Следует понимать, что за внешней социальной неблагополучностью Китая стоит его яркий культурный образ, богатство традиций и духовных ценностей, играющих и по сей день огромную роль, как в жизни всего китайского государства, так и в жизни отдельного китайца.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….....3
1. Специфические черты китайского философствования……………………...4
2. Даосизм в истории и культуре древнего Китая………………………………5
3. Основная идея и смысл даосизма……….……………………………………..7
3.1. Понимание Дао и Дэ в “Дао-дэ цзине”…………………………………..7
3.2. Концепция “возвращения-движения Дао”……………………………….9
3.3. Учение о “совершенномудром человеке” и теория “недеяния”
Лао-цзы………………………………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………11
Список использованных источников ………………………………………….12

Работа состоит из  1 файл

Даосизм.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

 

3. Основная идея и смысл даосизма.

 

“Знание неизменного зовется истиной. Знающий неизменное свободен. Будучи  свободен, он лишен предрассудков. Будучи лишен предрассудков, он всеобъемлющ. Будучи всеобъемлющим, он безбрежен. Будучи безбрежным, он с Истиной. Будучи с Истиной, он живет вечно и за свою жизнь не познает неудач”. (Дао-дэ цзин, 16 жан).

                                        

                                       3.1. Понимание Дао и Дэ в “Дао-дэ цзине”.

 

Согласно учению Лао-цзы, мир состоит из материальной сущности - “Дэ”, и духовной – “Дао”. Дао – одно из важнейших понятий китайской философии. Дао означает всеединое. Оно не имеет ни имени ни формы, неслышимо, невидимо, непостигаемо, но совершенно. Само Дао не изменяется, но является причиной всех изменений. Оно корень всего, мать всех вещей. Природа, жизнь людей и общество подчиняются единому закону, закону Дао. 

              Понятие Дао  в истории китайской мысли является наибо­лее универсальным и всеобъемлющим.  Являясь идейным стержнем не только  всей натурфилософии и онтологии,  но во многом социоло­гии,  этики,  медицины,  астрологии, это понятие по праву можно назвать  квинтэссенцией философии традиционного Китая.  Дао как изначальная верховная всеобщность,  как великий закон природы и первопричина  всего  сущего  как высшая  абсолютная реальность (Единое), из гигантского пути-потока которого рождается феноме­нальный мир, чтобы, в конце концов уйти туда же и затем появить­ся вновь, но уже обновленным, на протяжении тысячелетий воспри­нималось  в  Китае в качестве генеральной нормы бытия.  Вне Дао китаец,  коль скоро он вообще иногда задумывался и хоть  сколь­ко-нибудь  знал  об этом,  принципов бытия в философском смысле данного слова не мыслил.  Неудивительно, что Дао  как фундамен­тальная категория китайской философии принималась везде и всег­да всеми школами и направлениями.

Дао нельзя определить однозначно, как какую-либо категорию в европейской философии. Это некоторая наиболее первичная кате­гория,  Верховный разум божественного бытия.  Высшего существа, имеющего Разум и Слово, Логос, Бог, Абсолют. Эта категория име­ет различные семантические уровни:  дао-закон, дао-первоначало, дао-единая сущность всего.  Дао -  общее,  имманентно  присущее всем  единичным предметам и явлениям в каждый момент их сущест­вования. Вот как говорится об этом в одном из  основных  даосских трактатов "Дао-дэ цзин":  "Великое дао растекается повсюду. Оно может находиться и вправо и влево. Дао в огромном не исчерпыва­ется,  в мельчайшем не отсутствует. Поэтому-то оно представлено полностью во всей тьме вещей.  Обширное-обширное оно все в себе объемлет" [1, с. 202].  "Человек следует законам земли.  Земля следует законам неба.  Небо следует законам дао,  а дао следует самому  себе" [2, с. 122].  Согласно другому древнему даосскому трактату,  "Чжуан-цзы",  "дао объединяет в единстве и  балку  и столб,  и уродину и красавицу Си Ши, и великодушие и коварство, и странное и чудовищное",  дао - это  универсальная  закономер­ность  мироздания,  познав Дао,  мы познаем эту закономерность. "Небо не может не быть высоким, земля не может не быть широкой, Солнце  и Луна не могут не двигаться - они получают это от Дао" [3,  т.1,  с. 58]. Весь порядок космоса порожден дао и определен им во всех своих проявлениях. Отступление от природного порядка наносит вред не только самой природе,  но и отступникам от  ее истинной сути - Дао. Человеческое своеволие, нарушение Дао при­водит людей к гибели.  "Кто не соблюдает Дао,  погибнет  раньше времени" - написано в "Дао-дэ цзин".  Но необходимость,  заклю­ченная в дао, не является жесткой или безальтернативной. Единая истинная необходимость, символизирующая Дао, в даосизме связана с предельной Красотой, Истиной и Гармонией, выступает как изна­чальная заданность, а Дао выступает как подлинный смысл жизни.

Таким образом, в раннем даосизме "любой феномен включается в мировое единство через имманентную ему единую сущность дао, и представляет  собой  оформленный  способ существования всеобщей энергетической субстанции - ци" [3, с.30].  Но  древнекитайские даосы не только давали определения основным категориям, они при­зывали людей постичь красоту Дао,  учение о  Дао:  "Те,  кто  в древности обрел учение,  радовались и в беде, и в удаче. Их ра­дость не зависела ни от беды,  ни от удачи.  Впасть в заблужде­ние,  отказаться от Дао, не быть способным видеть красоту и ра­доваться - неистинное состояние". "Все те, кто не способен нас­лаждаться своими мыслями и желаниями, поддерживают жизнь долгие года, не понимая пути" [1, с.265].

 

3.2.  Концепция “возвращения-движения Дао”

 

Согласно одному из основных принципов даосизма, в мире нет ничего постоянного, все находится в движении, все изменяется, переходя из одной противоположности в другую, в соответствии с основным принципом Дао.

Самый фундаментальный из законов, что управляют изменением вещей, гласит: “когда вещь достигает своего предела, она переходит в противоположное”. Это не слова Лао-цзы, а китайская поговорка, идея которой, несомненно, идет от Лао-цзы. Сам он говорил: “Возвращение – это движение Дао” и “Идти дальше и дальше - значит возвращаться снова”. Смысл этого в том, что если что-нибудь развивается до каких-то предельных качеств, эти качества неизменно обращаются в свою противоположность.

Таков закон природы. Поэтому: “Счастье основано на бедствии, а бедствие покоится на счастье” (58 жан), “Владеющие немногим – приобретут, владеющие многим - собьются с пути” (22 жан).

Возникает вопрос: что есть предел развития? “Дао-дэ цзын” не дает ответов на подобные вопросы. Но очевидно, что предел для каждой вещи и для любого человека определяется его субъективными качествами и внешними объективными обстоятельствами. Лао-цзы говорил: ”Если люди высокого богатства и положения надменны, они обрекают себя на саморазрушение ”. Надменность - признак того, что развитие достигло предела. Этого и следует остерегаться. Когда человек переедает, он страдает. При переедании, то, что обычно хорошо для организма, становится губительным.

Таковы законы, управляющие изменением вещей. Лао-цзы называет их неизменными.

 

3.3. Учение о “совершенномудром человеке” и теория “недеяния” Лао-цзы 

    

Последователи даосизма не отвергали необходимость  улучше­ния земного бытия,  выключая принципы организации общества, необходимость мудрой администрации. По этому вопросу у даосов бы­ла разработана теория ("увэй" - недеяние).  Согласно их воззре­ниям,  идеальная политическая система такова: правитель неосоз­нанно практикует недеяние - "увэй", народ не подозревает о воз­действии на него правителя и не ощущает этого воздействия. "Ве­ликое дао естественно,  высшее дэ.  При этом совершенный прави­тель не говорит, а деяния совершаются, не действует, а дела за­вершаются,  и тогда народ может преисполниться к нему доверием.

Обязанность совершенномудрого правителя не в том, чтобы делать что-то, а в том, чтобы вообще ничего не делать, либо разрушать созданное. Причина этого в том, что все беды мира кроются не в том, что что-то не сделано, а в том, что как-раз сделано уже слишком много. Лао-цзы говорит: ”Чем больше в Поднебесной ограничений и запретов, тем беднее народ. Чем больше у людей острого оружия, тем в большем беспокойстве государство. Чем более искусны ремесленники, тем опаснее их изобретения. Чем больше издавать законов, тем больше появится разбойников и воров”.

Поэтому совершенномудрый правитель уничтожает все причины бедствий в мире, а затем правит недеянием. В состоянии недеяния он не совершает ничего, но все дела при этом   завершены.

Следовательно, государственно-правовые воззрения даосизма направлены на построение власти в соответствии с принципом у-вэй, т.е. принципом недеяния. 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

          

 

           

 

 

 

 

 

 

                                      

 

Заключение.

 

 

         Человек отличается от животного тем, что когда он делает что-то, он понимает, что он делает и для чего он это делает. Понимание и самоосознавание придают для него значимость тому, что он делает.

        Проблема каждого, в том, чтобы правильно понимать смысл окружающих вещей и поступков. Каждый, решая эту задачу, использует самые разные взгляды и мнения. Для одного человека важны мнения его родителей, для другого важнее та религия, к которой он принадлежит, кто-то вообще ничем не руководствуется, надеясь на свое собственное чувство.

         Даосизм, развиваясь и возвращаясь к себе, пережил века, и даже сейчас не потерял своей актуальности. Когда привычные взгляды рядовых людей не дают ответа на вопрос о смысле их собственных поступков и действий, когда наука не в состоянии опытным путем объяснить закономерность происходящих событий, именно тогда следует обратиться к тому, что мы называем философией даосизма, так как именно она наиболее доступно и понятно объясняет жизненные позиции и следствия из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Список использованных источников.

 

  1. Позднеева Л. Д. Атеисты, материалисты, диалектики древне­го Китая. М. , 1967
  2. Древнекитайская философия, т.1, 2. М. , 1972, 1973
  3. Васильев Л. С. Дао и даосизм в Китае. М. , "Наука", 1982
  4. Линь-цзы. Дао-дэ цзин ши и. (Комментарии к "Дао-дэ цзин’у"). - Тао 3, бэнь 1.

5.   Фэн Ю-Лань. Краткая история китайской философии. СПб., 2000

 

  

2

 



Информация о работе Даосизм и Чань-буддизм