Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Диалектика и синергетика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:59, контрольная работа

Описание

Но в науках физико-химического цикла идея развития пробивала себе дорогу очень сложно. Вплоть до второй половины XX в. в ней господствовала исходная абстракция закрытой обратимой системы, в которой фактор времени не играет роли. Даже переход от классической ньютоновской физики к неклассической (релятивистской и квантовой) в этом отношении ничего не изменил. Правда, в классической термодинамике был сделан некоторый робкий прорыв — введено понятие энтропии и представление о необратимых процессах, зависящих от времени.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………….…… 3
2. Диалектика и ее исторические формы. Объективная и субъективная диалектика. Особенности социальной диалектики………………………………………..4
2.1 Исторические формы диалектики…………………………………………………4
3. Диалектика как теория всеобщей связи и развития. Элементы диалектики. Диалектика бытия и мышления………………………………………………………….….6
3.1 Законы диалектики………………………………………………………………....7
4 Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов. Принцип системности и синергетическое видение мира…………………….8
5. В четвертом вопросе, основываясь на приведенных первоисточниках, Вам необходимо раскрыть эвристический потенциал глобального эволюционизма как основы современной научной картины мира……………………………………………..10
5.1 Глобальный эволюционизм………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 35.18 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

Институт информационных технологий

Специальность Техническое Обеспечение Безопасности

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По курсу философии

«Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Диалектика и синергетика» 

                             Вариант № 23

Студент-заочник 1 курса

 

 

Минск, 2011

План:

1 Введение

 2. Диалектика и ее исторические формы. Объективная и субъективная диалектика. Особенности социальной диалектики.

3. Диалектика как теория всеобщей связи и развития. Элементы диалектики. Диалектика бытия и мышления.

4 Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов. Принцип системности и синергетическое видение мира.

5. В четвертом вопросе, основываясь на приведенных первоисточниках, Вам необходимо раскрыть эвристический потенциал глобального эволюционизма как основы современной научной картины мира.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 1.  Введение……………………………………………………………………….…… 3

2. Диалектика и ее исторические формы. Объективная и субъективная диалектика. Особенности социальной диалектики………………………………………..4

2.1 Исторические формы диалектики…………………………………………………4

3. Диалектика как теория всеобщей связи и развития. Элементы диалектики. Диалектика бытия и мышления………………………………………………………….….6

3.1 Законы диалектики………………………………………………………………....7

4 Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов. Принцип системности и синергетическое видение мира…………………….8

5. В четвертом вопросе, основываясь на приведенных первоисточниках, Вам необходимо раскрыть эвристический потенциал глобального эволюционизма как основы современной научной картины мира……………………………………………..10

5.1 Глобальный эволюционизм………………………………………………………13

Заключение…………………………………………………………………………….15

Литература……………………………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Введение

 

Одна из важнейших идей европейской цивилизации —  это  идея развития мира. В своих простейших и неразвитых формах она начала проникать  в естествознание еще в XVIII в. Но уже XIX в. по праву может быть назван веком  эволюции. Сначала в геологии, затем  биологии и социологии теоретическому моделированию развивающихся объектов стали уделять достаточно большое  внимание.

Но в науках физико-химического  цикла идея развития пробивала себе дорогу очень сложно. Вплоть до второй половины XX в. в ней господствовала исходная абстракция закрытой обратимой  системы, в которой фактор времени  не играет роли. Даже переход от классической ньютоновской физики к неклассической (релятивистской и квантовой) в этом отношении ничего не изменил. Правда, в классической термодинамике был  сделан некоторый робкий прорыв —  введено понятие энтропии и представление  о необратимых процессах, зависящих  от времени. Этим самым в физические науки была введена “стрела времени”. Но, в конечном счете, и классическая термодинамика изучала лишь закрытые равновесные системы, а неравновесные  процессы рассматривались как возмущения, второстепенные отклонения, которыми следует пренебречь в окончательном  описании познаваемого объекта.

Проникновение идеи развития в геологию, биологию, социологию, гуманитарные науки в XIX — первой половине XX в. происходило независимо в каждой из этих отраслей познания. Философский  принцип развития мира (природы, общества, человека) не имел общего, стержневого  для всего естествознания (а также  для всей науки) выражения. В каждой отрасли естествознания он имел свои (независимые от другой отрасли) формы  теоретико-методологической конкретизации.

Только к концу XX в. естествознание нашло теоретические и методологические средства для создания единой модели универсальной эволюции, выявления  общих законов природы, связывающих  в единое целое происхождение  Вселенной (космогенез), возникновение  Солнечной системы и нашей  планеты Земля (геогенез), возникновение  жизни (биогенез) и, наконец, возникновение  человека и общества (антропосоциогенез).

2. Диалектика и ее  исторические формы. Объективная  и субъективная диалектика. Особенности  социальной диалектики.

 

Диалектика – это  учение наиболее общих законах природы, общества и познаний, и основанный на этом учении универсальный метод  мышления и действия. Еще диалектику можно назвать, как метод аргументации в философии, а также способ и  форма теоретического мышления.

2.1 Исторические формы  диалектики.

 

Смена исторических форм диалектики происходила следующим образом:  каждая последующая форма выбирала все ценное, что содержала предыдущая. В истории философии сложились  три основные формы диалектики.

- Античная диалектика. Если перенесемся в историю  возникновения диалектики, то можно  узнать, что впервые слово диалектика  ввел Сократ, для обозначения  метода философствования. Для него  это способ для рассуждения,  в результате которого раскрываются  внутренние противоречия и выявляются  мнения, ведущие к истине. Античная  диалектика была основана на  чувственном восприятии человека, формулировала понимание действительности, как изменчивой, совмещающей в  себе противоположностей.

-  Идеалистическая диалектика. Это диалектика как общая теория  развития, метод деятельности разума, который самодействует по законам  противодействия, триады и отрицания.  В этот период философия диалектики  достигла своего достаточно высокого  уровня, благодаря представителю  объективного идеализма Гегелю. Существенная особенность идеалистической  диалектики Гегеля является то, что абсолютная идея, абсолютный  дух рассматривается Гегелем  в развитии (процесс, направленный  на изменение материальных и  духовных объектов, с целью их  усовершенствования), в движении.

Важнейший принцип диалектики, как было уже выше сказано –  рассмотрение предметов непосредственно  в движении. В окружающем мире, где  все едино и целостно, где каждый предмет связан друг с другом, предметы, которые взаимодействуют друг с другом, необходим принцип всестороннего рассмотрения. Разумное понимание, какой либо вещи, возможно, только лишь при исследовании всей совокупности ее связи и отношений. Материалистическая диалектика - последовательное критическое и революционное учение, она не терпит застоя, не налагает никаких ограничений на познание и его возможности и показывает исторически преходящий характер всех форм общественной жизни. Неудовлетворённость достигнутым - её стихия, революционная активность - её суть. «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу»

Диалектика существует в двух формах. Первая из них –  субъективная диалектика. Это диалектика нашего мышления, учение об универсальных  закономерностях развития знания и  деятельности по приобретению знаний. Законы познания и законы развития внешнего мира совпадают по содержанию, но различны по форме. Два основных момента такого совпадения: само мышление функционирует по законам диалектики, мышление отражает внешний мир в  своих понятиях, законах, отражает объективную  диалектику.

Вторая форма диалектики – объективная диалектика. Это  учение об универсальных закономерностях  неисчерпаемого многообразия материальных объектов. Она включает в себя описание объективной взаимосвязи – атрибутов  объектов.

Социальная философия  – это раздел философии, который  отвечает на вопросы о том, что  такое общество и какое место  в нем занимает сам человек.

Социальная философия  в этом понимании сближается с  теоретической социологией. Различие заключается, , в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, Философия же, выполняет критическую  функцию. Социальная философия нацелена на познание общества, но одновременно она выступает и одной из форм общественного сознания – ценностным знанием людей о переживаемой и осмысливаемой ими действительности, в котором  социальная философия стремится выстроить систему идеальных интенций (предпочтений и установок) для определения должного развития общества, обосновать определенные идеалы, ценностные цели и задачи общественного развития, выстроить смыслы жизнедеятельности людей.

Данная социальная диалектика отличается тем, что она исследует  всеобщие отношения социального  бытия, рассматривая историческую уникальность общественной жизни в качестве одной  из подсистем мира, занимающей в  нем специфическое место. Социальная философия изучает специфические  закономерности проявления общественной жизнедеятельности людей, которые  характерны как особые формы бытия  в мире. Поэтому социальная философия  представляет интегральный взгляд на мир бытия людей в целом.

3. Диалектика как теория  всеобщей связи и развития. Элементы  диалектики. Диалектика бытия и  мышления.

 

Все что нас с вами окружает в обычном мире, все предметы, объекты находятся в самых  разнообразных отношениях. Вся эта  система представляет собой всеобщее.

Принцип всеобщей связи  утверждает, что связь носит всеобщий характер, все взаимодействует друг с другом, связь не берется ни откуда, а присуща своим предметам.

Связь – это такое  отношение зависимости между  явлениями, вещами, процессами, где  один объект действует на другой веществом, энергией или информацией, когда  изменение одного объекта необходимо предполагает изменение другого. Среди  различных типов связей (притяжение и отталкивание, симпатия и антипатия, борьба видов и межклассовая борьба) особое место образуют систематизирующие  связи.

Система – это такое  соединение элементов, которое приводит к возникновению свойств не присущих предметам в их разобщенности. Кроме  замкнутых систем существуют отрытые (биологические, социальные, технические) самоорганизующиеся системы, то есть системы  с источниками и стоками энергии, вещества и информации. Они описываются  категориями синергетики.

Устойчивые связи между  элементами образуют структуру системы, то есть обеспечивает ее упорядоченность. Именно этот  характер показывает организованность системы.

Постоянно развивающаяся  борьба противоположного и противоречивого, старого и нового приводит мир  к новым структурам. Все что  происходит в мире, а это изменение (правка, перемена), движение и развитие подчиняется законам диалектики. Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой  вещи. В бесконечном потоке никогда  не прекращается движение, всегда однозначно присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся прежде всего в  устойчивости, проявляющегося в состоянии  покоя.

Покой – это состояние  движения, которое не нарушает стабильность предмета. Покой всегда имеет относительный  и видимый характер. Если предмет  приобретает абсолютный покой, то он перестает существовать.

Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие.

Взаимодействие – это  принцип всеобщей связи отражает системность мира, указывая на связь, на объединение всех предметов носящую  универсальность.

3.1 Существует три закона (диалектики: закон единства и  борьбы противоречий, закон взаимоперехода  количественных и качественных  изменений, закон отрицания отрицания. 

 

Первый закон борьбы противоречий вскрывает проблему развития. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т.е. каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин, а в силу наличия  в себе противоположных процессов. Всем предметам, объектам, процессам  реального мира внутренне присуще

противоположные стороны, тенденции. Они одновременно находятся  в единстве и взаимоисключении (борьбе) и составляют противоречия. Взаимоисключение, борьба

противоположностей на определенной фазе порождает импульс. Источник развития и самодвижения, что приводит к исчезновению старого  и рождению нового качества. Этому  закону можно добавить такие слова, как борьба, развитие, противоречие.

Противоречие - это такое  отношение противоположных моментов внутри системы, которое делает ее самодвижущейся и которое проявляется через  взаимообусловленность этих моментов и одновременно их взаимоотрицание.

Второй закон - закон  взаимоперехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм диалектического  механизма, т.е. отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие в природе и в человеческом сознании. Трактовка закона: развитие происходит путем постепенных количественных изменений, а затем скачкообразного  перехода к новому качеству.

Третий закон - закон  отрицания отрицания показывает направленность развития. Согласно этому  закону, развитие представляет собой  процесс бесконечных отрицаний, в результате которых происходит поступательное развитие от простого к сложному, от низшего к высшему.

Само понятие закона – это и есть категория. А с  другой стороны, сами категории являются законами. Категория – это общие  понятия, которые отражают наиболее существенные закономерные связи и  отношения реальности. Существуют основные категории диалектики. Такие как: единичность, явление, свобода, необходимость, случайность и т.д.

Существует также такое  понятие, как принципы диалектики. Принцип  – это сложная форма знаний, которая включила в себя новую  форму исследований. К таким принципам  обычно относят принцип развития, движения, логики и теории, единства.

4 Диалектика и синергетика.  Роль синергетики в осмыслении  эволюционных процессов. Принцип  системности и синергетическое  видение мира.

Информация о работе Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Диалектика и синергетика