Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:59, контрольная работа
Но в науках физико-химического цикла идея развития пробивала себе дорогу очень сложно. Вплоть до второй половины XX в. в ней господствовала исходная абстракция закрытой обратимой системы, в которой фактор времени не играет роли. Даже переход от классической ньютоновской физики к неклассической (релятивистской и квантовой) в этом отношении ничего не изменил. Правда, в классической термодинамике был сделан некоторый робкий прорыв — введено понятие энтропии и представление о необратимых процессах, зависящих от времени.
1. Введение……………………………………………………………………….…… 3
2. Диалектика и ее исторические формы. Объективная и субъективная диалектика. Особенности социальной диалектики………………………………………..4
2.1 Исторические формы диалектики…………………………………………………4
3. Диалектика как теория всеобщей связи и развития. Элементы диалектики. Диалектика бытия и мышления………………………………………………………….….6
3.1 Законы диалектики………………………………………………………………....7
4 Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов. Принцип системности и синергетическое видение мира…………………….8
5. В четвертом вопросе, основываясь на приведенных первоисточниках, Вам необходимо раскрыть эвристический потенциал глобального эволюционизма как основы современной научной картины мира……………………………………………..10
5.1 Глобальный эволюционизм………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………………..16
В связи с научной революцией на рубеже 20 веков сменилась пирамида науки, что и привело к развитию диалектики, к уточнению ее принципов и критериев. А возникновение кибернетики и системного подхода внесло коррективы в состав диалектики.
Особое значение в науке приобретает такое направление как синергетика. Основоположником синергетики является Ханкен. С возникновением синергетики ряд ученых перенесли роль с диалектики на синергетику. Также ученые отстаивающие прежние позиции диалектики, пытаются найти это в синергетике.
Я хочу сразу объяснить, что синергетика и диалектика взаимосвязаны. Приведу для этого следующие аспекты:
- Предметом диалектики
служат всеобщие законы
- объектом диалектики и синергетики является мир во всех проявлениях.
- диалектика рассматривает
мир, как единое целое. Так
же как синергетика. Единство
мира отражено в диалектике, как
принцип «единство в
Данная идея является исходной и во всех концепциях самоорганизующихся систем, т.е. в синергетике. Синергетика утверждает, что развитие открытых систем протекает путем нарастающей упорядоченности. В процессе развития такой системы наблюдаются две фазы:
- период плавного эволюционного
развития с хорошо
- выход из критического состояния одномоментно, скачком и переход в новое устойчивое состояние с большей степенью сложности и упорядоченности. В синергетике переход из одного устойчивого состояния в другое неоднозначен.
Для развитии концепции самоорганизации является системообразующий фактор.
Самоорганизация –
это самождвижение,
Системообразующий фактор
– это то ради чего
Самосуществование мира и материи является системообразующим фактором. В синергетике аналогом системообразующего фактора выступает определенная область устойчивого состояния самоорганизующейся системы, называемой аттрактором. Аттрактор – это совокупность внешних и внутренних условий, способствующих выбор системой одного из вариантов развития. Другими словами, это идеальное конечное состояние, к которому стремиться система в своем развитии.
Порождаемая неравновесными внешними условиями неустойчивость приводит к увеличению интенсивности диссипации, вследствие чего создаются условия возникновения новой неустойчивости. С другой стороны, если бы в результате возникновения неустойчивости интенсивность диссипации снижалась, то система по своим свойствам приблизилась бы к некоторой равновесной замкнутой системе, т.е. к состоянию, в котором затухают любые флуктуации.
. Для диссипативных структур
характерна устойчивость, которая
одновременно является
Перед современным человеком чаще возникают задачи, требующие не физической, а умственной адаптации. При обучении – формировании условных рефлексов, навыков, идей возбуждение нейронов в высших отделах мозга активизирует в них производство нуклеиновых кислот и белков. Белки из тела нейронов поступают в отростки, которыми нервные клетки контактируют между собой. Так, перестраиваются межнейронные связи, возникают новые нейронные сети.
Сегодня модели нейронных и иммунных сетей строятся в рамках представлений о диссипативных структурах.
5. В четвертом вопросе,
основываясь на приведенных
Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек должен пытаться познать этот мир. Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытаемся создать общее - научную картину мира. Содержанием ее являются основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль научного мышления на данном этапе развития науки и культуры человечества.
В каждый период развития человечества формируется научная картина мира, которая отражает объективный мир с той точностью, адекватностью, которую позволяют достижения науки и практики. Кроме того, картина мира содержит и нечто такое, что на данном этапе наукой еще не доказано, т. е. некоторые гипотезы, предвидения, которые в будущем могут прийти в противоречие с опытом и достижениями науки, так что некоторые места в картине мира придется дополнять».
Как отмечают многие исследователи, «научная картина мира, безусловно, слишком большая и запутанная тема, чтобы можно было содержательно исследовать ее целиком…»
Но «главное же, что выделяет именно научную картину мира из всех остальных картин мира, - это конечно же “научность” этой картины мира. Поэтому, чтобы понять особенность научной картины мира, необходимо понять особенность науки как специального вида человеческой деятельности». Поэтому, чтобы понять, что такое современная научная картина мира обратимся к изучению определения «научная картина мира».
Научная картина мира понимается
как "система наиболее общих представлений
о мире, вырабатываемых с помощью
фундаментальных понятий и
Как говорили известные ученые:
« Наше видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, темпоральности и сложности. Долгое время в западной науке доминировала механическая картина мироздания. Ныне мы сознаем, что живем в плюралистическом мире.
…. В наши дни основной акцент научных исследований переместился с субстанции на отношение, связь, время… По своему характеру наша Вселенная комплексна. Структуры могут исчезать, но могут и возникать… Искусственное может быть детерминированным и обратимым. Естественное же непременно содержит элементы случайности и необратимости. Это замечание приводит нас к новому взгляду на роль материи во Вселенной. Материя – более не пассивная субстанция, описываемая в рамках механической картины мира, ей также свойственна спонтанная активность… Понятие энтропии для того и было введено, чтобы отличать обратимые процессы от необратимых: энтропия возрастает только в результате необратимых процессов.
… На протяжении ХIХ в. в
центре внимания находилось исследование
конечного состояния
Мы пологаем, что находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы. Возможно, когда-нибудь нам удастся слить воедино западную традицию, придающую первостепенное значение экспериментированию и количественным формулировкам, и такую традицию, как китайская, с ее представлениями о спонтанно изменяющемся самоорганизующемся мире…
На всех уровнях, будь то уровень макроскопической физики, уровень флуктуаций или микроскопический уровень, источником порядка является неравновесность. Неравновесность есть то, что порождает «порядок из хаоса».
Что я хочу сказать по
поводу научной картины мира и
глобального эволюционизма. Я бы
сказал так: «Научная картина мира -
особая форма теоретического знания,
репрезентирующая предмет исследования
науки соответственно определенному
этапу ее исторического развития,
посредством которой
5.1 Глобальный эволюционизм
– это философский,
В концепции глобального
эволюционизма Вселенная
В концепции глобального эволюционизма подчеркивается важнейшая закономерность — направленность развития мирового целого на повышение своей структурной организации. Вся история Вселенной — от момента сингулярности до возникновения человека — предстает как единый процесс материальной эволюции, самоорганизации, саморазвития материи.
Важную роль в концепции
универсального эволюционизма играет
идея отбора: новое возникает как
результат отбора наиболее эффективных
формообразований, неэффективные же
инновации отбраковываются
Что я хочу сказать по
поводу научной картины мира и
глобального эволюционизма. Я бы
сказал так: «Научная картина мира -
особая форма теоретического знания,
репрезентирующая предмет исследования
науки соответственно определенному
этапу ее исторического развития,
посредством которой
Идея глобального
Заключение
Итак, в философии существуют две основные концепции развития - диалектика и метафизика. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Развитие происходит путем накопления количественных изменений, которые приводят к качественным, к изменению формы, к образованию новых противоречий.
Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник. И та и другая концепция описывает реальные процессы. Диалектика делает акцент на изменчивой стороне предметов, метафизика описывает их устойчивые характеристики.
Диалектический метод правомерен прежде всего при рассмотрении именно тех явлений, которые обладают ярко выраженными диалектическими характеристиками самовоспроизведения и самодетерминации. Он неправомерен тогда, когда его пытаются применить к тем явлениям, которые такими характеристиками в достаточной степени не обладают и получают.
Проведя работу по данной контрольной я узнал, что в истории философии сложились три основные формы диалектики:
античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.);
немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем;
материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Если бы мне было необходимо выбрать какой из форм диалектики придерживаться, я бы, к моему великому сожалению, выбрал бы материалистическую диалектику марксизма. Теории Гегеля очень занимательны и идеалистичны. Я хотел бы верить в то что мир устроен совершеннее, чем приходится видеть. Но, необходимо признать что материализм логичнее. Ибо человек скорее захочет верить в то, что он создает мир вокруг себя, а не мир вливает в него жизнь. Естественно мы говорим только о духовном и разумном мирах.
Литература
1. Алексеев, П. В. Теория познания и диалектика / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1991.
2. Добронравова, И. С. Синергетика:
становление нелинейного
3. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса : Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986.
4. Гегель Г. Философия истории. - СПб.: Наука, 1993.
Литература
1. Алексеев, П. В. Теория познания и диалектика
/ П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1991.
2. Добронравова,
И. С. Синергетика: становление нелинейного
мышления. – Минск, 1993.