Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:26, контрольная работа
Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложенная наиболее полно в «Науке логике». В этом произведении Гегель дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. Диалектический метод встречался в философии и до Гегеля. Первоначально термин «Диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался преимущественно в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности (учение о развитии Гераклита, Зенона, Канта).
Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Диалектика количественных и качественных изменений…………..…..5
1.1Качество и свойство………………………………………………..….…7
1.2Качество и количество. Мера………………………………………….....8
1.3 Переход в новое качество………………………………………………10
1.4Скачки в развитии……………….……………………………….……...11
Заключение …………………………………………………………………….…..14
Список литературы…………………………………………………………………15
Представление о скачке связано с ускорением
процесса во времени. Считается, что скачок
— всегда относительно ускоренное развитие
изменений. Такое представление схватывает
лишь один момент. Определяющим является
преобразование качества. Скачок — это
переход от одного качества к другому.
В мировоззренческом отношении скачки
не являются привилегией человека и человеческого
общества, но присущи развитию любых материальных
систем, в том числе природных, различаясь
по силе, динамизму, организационной структуре
и т.п. Остановимся на самых общих подразделениях
скачков. Скачки различаются прежде всего
по формам движения материи. Второе основание
разделения скачков — время их протекания.
По этому признаку все скачки подразделяют
на разовые (скачки-взрывы) и стадиобразные
(«постепенные»). На обыденном уровне такое
деление производится с ориентацией на
среднюю продолжительность жизни человека,
на уровне научного мышления — сравнительно
со временем существования основного
объекта исследования, с предшествующим
этапом его развития. Есть скачки, совершаемые
в миллионные доли секунды, и есть скачки
в миллионы, а то и в миллиарды лет. Следствием
такого деления скачков на два вида является
конкретизация определения понятия «скачок».
Скачок — это момент или стадия превращения
одного качества в другое. При скачке-взрыве
изменяется сразу вся система, при постепенном
скачке — поочередно отдельные подсистемы,
стороны и части системы. Скачки взрывного,
«разового» типа характерны для систем
со сравнительно жесткой организацией
или структурой, а постепенные скачки
свойственны преимущественно системам
с пластичной, гибкой организацией.
Третье основание деления — количество
систем или подсистем, включенных в скачок
— дает два вида скачков: одинарные и комплексные
(или интегральные). Промышленная революция
в Англии в последней трети XVIII — первой
четверти XIX в. или революция в физике на
рубеже XIX-XX вв. — это примеры одинарных
скачков. Современный же научно-технический
прогресс — это интегральный, комплексный
скачок, вовлекший в свою орбиту и естествознание,
и общественные науки, и технику, и производство.
Четвертое основание классификации скачков
— отношение к главной стороне сущности
предметов. На этом основании скачки подразделяются
на коренные и некоренные. Нельзя сказать,
что второе название удачно, так как «некоренной»
скачок, поскольку он скачок, тоже должен
относиться к сущности («корню») предмета.
В прямом смысле слова это уже не скачок.
Но с ним обычно связывают представление
о качественных, сущностных изменениях
на «подсистемном» уровне развития объекта,
в отдельных комплексах его элементов,
в его состояниях и т.п. Возможно, их следует
называть «микроскачками», но это требует
дополнительного обсуждения. И последнее,
пятое основание деления скачков — их
роль в развитии. С этой точки зрения скачки
бывают прогрессивные, регрессивные и
одноуровневые (нейтральные по отношению
к прогрессу и регрессу).
Заключение
Выражая объективно существующие процессы развития в их определенном аспекте, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, описывая механизм саморазвития, имеет важный методологический смысл как в теории, так и на практике. Его действие обнаруживается не только в природе, в исследованиях природных объектов, но и в области общественной жизни, изменение которой происходит благодаря качественным изменением совокупностей жизненных факторов.
Закон перехода количественных изменений
в качественные проявляется своеобразно
в различных процессах и в разных исторических
условиях, и его методологическое значение
состоит в том, что он, во-первых, указывает
общий для всех явлений объективного мира
путь развития и, во-вторых, требует это
общее найти в конкретном, уловить, понять
в каждом отдельном случае особые, специфические
формы перехода, чтобы действовать наиболее
успешно.
Список литературы
1. Невлева И.М. Философия. – М., 1998
2. Радугин А.А. Философия. – М., 1995
3. Спиркин А.Г. Основы философии. – М., 1988
Информация о работе Диалектика количественных и качественных изменений