Диалектика количественных и качественных изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:26, контрольная работа

Описание

Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложенная наиболее полно в «Науке логике». В этом произведении Гегель дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. Диалектический метод встречался в философии и до Гегеля. Первоначально термин «Диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался преимущественно в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности (учение о развитии Гераклита, Зенона, Канта).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Диалектика количественных и качественных изменений…………..…..5

1.1Качество и свойство………………………………………………..….…7

1.2Качество и количество. Мера………………………………………….....8

1.3 Переход в новое качество………………………………………………10

1.4Скачки в развитии……………….……………………………….……...11

Заключение …………………………………………………………………….…..14

Список литературы…………………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН философия.docx

— 31.26 Кб (Скачать документ)

    Представление о скачке связано с ускорением процесса во времени. Считается, что скачок — всегда относительно ускоренное развитие изменений. Такое представление схватывает лишь один момент. Определяющим является преобразование качества. Скачок — это переход от одного качества к другому. В мировоззренческом отношении скачки не являются привилегией человека и человеческого общества, но присущи развитию любых материальных систем, в том числе природных, различаясь по силе, динамизму, организационной структуре и т.п. Остановимся на самых общих подразделениях скачков. Скачки различаются прежде всего по формам движения материи. Второе основание разделения скачков — время их протекания. По этому признаку все скачки подразделяют на разовые (скачки-взрывы) и стадиобразные («постепенные»). На обыденном уровне такое деление производится с ориентацией на среднюю продолжительность жизни человека, на уровне научного мышления — сравнительно со временем существования основного объекта исследования, с предшествующим этапом его развития. Есть скачки, совершаемые в миллионные доли секунды, и есть скачки в миллионы, а то и в миллиарды лет. Следствием такого деления скачков на два вида является конкретизация определения понятия «скачок». Скачок — это момент или стадия превращения одного качества в другое. При скачке-взрыве изменяется сразу вся система, при постепенном скачке — поочередно отдельные подсистемы, стороны и части системы. Скачки взрывного, «разового» типа характерны для систем со сравнительно жесткой организацией или структурой, а постепенные скачки свойственны преимущественно системам с пластичной, гибкой организацией.  Третье основание деления — количество систем или подсистем, включенных в скачок — дает два вида скачков: одинарные и комплексные (или интегральные). Промышленная революция в Англии в последней трети XVIII — первой четверти XIX в. или революция в физике на рубеже XIX-XX вв. — это примеры одинарных скачков. Современный же научно-технический прогресс — это интегральный, комплексный скачок, вовлекший в свою орбиту и естествознание, и общественные науки, и технику, и производство. Четвертое основание классификации скачков — отношение к главной стороне сущности предметов. На этом основании скачки подразделяются на коренные и некоренные. Нельзя сказать, что второе название удачно, так как «некоренной» скачок, поскольку он скачок, тоже должен относиться к сущности («корню») предмета. В прямом смысле слова это уже не скачок. Но с ним обычно связывают представление о качественных, сущностных изменениях на «подсистемном» уровне развития объекта, в отдельных комплексах его элементов, в его состояниях и т.п. Возможно, их следует называть «микроскачками», но это требует дополнительного обсуждения. И последнее, пятое основание деления скачков — их роль в развитии. С этой точки зрения скачки бывают прогрессивные, регрессивные и одноуровневые (нейтральные по отношению к прогрессу и регрессу).                                                    Выделяются и другие виды скачков: глобальные и локальные, необходимые и случайные и т.п. При конкретном применении закона перехода количества в качество, в частности понятия скачка, следует принимать во внимание все отмеченные основания деления. Иначе возможны недоразумения в оценке явлений действительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Выражая объективно существующие процессы развития  в  их  определенном аспекте, закон взаимного перехода количественных и качественных  изменений, описывая механизм саморазвития, имеет важный методологический  смысл  как  в теории, так и на практике. Его действие обнаруживается не только в  природе, в исследованиях природных объектов,  но  и  в  области  общественной жизни, изменение которой происходит благодаря    качественным    изменением совокупностей жизненных факторов.

     Закон перехода количественных изменений в качественные проявляется своеобразно в различных процессах и в разных исторических условиях, и его методологическое значение состоит в том, что он, во-первых, указывает общий для всех явлений объективного мира путь развития и, во-вторых, требует это общее найти в конкретном, уловить, понять в каждом отдельном случае особые, специфические формы перехода, чтобы действовать наиболее успешно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Невлева И.М.  Философия. – М., 1998

2. Радугин А.А.  Философия. – М., 1995

3. Спиркин А.Г.  Основы философии. – М., 1988

Информация о работе Диалектика количественных и качественных изменений