Диалектика количественных и качественных изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:26, контрольная работа

Описание

Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложенная наиболее полно в «Науке логике». В этом произведении Гегель дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. Диалектический метод встречался в философии и до Гегеля. Первоначально термин «Диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался преимущественно в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности (учение о развитии Гераклита, Зенона, Канта).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Диалектика количественных и качественных изменений…………..…..5

1.1Качество и свойство………………………………………………..….…7

1.2Качество и количество. Мера………………………………………….....8

1.3 Переход в новое качество………………………………………………10

1.4Скачки в развитии……………….……………………………….……...11

Заключение …………………………………………………………………….…..14

Список литературы…………………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН философия.docx

— 31.26 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Диалектика количественных и качественных изменений…………..…..5

           1.1Качество и свойство………………………………………………..….…7

           1.2Качество и количество. Мера………………………………………….....8

           1.3 Переход в новое качество………………………………………………10

           1.4Скачки в развитии……………….……………………………….……...11

Заключение …………………………………………………………………….…..14

Список литературы…………………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложенная наиболее полно в «Науке логике». В этом произведении Гегель дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. Диалектический метод встречался в философии и до Гегеля. Первоначально термин «Диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался преимущественно в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности (учение о развитии Гераклита, Зенона, Канта). Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую совершенную форму. Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия как единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей. Противоречие понимается здесь как мотор, внутренний импульс развития духа вообще. Движение это восходит от абстрактного к конкретному, ко всему более полному, истинному результату. С помощью созданного им диалектического метода Гегель критически переосмысливает все сферы современной ему культуры. На этом пути он всюду открывает напряженную диалектику, процесс постоянного отрицания каждого понятного, достигнутого состояния духа следующим, вызывающим в его недрах состоянием в виде конкретного ему противоречия. Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал три основных закона диалектики - закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания.

     Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность. Количество определял как внешнюю для бытия определенность. Непосредственное конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера - это не просто указатель на единство качества и количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Диалектика количественных и качественных изменений

    При изучении природы перед нашим взором раскрывается великое качественное многообразие ее явлений, процессов, предметов. Уже издавна философия и естественные науки пытались дать ответ на вопрос о том, чем объясняется это качественное многообразие природы, как связаны между собой такие качественно различные явления, как, скажем, неорганическая и органическая (живая) природа, одни виды растений и животных с другими, животные и человек и т.д. Но правильный ответ на этот вопрос не сразу был получен. И это не удивительно, так как неразвитое состояние науки, а также и практической деятельности человека долго не позволяло найти истинный подход к столь сложной и трудной проблеме. Одни философы и ученые считали, что качественное разнообразие природы есть нечто само собой разумеющееся и его нужно принять как факт. Они или не пытались объяснить этот факт, или полагали, что мир был создан в таком виде высшей "творческой" силой – богом – либо каким-то другим сверхъестественным путем. Другие философы и ученые стали на путь отрицания качественного различия между явлениями природы и сводили все к чисто количественному различию. Они признавали развитие, но понимали его как количественные изменения, как количественную группировку и комбинацию каких-то качественно неизменных тел. Этот взгляд на мир возник еще в древности и наиболее широкое распространение получил в XVII и XVIII вв.                                                          Так, древнегреческий философ Анаксагор (V в. до н. э.) учил, что природа состоит из бесконечного количества качественно различных "семян" . Развитие он представлял как количественно различное соединение и разъединение гомеомерий. Один предмет отличается от другого тем, что в нем скапливается больше или меньше однокачественных "семян" вещей. Этот наивный взгляд обосновывался тем, что, например, у человека, употребляющего пищу, растут кости, волосы, ногти и т.п.; следовательно, в пище уже в готовом, но малом виде содержатся кости, волосы, ногти и прочее.

Французский философ XVIII в. Робинэ, в силу слабого  развития биологии не имея возможности  научно объяснить переход от неживой  материи к жизни, объявил все  существующее проявлением органичности, т.е. живого. Он полагал, что между  камнем, дубом, лошадью и человеком  нет качественного различия. "В  камне и в растении, – писал  он, – можно найти те же самые  существенные для жизни принципы, что и в человеческом организме; вся разница заключается в  комбинациях этих признаков, в числе, пропорции, порядке к форме органов". Несомненно, у названных Робинэ предметов есть общее, однако общие свойства не снимают глубокого качественного различия и тех особых законов по которым каждый из этих предметов возникает и существует. Мы ничего не поймем, например, в человеке, в его жизни и деятельности, если возьмем лишь то общее, что объединяет его с камнем или деревом (что они состоят из некоторых общих химических элементов, существуют в пространстве и времени и т.д.). Только выяснение качественных отличий человека от камня, от растения и животного может помочь нам понять его место и роль в общей цепи развития природы.

     Количественная теория развития имела свое историческое оправдание в том что в XVII-XVIII вв. из всех наук наиболее разработаны были механика и математика. Механический, количественный подход к природе неизбежно приводил философов, естествоиспытателей К пренебрежению качественными различиями предметов, к сведению всего богатства форм движения к простейшей механической форме, к пониманию развития как чисто количественной комбинации каких-то качественно неизменных "кирпичей" мироздания. Количественная теория тогда имела прогрессивное значение в борьбе с религией, так как в противоположность последней стремилась найти естественное объяснение многообразия мира. Однако сведение качественного разнообразия предметов и развития к чисто количественным различиям и изменениям глубоко ошибочно.

   Сложным и противоречивым путем, медленно, но верно шла наука к истине, подготовляя возникновение единственно правильного объяснения качественного многообразия мира, устанавливая действительное отношение между количественной и качественной сторонами явлений, процессов. Развитие физики, химии, биологии и других наук помогло человеку проникнуть в сущность явлений, понять развитие как качественные превращения одних предметов в другие в результате количественных изменений. Особенно большое значение имели в этом отношении успехи химии. Энгельс указывал, что "химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава". Развитие физики за последние десятилетия и открытие превращения элементов, радиоактивности, превращения одних "элементарных" частиц в другие снова и снова подтверждают диалектическое понимание развития в природе и вместе с тем обогащают это понимание новыми знаниями. Учение марксистской диалектики о переходе количественных изменений в качественные есть обобщение данных наук о природе, обобщение опыта мировой истории человечества, раскрывающее один из важнейших объективных законов развития.

    1. Качество и свойство

    Зададим себе вопрос: отличается ли вещь чем – либо от другой вещи или ничем не отличается? Если данная вещь для нас ничем не отличается от всякой другой, то тогда невозможно говорить и о нашем познании этой вещи. Если мы знаем, что такое данная вещь, следовательно, она есть для нас нечто, а если нечто, то нечто определенное, а если нечто определенное, то, значит, определенная совокупность тех или иных свойств. Совокупность всех свойств в их целостности и есть качество. Ясно, что если мы не воспринимаем вещь как нечто целое, то мы не в состоянии отличить ее от другой вещи. Поэтому, если мы действительно познаем нечто, то мы, следовательно, обладаем и знанием качества этого нечто, то есть определенности, выделенной из окружающего фона. Качество вещи есть указание на совокупность ее свойств, на ее состав и построение, а также на функциональное назначение как во взаимодействии с другими вещами, так и с познающим субъектом. Иными словами, качество вещи есть нечто существенное для ее познания, для ее практического применения и изготовления. Оно есть то, что дает возможность отличать одну вещь от другой, следовательно, и отождествлять, противополагать, сравнивать, объединять, разъединять и вообще конструировать вещи не только в бытии, на практике, но и в сознании. Путем оперирования категорией качества мы производим как бы наложение одного объекта на другой, что выступает средством отождествления какого – либо объекта с ним самим и дает возможность узнать, что данный объект есть именно это, а не что – либо другое.

     Качество объекта обнаруживается, таким образом, в совокупности его свойств, которые как – то структурно упорядочены: оно есть как бы пучок свойств. С гносеологической точки зрения свойство – первичное и далее неразложимое образование, соотнесенное со столь же элементарным познавательным феноменом – ощущением, а в сложных случаях – с понятием, если оно недоступно ощущающей способности субъекта. Свойства познаются через взаимодействие объектов друг с другом и с субъектом. Свойство, таким образом, есть способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Оно есть именно то, посредством чего нечто проявляет для другого свое специфическое бытие.

 1.2 Качество и количество. Мера.

    Что такое качество? Это совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещам, явлениям, выражают относительную устойчивость предмета, его отличие от других предметов. То, что делает вещь именно данной вещью. Качество отграничивает одну вещь от другой, один класс вещей от других. Гегель определил качество как внутреннюю определенность вещи, тождественную своему бытию. Качества объективны, т.е. существуют независимо от сознания, они объективно присущи предметам и явлениям.                                                                                                                    Противоположна качеству категория количество. Количество определенность вещи, безразличная к своему бытию, внешняя определенность, как говорил Гегель. Это значит, что количественные характеристики, меняясь до определенных пределов, не меняют бытия вещи. Действительно, вода остается жидкостью от О  0 до 100  0, сохраняя свою качественную определенность как воды, в отличие от льда или пара. Различия здесь выступают в виде количества.                                                                             Количество как выражение однородности вещей, сходства их и подобия характеризует величину, степень развития данного качества. Количество выражается числом, объемом, величиной, отражает интенсивность протекания процесса. Количество является важнейшей характеристикой предметов и явлений, что особенно ярко видно из Периодической системы химических элементов Менделеева, где количественная характеристика химических элементов (число протонов в атомном ядре) является важнейшей в определении места элемента в системе и его ключевых характеристик. Качество и количество диалектически связаны между собой как две противоположные стороны предмета. Как любые диалектические противоположности, они одновременно взаимоисключают и обусловливают друг друга. Качественная определенность вещи не существует без количественной и наоборот. Это единство нашло свое отражение в понятии меры, которое ввел Гегель. Он пришел к выводу, что непрерывные количественные изменения, достигая определенного предела, т. е. границы меры, вызывают перерыв, скачок, в результате которых существующий до этого предмет исчезает и возникает новый, на смену качеству приходит новое.   Таким образом, мера - это единство качества и количества, тот количественный интервал, внутри которого сохраняется данное качество. Важность открытия Гегелем данной взаимосвязи хорошо видна, в частности, при анализе атомных превращений. Так, радий 226 при комнатной температуре - серебристо-белый металл, в котором непрерывно происходят количественные изменения: он непрерывно испускает альфа-лучи, ядра гелия, в результате чего его атомный вес понижается. Когда этот вес достигает величины 222, происходит нарушение меры, качественное изменение, и радий превращается в газообразный радон, физические и химические свойства которого иные, чем у радия. Так же обстоит дело и с превращениями других радиоактивных элементов.

   Понятие меры широко используется в теории развивающихся систем, как природных, так и технических. Ученые, занимающиеся кибернетикой, в частности Д. Нейман, доказали, что существует критический уровень сложности системы, при достижении которого поведение ее качественно меняется.  Моменты перехода от одной меры к другой Гегель назвал узловыми точками меры, а весь процесс развития - узловой линией меры. Таким образом, категория меры дает ключ к пониманию механизма действия закона взаимного перехода количественных изменений, и изменений качественных и механизма развития в целом.

    1. Переход в новое качество.

     Переход в новое качество — та планка, которую необходимо взять движению, чтобы не раствориться или не отвердеть в мемориальной форме дальнейшего существования, отжив 25-летний цикл. Для этого ему необходимо занять социально-экономическую нишу в общественном разделении труда. Если общество признает за движением выполнение соответствующих функций, то оно становится явлением совершенно другого порядка.                                                                                                     Л. Гумилёв называет подобную фазу генезиса общества конвиксией и определяет конвиксию, как «общность быта». До конвиксий доросли, из последних примеров, первопроходцы-интернетовцы. FIDO-net, неформальное братство программистов (движение за «Open Source» с Линуксом Торвальдсом, Ричардом Столлменом и др.), синтезировали движение энтузиастов Интернета — как пользователей, так и создателей. Первые в России и на Украине фирмы ISP-провайдеры учреждены фидошниками и хакерами, после чего в генезисе движения принимали участие уже и коммерческие структуры. Затем они или их потомки, в прямом и переносном (клубном) смысле, стали веб-мастерами, авторами контента, блоггерами, уверенно заняли нишу в общественной коммуникации, явно перешли от «общности судьбы» к «общности бытия» и распространили это бытие в общественной ткани.                                                                                                                                                 Традиции и формы существования, выработанные движением, утверждаются в обществе на куда более весомый временной цикл, разрастаясь до целой общественной страты. Новый быт (бытие) этой страты утверждается в общественной ткани.

1.4 Скачки  в развитии

   Скачок - это форма перехода к новому качеству, перерыв линии количественных изменений. Он подготавливается всем предшествующим ходом развития и представляет собой закономерную и всеобщую форму превращения одного качества в другое. Например, переход от одной формы движения к другой; появление жизни на Земле, становление человека и т. д. Характер скачка может быть разным в зависимости от природы явления и условий, в которых он протекает.

Информация о работе Диалектика количественных и качественных изменений